Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виктор Витенский 16 страница




83 О нем см. подробнее комментарии к Геннадию, прим. 197.

84 В 474/475 г. Зенон отправил к Гейзериху посольство во главе с сенатором Севером, которого император возвел в сан патриция, желая подчеркнуть уважение королю вандалов. Зная о прибытии посольства, Гейзерих совершил нападение на берега Эпира и захватил город Никополь. Север, прибыв в Карфаген после продолжительной остановки на Сицилии, резко упрекал короля вандалов за разбой. Достоинство Севера, его отказ принять обычные в таких случаях подарки произвели впечатление на Гейзериха. Он согласился выдать Северу без выкупа тех пленников, которые при разделе достались ему и его сыновьям. Остальных Север выкупал на деньги, которые выручил от продажи с аукциона своей обстановки и вещей. В 475/476 г. был заключен мир. Зенон официально признал за Гейзерихом права на Африку, Сицилию, Корсику, Сардинию и Балеарские острова. Византия гарантировала неприкосновенность вандальского государства и признавала его полную независимость.

КНИГА II

1 Гейзерих умер 24 января 477 г., а уже 25 января Гунерих взошел на престол. Незадолго до смерти Гейзерих ввел закон

о престолонаследии (в соответствии с Прокопием, этот закон был введен в по завещанию Гейзериха уже после его смерти, однако это довольно маловероятно), в соответствии с которым власть в королевстве наследовалась по т.н. сеньорату, когда престол наследовал не старший сын короля, а старший член королевского рода (Procop. B.V., 1,7,29; Jord., Get., 169).

2 Плацидия была дочерью Валентиниана III и Лицинии Евдоксии. В 455 г., после взятия вандалами Рима, она вместе с матерью и сестрой Евдокией была захвачена и по приказу Гейзериха увезена в Карфаген. Ок. 462 г. Гейзерих, по требованию императора Льва I, отослал Евдоксию с Плаци-дией в Константинополь. Здесь Плацидия вышла замуж за римского сенатора Аниция Олибрия, с которым была помолвлена еще при жизни отца. В переговорах с вандалами Плацидия могла иметь значительный вес, поскольку она была родственницей королевского дома вандалов — ее сестра Евдокия была замужем за Гунерихом.

3 К моменту описываемых событий Олибрий уже умер. В 472 г., когда римский император Анфимий был осажден войсками выступившего против него главнокомандующего войсками Западной империи Рехимера, император Лев отправил в Рим на помощь Анфимию Олибрия, который происходил из римской знати и был одновременно членом и константинопольского, и римского сенатов. Олибрий отправился в Рим, оставив семью в Константинополе. Согласно легенде, вскоре Лев стал опасаться Олибрия, поскольку Гейзерих, с которым Олибрия связывали родственные и имущественные связи, выдвигал его кандидатуру на римский престол. И Лев направил Анфимию гонца с письмом, в котором рекомендовал хитростью убить Рехимера и казнить Олибрия. Однако Рехимер, осадивший Рим, перехватил гонца, сообщил содержание письма Олибрию и предложил ему содействие в занятии римского престола. Вскоре (4 июля 472 г.) Рим был взят, и Олибрия сенат под нажимом Рехимера провозгласил императором. Однако 23 октября того же года Олибрий скончался от чумы.

4 Этот титул (inlustris), явно позаимствованный Виктором из текста приведенного ниже эдикта, являлся почетным званием высших сановников. В данном случае Александр уже в 478 г. имел титул vir illustris (Cod.Just., XI, 35,11).

5 Данные события имели место в 479-481 гг. В Карфаген прибыло посольство императора Зенона во главе с прокуратором

Плацидии Александром для ведения мирных переговоров, среди которых был не только упоминаемый Виктором вопрос о восстановлении католической епископской кафедры в Карфагене, но и, в частности, вопрос о возмещении Византией убытков, которые понесли карфагенские купцы во время войны вандалов с Византией. По всей видимости, Александру удалось уладить спорные вопросы. Вместе с ним Гунерих прислал Зенону ответное посольство, посредством которого выразил готовность поддерживать добрые отношения с империей. Зенон принял вандальских послов с большой честью, а Александр был награжден назначением на пост комита императорских имуществ (rerum privatarum).

