Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень провинций и городов Африки 5 страница




10 Уже на Селевкийском соборе Мелетий подписал формулу, представленную акакианами (см. о ней кн. IV, прим. 48), сразу отбыл в Берию (Socr., II, 44).

11 Пелагий еще в юности был высоконравственен с христианской точки зрения. Так, вступив в брак, он убедил свою невесту предпочесть чистоту и братскую любовь, сохранив целомудрие (Theodoret., IV, 13). Он вообще был известен как один из образцов добродетели, строгий аскет, и на II Вселенском соборе общение с ним уже само по себе являлось ручательством за православие. Вскоре после рукоположения Пелагий присутствовал на соборе в Антиохии в 363 г. После воцарения императора Валента в 364 г. Пелагий был низложен и сослан в Аравию. Вернулся из ссылки он лишь в 378 г., после смерти Валента, когда император Грациан объявил амнистию всем сосланным епископам. Он присутствовал на II Вселенском соборе в Константинополе в 381 г., и по решению собора его епархия получила статус митрополии (Socr., V, 8).

12 Амблада — город в Писидии, области на юге Малой Азии.

13 Евсевий был одним из наиболее авторитетных омиу-сиан, другом Василия Великого. В 360 г. Евсевию, как одному из наиболее авторитетных епископов, было поручено хранить определение об избрании Мелетия епископом Антиохии. И когда император Констанций вскоре решил низложить Мелетия, он направил Евсевию гонца с требовани-

ем вернуть это определение. Однако Евсевий отказался (Theodoret., II, 32). По всей видимости, именно это послужило причиной низложения самого Евсевия. После изгнания в 360 г. он вернулся на свою кафедру в 361 г. по декрету императора Юлиана о возвращении сосланных епископов. В 363 г. он присутствует на соборе в Антиохии. Вскоре после воцарения императора Валента в 364 г. Евсевий был сослан во Фракию по приказу императора. Вернулся он лишь в 378 г., когда после смерти Валента император Грациан объявил амнистию всем сосланным епископам. Умер Евсевий в 380 г. Как сообщает Феодорит, в местечке Долиха одна женщина, сторонница крайнего течения арианства, сбросила ему на голову черепицу, и от полученного ранения Евсевий вскоре умер (V, 4).

14 Элевсий был рукоположен епископом Кизика епископом Константинополя Македонием и являлся его приверженцем. Он решительно проводил политику Македония в отношении репрессий против новациан, вплоть до того, что ссылал сторонников этого течения, а новацианскую церковь в Кизике разрушил (Socr., И, 38). На Селевкийском соборе 359 г. Элевсий был одним из лидеров василиан, более того, он был в числе делегации василиан от Селевкий-ского собора, которая в конце 359 г. прибыла в Константинополь для прений с акакианами перед лицом императора. В 360 г. Элевсий был низложен. Его обвинили в том, что он не только крестил некоего Ираклия, жреца языческого храма Геракла-Мелькарта в Тире, но и возвел его в сан диакона (Socr., II, 42). Уже в 361 г. он вернулся на свою кафедру в соответствии с декретом императора Юлиана о возвращении сосланных епископов. На соборе в Лампсаке в 365 г. Элевсий был уже лидером течения македониан (см. об этом течении подробнее комментарии к Геннадию, прим. 48). На этом соборе македониане (фактически умеренные ариане) одержали вверх над акакианами и аномиями. Император Валент, будучи сам арианином, подверг участников собора (прежде всего македониан) преследованиям (Soz., VI, 7), а Элевсия вызвал к себе и под угрозой ссылки заставил отречься от македонианства. Элевсий же вскоре вернулся к своим воззрениям и на II Вселенском соборе в Константинополе в 381 г. был лидером македониан.

15 О Евномии подробнее см. комментарии к Геннадию, прим. 35.

16 Феодорит сообщает, что Евдоксий, в свою очередь, перед рукоположением епископом Кизика убеждал Евно-мия скрывать свои аномийские воззрения, и на первых порах Евномий следовал этому предупреждению (II, 29).

