Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виктор Витенский 2 страница




1 Удальцова З.В. Указ. соч. С. 13.

2 Там же. С. 15-16.

3 Бибиков MB. Указ. соч. С. 55.

4 Удальцова З.В. Указ. соч. С. 17.

КОММЕНТАРИИ

Иероним Стридонский КНИГА О ЗНАМЕНИТЫХ МУЖАХ

На сегодняшний день насчитывается свыше 150 рукописей этого труда Иеронима. Столь же многочисленны и печатные издания знаменитого «каталога». Он включен практически во все собрания сочинений великого учителя церкви, в сборники малых произведений, а также в многочисленные издания писем блаж. Иеронима.

Настоящий перевод с латинского выполнен М.Ф. Высоким по изданию: Hieronmus und Gennadius. De viris illustribus. Herausgegeben von C.A. Bernoulli. Freibourg i. B. Und Leipzig, 1895. S. 1-57.

1 По всей видимости, это упоминаемый Иеронимом в гл. СХХХН Декстер, сын испанского епископа Пакациа-на, который написал «Всеобщую историю». Однако эта его книга больше нигде не упоминается. Поскольку Иероним именует этого Декстера «известным в светском мире», а также поскольку в оглавлении Иероним упоминает о том, что Декстер занимал пост преторианского префекта, этого Декстера следует идентифицировать с Нуммием Эмилианом Декстером из испанского города Барцино (совр. Барселона). Он был проконсулом провинции Азия, и совет провинции постановил воздвигнуть ему памятник. При Феодосии I он стал в 387 г. comes rerum privatarum, т.е. управляющим личной императорской казной. В 395 г. он был префектом претория Италии.

2 Гай Светоний Транквилл (ок. 70 — ок. 140 гг.), римский писатель, классик жанра исторической биографии. Он начал свою служебную карьеру при императорах Траяне

и Адриане (у последнего он руководил канцелярией), но попал в опалу и посвятил себя писательской деятельности. Сохранилось его жизнеописание 12 первых императоров — «О жизни Цезарей». От другого его произведения, на которое ссылается Иероним, «О блистательных мужах», посвященного биографиям известных поэтов, риторов, грамматиков и историков, сохранились лишь отрывки.

3 392 г.

4 Гермипп Смирнский, автор III в. до н.э., последователь Каллимаха Александрийского, автор обширных биографических сочинений: «О 7 мудрецах», «О Пифагоре», «О магах», «Об Аристотеле», «Жизнеописания» позднейших писателей.

5 Антигон Каристский, скульптор и писатель III в. до н.э., работал при дворе царей Пергама, участвовал в создании знаменитого Пергамского алтаря, автор биографических сочинений «Жизнеописания философов», «О Зеноне», «О Пирроне».

6 Сатир (конец III — начало II вв. до н.э.), перипатетик, грамматик, автор жизнеописаний знаменитых людей в форме диалога. Уже в первой половине II в. до н.э. эти жизнеописания были распространены в сокращенном варианте, сделанном Гераклидом Лембом, «Обзор Сатаровых жизнеописаний».

7 Аристоксен (354—300 гг. до н.э.), греческий философ и теоретик в области музыкального искусства. Он был учеником Аристотеля и написал трактат по гармонике («Элементы гармонии») и трактат «Элементы ритмики», а также множество других сочинений. Среди последних сочинения и биографического жанра: «Жизнеописание Платона», «О Пифагоре и его учениках».

8 Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н.э.), крупный римский ученый-энциклопедист. Он занимал различные государственные посты, когда в 47 г. Цезарь поручил ему устройство и руководство библиотекой в Риме. Он написал массу трудов по истории, юриспруденции, грамматике, сельскому хозяйству, пр., в том числе сочинение «Образы» — литературные биографии 700 греков и римлян.

9 Сантра — римский грамматик и поэт середины I в. до н.э., автор книги «О знаменитых людях», которая не сохранилась.