6 Ко времени Гунериха берберские племена заняли значительную часть бывшей римской Африки: ими были заняты полностью провинции Мавретания Ситифенская и Мав-рентания Цезарейская, часть Нумидии и значительная часть Бизацены. На этих территориях были созданы племенные государства во главе с берберскими вождями, центрами которых являлись Алтава, Джедар, Цезарея, Фертум, Таблатум, Фамаллула, Капса, Ола. Однако практически это были бер-беро-римские государства, в которых романизированное население стало практически равноправным берберам: так, вождь государства в Алтаве Масуна именовался царем мавров и римлян, а вождь Мастиес (титулуемый императором) сообщает в надписи, что не нарушил верности ни по отношению к римлянам, ни по отношению к маврам. В результате и государственная структура была частично скопирована с римской: во главе стоял царь или император, наместниками на местах являлись прокураторы и префекты. Таким образом, ссылка католиков в эти районы не могла быть для ссыльных слишком опасной. Поэтому, скорее всего, имеются в виду горные и пустынные районы первоначального обитания берберских племен (ср. кн. I, прим. 66).

718 июня 480 или 481 г.

8 О жизни Евгения до 480/481 г. ничего не известно. В качестве епископа Карфагена он принимал участие в соборе в Карфагене в феврале 484 г. После собора Евгений был изгнан Гунерихом в Туррис Тамаллени. В 487 г. он был возвращен из изгнания, но несколькими годами позже был вновь изгнан в Галлию, в город Альбу, где и умер в 505 г.

9 В данном случае Виктор использует греческий термин ё\ег|ц.ост1>уг|, что весьма нехарактерно для него. По всей

видимости, Виктор не знал греческого или очень плохо знал — термин передан в латинской транскрипции, притом не точно (elemosynas).

<yj)10 Практически все, что известно об арианском епископе Кириле, это его роль во время собора в Карфагене в 484 г. Однако судя по описанию событий собора различными авторами, Кирила был главным действующим лицом из ари-анских иерархов. Так что, по всей видимости, он был ариан-ским епископом Карфагена.

11 Утика — город в Зевгитане, на берегу моря. Зевгитана, как известно, была отдана во владение вандальскому войску и именовалась «землями вандалов». Таким образом, видимо, представители вандальской знати были сосланы для сельскохозяйственных работ в их собственные владения.

12 Из его сыновей достоверно известен лишь Хильдирик. Хильдирик был сыном Гунериха от Евдокии. О его частной жизни практически ничего не известно. Возможно, благодаря своей нелюбви к военному делу, о которой сообщает Прокопий (I, 9, 1—2), Хильдирик, не участвуя в войнах, не попал на страницы хроник. В 523 г. Хильдирик после смерти своего двоюродного брата, короля Тразамунда, взошел на трон. Он был сторонником тесных связей с Византией, находился в хороших личных отношениях с Юстинианом. В русле этой политики Хильдирик сделал существенные уступки католической церкви, вернув из изгнания католических епископов и предписав заместить католические епископские кафедры. Однако войска вандалов в период его правления потерпели ряд весьма существенных поражений от берберов. В 530 г. он был свергнут Гелимером, предводителем группировки в королевской семье, стремившейся к проведению традиционной политики вандалов. Хильдирик со своими сторонниками был заключен в тюрьму и в 533 г. был казнен вместе с ними после высадки Велизария, полководца Юстиниана, в Африке. Что касается других сыновей Гунериха, то их имена неизвестны.

13 Гунерих умер 22 декабря 484 г., не успев ввести в действие изменения в законе о престолонаследии.