17 Речь идет о войне с персами в 359—361 гг. Война завершилась «ничьей», поскольку в 361 г. персидский шах Шапур отказался от начала военных действий против войск римлян в Месопотамии, а Констанций также не собирался воевать, оберегая силы для междоусобной войны с Юлианом. Поэтому как только Констанций удостоверился, что Шапур увел свои войска из Месопотамии, он тут же отвел свои войска, оставив в Месопотамии обычную группировку. Однако перед окончанием войны, в 360 г., войска Констанция безуспешно осаждали крепость Безабду — стратегически важную римскую крепость в Месопотамии, которую войска Шапура захватили и сильно укрепили в том же году. Несмотря на долгую и жестокую осаду, римляне, понеся большие потери, не смогли взять эту крепость. И всеми, в том числе и самим императором, эта неудачная осада воспринималась как поражение. Недаром уже в 361 г. Констанций предполагал повторить осаду Безабды, и лишь необходимость войны с Юлианом отвлекла его от этого замысла.

18 Мелитена — город в Малой Армении.

19 Сначала Мелетий в своих проповедях старался касаться только нравственных вопросов, но Констанций настойчиво потребовал от него изложения догматических убеждений, дав ему тему для проповеди «Господь созда мя начало путей своих в дела своя» (Прит. 8:22). Хотя Мелетий и не употреблял b^oovaiov, однако смысл его речи был в духе ни-кейского символа веры. Народ, особенно православные Антиохии, был в восторге. Однако акакиане были другого мнения, и Мелетия сослали.

20 Евзой, диакон в Александрии, был одним из ближайших приверженцев Ария, практически с самого начала арианства. Вместе с Арием он был отлучен Александром, епископом Александрии, на Александрийском соборе 320 г. В 335 г. Евзой вместе с Арием участвовал в Иерусалимском соборе, созванном по случаю освящения храма Воскресения на Голгофе. Вместе с Арием они представили императору Константину изложение веры, и Константин снял с них осуждение, а отцы приняли в церковное общение. Когда Евзой занял Антиохийскую кафедру в 360 г. после изгнания

Мелетия, то православные Антиохии отказались вступить с ним в церковное общение и основали отдельную общину, которая собиралась на богослужение за пределами городских стен. Евзой же продолжал управлять арианской частью Антиохийской епархии. В 361 г. Евзой, как епископ Антиохии, крестил Констанция перед его походом против Юлиана. Позже, в том же году, Евзой пытался оказать сопротивление, когда по приказу императора Юлиана забирали церковную утварь на нужды казны. Император Валент поддерживал Евзоя и вскоре после своего воцарения в 364 г. обрушил репрессии на сторонников Мелетия в Антиохии (Socr., IV, 2). Евзой оставался верным арианской доктрине всю жизнь и старался способствовать ее всемерному распространению. Так, в 374/375 г. он помог арианину Луцию утвердиться на кафедре Александрии, лично прибыв в свой родной город.

КНИГА VI

1 Феодорит (II, 29) сообщает, что Евномия на эти откровения спровоцировали некие жители Кизика (возможно, клирики), которые пришли к нему в дом и умоляли изложить им истину догмата, а когда Евномий изложил свою догматику, они сказали, что необходимо донести эту догматику до всей паствы. В результате возмущенные прихожане подали жалобу на Евномия сначала Евдоксию, а затем самому Констанцию.

2 Данная догматика характерна для партии омиев-ака-киан, которые считали, что Сын подобен (оцоюу) Отцу во всем, кроме подобия по существу. Поэтому изложенная Ев-номием догматика соответствовала догматическим воззрениями Акакия, Евдоксия и его паствы.

3 Сократ (IV, 13) считает, что Евдоксий не отвергал учение Аэция, однако сами последователи Аэция считал его иноверцем. Поэтому Евдоксий не мог принять Аэция в общение.

