Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виктор Витенский 9 страница




Учение Савеллия упирается в трактовку учения о Троичности. Савеллий считал, что в Боге одна ипостась и одно существо. Бог есть безусловное единство и троичен не в ипостасях, а в ликах, под которыми обнаруживается единый Бог. Как человек состоит из тела, души и духа, так и Бог, у которого Отец — тело, Сын — душа, Дух Святой — дух. Иными словами, Бог — Сам в Себе, вне отношения Его к миру, он признается за Монаду, заключающую в себе все свое содержание. Когда же начинается божественное действие, Бог является и Словом. Это есть всеобщий образ Бога в его откровении. Этот образ имеет три отдельных слова или откровения, которые обнимают все содержание мира, так что все бытие есть трилогия. Эта трилогия предполагает три лика в Боге — Отца, Сына и Св. Духа, которые последовательно проявились в мире: прерогативным проявлением Отца было ветхозаветное синайское законоучительство, Сына — воплощение, а Духа Святого — его сошествие на апостолов. При этом лик Отца прекращает свое существование, когда является лик Сына, а Сын перестает существовать, когда является лик Духа Святого. Далее, Савеллий считает, что мир не может быть вечным. Следовательно, и откровение Бога в этом мире не вечно. Если лик Отца сменился ликом Сына, а лик сына — ликом Св. Духа, то и лик Св. Духа прекратится, а вместе с тем и сам образ Слова, который после этого возвратится в единство Монады. А будет ли после этого молчать Монада или снова заговорит (т.е. станет творить новые миры), неизвестно.

41 Фотин, епископ Сирмийский. Был учеником Маркел-ла анкирского и диаконом Анкирским. Епископом Сирмий-ским стал ок. 343 г. В 351 г. он был низложен, а в 363 г. ненадолго возвращен на свой пост Юлианом. Учение свое развил уже будучи епископом Сирмийским. Фотин считал, что до своего воплощения Христос был только Словом (Логосом) и Сыном сделался только с момента своего воплощения.

При этом он отмечал, что есть Сын Божий отнюдь не вследствие рождения от Бога: слово «рождение» не имеет того специального смысла, какой приписывается ему в православной догматике, и к Богу не применимо, так как в буквальном смысле оно означает разделение на части, что невозможно по самому понятию о Боге. Поэтому Писание употребляет слово «рождение» в смысле усыновления. Христос, по мнению Фотина, родился простым человеком, и божественность его является результатом личных заслуг вследствие наличия в нем благодати. В нем обитала сила Отца, но обитала не с самого рождения, а с крещения, ибо оно есть рождение Иисуса от Святого Духа, вследствие чего он сделался духоносцем, как древние пророки, только в высшей степени. Возвращаясь к Логосу, Фотин считает Логос силою в Боге в том смысле, в каком мы признаем разум в человеке, т.е. Фотин приписывал Богу силу и слово как качество или состояние.

Учение Фотина осуждено было на Антиохийском соборе 344 г. и на Миланском соборе 345 г. Миланский собор 347 г. повторил это осуждение. В 351 г. Фотин подавал прошение к императору Констанцию, чтобы его выслушали. Поэтому перед собором в Сирмии состоялся диспут Фотина с Василием, епископом Анкирским в присутствии сановников. Император подтвердил осуждение Фотина. И Сирмийский собор 351 г. полнее мотивировал это осуждение.

Сообщение Геннадия о том, что последователей Фотина называют боносианами, вызывает сомнения. Фотиниан в римской церкви, к которой принадлежал Геннадий, именовали гомунционитам (т.е. «человечниками», благодаря их воззрению о том, что Христос был человек). Боносиане же — последователи Боноса. И хотя догматика боносиан в некотором отношении близка фотинианам, однако следует признать, что это два разных течения и, следовательно, Геннадий в данном случае ошибся, говоря об их идентичности.