10 Корнелий Непот (ок. 100 — после 32 гг. до н.э.), римский писатель. Его основной труд — «О знаменитых людях»,

сборник биографий, состоявший из 16 книг. Из этого сборника до нас дошла книга «О знаменитых полководцах иноземных народов» и фрагменты книги «О латинских историках».

11 Гай Юлий Гигин (ум. ок. 10 г. н.э.), родом из Испании, вольноотпущенник Августа. Август назначил его главой Палатинской библиотеки. Гигин написал массу трудов по географии, философии, мифологии, пр., но эти труды не сохранились. Вероятно, среди них были и биографические сочинения.

12 Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.), видный римский общественный, политический деятель и писатель. После его смерти осталось поистине огромное литературное наследие — трактаты, речи, письма. Упоминаемое Иеронимом сочинение «Брут» создано в 46 г. до н.э., посвящено истории римского ораторского искусства и написано в форме диалога.

13 Цельс (греч. Келс), ок. 176 г. н.э. написал полемическое сочинение против христианства «Истинное слово».

14 Порфирий (233—300 гг. н.э.), греческий философ, представитель неоплатонизма, расширил и прокомментировал учение Плотина. Среди его сочинений были и 15 книг против христиан. Подробнее см. прим. 229.

15 Речь идет о Флавии Клавдии Юлиане (332—363 гг. н.э.), римском императоре, известном как Юлиан Отступник (подробнее см. комментарии к Геннадию, прим. 10). Среди проводимых Юлианом реформ значительное место занимала политика по реставрации язычества. Из его литературного наследства сохранились речи, письма и эпиграммы. Известно, что им были написаны также трактаты, среди которых вполне могли быть и антихристианские сочинения.

16 Согласно Иоан. 1:42; 21:15-20, отца Симона звали Иона. Петр — это прозвище, которое дал Симону Иисус, что по-гречески означает «камень» (см. Иоан. 1:42).

17 Мат. 4:18. Согласно евангелисту Иоанну, Андрей был одним из учеников Иоанна Крестителя и еще ранее своего брата Симона был призван Иисусом на Иордане. Поэтому он носит имя Первозванного.

18 1 Пет. 1:1. Речь идет о провинциях римской империи, расположенных в Малой Азии.

19 42 г. н.э.

20 Современник апостолов, родом из местечка Гиттон в Самарии, основатель гностической секты симониан или

елениан, по имени его спутницы Елены. Он прибыл в Тир, где выкупил из публичного дома женщину Елену и объявил ее творческой мыслью верховного божества, родившего через нее архангелов и ангелов, сотворивших наш мир. Но созданные ею космические духи не захотели признавать ее верховенства и заключили ее в оковы телесного бытия, заставили переходить из одного женского тела в другое. Она, Елена, была виновницей Троянской войны, а через 1000 лет оказалась проституткой в Тире, где Симон, следивший за всеми ее превращениями, подобрал ее. О себе Симон говорил, что он является собственно верховным Богом. Он есть и Отец, и Сын, и Святой Дух — три явления сверхнебесного Бога: как Отец он явился в Самарии в собственном лице, как Сын — в Иудее в лице Иисуса Христа, которого он оставил перед распятием, как Святой Дух он будет просвещать язычников по всей вселенной.

21 67 г. н.э. Здесь у Иеронима некоторое хронологическое несоответствие. Он утверждает, что Петр был епископом в Риме 25 лет, в то время как известно, что ок. 50 г. Петр присутствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме, а был распят он не позже 68 г.

22Гал. 1:19.

23 Иоан. 19:25. В тексте она названа Мария Клеопова.

24 Еврейский пьянящий напиток.

25 Порций Фест был назначен наместником в Иудее Нероном, по всей видимости, в 54/55 г. н.э. [когда это произошло, еще в силе был вольноотпущенник Паллант, вступившийся за предшественника Феста Феликса (Flav., Iud. ant., XX, 9), а сам Паллант впал в немилость у Нерона и был изгнан в 55 г. (Тас, Ann., XIII, 14)] на смену Феликсу и вел активную борьбу с сикариями — антиримски настроенными заговорщиками, вооруженными короткими кинжалами, которые были в этот период весьма активны, но представляли собой разрозненные отряды (см. Иосиф Флавий, «Иуд. древности», XX, 8, 10). Фест судил арестованного еще при Феликсе апостола Павла и по просьбе последнего отправил Павла для суда императора в Рим. Умер Фест в 62 г.

