Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сюжеты и символика катакомбного искусства




Первохристианское искусство дошло до наших дней, прежде всего как искусство катакомбное, раскрывающее себя посредством символа. Все встречающиеся символы и сюжеты первохристианского искусства традиционно разделяют на два блока. К первому блоку относят сюжеты и символы своим источником имеющие Священное Писание. Ко второму блоку относят символы и сюжеты, имеющие своим происхождением греко-римскую мифологию. Поэтому они имеют мифологический сюжет и языческие по форме, но христианские по содержанию. О мотивации, побудившей пастырей христианской Церкви принять такого рода символику, Леонид Александрович Успенский пишет так: «Но когда в Церковь стали входить язычники, эти символы оказались им чуждыми и часто малопонятными. Тогда, чтобы приблизить их к постижению истины, Церковь приняла некоторые языческие символы, способные передать известные стороны ее учения. Но, принимая эти символы, Церковь очищала их от языческого содержания, восстанавливая их первоначальный глубокий смысл, который к этому времени был в значительной степени утерян, и использовала их для выражения совершившегося дела спасения». Мы остановимся на наиболее употребляемых среди них.

 

 

Рисунок 4. Агнец. Мозаика на своде. 546-547 гг. Церковь Сан-Витале в Равенне (Италия)

 

Одним из наиболее употребляемых символов в первохристианском искусстве в те далекие времена был образ рыбы. Символика рыбы многогранна. Пять букв, из которых состоит греческое слово рыба, указывают на образ Самого Иисуса Христа. Это объясняет, почему в древних манускриптах Иисуса Христа называют «небесной рыбой». Рыба символизирует и небесные блага (Мф. 7, 9 - 11, 13, 47 - 48; Лк. 5, 10). (Мф. 4, 19; Мк 1, 17). С еще одним толкованием этого образа Самим Господом Иисусом Христом мы встречаемся в Евангелии, где Царствие Божие уподобляется Им сети, полной всякого рода рыбы. Этим обстоятельством, видимо, и было обусловлено появление традиции ношение первыми христианами на шее, подобно тому, как мы носим нательный крест, маленьких рыбок из металла, камня, перламутра или стекла. На этих рыбках вырезали слово «спаси» или «да спасешь», указывая на сакральное этого предмета предназначение.

Образ агнца такой же древний, как и образ рыбы. Будучи символом прежде всего самого Иисуса Христа, он, в тоже время, мог указывать и на христиан вообще (но в первую очередь на апостолов). Агнцы, пьющие воду из горных источников, указывают на утоление жажды душ человеческих живой водой евангельского учения.

Изображение доброго пастыря появляется уже в первом веке по Рождеству Христову (катакомба Домициллы). Этот образ тесно связан с другим символом – агнцем, с которым мы встречаемся в библейских текстах. Так пророки Езекииль (гл. 34) и Давид (Пс. 22) представляют Израиль как стадо овец, пастырем которого является Бог. О Себе самом Христос говорит так: 'Аз есмь Пастырь добрый' (Ин. 10, 14) или 'Несмь послан токмо ко овцам погибшим дому Израилева' (Мф. 15, 24). Догматическое содержание этого иконографического типа таково: «добрый Пастырь - воплощенный Бог - несет на Себе заблудшую овцу - падшую человеческую природу и сочетает ее со Своей божественной славой» (Богословие иконы Православной Церкви, гл.3).

Не менее известным в Ветхом Завете есть и образ виноградной лозы, который становится символом Земли Обетованной. В Новом Завете этот образ используется не менее активно, но приобретает несколько иное значение. В впервохристианских росписях виноградная лоза служит символом рая, для тех христиан, которые причащаются Телу и Крови Христовым. Изображение лозы и ее ветвей указывает на Христа и Его Церковь: «Аз есмь Лоза, вы же ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоанн.15,5). Нередко символ виноградной лозы указывает на центральное Церковное Таинство – Евхаристию. Смысл этого символа выразительно раскрывается словами Самого Спасителя: «Якоже розга не может плод сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аше во Мне не пребудете. Аз есмь лоза, вы же рождие и иже будет во Мне, и Аз в нем, то сотворит плод мног: яко без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 4 - 5).

Встречающийся образ павлина есть символом вечной жизни. Образ к орабля – символ Церкви Христовой, а его паруса – веяние Духа Святаго.

В отличии от изображений Иисуса Христа, которые в те времена встречаются в виде символов, образ Богородицы Девы Марии всегда изображается реалистично, прямо и непосредственно. Наиболее древние из дошедших до наших дней образов Богородицы в сцене поклонения волхвов и в Благовещении (катакомба Прискиллы) относятся ко 2 веку. Изображается Она и в Рождестве Христове (катакомба св. Севастиана, 4 в.). Встречаются так же Ее одиночные изображения с воздетыми в молитве руками в виде оранты. Но для того, чтобы указать, что это изображение не просто женщины, а Пречистой Девы Марии, появилась необходимость в использовании внешних знаков на это указующих: изображение ветхозаветного пророка рядом с Нею и звезды над Ее головой как символа небесного света. Голова Богоматери покрыта покрывалом как отличительным знаком замужней женщины, каковой Она и была по Своему общественному положению, который дошел до наших дней как черта исторического реализма и христианского символизма одновременно.

Изображения молодых, приятной наружности юношей являются символами ангелов (без крыльев).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.