Что касается боносиан, то основателем учения был Бо-нос (ум. ок. 400 г.), епископ Наисса в Иллирии. Бонос отрицал постоянную девственность Марии и утверждал, что после рождения Иисуса она имела других детей. Осужденный архиепископом Фессалоник Аницием и епископами Иллирии, которые были направлены соборами в Капуе (391-392 гг.) и Милане (392 г.), чтобы исследовать православие Боноса, он продолжал исполнять свои обязанности епископа. Позже вопрос уже вращался вокруг законности рукоположений

в духовный сан, которые Бонос совершал. Папа Иннокентий I (401—417 гг.) объявил, что новые рукоположения для тех, кого Бонос рукоположил до осуждения, не нужны; но тех, кто были рукоположены после осуждения, следует смещать с их должностей. Последователи Боноса существовали как секта в Испании и Галлии вплоть до VII в.

42 Кроме Геннадия о Коммодиане упоминается только в декрете папы Геласия (492—496 гг.), изданном примерно в 496 г., где небольшой труд Коммодиана (opuscula) называется апокрифическим.

43 Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (между 155 и 165 гг. — после 220 г.). Родился в Карфагене в семье проконсульского центуриона. В молодости был враждебен христианству и вел свободный образ жизни. Получил хорошее риторическое и философское образование, изучил право. При Коммоде был профессиональным адвокатом в Риме. Затем вернулся в Карфаген, где обратился в христианство (между 185 и 197 гг.) и стал пресвитером. В начале 200-х гг. сблизился с монтанистами и вскоре полностью порвал с церковью. Затем отошел от монтанистов и основал собственную секту. Из его многочисленных трудов до нас дошло лишь 31 сочинение.

44 Луций Целий Фирмиан Лактанций (ум. после 317 г.), христианский богослов. Родился в Африке, был учеником знаменитого Арнобия. Лактанций был назначен Диоклетианом ритором в Никомедию, но до 303 г. перешел в христианство и из-за преследований был вынужден уйти из риторской школы. Позднее в Трире Лактанций выполнял обязанности юс-питателя сына императора Константина I, Криспа. Наиболее значительными из его сочинений являются «Божественные установления» — первая попытка изложить на латинском языке основные положения христианского вероучения и «О смерти гонителей» — историческое произведение о римских императорах, доведенное до времен правления Диоклетиана.

45 Папий Гиерапольский (Иерапольский), ученый епископ, непосредственный ученик апостола Иоанна. Скончался мученической смертью в период 156—165 гг. От его сочинений (наиболее известное — «Пять книг изъяснений Господних изречений») сохранились небольшие отрывки.

46Фаустин, Римский пресвитер ок. 380 г. Принадлежал к партии Урсина (см. прим. 84) и схизме Люцифера. Вместе с пресвитером Марцеллином сопровождал люциферианско-

го епископа Эфесия в его путешествиях по Востоку с целью приобрести сторонников. В Элевферополе они, после того как Эфесий отправился в Африку, испытали притеснения со стороны епископа Турбона. Как по этому поводу, так и вследствие вообще недружественного отношения к их партии со стороны православных епископов, Фаустин и Марцеллин подали в Константинополе императору Феодосию Libellus precum (в 383-384 гг.). Вероятно, вместе с этим было подано и исповедание веры (Faustini presbyteri fides, Theodosio imperatori oblata), в котором Фаустин считал тритеистами тех, кто исповедовал три ипостаси (Отца, Сына и Св. Духа). Феодосии I своим рескриптом на имя префекта Кинегия предоставил им полную религиозную свободу. В то же время императрица Флацилла обратилась к Фаустину с просьбой написать для нее полемическое сочинение против ариан. Фаустин написал «О Троице, или О вере против ариан», в котором сжато изложил мысли Тертуллиана и Хилария.