26 Альбин прибыл из Александрии и продолжил политику борьбы с сикариями (Флавий, XX, 9, 1-3). Он был смещен в 64 г. Узнав о прибытии преемника Гессия Флора, Альбин казнил всех заслуживающих смерти, а остальных отпустил из тюрьмы за выкуп.

27 Анан был назначен первосвященником в 62 г., но через три месяца смещен, поскольку вновь прибывший наместник Альбин был недоволен тем, что Анан созвал синедрион без разрешения наместника, хотя не имел права этого делать. Тот факт, что новый наместник еще не прибыл в Иудею, не являлся оправданием (см. Флавий, XX, 9, 1). Анан, по сообщению Флавия, принадлежал к партии саддукеев, — иудейской секты, которая представляла интересы аристократии и была ярой противницей учения Христа. Иосиф Флавий подчеркивает, что саддукеи отличались в судах особенной жестокостью, так что в созыве Ананом синедриона в отсутствие наместника можно усмотреть попытку утверждения своих взглядов в качестве официального курса.

28 Анан, сын Сефа, был назначен первосвященником в 7 г. н.э., а в 14 г. был смещен вновь прибывшим пятым наместником Иудеи Валерием Гратом. Иосиф Флавий сообщает, что у этого Анана было пять сыновей, и все они были в разное время первосвященниками: Елеазар, Ионаф, Фео-фил, Матфей, Анан, причем Анан занимал этот пост позднее братьев и, по всей видимости, был младшим в семье.

29 Подобного фрагмента нет в известных списках «Иудейских древностей». Что касается смерти Иакова, то Иосиф сообщает, что вместе с Иаковом было казнено и несколько других человек, обвиненных в нарушении законов (Флавий, XX, 9, 1).

30 Гад. 1:19.

31Деян. 1:13; 12:17; 15:13.

32 Иероним сделал это по поручению папы Дамасия, и позднее этот перевод стал широко известен и популярен как т.н. Vulgata.

33 Это 60/61 г., а гибель Иакова относится к 62 г. Вполне возможно, что Иаков был арестован в седьмой год царствования Нерона, а в 62 г. предстал перед судом.

34 Местом собрания синедриона была зала в отделениях при Иерусалимском храме. Вообще, синедрион возник еще при Селевкидах как совет старейшин, и возглавлял его первосвященник, которого назначал царь. В состав синедриона входили бывшие первосвященники и уважаемые законоведы. Синедрион был полномочен решать как духовные, так и светские вопросы. Римляне предоставили синедриону довольно большие полномочия в делах веры и в светских делах, где это не затрагивало римских интересов. Особенно большая свобода была предоставлена в области правосудия.

35 jHT флавий Веспасиан (39—81 гг. н.э.), римский император с 79 г., старший сын и наследник Веспасиана. Во время Иудейской войны (67—70 гг.) был назначен командиром легиона в армии отца. После провозглашения Веспасиана императором в 69 г. Тит принял командование всеми войсками в Палестине. В 70 г. подавил восстание иудеев, захватил и разрушил Иерусалим.

36 П. Элий Адриан (76-138 гг. н.э.), римский император с 117 г. Взойдя на трон, он отказался от завоевательной политики своего предшественника Траяна, — закончил в 117 г. Парфянскую войну, отказавшись от Армении и Месопотамии и ограничившись защитой границ. В Северной Британии начал в 122 г. строительство вала, расширил верхнегерманский лимес, укрепил границу на Дунае. Адриан совершал в 121—132 гг. продолжительные поездки по империи, инспектируя провинции. Среди этой мирной деятельности наиболее крупной военной акцией было подавление последнего крупного восстания иудеев под руководством Бар-Кохбы (132—135 гг.), которое было проведено с крайней жестокостью.