14 Их было как минимум двое. Первый был старшим из внуков Гейзериха и должен был наследовать престол после Гунериха. Заговор против Гунериха был им составлен, скорее всего, после того, как стало известно намерение Гунериха изменить закон о престолонаследии. Под угрозой

лишения возможности занятия престола старший сын Теодориха, его мать и, видимо, арианский патриарх Иукунд, близкий к семье Теодориха, и составили заговор. Старший сын Теодориха, судя по намеку Виктора, был также казнен по приказу Гунериха вскоре после казни его матери. Младший же сын Теодориха был значительно младше — к моменту смерти отца он был еще младенцем. Вскоре после смерти отца он был изгнан вместе с двумя сестрами (см. Виктора далее).

15 У Гендзона было 4 сына. О старшем, Годаге, см. прим. 18. Вторым был Гунтамунд. Он наследовал Гунериху и взошел на престол 22 декабря 484 г. В противовес Гунериху он идет навстречу католической церкви, и в 487 г. он разрешает католическим епископам вернуться из ссылки в их епархии. Более того, в 494 г. были восстановлены владения католической церкви. Тем не менее политика в отношении Византии оставалось настороженной. Однако внешняя политика Гунтамунда была неудачной. Берберы продолжали теснить вандалов на границах, создавая и укрепляя свои государства. На Сицилии вандалы попытались вновь оккупировать остров, пользуясь борьбой Одоакра и остготского короля Теодориха Великого, но безуспешно. Готы оттеснили вандалов и в 491 г. полностью захватили остров. Гунтамунд умер 3 октября 496 г. от болезни.

Третий сын Гендзона, Тразамунд, наследовал своему брату Гунтамунду и взошел на престол 3 октября 496 г. Он продолжал гибкую политику по отношению к католикам и стремился доказать превосходство арианства в идеологической полемике, стимулируя переход в арианство дополнительной милостью со стороны властей. При этом он иногда преследовал католических клириков, отправляя их в ссылку. После женитьбы Тразамунда на сестре остготского короля Теодориха произошло политическое сближение остготов с вандалами, в результате чего вандалам была возвращена область Лилибея на Сицилии. Но в борьбе с берберами Тразамунд потерпел поражение, города Тамугади и Багаи в Ну-мидии были ими захвачены. Тразамунд умер 7 июня 523 г. в Карфагене. У Тразамунда было две жены. Первая умерла до 500 г. Второй его женой была Амалафрида, сестра короля остготов Теодориха Великого, на которой Тразамунд женился ок. 500 г. (впоследствии, после смерти Тразамунда, Амалафрида составила заговор против его преемника Хильди-

рика, но заговор был раскрыт, она бежала, в городе Капсе задержана, посажена в тюрьму и казнена).

Четвертым сыном Гендзона был Гейларит. О нем прак-

, тйчески ничего не известно, кроме того, что он был отцом

последнего вандальского короля Гелимера. Умер Гейларит,

скорее всего, до 530 г., когда его сын Гелимер был самым

старшим в королевском роду (Ргосор. B.V., I, 9, 6).

16 Прокопий считает Гендзона старшим сыном Гейзери-ха (I, 8, 1), но судя по тексту Виктора (II, 1), этот последний считает старшим Гунериха. Гейзерих предоставил Гендзону обширные поместья. В трудной войне с Византией в 468 г. Гендзон принимал активное участие (Ргосор. B.V., I, 6, 24) и, возможно, командовал флотом. Он умер между 468 г. и 477 г., раньше своего отца.

17 Иукунд был пресвитером при дворе Теодориха (см. Виктора, I, 14), был явно предан представителям этой семьи и, по всей видимости, принимал участие в заговоре против Гунериха в пользу старшего сына Теодориха.

18 О нем практически ничего не известно. Умер Годаг, видимо, до 484 г., поскольку его младший брат стал преемником Гунериха.

19 Речь идет о жене Гундериха, старшего брата Гейзериха (поскольку Гундерих умер в 428 г., она была его вдовой).

20 Река Ампсага (у Виктора — Ансага) отделяет Нуми-дию от Мавретании, в своем нижнем течении протекает по Нумидии и впадает в Средиземное море у нумидийского города Пакциана (совр. Ваб эль Кебир).