47 Флацилла (греч. Плакилла), жена императора Феодосия I, за которого вышла замуж еще до занятия им престола в 379 г. Родила от него Аркадия (377 г.), Пульхерию (379 г.), Гонория (384 г.). Император возвел для нее Pallatium Flaccillianum, поставил статуи в Константинополе и Анти-охии. Флацилла была известна своей набожностью и благотворительной деятельностью, была активной противницей арианства и побуждала своего мужа, чтобы он отказал Ев-номию в религиозном споре (Soz. VII, 6). Дожила Флацилла до первого консулата сына Гонория (1 янв. 386 г.), но вскоре после этого она умерла во фракийском местечке Скоту-мис, где находились лечебные воды. Оттуда ее тело доставили в Константинополь.

48 Истоки событий, приведших к возникновению течения, приходятся на 337 г., когда умер Константинопольский епископ Александр и на пост епископа был избран Павел. Однако император Констанций II в 338 г. низлагает епископа Константинопольского Павла и отправляет его в ссылку в Месопотамию, поскольку он выбран был без его согласия и вопреки его видам, и возводит на кафедру Евсевия Никомедий-ского (арианина). Евсевий возвращает Павла из ссылки, и в 342 г., после смерти Евсевия, Павел был выдвинут на пост Константинопольского епископа группой православных, однако ариане избрали на этот пост Македония, о котором известно, что он был священником в Константинополе ок. 335 г.

Во время борьбы за пост Константинопольского епископа между православным Павлом и арианином Македонием погибли весьма многие (Socr. II, 12; Soz. II, 17), в частности были убиты Мартирий и Маркиан, нотарии Павла, впоследствии канонизированные, и взбунтовавшейся чернью даже был убит magister militum Гермоген, а затем при интронизации Македония в церкви погибли до 3150 человек «от меча и давки». В конце концов император Констанций в 344 г. изгнал Павла и восстановил Македония на посту епископа. Однако благодаря поддержке императора Константа Павел в 346 г. был возвращен и занял свою епархию. После смерти Константа (в 350 г.) Павел по повелению Констанция II был низложен и отправлен в ссылку в г. Кукуз в Каппадокии и вскоре (ок. 351 г.) был там убит местным префектом Филиппом (мощи его в правление Феодосия были перенесены в Константинополь). Утвердившись на посту епископа, Македонии начал активные действия против своих противников. Он стал ставить епископов в соседние с Константинополем епархии, хотя формально, согласно 3 канону Константинопольского собора, не имел права этого делать. Политика Македония по отношению к православным и новацианам была весьма жесткой. Так, до 4000 солдат были отправлены им против одной новацианской общины в Пафлагонии (Малая Азия) для привлечения ее к союзу с Константинопольской церковью. Произошло столь ожесточенное столкновение, что из посланного отряда возвратились немногие. Македонии участвовал в соборе в Селевкии (359 г.) и был смещен своими противниками в 360 г. на соборе в Константинополе.

Течение македониан (духоборцев) является полуариан-ским. Его представители отвергают и никейский и никео-константинопольский (Константинопольский собор 360 г.) символы веры. Согласно их учению, Сын не является творением, и он не единосущен Отцу, а подобен ему по ипостаси. Дух же Святой подчиняется Сыну и является творением. Уже в 362 г. духоборцы во главе с Македонием выступают против ариан. В 364 г., в начале царствования Валентиниа-на I, представители македониан явились к императору и просили о дозволении созвать собор. Валентиниан старался не вмешиваться в церковные дела и заявил, что догматические вопросы — дело не его, а их, епископов. Тогда они собрались на собор в Лампсаке, продолжавшийся два месяца. На этом соборе было принято следующее постановление:

все решения Константинопольского собора 360 г. считать недействительными; исповедовать Сына подобным Отцу по существу. Между тем Валентиниан отбыл на запад, и Восточным августом остался Валент, ставший на сторону господствующей партии ариан-омиев. Поэтому когда послы Лампсакского собора представились Валенту со своими решениями, он просто предложил им вступить в общение с Евдоксием Константинопольским (т.е. присоединиться комиям). А когда македониане не согласились, то он отправил их в ссылку. Это заставило македониан искать поддержку на западе и вступить в общение с папой Либерием. А так как они понимали, что для переговоров с Римом необходимо признание никейского символа веры, они решились его подписать и с этим документом отправили делегатов к Либерию, которые и возвратились с общительной грамотой от него. Духоборцев пригласили на II Вселенский собор в Константинополь в 381 г. Их явилось 36 епископов во главе с Элев-сием Кизикским. Им напомнили депутацию к Либерию и предлагали принять никейский символ веры. Но македониане наотрез отказались и сказали, что скорее пойдут в чистое арианство. Их отпустили из Константинополя и постановили считать македонианскую доктрину ересью. Однако македонианская секта существовала и в течение V века.

49 Флавий Валентиниан II (371-392 гг.), римский император с 375 г. Под опекой сводного брата Грациана и своей матери правил из Милана Италией, Иллирией и Африкой. В 387 г. Валентиниан II был вынужден бежать от узурпатора Максима, но получил помощь от императора Феодосия I и вернулся в западную часть империи. С тех пор его резиденциями стали Трир и Вьенна. Аркадий же был правителем восточной части империи, однако императором он стал только в 395 г., т.е. когда Валентиниан II был убит. По всей видимости, речь идет о том периоде, когда Аркадий, старший сын Феодосия, был соправителем отца и провозглашен еще в 383 г. августом, т.е. мог считаться правителем восточной части империи.

50 Марцеллин, римский пресвитер, активный участник люциферианской схизмы. События, описываемые у Геннадия, имели место в конце 383 — начале 384 гг. Прошение, поданное Марцеллином и Фаустином, называлось De confessione verae fidei et ostentatione sacrae communionis et persecutione adversantium veritati.

51 Люцифер, епископ Каралийский (Каралитанский) на Сардинии. Ум. в 370 г. На соборе в Милане (355 г.) в качестве представителя папы Либерия он энергично боролся против уступок арианам и осуждения Афанасия Александрийского и по приказу императора Констанция был сослан на Восток. При Юлиане, как и многие другие епископы, был амнистирован и участвовал в Александрийском соборе в 362 г. На соборе Афанасий допустил объединение староникейцев с омиусианами (партией ариан, считавших, что Сын совершенно подобен Отцу и по самому существу), и Люцифер порвал сношения со староникейцами (т.е. с Афанасием) и уехал с собора в Антиохию. Там было противостояние партий мелетиан и евстафиан-павлиниан (см. прим. 15) — Александрийский собор как раз занимался в том числе и проблемой этого разделения Антиохийской церкви. Прибыв в Антиохию, Люцифер усмотрел в воззрениях мелетиан след арианства, решительно встал на сторону евстафиан и рукоположил Паулина епископом, чем продлил это разделение более чем на полвека. После этого Люцифер удалился на Сардинию. Вообще, недовольный мягкостью собора по отношению к арианам Люцифер основал особое схизматическое общество. Ок. 380 г. люцифериане появились в Риме, но отказались вступить в общение с папой Дама-сом. В 384 г. Фаустин и Марцеллин подали прошение императору Феодосию. Начиная с этого момента о люцифериа-нах больше ничего не известно. Вероятно, сторонники этого течения существовали в Испании.

"Хиларий (Иларий) Пиктавийский, или Пуатевинский (ок. 315 — ок. 367 гг.), знаменитый церковный деятель, называемый Афанасием Запада из-за своих работ о Троице и борьбы с арианами. Родился он в знатной языческой семье в г. Пу-атье, получил прекрасное образование, однако обратился в христианство после прочтения Библии. Епископом Пуа-тье он был избран народом ок. 353 г. Почти с самого своего вступления в управление епархией Хиларий начал борьбу с арианами. В Галлии главным представителем арианства был митрополит области, епископ Арльский Сатурнин, обративший в арианство 7 провинций. В 355 г. император Констанций на соборе в Милане потребовал осуждения Афанасия Александрийского, а отказавшихся это сделать епископов сослал. Хиларий по этому случаю обратился с посланием к императору, в котором защищал православие. Тогда Сатур-