37 Елеонская гора (т.е. масличная гора) лежит к востоку от Иерусалима и отделена от него небольшой долиной реки Кедрон. На западном склоне горы находился знаменитый масличный Гефсиманский сад.

38 Откупщик римских государственных доходов, преимущественно налогов и пошлин: публиканы заранее платили твердо устанавливаемую сумму в казну как плату за откуп налогов, а затем сами собирали налоги в провинциях.

39 О Памфиле см. Генн., прим. 62.

40 Назореи — особый класс посвященных у евреев. Давшие обет назорейства воздерживались от вина и др. подобных напитков, не стригли волос и вообще избегали всякого осквернения. Были назореи временные и пожизненные.

41 Верия или Берея — небольшой городок в Сирии, к востоку от Антиохии.

42 Мат. 2:15; 23.

43 Енох, сын Яреда, седьмой патриарх, начиная от Адама, стремился к высшей чистоте и святости. В награду за благочестие Бог взял его с земли, освободив от вызванной грехами прародителей смерти. Известна «Книга Еноха», — одна из весьма распространенных и содержательных иудейских апокрифических книг, появившаяся во II в. до н.э. и пользовавшаяся в ранней церкви большим авторитетом.

44 Павел происходил из зажиточной еврейской семьи, которая принадлежала к партии фарисеев, исповедовавших приверженность религиозным иудейским традициям. Этим и объясняется первоначальная нетерпимость Саула-Павла к последователям Христа. Первоначальное имя Павла, Саул, по всей видимости, было дано в честь знаменитого царя Саула, который также принадлежал к Вениаминову колену.

45 Павел был родом из Тарса (Деян. 9:11; 21:39) и был наследственным римским гражданином (Деян. 22:28; 29). Вполне возможно, что его род происходил из Гиксалы (Ги-шалы, города в Галилее), но ко времени жизни Павла уже находился в Тарсе. Слова же Иеронима о покорении Гиксалы римлянами следует отнести к 63 г. до н.э., когда Помпеи завоевал Палестину. Возможно, именно в это время предок Павла получил римское гражданство и род переселился в Таре.

46 Вероятно, Павел учился у Гамалиила в родном Тарсе (Деян. 22:3), хотя соответствующее место в Деяниях можно толковать и в пользу обучения в Иерусалиме (выступая перед толпой в Иерусалиме, Павел говорит: «Я иудей, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила...»). Косвенное подтверждение последнего см. в речи Павла в Деян., 26:4: «Жизнь мою с юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме...» Гамалиил принадлежал к партии фарисеев, был знаменитым законоучителем (Деян. 5:34). Считается, что он в течение 32 лет был председателем синедриона, был крещен апостолами Петром и Иоанном и умер в 62 г.

47 См. о нем комментарии к Геннадию, прим. 102.

48 Деян. 9:2-20.

49 Деян. 13:7. Когда Сергий Павел, находившийся в городе Пафе, захотел услышать проповедь Павла, находившийся при нем лжепророк иудей Вариисус резко протестовал. Апостол Павел поразил его слепотой, после чего Сергий уверовал в Христа.

50 55 г. Вообще, хронология жизни и смерти Христа достаточно условна. Иероним относит распятие Христа к 30 г., в то время как Лактанций — к 29 г. [он датирует это событие консульством Геминов (De mort. pers., II, 1), которое датируется 29 г. (Тас, Ann., V, 1), а в другом фрагменте конкретно относит распятие Христа к 15 году правления Тиберия, т.е. к 29 г. (Div. inst., IV, 10)]. Этой же датировки придерживается и Тертуллиан (Adv. Iud., 8). Евсевий же датирует 29 г. лишь

крещение Христа в возрасте 30 лет (НЕ, I, 10, 1), т.е. распятие) в возрасте 33 лет, следовательно, следует отнести к 32 г.