4 Феодорит сообщает, что Евдоксий уведомил Евномия о грозящей опасности: Констанций требовал, чтобы Евдоксий вызвал к себе Евномия, обличил в нечестии и наказал, грозя в противном случае ссылкой самому Евдоксию. Получив уведомления Евдоксия, Евномий бежал из Кизика (II, 29). Сократ же сообщает, что Евномия изгнали из города возмущенные его догматикой прихожане, и он отправился к Евдоксию в Константинополь, где и жил (IV, 7). Однако оба

источника сходятся в одном: вскоре после низложения с Кизикской кафедры Евномий расторг церковное общение с Евдоксием и создал отдельную общину аномиев, фактическим лидером которой стал.

5 В 360 г. Констанций отправил цезарю Юлиану приказ направить дополнительные войска против персов в Месопотамию, сформировав из легионов и из вспомогательных войск варваров. Сформированный для отправки контингент, прибыв в резиденцию Юлиана в Лутеции Паризиев, взбунтовался и провозгласил Юлиана августом. Опасаясь реакции Констанция, Юлиан направил к нему послов с письмом, в котором сообщал, что он был вынужден принять титул августа, чтобы утихомирить бунт, но при этом он сохраняет полную покорность Констанцию. Юлиан лишь выдвинул некоторые условия: не отправлять варваров, прежде всего галлов, на службу в далекие провинции и право назначать самому основную массу гражданских чиновников и офицеров армии, кроме префектов претория, а также прием людей в его свиту. Констанций в ответ направил также письмо, в котором внушал Юлиану, что если он дорожит жизнью своей и своих близких, то он должен довольствоваться саном и властью цезаря. В 361 г. Юлиан выступает открыто против Констанция, направляет свои войска в Италию и Иллирию через Реций. Констанций, урегулировав ситуацию в Месопотамии, двинул войска против Юлиана.

6 Констанций скончался на почтовой станции Мобсук-рены в Киликии (Amm. Marc, XXI, 15, 2). По сообщению Аммиана, перед смертью Констанций назначил Юлиана своим преемником.

7 Юлиан прибыл в Константинополь спешным маршем через Фракию. Он вступил в город 11 декабря, его почтительно приветствовал сенат и ликующая толпа. Описываемая Филосторгием демонстрация уважения к умершему Констанцию объясняется тем, что официальные послы умершего императора, Теолайф и Алигильд, объявили, что Констанций назначил Юлиана преемником своей власти.

КНИГА VII

1 Сократ Схоластик (Ист., I, 1), однако, сообщает, что в действительности Юлиан не только поощрял язычников, восстанавливая традиционные места поклонения, но и возвратил из ссылки многих епископов. Однако мотивировка

этих действий Юлиана имела сугубо политический подтекст: по словам историка, он хотел тем самым привлечь на свою сторону и язычников, и христиан, чтобы создать надежную опору в борьбе с Констанцием. В «Церковной истории» Фео-дорита Кирского антихристианские указы Юлиана и репрессии против христиан занимают больше места (Ист., III, 7).

2 Язычники убили Георгия 4 декабря 361 г. Поводом для этого, по словам Сократа (1,2), послужило следующее. Александрийские христиане надругались над заброшенным святилищем Митры, вследствие чего в городе произошли столкновения между христианами и язычниками. Георгия якобы вытащили из церкви, привязали к верблюду и после недолгих мучений сожгли вместе с животным. В.В. Болотов утверждает, что Георгий был арестован 30 ноября и посажен в тюрьму, а 4 декабря убит (Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т. 4. М., 1993. С. 290).

3 Кстати, Сократ также сообщает о слухе, согласно которому виновниками происшедшего были соратники Афанасия (I, 3). Вероятно, конфликт вокруг святилища действительно был использован ими в качестве предлога для устранения Георгия. После смерти последнего александрийских ариан возглавил Люций (I, 4).

4 Например, в Доростоле (Фракия) был сожжен мчн. Эмилиан.

5 Законы Юлиана были направлены на восстановление status quo образца 311 г., когда Церковь была только терпимой. Именно поэтому он лишил христиан привилегий, дарованных Константином Великим (Филост., III, 7).