нин созвал собор, состоявший из арианских епископов, и осудил Хилария на изгнание. Он был отправлен во Фригию весной 356 г., где пробыл более 4 лет. Паства в Пуатье не приняла нового назначенного епископа, и Хиларий продолжал ею управлять через пресвитеров. Уже из ссылки Хиларий отправил Констанцию послание, в котором протестовал против его действий на том основании, что насильственные меры противны самому существу религиозного убеждения. Во время изгнания Хиларий написал труд «О Троице» (в котором доказывал божественность Сына и его единосущность с Отцом) и составил сборник «О соборах» — перевод с его собственными комментариями постановлений церкви о Троице. Он также писал толкования Евангелия и песенные гимны, которые использовались как для проповеди, так и для борьбы против арианства. Вообще, находясь близко к столице, Хиларий присутствовал на нескольких соборах в Константинополе и активно включился в литературную полемику. Арианская партия сочла его пребывание вблизи столицы и императора опасным для себя и сама исходатайствовала ему возвращение в епархию. Впоследствии кроме перечисленных трудов Хиларий написал трактат «Против Авксенция» и составил особую, так называемую галльскую литургию, которая была в употреблении в Галлии до Карла Великого, когда для всего Запада стала обязательной римская литургия.

"Дамас I (Дамасий) (366—384 гг.), Римский епископ. Стал папой в возрасте 60 лет. По одним источникам, он происходил из Испании, по другим — был сыном римлянина по имени Лев, епископом одной из пригородных христианских общин. При избрании Дамаса возник кровавый конфликт. Часть духовенства и верующих избрала на папский трон священника Урсина, которого Дамас силой удалил из Рима. При этом были убиты 160 противников Дамаса. Вскоре Ур-син вернулся в Рим и, видимо, способствовал обвинению Дамаса в аморальности и прелюбодеянии, однако папе удалось опровергнуть эти обвинения перед государственным судом, и Урсин был вновь изгнан. Император Феодосии в 380 г. провозгласил христианство господствующей религией, а также издал множество эдиктов, запрещающих распространение языческих культов и ересей. В этой обстановке Дамас приступил к окончательной христианизации Рима. В частности, культу языческих богов он противопоставил

культ христианских мучеников — вместо уничтоженных языческих храмов и статуй появились часовни и надписи, прославляющие мученичество ради веры, и прежде всего — культ св. Петра. Много усилий приложил Дамас и для обновления катакомб, и, в частности, папской крипты на кладбище Каликста. С этого времени началось паломничество к могилам христианских подвижников, погребенных в Риме. Дамас решительно боролся против 3 канона Константинопольского собора 381г., согласно которому константинопольской кафедре принадлежит второе место в христианской церкви (после Рима, но перед Антиохией и Александрией), поскольку это решение значительно ослабляло позиции папы на Востоке. Однако протесты папы остались без ответа.

54 Имеется в виду собор в Аримине в 359 г. Этому собору предшествовали следующие события. В церковном мире разгорелась борьба между арианскими партиями. В 358 г. в Анкире собрался собор, состоящий из восточных епископов — православных и омиусиан (партии ариан, наиболее близко находящейся к православию, к никейскому символу веры, считавшей, что Сын совершенно подобен Отцу и по самому существу), который отправил депутатов к императору Констанцию для противодействия Евдоксию, истому арианину, который недавно (357 г.) был назначен епископом Антиохии (см. прим. 35). Депутаты действовали так успешно, что Констанций взял назад свою утвердительную грамоту и заявил антиохийцам, что их обманули и что он не имел в виду назначать Евдоксия епископом Антиохийским. В результате посольства Евдоксий и 70 епископов, его сторонников, были отправлены в ссылку. Таким образом, гегемония перешла к омиусианам. Но сосланным епископам-арианам благодаря друзьям при дворе удалось добиться того, что для рассмотрения их дела Констанций решился созвать Вселенский собор. И вожди ариан, понимая, что для них собор грозит поражением, поскольку на востоке большинство — омиусиане, а на западе большинство епископов были верны никейскому символу, и эти два большинства могут объединиться, смогли провести идею о созыве вместо одного собора двух — на востоке и на западе. На востоке собор должен был собраться в Селевкии в 359 г. Однако перед соборными заседаниями было решено составить программу действий, и была составлена т.н. IV сирмийская формула (она известна также как «датированная вера», так как в ней