21 Цирта, впоследствии Константина, столица Нумидии, расположена на берегу реки Ампсага.

22 Гонения начались в 482 г., так что знамения имели место в 480-481 гг.

23 Базилика в Карфагене, уже упоминавшаяся Виктором. По всей видимости, эта базилика была главным католическим храмом Карфагена.

24 Известен город Зигва в Проконсульской провинции. Возможно, что эта гора находилась в окрестностях города Зигва.

25 См. о нем прим. 58, кн. I.

26 См. о нем прим. 60, кн. 1.

27 Оба города расположены в бывшей Проконсульской провинции. Сикка Венерия в 100 км от Карфагена, совр. Ле Кеф в Тунисе, Лар (Лариб) недалеко от Сикки, совр. Хенхир Лорбеус в Тунисе.

28 В 482 г.

24 Солид — золотая римская монета, равная 25 денариям.

30 Вандалы-ариане никогда не относились к католическим монахиням с почтением. Так, известно, что через 15 лет после прихода вандалов в Мавретании Цезарейской количество изнасилованных монахинь было столь велико, что папа Лев советовал считать их особой категорией верующих (LeoMagn. Epist., II, 12).

31 Феликс был епископом города Аббира (известно два города с таким названием — Большой, или Целленский, и Малый, или Германикский, и неизвестно, в каком из них Феликс был епископом) в бывшей Проконсульской провинции. По всей видимости, именно он является тем Феликсом, епископом Аббиританским, упоминаемым среди католических епископов в 484 г. (Notitia, P 2).

32 Уже в правление Гунериха у вандалов появились серьезные проблемы в отношениях с берберами. Так, берберские племена заняли горные районы в Нумидии (горы Аврасия) и, судя по тексту Прокопия (I, 8, 5), отвоевали данную территорию у вандалов. Сикка Венерия и Лар были расположены недалеко от этого района. Поэтому появление здесь берберов скорее всего является набегом на сопредельную территорию. Однако вполне возможно, что подобный набег был «согласован» с вандалами. Описываемые события относятся к концу 482 или началу 483 г. Виктор сообщает о 4966 изгнанниках, но, по другим сведениям, их было 4000 (Victor de Tunnuna, Chron., 479/1). По всей видимости, именно к этим людям относится надпись из Аубуцца (места, расположенного ок. 20 км к югу от Сикка Венерия), где упомянуты мученики или исповедники: «...Военный трибун Фортунат, Бененат, Абундий, Виктор мученик, Роман диакон, Петий, Феликс, Рогат трибун, Феликс, Цинам, Феликс, Грегорий, Феликс, Рогат, Донат мученик, Либертин, Феликул, Кресконий Патерни (отцовский?), Рогат, Контросар Филаргири (от греч. Сребролюбивый?), Абундантий, Донатиан, Марикл, Виктриан, На-талик, Тин, Гауциос, Роман, Инул, эти имена в нашем собрании (от греч. o^uXia) претерпели мучения каждый» (CIL, VIII, 16396).

33 Епископ города Зура в бывшей Проконсульской провинции. Единственным известным епископом этого города был Паулин, упоминаемый в 411 г. Однако он не мог быть

отцом упоминаемой женщины, поскольку слишком большой временной промежуток отделяет его от 482 г.

34 Иеремия, второй из т.н. больших библейских пророков. Упоминаемые события относятся к периоду правления иудейского царя Седекии (597-586 гг. до н.э.), когда вавилоняне осадили Иерусалим и Иеремия советовал покориться без сопротивления во избежание большого кровопролития. Поскольку Иеремия упорствовал в своих советах, его посадили в грязную яму во дворе стражи, где он и умер бы от сырости и голода, если бы его не спас своим ходатайством царедворец Авемелех. Иеремию с большими усилиями вытащили из рва и оставили во дворе стражи (см. Иер. 37—38).

35 Киприан был епископом города в Бизацене. Он упоминается в списке католических епископов в 484 г. (Notitia, В 41).

36 Регин был послан в Африку в 483 г.