6 Феодул и Леонтий числятся в списках отлученных на Селевкийском соборе 359 года. Леонтий был предшественником Евдоксия на Антиохийской кафедре.

'Подробнее об этом см. Феодорит, II, 28, в послании против Аэция к Георгию Александрийскому.

8 О приверженности будущего императора христианству и о том, что причиной ссылки Валентиниана на Восток было его нескрываемое благочестие, пишет и Феодорит (III, 16).

9 Силенциарии — ответственные за соблюдение тишины во время придворных церемоний. 30 главных силенциа-риев разделялись на три декурии, каждая из которых подчинялась декуриону.

10 Останки мчн. Вавилы, находившиеся возле дафний-ского храма Аполлона в Антиохии, были отданы христианам,

которые перенесли их в город (Сокр., III, 18;Феодорит, III, 10). Восстановленный храм Аполлона сгорел 26 октября 362 г.

" Вавила, епископ Антиохийский (238—251 гг.) погиб во время преследований христиан в правление Деция.

12 Об этом сюжете рассказывают также Феодорит (III, 20) и Сократ Схоластик (III, 20). По словам Сократа, речь идет о восстановлении храма Соломона в Иерусалиме, разрушенного в 70 г. н.э. во время взятия города Титом. Землетрясение разрушило восстанавливаемый храм якобы вскоре после пророчества епископа Иерусалимского Кирилла, говорившего о том, что наступило время, когда от этого храма не останется камня на камне.

13 Об этом см. также Феодорит, III, 12—13. О смерти Юлиана-дяди и Феликса сообщает и Иоанн Златоуст во 2 Слове о св. Вавиле, и Аммиан Марцеллин (XXIII, 1). Причина наказания, по мнению историков, — не столько в отречении от христианства, сколько в том, что эти люди участвовали в конфискации церковных имуществ. Феодорит утверждает, что перед смертью Юлиан-дядя умолял племянника вернуть драгоценные сосуды церкви, но тот его не послушался.

14 Иерусалим был переименован Адрианом в Элию Ка-питолину в 135 г. после подавления восстания Бар-Кохбы.

15Иоан. 1:1. '62Цар. 11:4-9.

17 Юлиан выступил в поход против персов во главе 90-тысячной армии 5 марта 363 г.

18 Сократ Схоластик пишет, что Юлиан был смертельно ранен стрелой (III, 21).

19 Подобным образом описывается смерть Юлиана и другими авторами. Феодорит (III, 28) приводит более распространенную в христианской историко-литературной традиции версию слов императора: вместо «насыться» он произнес фразу «Ты победил, Галилеянин!».

20 Юлиан скончался 26 июня 363 г.

КНИГА VIII

1 Сначала выбор пал на префекта претория Востока Сал-люстия Секунда, однако тот отказался, сославшись на свою немощь и старость. В момент избрания Флавию Иовиану было 32 года. Всего он правил с июня 363 по 17 февраля 364 г. Он не был идеальным христианином, как изображает его,

например, Феодорит (IV, 1), и в позднейшей христианской литературе нередко критиковался за аморальность.

2 Согласно условиям мирного договора, римляне теряли 5 пограничных провинций и 18 важнейших крепостей. Они также обязывались не помогать армянскому царю Аршаку в войне с персами. Мир был заключен сроком на 30 лет.

3 Иовиан издал указы о возвращении епископов из ссылки, о передаче церквей никейской партии (Феодорит, IV, 2), о восстановлении снабжения церквей хлебом (IV, 4).

4 По утверждению Феодорита (IV, 2), Иовиан сам обратился к Афанасию, прося его изложить Никейское толкование веры.

5 В Дадастану, местечко на границе Галатии и Вифинии, Иовиан прибыл, направляясь из Тарса в Константинополь. В описании смерти Иовиана Филосторгий повторяет Амми-ана Марцеллина (XXV, 10, 12-13).

6 Валентиниан I правил Западом в 364—375 гг, а Валент И Востоком империи в 364—378 гг.