51 См. прим. 25.

52 67 г.

53 Правильное собственное имя Варнавы—Иосия (Деян. 4:36). Левиты — название особого класса священников у иудеев. К священникам принадлежали все потомки Левия, сына Иакова, колено которого получило исключительное право на священнослужение, поскольку из этого колена произошел Моисей. Священнослужители разделялись на три степени: первосвященники, священники и левиты. К левитам принадлежали те потомки Левия, которые не попали в первые два разряда, и на них лежали низшие обязанности священнослу-жения: охраняли порядок при богослужении, руководили народом при жертвоприношении, входили в состав хоров. Среди левитов особенно поддерживалось искусство письма.

54 Варнава долгие годы был спутником Павла и действовал вместе с ним в Антиохии. Собравшись в очередное путешествие для проповеди Евангелия, Варнава захотел взять с собой своего племянника Марка, чему Павел решительно воспротивился. В результате Варнава с Марком отплыли на Кипр, родину Варнавы (Деян. 15:36—39). Там, на Кипре, он впоследствии был убит неверующими иудеями в 76 г.

55 Sermo имеет несколько значений. Мы трактуем его в данном случае как «простонародная речь», которой владел Лука, в противовес книжному греческому языку. Однако возможно, что речь идет о греческих диалогах, т.е. греческих философских сочинениях.

56 57 г. О двухлетнем пребывании Павла в Риме см. Деян. 28:15-30.

57 Фекла родом из Иконии (совр. Кония в Турции), дочь знатных и богатых родителей, ученица апостола Павла. В Антиохии один из жителей хотел жениться на ней и за отказ донес на нее, что она христианка. Феклу осудили на растерзание зверями, но львы не коснулись ее. Получив свободу, Фекла удалилась в Селевкию Исаврийскую, где проповедовала христианство и скончалась на 90-м году жизни.

58 Это первое известное житие Феклы. Несколько позже возникло и другое жизнеописание, автор которого неизвестен, но который, по всей видимости, был знаком с первым. В V в. епископ Селевкии Василий составил новое житие на основании прежних.

59 356 г. Император Флавий Юлий Констанций был сыном Константина Великого, в 335 г. получил в правление от отца азиатские провинции, а в 337 г. стал августом. В период своего правления он вел активные войны: в 338—350 и 359—361 гг. до н.э. против персов, в 352 г. против узурпатора Магненция. С 353 г., после смерти братьев, Константина II (340 г.) и Константа (350 г.), Констанций стал единовластным правителем империи. Умер он в 361 г. во время похода против своего двоюродного брата Юлиана (см. подробнее комментарии к Геннадию, прим. 10). В период своего правления Констанций активно вмешивался в деятельность церкви, поддерживая арианство.

60 Апостол Андрей Первозванный со своим братом апостолом Петром был в числе ближайших учеников Христа. Вместе с Петром он проповедовал христианство скифам, т.е. на берегах Понта. С берегов Понта он через Пропонтиду перешел во Фракию и Грецию и в Патрах (Ахайя) был распят по приказанию проконсула Эгея.

61 Марк был по происхождению иудей, первоначально носил имя Иоанн. Еще юношей он примкнул к общине христиан, поскольку его мать Мария была одной из горячих последовательниц Христа и ее дом был местом собраний первых христиан (Деян. 12:12). В молодости принимал участие в миссионерской деятельности Павла и своего дяди Варнавы. Впоследствии он стал неразлучным спутником Петра. С Петром, как и с Павлом, Марк бывает в Риме. Затем он переселяется в Александрию, где основал церковь и стал ее первым епископом, и через некоторое время претерпел мученическую смерть: в праздник Сераписа язычники схватили Марка в церкви, где он совершал богослужение, бросили его в темницу, а наутро протащили на веревке по улицам города.

62 Иероним, как и Евсевий, полагает, что Филон в своем труде говорит о жизни и учреждениях ранних христиан, а не терапевтов — религиозно-аскетического общества александрийских иудеев.