37 К первому февраля.

38 20 мая 483 г.

39 Видимо, вскоре после этого послания Евгений написал послание своей пастве, которое приводится у Григория Турского (Hist. Francor, II, 3): «Епископ Евгений возлюбленным и во Христовой любви сладчайшим сыновьям и дочерям церкви, врученной мне Богом.

По королевскому эдикту нам велено прибыть в Карфаген, так как мы исповедуем католическую веру. Вот почему, дабы, уходя от вас, я не оставил Божью церковь в сомнении или недоумении или чтобы молча, как неверный пастырь, не покинул паству Христову, я счел необходимым направить вашей святости вместо себя это послание, в котором слезно молю, прошу и напоминаю и со всей силой заклинаю во имя величия Божия и ради страшного судного дня, а также ради устрашающего сияния грядущего пришествия Христа, чтобы вы твердо придерживались католической веры, утверждая, что у Сына с Отцом и у Святого Духа с Отцом и Сыном едино божество. Храните благодать единого крещения и соблюдайте священное миропомазание. Пусть никто после воды не возвращается к воде, будучи возрожден водою. Ведь по воле Божией соль получается из воды, но если ее вернуть в воду, она тотчас теряет свой вкус. Вот почему Господь в Евангелии справедливо говорит: "Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленой?" Во всяком случае, это значит потерять силу ума, если хотеть во второй раз приправить то, что было приправлено достаточно. Не слышали ли вы слов Христа:

"Кто однажды омылся, тот не имеет нужды мыться вторично?" Братия, сыны и дочери мои во Господе, пусть вас не печалит мое отсутствие, ибо если вы будете придерживаться истинного вероучения, я вас и вдали не забуду, и смерть не разлучит меня с вами. Знайте, что куда бы борьба меня ни занесла, пальма победы будет со мной: если я уйду в изгнание, передо мной пример блаженного евангелиста Иоанна; если умру, "для меня жизнь — Христос и смерть — приобретение". Если я возвращусь, братия, то исполнит Господь ваше желание. Для вас же достаточно того, что я, по крайней мере, не смолчал, ободрил, научил как мог. Не я повинен в крови всех гибнущих, и я знаю, что это письмо будет прочитано перед судом Христа в их присутствии, когда Христос придет, чтобы воздать каждому по делам его. Если я возвращусь, братия, я увижу вас в этой жизни, если нет, увижу в будущей жизни. Говорю вам: здравствуйте, молитесь за нас и поститесь, ибо пост и милостыня всегда склоняли к милосердию. Помните одно место из Евангелия:" Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более Того, Кто после убийства может погубить и душу и тело и бросить в геенну"». Упоминаемые в письме аллегории, связанные с водой и солью, относятся к перекрещиванию, которое практиковалось при переходе из католичества в донатизм или в арианство.

Судя по тексту Виктора, первое послание Евгения было адресовано не самому королю, а Обаду, «наместнику царской области», т.е. Зевгитаны. Карфаген как административно-территориальная единица находился в составе Зевгитаны, и поэтому епископ обращался прежде всего к наместнику как представителю государственной власти.

40 По всей видимости, это Секундиан Мимианенский, епископ города в Бизацене, упоминаемый среди католических епископов в 484 г. (Notitia, В 72; т.е. после экзекуции он остался жив).

41 Президий был епископом города Суфетула в Бизацене. Был жив в 484 г., когда упоминается среди католических епископов (Notitia, В 20).

42 По всей видимости, это Мансует, епископ Афуфени-енский из Бизацены. Также упоминается среди католических епископов в 484 г. (Notitia, В 2).

43 Возможно, это Герман, епископ города Феради Малый в Бизацене. Также упоминается среди католических епископов в 484 г. (Notitia, В 31).