7 Ипатия (ок. 370—415) — знаменитая женщина-математик и философ неоплатонической школы. Слова Филостор-гия верны лишь отчасти. По одной из версий, Ипатия была убита нитрийскими монахами за свою дружбу с префектом Александрии Орестом, у которого были очень напряженные отношения с местным епископом Кириллом. В.В. Болотов предполагал, что смерть Ипатии лежит на совести парава-ланов, корпорации, ухаживавшей за больными (насчитывала до 600 чел.) (Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т. 3. М., 1993. С. 156, 209). Скорее всего, смерть Ипатии действительно наступила «по частным мотивам» (там же. С. 101), и приводить ее как пример обскурантизма христиан было бы некорректно.

8 Василий Великий — см. прим. 57 к Геннадию, Григорий Богослов — см. прим. 58 к Геннадию.

9 Аполлинарий Лаодикийский — см. прим. 34 к Геннадию.

10 Полный текст «Опровержения на защитительную речь злочестивого Евномия», составленного Василием Великим, см.: Василий Великий. Творения. Ч.Ш. М., 1846. С. 1—230. Большая часть книги написана в виде диалога между Василием и Евномием.

11 Порфирий Тирский, ученик Плотина, философ, прославившийся своим сочинением «Против христиан». Подробнее о Порфирий см. прим. 229 к Иерониму. Евсевий —

имеется в виду Евсевий Кесарийский, написавший сочинение «Против Порфирия». Мефодий, епископ гг. Олимп и Тир. Подробнее см. прим. 295 к Иерониму и гл. LXXXIII его сочинения.

12 Новат — пресвитер Карфагенской церкви.

13 Кибалис (Цибалис) — город на р. Сава в Паннонии.

14 Георгий Лаодикийский принадлежал к партии полу-ариан. Скончался в 363 г. Феодор, еп. Гераклейский (Фракия) участвовал в посольстве к Константу I накануне Сер-дикийского собора.

15 Македонии Константинопольский — подробнее см. у Сократа (II, 42-45).

16 Элевсий Кизикский принимал участие во II Вселенском соборе, куда он явился во главе партии македони-ан в количестве 36 человек. Они отказались принимать Co|i.oouaiov, заявив, что скорее перейдут в чистое арианство. Попытка Валента через собор в Никомедии склонить Элев-сия к арианству завершилась ничем.

КНИГА IX

1 2 Тим. 3:8.

2 Феодорит сообщает (IV, 12), что Евдоксий был духовным наставником Валента.

3 Восстание Прокопия продолжалось с 27 сентября 365 г. по 27 мая 366 г. Помимо Константинополя оно также охватило Вифинию и Фракию.

4 Сократ сообщает, что Прокопия предали Ангелон и Га-марий (IV, 5), однако позднее они были казнены Валентом.

5 Самого Прокопия, по словам Сократа, казнили, привязав к двум деревьям. Отрубленную голову мятежника Ва-лент послал Валентиниану, находившемуся в Галлии.

6 Аэций умер в 366 г.

7 Евдоксий скончался в 369 г. По сообщению Сократа (IV, 14), Евдоксий умер в Константинополе сразу после отъезда Валента в Антиохию.

8 Сократ утверждает (IV, 18), что вместе с Демофилом-арианином в городе появился и епископ от никейской партии — некий Евагрий. Он был рукоположен бывшим епископом Антиохийским Евстафием.

9 Противостояние между епископом Гераклеи Фракийской и Константинополя продолжалось и позднее, всю первую треть V в. Попытки столичного епископа занять пер-

венство формально получили некоторый успех в 381 г. во время II Вселенского собора.

10 Евномий был назначен на пост епископа Кизикского указом императора (с подачи Евдоксия) (Сокр., IV, 7). Однако Кизика не приняла его вместо Элевсия, и Евномий был вынужден вернуться в Константинополь, оставшись епископом без места.

11 В это время Антиохийская церковь была разделена на три части: арианскую возглавлял Дорофей, другую — Павлин, а последнюю — вернувшийся из ссылки Мелетий (Сокр., V, 3).