точно обозначено время ее составления — 22 мая). В этой формуле арианам удалось зафиксировать следующий пункт: «А так как слово "существо", по простоте введенное отцами, но неизвестное народу, производит соблазн, потому что оно не встречается в Св. Писании, то благоугодно изъять это слово из употребления и не делать впредь никакого упоминания о "существе" в применении к Богу, так как Св. Писание нигде не упоминает о "существе" Отца и Сына». А это слово используется в никейском символе веры. Омиусиане связали себе руки, согласившись вычеркнуть это слово из символического лексикона, хотя и постарались снивелировать это решение, и Василий Анкирский, лидер омиусиан, вручил арианам меморандум, в котором доказывалось, что этого слова нет в Писании лишь по букве, но оно везде содержится в нем по смыслу. Однако содержание подписанного символа веры это не изменило. И представители ариан во главе с Валентом Мурсийским и Урсакием Сингидун-ским отправились с этой формулой на запад. Там в Аримине собрались до 200 епископов. Когда Валент и Урсакий прочли «датированную веру», то епископы сказали, что они и слышать не хотят о новом символе веры, а хотят подтвердить никейский символ. Когда же им сказали, что нового здесь ничего нет, то участники собора предали анафеме ариан, Валента и Урсакия низложили как еретиков и подтвердили никейский символ веры. Затем они избрали 10 послов и отправили их к императору Констанцию с просьбой об утверждении их постановлений и о роспуске собора. Но когда они прибыли в Адрианополь, им заявили, что император их принять не может и просит их подождать. Потом их попросили переехать в небольшой город Нику. Истомленные бесплодным ожиданием аудиенции и осаждаемые просьбами из Аримина о роспуске собора, депутаты подписали «датированную веру». Тогда их отпустили в Аримин. Утомленные ожиданием епископы на соборе примирились со свершившимся фактом. Лишь немногие во главе с Фебади-ем, епископом Агеннским, упорствовали в протесте. Валент явился в Аримин доказать епископам, что в «никской вере» не было ничего арианского, и изъявил готовность предать анафеме какие угодно арианские заблуждения. Фебадий продиктовал ряд анафем. Валент повторил их, но с дополнениями (которые впоследствии арианские богословы использовали в качестве лазеек для подтверждения своих

постулатов). И епископы разъехались с Ариминского собора в полной уверенности, что они не изменили никейскому символу веры.

55 Речь идет о последователях Новациана. Известно, что после смерти римского епископа Фабиана (236—250 гг., ум. 20 янв.) Римская церковь более года управлялась пресвитерами. Между ними выделялись Моисей, скончавшийся исповедником, и Новациан, самая известная тогда литературная сила Римской церкви: он был автором многих трактатов этического, философского и теологического содержания. Наиболее известен его труд о единстве Бога в Троице. В 250 г. он занимал высокое положение среди римского духовенства, о чем свидетельствуют его послания епископу Карфагена Киприану, которые он писал от имени всей столичной христианской общины [о дальнейшей его судьбе известно лишь то, что он умер смертью мученика при императоре Валериане (253-259 гг.)]. В марте 251 г. к Совету Римских пресвитеров обратилась партия Новата (пресвитер карфагенской церкви, создавший в 248 г. оппозицию недавно избранному епископом Карфагена Киприану; вместе со своими сторонниками он был отлучен от церкви в марте 251 г.) с просьбой о церковном общении, но Совет отказал им в этом. Однако Новат повел в Риме агитацию так успешно, что привлек на свою сторону Новациана. В начале марта 251 г. епископом был избран пресвитер Корнелий и был рукоположен 16 епископами. Однако его противники, недовольные как самим избранием Корнелия, так и его отношением к отступникам (падшим), противопоставили Корнелию пресвитера Новациана, не признававшего за церковью права принимать в свое общение падших. Этими своими сторонниками Новациан был рукоположен епископом Римским, т.е. стал антипапой (писатель VI в. Евлогий, патриарх Александрийский (580—607 гг.), цитируемый Фотием (Cod., 182), происхождение новацианского раскола объсняет тем, что папа Корнелий оскорбил Новациана: не желая иметь его своим преемником, он произвел его из архидиаконов в пресвитеры, поскольку в Риме было принято, чтобы архидиакон был преемником архиерея, т.е. папы). И Корнелий и Новациан обращались с общительными посланиями к различным епископам. Соборы Римский и Карфагенский поддержали Корнелия, чему немало способствовали Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский. Однако были свои сто-