44 Эту легенду об исцеленном слепце излагает Григорий Турский (Hist. Francor, II, 3), но в несколько иной редакции. Арианский епископ Кирила, основной оппонент Евгения на соборе, нанял за 50 золотых некоего зрячего ариа-нина, который должен был, притворившись слепым, попросить Кирилу исцелить его. И когда Кирила возложит на него руки, «прозреть». И когда Кирила вместе с Евгением проходил по улице, арианин так и сделал. Однако когда Кирила возложил свою руку на голову этого человека, у того сильно заболели глаза, и он ослеп на самом деле. Тогда ослепший воззвал к Евгению и сопровождавшим его католическим епископам помочь ему, признав правоту католического символа веры («Верую во всемогущего Бога-Отца, верую, что сын божий Иисус Христос равен Отцу, верую, что Дух Святой единосущен с Отцом и сыном и вечен, как они»). Евгений возложил руку на голову несчастного, осенил его глаза крещением, и больной прозрел.

45 Иоан. 11:1, 2, 5, пр. Лазарь и его сестры Марфа и Мария хорошо знали Христа («Иисус же любил Лазаря и сестер его»). И когда Лазарь умер, Христос воскресил его на четвертый день после смерти. Узнав об этом, власти Иудеи решили убить не только Иисуса, но и воскрешенного Лазаря, поскольку вследствие данного чуда многие уверовали во Христа. Предание говорит, что после воскрешения Лазарь жил 30 лет, стал епископом на Кипре, где и скончался.

46 Лет был епископом города Непта в Бизацене. Он упомянут в списке католических епископов 484 г. (Notitia, В 14). Он был казнен 24 сентября 484 г.

47 Всего на собор прибыло ок. 460 католических епископов.

48 Во главе их был Евгений. Среди остальных были Вин-демиал, епископ города Капса в Бизацене (Notitia, В 60; Greg. Tour. Hist. Francor., II, 3), и епископ Лонгин (Greg. Tour. Hist. Francor., II, 3), которого, возможно, следует идентифицировать с Лонгином, епископом города Помария в Маврета-нии Цезарейской (Notitia, MC 43). Вскоре после окончания собора оба епископа попали в опалу: в частности, Лонгин был отправлен в ссылку (Petrides S. Pomaria // The Catholic Encyclopedia. Vol. 12, 1908). Среди непосредственных участников собора был, возможно, сожженный впоследствии Лет (см. о нем выше). Кроме того, известно еще 4 епископа, которые принимали непосредственное участие в соборе: Яну-арий Заттаренский из Нумидии, Виллатик, епископ Казы

Медианы из Нумидии, Бонифаций Форатианский из Бизацены и Бонифаций Гацианский из Бизацены — их подписи стоят под текстом «Книги католической веры» (Vict.Vit., Ill, 23).

КНИГА КАТОЛИЧЕСКОЙ ВЕРЫ

'Евр. 1:3. 2Иер. 9:10.

3 Там же.

4 Иер. 23:22. 5Иер. 23:18.

6 Прем. 16:21.

7 Иоан. 6:32. 8Иоан. 6:41.

9 Пс. 77:25.

10 Иоан. 14:10; 10:30.

11 Иоан. 5:18.

12 Иоан. 5:19. "Иоан. 5:21.

14 Иоан. 5:23.

15 Иоан. 17:10.

16 Иоан. 14:9.

17 Иоан. 14:1.

18 Мат. 11:27. "Мат. 16:17.

20 Иоан. 14:6.

21 Иоан. 6:44.

22 Иоан. 14:7.

23 Иоан. 14:28.

24 Иоан. 6:38.

25 Мат. 26:39.

26 Мат. 27:46.

27 Пс. 21:11.

281 Иоан. 5:20.

29 Там же.

30 Иоан. 14:6.

31 Ис. 53:8.

32 Иоан. 3:18. "Иоан. 1:14. 341 Иоан. 1:5.

35 Иоан. 1:4-5.

36 Иоан. 1:9.

37 Евр. 1:3.

38 Пс. 109:3.

39 Ис. 7:9.

40 Быт. 1:1-2.

41 Иоан. 8:25.

42 Пс. 32:6.

43 Ср. Сир. 24:5.

44 Мат. 28:19.

45 2 Кор. 13:13.