12 Валентиниан I скончался от апоплексического удара 17 ноября 375 г.

13 Валентиниан II был провозглашен августом в четырехлетнем возрасте 22 ноября 375 г. Он управлял Западом до 392 г. (до 383 г. совместно с Грацианом, который приходился ему сводным братом).

14 Филосторгий ошибается: речь идет о вестготах, которые под натиском отступавших от гуннов остготов были поселены в 376 г. Валентом во Фракии на правах федератов.

15 Валент погиб в битве при Адрианополе 9 августа 378 г.

16 Феодосии стал соправителем Грациана 16 января 379 г. Он правил Востоком империи до 392 г., а в 392-395 гг. — всей Римской империей.

17 Демофил скончался в 385 г.

18 Дорофей был вызван в Константинополь из Антиохии. В столице он вошел в явные противоречия с другим фракийцем, Марином, вызванным туда же чуть раньше. Сторонники Марина впоследствии получили прозвание псафи-риан. Они утверждали, что Отец всегда был Отцом, даже и до существования Сына (Сокр., V, 23).

КНИГАХ

1 По мнению ортодоксальных церковных историков, ев-номиане была самым радикальным из арианских течений.

2 Аркадий (Флавий) (император на Востоке, 395-408 гг.) родился в Испании около 377 г. Он был старшим сыном Феодосия I Великого и Элии Флавии Флакциллы; отец объявил его августом в 383 г.

3 Восстание Максима в Британии началось в 383 г. Гра-циан узнал об этом, находясь в Реции, где он готовил очередные операции против алеманнов. Грациан поспешно

повел войска в Лютецию, чтобы противостоять этому, но его войска, испытывая зависть к наемникам-аланам, которым были пожалованы особые привилегии, перешли на сторону узурпатора. С несколькими друзьями Грациан попытался добраться до Альп, но в августе 383 г. в Лугдуне встретил свою смерть: он был убит Андрагатием, старшим офицером, выдававшим себя за его сторонника.

4 Грациан действительно был четким последователем христианства, хотя вряд ли ортодоксальность сыграла какую-то роль в определении оценки Филосторгия. С самых ранних лет Грациан был очень набожным христианином и живо интересовался богословскими проблемами; в 379 г. он не только объявил вне закона все ереси, но и изъял из своего титула звание pontifex maximus («верховный жрец»). Он был первым императором, предпринявшим этот шаг. Более того, он изъял общественные фонды, которые до того предназначались для языческих богослужений. Другим глубоко символическим поступком было его распоряжение о том, чтобы языческий алтарь Победы убрали из здания сената в Риме, куда его поместил Юлиан Отступник после еще более раннего изъятия. Этот новый приказ, расцененный многочисленными сенаторами-язычниками как решительная угроза их традиционной вере, заставил их направить к императору делегацию под предводительством Квинта Аврелия Симма-ха, наиболее рьяного из язычников того времени, но Грациан не пожелал даже встретиться с ней.

5 Об этом см. прим. 10 к книге VIII.

6 Это ошибка автора. Феодосии I женился в первый раз (376—386 гг.) на соотечественнице-испанке, Элии Флавии Флакцилле (в честь которой выпустил монеты). Галла — младшая дочь Валентиниана I и Юстины. Бежала на Восток и осенью 387 г. вышла замуж за Феодосия в Фессалониках. В Константинополе конфликтовала со своим приемным сыном Аркадием. Мать Галлы Плацидии. Скончалась в 394 г. от аборта.