63 Деян. 2:44.

64 61 г.

65 Аниан был епископом в 61—82 гг.

66См.Иоан. 13:23; 19:26; 20:2; 21:7. Иоанн Богослов, сын зажиточного рыбака из Вифсаиды Зебедея, он слушал проповедь Иоанна Крестителя и сделался его учеником. Впоследствии последовал за Христом, был одним из трех

апостолов, которым было дано присутствовать при всех величайших событиях земной жизни Иисуса. После казни и вознесения Христа Иоанн вместе с Петром проповедовал в Иерусалиме, где не раз подвергался гонению синедриона. Затем он отправился в Рим, где был арестован и отправлен в ссылку на остров Патмос, где и написал Апокалипсис. Освобожденный из ссылки, он поселился в Эфесе, откуда следил за жизнью окружающих церквей.

67 Иаков, как и Иоанн, был обращен Иоанном Крестителем и, так же как и брат, был свидетелем всех чудес земной жизни Иисуса. После вознесения Христа Иаков занимал почетное положение среди христиан в Иерусалиме и претерпел мученическую кончину: царь Ирод Агриппа лично отрубил ему голову (Деян. 12:1-2).

68 Царь Ирод Агриппа I, сын Аристобула, внук Ирода Великого. Он жил в Риме и был другом Гая Калигулы. Когда Гай стал императором в 38 г., Ирод Агриппа стал царем Иудеи. Когда Гай отдал приказ поставить в иерусалимском храме свою статую, именно Агриппа уговорил императора отменить приказ. После смерти Гая Агриппа оказал во время смуты услуги Клавдию, который, став императором, передал ему все прежние владения Ирода Великого. Вообще, Агриппа много делал в угоду своим подданным, например восстанавливал стены Иерусалима, чем навлек на себя недовольство римского правительства. Именно в русле этой политики находились и его действия по преследованию христиан (см. Деян. 12:3: «Видя же, что это (убийство Иакова. — М.В.) приятно иудеям, вслед за тем взял Петра»). Умер он в 44 г. от внезапной болезни.

69 Керинф — один из первых гностиков, современник апостолов. Образование получил в Александрии и действовал в конце I в. в Малой Азии, где он и родился. Он различал Иисуса и Христа как две особые индивидуальности. Иисус — обыкновенный человек, сын Иосифа и Марии, достигший высокой степени добродетели: отличался справедливостью, благоразумием и мудростью. При крещении в Иордане с ним соединилось небесное существо Христос, сошедшее от Предвысшего Начала (некой евангельской силой, сотворившей мир) в виде голубя. Его силой Иисус творил чудеса. Перед смертью Иисуса Христос отделился от человека Иисуса, и страдал один Иисус, а Христос, будучи духом, свободен от страданий.

70 Евиониты — так называемые иудействующие, обитавшие среди общин иудейской секты ессеев, в пустыне в районе Мертвого моря. Они считали, что Божественный Дух, обитавший в Адаме, научил его истинной религии. Но под влиянием злого начала материи человечество утратило эту религию. Для ее поддержания и освобождения людей от зла Бог посылает в мир своего Божественного Духа, который не раз являлся в лице еврейских праведников и патриархов, а также в лице Моисея. Моисей сообщил свое учение 70 разумным мужам, но под влиянием чувственности еврейского народа это учение извратилось и было утрачено и сохранилось только в обществе ессеев. Для восстановления истинной религии и Моисеева закона Бог послал в мир Божественного Духа, который явился в лице Христа.