46 Быт. 1:26.

47 Числ. 6:23-26.

48 Пс. 66:7-8.

49 Ис. 6:3.

501 Кор. 12:4-6.

51 1 Кор. 12:11.

52 1 Иоан. 5:7.

53 Иов. 33:4.

54 Пс. 103:30. 551 Тим. 6:13.

56 Иоан. 10:27-28.

57 Иоан. 6:64.

58 Дан. 13:42.

59 Иоан. 6:65.

60 Мат. 9:4.

61 Иоан. 16:13.

62 1 Кор. 2:10.

63 Там же, 11. 64Деян. 5:3.

65 Там же, 4.

66 Мат. 12:31-32. 671 Цар. 2:25.

68 Иер. 23:23-24.

69 Мат. 18:20.

70 Иез. 36:27.

71 Прем. 1:7.

72 Пс. 138:7-10.

73 2 Кор. 6:16.

74 Иоан. 15:4.

75 2 Кор. 13:5. 761 Иоан. 4:13. 771 Кор. 3:16.

78 Там же, 6:20.

79 Пс. 49:16.

80 Там же, 21.

81 Пс. 6:2.

82 Иоан. 16:8.

83 Пс. 138:7.

84 Пс. 118:68.

85 Иоан. 10:11.

86 Пс. 142:10.

87 Мат. 5:22.

88 Деян. 21:11.

89 Ним. 4:1. 90Гал. 1:1. "Деян. 13:2.

92 Там же, 4.

93 Деян. 20:28.

94 1 Иоан. 2:1.

95 Иоан. 14:16.

96 2 Кор. 1:3-4.

97 1 Кор. 6:11.

98 Пс. 98:5.

99 1 Пет. 1:12.

100 Деян. 7:51.

101 1 Кор. 14:24-25.

102 Иоан. 14:13.

103 2 Кор. 13:13.

104 Позднее Бонифаций Грацианский участвовал в Карфагенском соборе 525 г.

КНИГА III

1 Гунерих ссылался на законы Кодекса Феодосия против еретиков и особенно на закон 412 г. против донатистов. В 411 г. в Карфагене был организован совместный собор католической и донатистской церквей под председательством нотария императора Западной империи Гонория, Флавия Марцеллина. После того как представители обеих сторон изложили свои позиции, Марцеллин официально объявил о запрещении донатизма, и донатистам под страхом жестоких репрессий было приказано перейти к католической церкви. Гонорий утвердил это решение Марцеллина, под руководством которого было организовано широкое преследование донатистов.

2 Имеются в виду Зевгитана (бывш. Проконсульская провинция) — «земли вандалов» и, возможно, Бизацена.

3 Речь идет о греческом термине оцооиаю?, который переводится как «единосущный». По результатам Никейского собора 325 г. в символ веры была включена следующая фраза: «Сын единосущен Отцу». И хотя этого термина не было в Священном Писании, но, по мнению католиков, он верно выражает его смысл. Ариане же оспаривали право употреблять небиблейские термины в отношении Отца и Сына.

4 О соборе в Аримине см. комментарии к Геннадию, прим. 54. На собор в Аримине была представлена т.н. «датированная вера» (или IV Сирмийская формула), — символ веры, составленный арианами и подписанный императором, в котором отвергался термин oixjta, который, какиоцоошю?, не содержался в Писании, но был введен на Никейском соборе в символ веры («...А так как слово oucria, по простоте введенное отцами, но неизвестное народу, производит соблазн, потому что оно не встречается в Святом Писании, то богоугодно изъять это слово из употребления...»). Западные епископы, практически поголовно католики, собравшиеся в Аримине, отвергли этот символ веры, провозгласив приверженность Никейскому символу. Но про термин бцоошю? не было сказано ни слова. Однако впоследствии под давлением императора Констанция отцы Ариминского собора подписали «датированную веру» (именно поэтому впоследствии ариане ссылались на этот собор, как на вполне правомочный).