7 Галла Плацидия родилась в 388 г., была сводной сестрой Аркадия и Гонория. Когда ей был всего 21 год, вестготы под предводительством Алариха в 410 г. захватили Рим и взяли ее в плен. Аларих вскоре умер, власть перешла к Атауль-фу, его родственнику, который пожелал жениться на Галле. Свадьба состоялась вопреки ее воле, но брак оказался удачным. Так Галла Плацидия, сестра обоих римских императоров, стала повелительницей вестготов. Атаульф и Галла были

христианами. После того как Атаульф вмешался в борьбу за Испанию, он перенес свою ставку в Барселону и обосновался в ней. В 415 г. Атаульфа убили. Его убийца Сингерих немедленно приказал убить шестерых детей Атаульфа от первого брака, а Галлу выгнал из дворца. Она была вынуждена пройти пешком 12 километров вместе с другими пленными, выслушивая насмешки ехавшего на коне Сингериха. Но через

7 дней он был убит, новый правитель обменял Галлу Плаци-дию на 600 000 мер зерна пшеницы, и она была отправлена ко двору Гонория в Равенну. Гонорий насильно выдал ее замуж за своего полководца Констанция. У них родилось двое детей: Валентиниан и Гонория. После кончины Констанция в 421 г., Гонорий отослал сестру с детьми в Константинополь, убоявшись распространения различных слухов. После смерти Гонория и узурпатора Иоанна она вернулась в Италию и сделалась регентшей при своем семилетнем сыне Вален-тиниане III. Власть Галлы Плацидии продолжалась 25 лет, но, к сожалению, ей не хватило ума и характера, чтобы удержать разваливающуюся империю. Она не смогла воспользоваться талантами своих полководцев, от империи отпала Африка, отчего Рим стал страдать от недостатка хлеба. Галла Плацидия умерла в Риме 27 ноября 450 г. и была похоронена в Равенне.

8 Тимасий Флавий — комит и магистр конницы в 386 г. По возвращении на Запад принял участие в войне против готов. Находился в конфликте с Руфином. В 394 г. — один из руководителей военной кампании против Евгения. При Аркадии сохранил свою должность, но был обвинен Евтро-пием в измене и сослан в один из египетских оазисов, в котором, по одной из версий, и скончался. По другой версии, был спасен оттуда своим сыном.

Рихомер Флавий — франк, дядя Арбогаста, язычник. Comes domesticorum при Грациане. Воевал против готов в 378 г. (Аммиан Марцеллин, XXXI, 7,4). Намеревался заключить договор с готами при Адрианополе, но сражение помешало ему сделать это. При Феодосии был magister militum.

8 384 г. был консулом.

Промот (Промут) — вероятно, гот по происхождению. Начальник фракийской пехоты, участвовал во многих пограничных конфликтах на Дунае.

Арбогаст — франк, военачальник. Фактически узурпировал власть при Валентиниане II. Считается, что Арбогаст

был убийцей императора, на место которого он планировал поставить государственного секретаря Евгения. Впоследствии, после начала конфликта с Феодосием, последний вторгся в Италию и разбил армию Евгения в битве при Фри-гиде 6 сентября 394 г. Арбогаст сразу после поражения совершил самоубийство, в то время как Евгений был захвачен для того, чтобы впоследствии быть преданным казни (подробнее см. кн. XI, 1).

9 В 387 г. Магн Максим перешел Альпы и вынудил Ва-лентиниана бежать к Феодосию, который собрал большую армию и разбил войска Максима при Сисции на реке Саве и при Петавионе на Дунае. После этого Феодосии проследовал в Аквилею, где по его повелению Магн Максим был обезглавлен 28 июля 388 г.

10 Порфирий — сириец, родом из Тира, и часто его называют просто тирийцем. Его сирийское имя — Малх («царь»), переделанное впоследствии Плотином в греческое Порфирий. Родился он в 232—233 г., умер около 304 г. Получив хорошее образование, он долгое время слушал знаменитого филолога Кассия Лонгина, от которого он сохранил склонность и способность к литературной критике и экзегетике. В 262 г. он переехал в Рим, где примкнул к школе Плотина. Будучи популяризатором Плотина, он вместе с тем пытался внести новое в систему своего учителя, увязывая ее с формальной аристотелевской логикой.

Порфирий писал много. В 301 г. он написал «Жизнеописание Плотина» и введение к изданным Плотином «Эннеа-дам». От его «Истории философии» сохранилась глава «Жизнь Пифагора».