71 Иоанн Креститель, или Предтеча, был сыном священника Захарии и Елизаветы и родился за 6 месяцев до рождения Иисуса. Уже в юности он удалился в пустыню. В возрасте 30 лет он начал проповедовать в пустыне народу, который отовсюду стекался к нему. Иоанн строго обличал пороки и призывал к покаянию, поскольку уже был близок час пришествия Мессии. Внешним признаком этого покаяния он избрал крещение, т.е. омовение в водах Иордана. Многие принимали этот обряд. Иоанн крестил и Иисуса и стал проповедовать о нем как о Мессии. Царь Ирод также слушал Иоанна (Мк. 4, 20). Но Иоанн прямо в лицо обличал царя за его незаконную связь с женой его брата Иродиадою, которая к тому же приходилась царю племянницей. Ирод Агриппа велел заключить Иоанна в крепость Махерус. В день рождения Ирода Соломея, дочь Иродиады, так хорошо танцевала, что царь предложил ей просить, чего она хочет. По совету матери Соломея потребовала у царя голову Иоанна на блюде. Поскольку Ирод поклялся выполнить любое желание, он послал оруженосца, который отрубил Иоанну голову и принес ее на блюде. Ученики похоронили тело Иоанна и пришли к Иисусу.

72 94 г. Тит Флавий Домициан был младшим сыном императора Веспасиана и братом императора Тита, родился в 51 г. Он стал императором после смерти брата в 81 г. и проводил довольно активную внешнюю политику. Домициан победил хаттов, организовал строительство лимеса для обороны т.н. Декуматских полей от вторжений германцев и основал провинции Верхняя и Нижняя Германии.

В 85—92 гг. он вел войны против племен даков, маркоманов, квадов и сарматов. Во внутренней политике Домициан систематически ограничивал влияние сената, опираясь на всадников, войско и провинции. Он первым из императоров велел называть себя господином и богом. После подавления восстания в 89 г. возросло число процессов по обвинению в оскорблении величия и казней, прежде всего — среди сенатской аристократии.

73 Изначально у Домициана не было намерения преследовать именно христиан. Император нуждался в деньгах. Одним из способов пополнения казны были иудеи, которые платили налог «с обрезания». Эта подать, т.н. «иудейский фиск», выродился из подати на иерусалимский храм, и этот налог вносился в храм Юпитера Капитолийского. Чтобы избежать этой подати, многие отказывались от иудейства. Тогда было решено подвергать всех заподозренных в иудействе медицинскому осмотру с целью выявления обрезания и принуждения к уплате налога. Более того, Домициан решил преследовать всех, кто придерживался иудейской религии без заявления об этом, т.е. без уплаты налога. Среди подозреваемых в иудействе и, следовательно, подвергаемых фискальным проверкам оказались и христиане. Христиане не принадлежали к обрезанным и поэтому отказывались платить. Поэтому на них было обращено особое внимание. Возможно, что после этого император, чувствительно относившийся к религиозным вопросам, именовавший себя господином и богом, подверг некоему преследованию группу неиудеев, не плативших подать, но и не почитавших императора богом (ср. сообщение Гегесиппа о том, что Домициан опасался потомков рода Давида (apud Euseb., HE, III, 19—20,1—7), по всей видимости, как наследников иудейского царства). Однако о гонении на собственно христиан можно говорить лишь в последних 8 месяцев жизни императора. В 96 г. был казнен двоюродный брат императора Тит Флавий Климент, а его жена Флавия Домицилла была сослана. Считается, что они были репрессированы по обвинению в христианстве (Климент был осужден по обвинению в безбожии). Однако и Гегесипп (apud Euseb., Ill, 20, 5—6) и Тертуллиан (Apol., V, 4) подчеркивают, что гонения на христиан были прекращены по указанию самого Домициана.

74 Домициан был убит в результате заговора в 96 г. и был проклят сенатом.

75 Марк Кокцей Нерва родился в 30 г., происходил из сенаторского рода из Умбрии. В 71 и 90 гг. был консулом, после убийства Домициана был провозглашен императором. Нерва правил в согласии с сенатом, который он восстановил в правах. С помощью экономии была приведена в порядок государственная казна, осуществлялась раздача земель безземельным гражданам. В 97 г. под нажимом военных Нерва усыновил Траяна, сделав его соправителем и наследником трона.