5 Собранный в том же 359 г. собор в Селевкии был фактически второй, «восточной» частью собора в Аримине. Практически все присутствовавшие на нем были ариане. В результате обсуждений вынесли постановление исключить из употребления термин ojioouaio? как не присутствующий в Писании.

6 Один римский фунт был равен 327,45 г.

7 Основной корпус законов против еретиков был издан при Феодосии I: «Привилегиями в делах веры должны пользоваться только соблюдающие католический закон. Мы желаем, чтобы еретики и раскольники не только были чужды этих привилегий, но и подвержены различным повинностям. Заклейменные позорным именем еретиков, они кроме осуждения божественного правосудия должны ожидать еще тяжких наказаний, которым по внушению небесной мудрости заблагорассудит подвергнуть их наше величие» (Cod. Theod., XVI, 1, 2). Вообще, за период своего правления Феодосии издал 15 законов против еретиков (Cod. Theod., XVI, 5,6-23),

которыми сильно ограничивались их гражданские и религиозные права: им запрещено было собираться в пределах городской черты на общественную молитву, проповедовать, рукополагать. Эту линию продолжил император Гонорий. В 404 г. Карфагенский собор ходатайствовал перед Гонори-ем о распространении на донатистов карательных законов, направленных против еретиков. Просьба была удовлетворена. Об аналогичном законе 412 г. см. кн. III, прим. 1. В 418 г. Гонорий, опять-таки по желанию африканских епископов, издал эдикт, по которому пелагиане подвергались гражданскому преследованию.

8 Фидеикомисс — термин из римского права, означающий завещание, обязывающее передать наследство третьему лицу, которое непосредственно не может быть сделано наследником.

9 Inlustres (illustres) — титул высших чиновников империи. Им титуловались префекты преторий (Восточной, Иллирийской, Италийской и Галльской), на которые была разделена империя, а также префекты Рима и Константинополя. Кроме того, им титуловались командующие войсками (пехотой и конницей) на Западе и Востоке, начальники дворцовой стражи на Западе и Востоке, начальники императорской казны на Западе и Востоке, главные спальники на Востоке и Западе, а также консулы и комиты.

10 Spectabiles — также титул высших сановников, но рангом ниже сиятельных. Всего по империи их было 62: первые спальники на Востоке и на Западе, императорские комиты, первые императорские нотарии, магистры канцелярий на Востоке и Западе, проконсулы Азии, Ахайи и Африки, префекты Египта, викарии диоцезов на Востоке и на Западе, военачальники на Востоке и Западе.

11 Принципал — старшее должностное лицо в городе.

12 Декурион — член общинного совета в римском городе (до 100 человек).

13 Циркумцеллионы — в основном сельские жители африканских провинций, среди которых значительное число составляли колоны, которые составляли христианскую секту (сами себя именовали агностиками) и боролись против католических клириков и крупных землевладельцев и были весьма многочисленны. Судя по упоминанию циркумцеллионов как отдельного сословия, данная цитата в эдикте Гунериха приведена из декрета Гонория от 412 г. (Cod. Theod., XVI, 5,52),

в котором они упоминаются в качестве одной из категорий лиц, подлежащих наказанию за приверженность донатизму: «30 января 412 г. Императоры Гонорий и Феодосии Августы Селевку префекту претория. Сим аннулируются прагматические санкции, т.к. даже по предписанию нашей руки они не могли быть исполнены, и устанавливаются следующие, которые уже давно сверх этого были определены и сохранялись санкцией прежних императоров строго со дня расширенного закона: все, в отношении которых будет известно, что они донатисты, а также клирики и миряне, которые, будучи католиками, святотатственно отложатся [от католической церкви], тогда каждому назначается наказание: illustres должны внести в нашу казну 50 фунтов золота, spectabiles 40 фунтов золота, сенаторы 30 фунтов золота, clarissimi 20 фунтов, духовенство 30 фунтов золота, принципалы 20 фунтов золота, декурионы 5 фунтов золота, купцы 5 фунтов золота, плебеи 5 фунтов золота, циркумцеллионы 10 фунтов серебра».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.