ронники и у Новациана. На востоке это были Фабий, епископ Антиохийский, многие епископы на Антиохийском соборе во главе с Фирмилианом, епископом Кесарийским. На западе особенно энергично поддерживал Новациана Мар-киан, епископ Арльский, за это и низложенный.

Новациане всегда стояли на стороне самой строгой церковной дисциплины. В принципе они были не против права церкви прощать кающихся грешников. Однако новациане считали, что гораздо целесообразнее предоставить это прощение Богу, поскольку раб не должен прощать согрешивших против его Господа. Поэтому они считали себя обществом «чистых». На католическую церковь они смотрели как на запятнавшую себя общением с грешниками (падшими). Кроме того, новациане считали, что осквернивший себя смертным грехом — отпадением от церкви — не может быть совершителем таинств. Поэтому переходящих к ним католиков, как и сторонников других направлений, новациане перекрещивали. Однако в догматических спорах они шли рядом с церковью и одинаково энергично боролись с арианством. А сочинение Новациана «О Троице» на западе всегда считалось православным.

Распространившись не только на западе, но и на востоке, новациане нашли благоприятную почву там, где был распространен монтанизм: так, во Фригии произошло слияние монтанизма с новацианством. Вообще, со стороны многих христиан новацианство пользовалось уважением, поскольку с догматической точки зрения они были православными и их главное отличие от католиков состояло лишь в строгости нравов. Поэтому многие императоры, издававшие указы о преследовании еретиков и сектантов, делали прямое исключение для новациан. В эпоху господства арианства православные кое-где (например, в Константинополе) были расположены вступить в церковное общение с новациана-ми. Секта новациан существовала, видимо, до VII в. В VI в. в Александрии они представляли собой еще столь значительную силу, что православный патриарх Александрии Евлогий (597—607 гг.) должен был писать против них особое сочинение. Возникшая в XI в. в Южной Франции и Северной Италии религиозная группировка катар выводила свое название из идеологии последователей Новациана.

56 Полное имя — Турраний Руфин (Apollin. Sidon. Ер., 9, 5). Происходил из г. Конкордии (западнее Аквилеи). Руфин был