Евсевий цитирует его «Историю филологии»; сохранилась его книга «О воздержании от мясного», нравоучительное «Послание к Марцелле», «О пещере нимф», «К аристотелевским категориям» и др., всего 9 произведений. Но перечень его произведений, известных по заглавиям или по отдельным отрывкам и цитатам, достигает 77 названий и касается не только философии, но и истории, грамматики, риторики, мифологии, религии, математики, астрономии.

Труд Порфирия «Против христиан» в 15 книгах, судя по отзывам церковных писателей, представлял собой выдающееся произведение. Неудивительно, что отцы церкви наделяют Порфирия самыми оскорбительными эпитетами. Его книга вызвала весьма обстоятельные возражения со сторо-

ны христианских авторов. Помимо Филосторгия с ответными работами выступили в разное время Мефодий Тирский, Евсевий, Аполлинарий, причем Евсевий посвятил опровержению Порфирия 20 книг, Аполлинарий — 30.

КНИГА XI

1 Узурпация Евгения была последней попыткой языческого реванша. Несмотря на то что сам узурпатор являлся христианином, его всячески поддерживали языческие круги, а Амвросий Медиоланский объявил его отступником. Солдаты Евгения шли в бой под изображениями Зевса и Геркулеса. После разгрома мятежников Феодосии помиловал тех из них, кто спрятался в церквях, при условии, что они перейдут в христианство.

2 Сражение продолжалось два дня — 5 и 6 сентября 394 г. В первый день положение Феодосия было критическим, и лишь наступление темноты спасло его от полного разгрома. Ночью же один из отрядов Арбогаста перешел на сторону императора. На следующий день, получив подкрепления и воспользовавшись пыльной бурей, бившей в лицо мятежникам, Феодосии одержал над ними решительную победу.

'Феодосии скончался в Медиолане 17 января 395 г.

4 Что касается религиозных взглядов Феодосия, то он отказался от арианства в пользу ортодоксального вероучения Афанасия, провозглашенного единой (католической) государственной религией на созванном им в 381 г. в Константинополе II Вселенском соборе. Как и Грациан на Востоке, Феодосии отказался от сана великого понтифика и преследовал приверженцев язычества. В 391-392 гг. он запретил языческие культы, а в 394 г. — Олимпийские игры. Фанатичные христиане разрушили многие античные храмы, среди них храм Сераписа в Александрии.

5 Руфин Флавий — галл по происхождению, магистр оф-фиций 388—399 гг. В 390 г. — консул, префект претория Востока в 392—395 гг. Телохранитель Аркадия и его реальный опекун. Пытался выдать за него свою дочь Марию. Позднее был обвинен в коррупции и вымогательстве. Находился во враждебных отношениях со Стилихоном, которого заставил отказаться от притязаний на Восток империи. Осенью 395 г. уговорил осаждавших Константинополь готов снять осаду и идти на Рим, однако 27 ноября этого же года был казнен. Считается, что это был результат происков Гайны и Евтропия.

6Стилихон (ок. 359—408 гг.), римский полководец. Вандал по происхождению, Стилихон в молодости вступил в римскую армию, где уже служил его отец. При императоре Феодосии I достиг высоких постов и в 384 г. был отправлен с посольством в Персию для заключения мира. Был женат на племяннице Феодосия Серене. Около 393 г. был назначен главнокомандующим войсками империи и оставался им до конца жизни. В 395 г. Феодосии умер, назначив Стилихо-на регентом при юном Гонории, которому предстояло стать императором Западной Римской империи. В 396 г. Стилихон изгнал Алариха и вестготов из Греции; он вновь нанес им поражение, когда они вторгались в Италию в 402 и 403 гг. После этого Гонорий и Стилихон разошлись в вопросе о том, какую политику следует проводить в отношении вестготов. Стилихон нанял вестготов для противодействия восточному императору Аркадию, что давало ему возможность удерживать их вне Италии. Когда Гонорий обвинил Стилихона в предательстве, тот мог поднять бунт, но не воспользовался этим, и был по приказу Гонория обезглавлен в Равенне.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.