76 Марк Ульпий Траян родился в Испании в 53 г. При Нерона отец Траяна стал сенатором. В Испании Траян командовал легионом в армии Домициана. В 91 г. он стал консулом, в 96 г. — наместником Верхней Германии. После смерти Нервы в 98 г. Траян стал императором. Он проводил активную внешнюю политику: в 101—102 и 105—106 гг. вел войны в Дакии, превратив ее в 107 г. в римскую провинцию; в 106 г. превратил Набатейское царство в римскую провинцию; в 114—117 гг. вел войну с Парфией и присоединил к Риму Армению и Месопотамию. Во внутренней политике Траян охранял интересы сената, укрепил государственную власть, расширив сеть государственных учреждений, усилив армию и ужесточив контроль за провинциями. Умер Траян в 117 г. в Киликии, по дороге в Рим после победы над парфянами.

77Учитывая, что смерть Иисуса Иероним датирует 30 г., смерть Иоанна следует отнести к первому году правления Траяна, т.е. к 98 г.

78 О Ерме известно очень мало. Вся основная информация — из его произведения «Пастырь». Он жил в Риме во времена папы Климента (ум. 101 г.), был богат, имел жену, детей, но впоследствии богатство потерял.

79 Римлянин Флегонт был одним из 70 апостолов и впоследствии стал епископом города Марафона во Фракии.

80 Патробан, один из 70 апостолов, был одним из ближайших спутников апостола Павла. Он был епископом в Неаполе и в Путеолах (в Кампании) и умер мученической смертью.

81 Ермий был одним из 70 апостолов и впоследствии стал епископом в Далмации.

82 Данная цитата из послания апостола Павла приведена у Иеронима не полностью: первым в списке приветствуемых упоминается Асинкрит (один из 70 апостолов, был епископом в Гиркании, города в Лидии), Рим. 16:14. По всей

видимости, в данном случае следует говорить об ошибке переписчика труда Иеронима.

83 Филон Александрийский (ок. 25 г. до н.э. — до 50 г. н.э.) — философ, пытался научно обосновать иудейскую религию и теологию и связать ее с греческой философией. Филон происходил из знатной семьи — недаром именно он возглавлял посольства александрийских иудеев в Рим.

84 Деян. 2:44; 4:32.

85 Гай Цезарь Германик, римский император (37—41 гг.). Он был сыном племянника императора Тиберия, Германи-ка, и родился в 12 г. Вырос в военных лагерях в Германии, где его отец командовал римскими войсками. Еще в детстве ему сшили детскую военную форму, в том числе и маленькие солдатские сапожки, из-за которых солдаты его и прозвали Калигула (от caligae — сапоги) — Сапожок. В избрании Калигулы императором после смерти Тиберия большую роль сыграл префект претория Маркой. Правление Калигулы отличалось притеснениями, произволом, бессмысленным расходованием казенных средств и ростом налогов, многочисленными конфискациями. Калигула требовал, чтобы его чтили как бога. В конце концов он был убит в результате заговора трибунов преторианской гвардии. Калигула, очевидно, был сумасшедшим (т.н. кесарево безумие), что, в принципе, и неудивительно, поскольку мать Калигулы, Агриппина Старшая и его два старших брата, Нерон Цезарь и Друз Цезарь, были сосланы и убиты по приказу Тиберия, а сам Калигула с 31 г., т.е. с 19 лет, находился по приказу Тиберия при его дворе, под постоянной угрозой смерти.

86 В 38 г. в Александрии вспыхнул иудейский погром, причиной которого было недовольство александрийского эллинистического населения не только богатством иудейского населения, но и тем, что иудеи в массовом порядке старались получить и получали александрийское гражданство, которое, кроме возможности жить в любой части города давало и ощутимые финансовые выгоды — александрийские граждане освобождались от подушной подати. Однако став гражданами, иудеи оставались иудеями, т.е. продолжали посещать синагоги и пренебрегали языческими храмами, что также вызвало недовольство остальных александрийцев. С начала погрома наместник Александрии Авиллий Флакк встал на сторону александрийцев прежде всего потому, что одним из первых лозунгов погромщиков стала идея поста-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.