современником Иеронима, с которым вместе обучался в Риме. Вскоре после 370 г. Руфин вступил в монастырь в Аквилее и принял там крещение от епископа Валериана. Затем Руфин отправился, как и Иероним, в паломничество на восток, в Египет, где встретил паломницу вдову Меланию, с которой осенью 373 г. прибыл в Палестину, однако вскоре вернулся в Египет. В 386—397 гг. Руфин принимает участие в первом оригенистическом споре в Палестине (см. подробнее прим. 87) как защитник Оригена. В 397 г. Руфин возвращается в Италию и прибывает в Рим, который покидает ок. 399 г. и уезжает сначала в Милан, а потом в Акви-лею. Еще будучи в Риме, он по просьбе Макария (см. прим. 85) переводит сочинение Оригена «О началах». Но понимая, что запад не в состоянии отнестись к этому произведению исключительно с исторической точки зрения, он воспользовался заметкой, сделанной им в переводе трактата «За Оригена», говорившей о том, что сочинения Оригена искажены в некоторых местах еретиками и он некоторые пункты переправил. А в предисловии он имел неосторожность с похвалою отозваться об Иерониме как почитателе Оригена. Однако даже в переправленном виде многое в переводе показалось западным иерархам ересью, и они усомнились в православии Иеронима. Иероним вспылил, и началась активная переписка его с Руфином, дошедшая вплоть до оскорблений: Иероним издевался над акцентом Руфина и называл его поэтому свиньей, а Руфин называл его учеником Вараввы, так как Иероним изучал еврейский язык под руководством иудея Барханина. В сентябре 410 г. Руфин прибывает на Сицилию, где искала спасения от готов семья Мелании. Вскоре после этого Руфин умирает.

57 Василий Великий, архиепископ Кесарийский. Родился в Кесарии Каппадокийской в 329 г. в богатой христианской семье. Его отец, Василий Старший, известный своей благотворительностью, был женат на знатной и богатой девушке Эмилии. Получив образование в Кесарии, Василий отправился в Афины изучать платоническую философию, где он познакомился с Григорием Богословом. Вернувшись в Кесарию, Василий преподавал риторику. Однако под влиянием сестры Макрины, которая стала монашкой, Василий решил посвятить себя христианской жизни. Ок. 356 г. он был крещен и возведен в должность чтеца Кесарийским епископом Дианием. Ок. 357 г. Василий предпринял путешествие

в Египет, Палестину и Месопотамию с целью посетить знаменитых подвижников. Вернувшись на родину, Василий поселился в аскетическом уединении на берегу р. Ириса. Слава о его подвигах многих привлекла к нему, и на берегах Ириса стали возникать монастыри. В 362 г. после смерти еп. Диания на кесарийскую кафедру был избран Евсевий. Однако Евсевий, занимавший одну из высших должностей в городском управлении и очень популярный в народе, был не крещен. По требованию народа он был крещен и тут же посвящен в епископы. Евсевий приблизил к себе Василия и посвятил его в пресвитеры. Однако скоро отношения их испортились, так как популярность Василия среди бедноты и монахов все более выдвигала на первый план пресвитера, оставляя в тени епископа. Вскоре произошел разрыв, который едва не вызвал в Кесарии раскола. Однако Василий добровольно удалился сначала к Григорию, затем в Понт в свои монастыри. Евсевий же, опасавшийся насаждения арианства императором Валентом, обратился к Григорию Богослову с целью примирения с Василием, и Василий вернулся. В сер. 370 г. Евсевий умер. Василий был избран епископом, хотя против него были ариане, в том числе значительная часть епископов, подчиненных кесарийской кафедре. В ответ на требование императора Валента принять арианство Василий отказался это сделать. В 375 г. Валент прибыл в Кесарию и уже подписал указ об изгнании Василия, однако побывал на его службе и так ею впечатлился, что порвал указ и, уезжая из Кесарии, оставил Василию богатые пожертвования на дела благотворительности. Умер Василий 1 января 379 г. Среди основных произведений Василия Великого следует отметить трактаты «Беседы на Шестоднев», «Нравственные правила», «О Святом Духе», различные «Толкования» и «Беседы», полемические сочинения («Опровержение речи Евно-мия»). Большой интерес представляют и его письма (ок. 340). 58 Григорий Назианзин (Богослов) (329-389 гг.) был сыном епископа города Назианза и получил блестящее образование в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, Александрии и Афинах (где подружился с Василием Великим). Примерно в возрасте 30 лет он вернулся домой и крестился. В 362 г. он был посвящен в пресвитеры и помогал отцу в управлении. В 372 г. Василий Великий, ставший уже епископом, тягался с епископом Тианским из-за пределов своей архиепископии и, нуждаясь в своих людях на ключевых




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.