Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Праздник верапохумн Сурб авствацацни (успение Богородицы). Справка




 

Успение Пресвятой Богородицы - четвертый из пяти Великих праздников армянской церкви и самый старый из семи праздников, посвященных Богоматери. В Библии сведения о Богоматери отрывочны, а другие детали ее жизни, как и история Успения, сохранились и дошли до нас благодаря Святому преданию церкви. Последнее упоминание о Марии в канонических текстах содержит книга "Деяний святых апостолов".

Согласно преданию, Св. Дева после распятия Иисуса Христа жила в Иерусалиме, под попечением Евангелиста Иоанна. Около 12 лет Богоматерь посещала могилу своего любимого Сына и непрерывно молилась. Во время одного из этих посещений ей явился архангел Гавриил и принес благую весть о ее успении на небеса. Богородица донесла эту весть своим родственникам и всем христианам, завещав, чтобы ее похоронили в Гефсимании.

Незадолго до кончины Божьей Матери все апостолы, не сговариваясь между собой, собрались вместе в Ее Доме. Св. Дева завещала апостолу Иоанну отслужить Св. Литургию, чтобы в последний раз принять Св. Причастие. Пока апостолы плакали, Иоанн взял доску, отдал Богородице и попросил, чтобы та запечатлела на ней свой образ. Богоматерь взяла доску, перекрестилась и положила на лицо, затем намочила слезами и попросила Бога, чтобы люди с помощью этой доски исцелялись от своих недугов и болезней. В третьем часу дня, когда апостолы окружили последнее ложе Богоматери, в Ее комнате вдруг засиял яркий Божественный свет и Сам Господь Иисус Христос сошел с неба в окружении ангелов и принял душу Своей Пресвятой Матери. Ее пречистое тело апостолы похоронили в пещере, закрыв вход в нее большим камнем. Конец земной жизни Св. Девы Церковь называет "сном", а не "смертью", дабы сделать понятным ее перемещение на небеса.

Св. апостол Варфоломей, отсутствовавший на погребении, вернувшись в Иерусалим пожелал в последний раз увидеть Богоматерь. Апостолы по его просьбе решили открыть вход в пещеру, чтобы тот смог поклониться телу усопшей. Когда они отвалили камень, увидели пещеру пустой. Апостолы, дабы утешить Варфоломея, отдали ему доску с запечатленным на ней образом Богоматери. Согласно Св. Мовсесу Хоренци, первый просветитель Армении принес ее в страну и поместил в местности, называемой Дарбноц (кузница) в губернии Андзевацьяц, где в дальнейшем в честь Богоматери были основаны церковь и женский монастырь.

После литургии в день Успения Богородицы в церквях совершается благословение винограда. Обряд не совмещен с праздником, а лишь приурочен к нему, поскольку виноград в Армении созревает именно в эту пору. По освященной традиции первый урожай всегда приносился в храм как благодарность Творцу за дарованные земные блага.

Священнослужитель читает соответствующие фрагменты из Библии, троекратно благословляет лозу, после чего плоды раздаются прихожанам. В старину обряд совершался в прицерковном винограднике или в саду одного из служителей. По завершении обряда во дворе церкви люди угощают друг друга благословенными гроздьями.

Армянская церковь питает глубокое уважение и почитание к Богоматери, подчеркивая Ее чистоту, дух беспримерного смирения, добродетельное поведение и преданность. А для армянской женщины Св. Дева является воплощением добродетельной и преданной матери, хранительницей семейной святости.

 

Хачверац (Праздник Вознесения креста)

 

Сегодня Армянская Апостольская церковь с торжественной церемонией празднует один из 5 главных праздников, по очереди – последний в году и главный из четырех, прославляющих крест – праздник Вознесения Святого Креста или Хачверац.


Предыстория праздника

 

Праздником Хачверац утверждаются три исторических события.

Первое из них, восходящее своим историческим началом к истокам христианства – первое действо вознесения и прославления Креста, - связано с братом Владыки, апостолом Акопом, который был первым епископом Иерусалима.

После нескольких чудес, происшедших посредством деревянного креста Христа, апостол Акоп ставит крест в храме, и каждый год, в период от Цахказарда до Праздника Святого Креста каждое воскресенье утром и вечером упорно выносит Крест, поднимая его под пение «Твой крест, Христос, боготворим, Твои похороны превозносим, и Твое славное воскрешение прославляем».

Вторая история прославления Креста – обретение Креста спустя около 300 лет после упомянутых событий, когда мать императора Константина Благочестивого, императрица Елена, вторично найдя Святой Крест, с большой торжественностью поместила в построенном ею же храме Святого Арутюна в Иерусалиме.

Свое окончательное утверждение праздник Хачверац получил в начале VII века, когда произошли известные события, связанные с похищением Святого Креста и его возвращением.
По приказу персидского царя Хосрова Персидская армия в 610г. во главе с полководцем Хоряном нападает на землю греков и совершает большие разрушения. А вступив в 614г. в Иерусалим, разрушает его, истребляет большую часть населения, многих забирая в плен. Персы пленяют также Крест Спасителя и увозят в Персию. Спустя годы император Геракл Благочестивый предлагает мир, но, получив отказ, с многочисленным войском двигается на Персию, преследуя цель возвратить также Крест Спасителя. Военную помощь императору оказывает также армянское войско греческой части, возглавляемое полководцем Мжежем Гнуни. В битве у реки Заб персидское войско несет поражение. Хосров погибает от руки своего сына Кавата, который спустя 6 месяцев после восшествия на трон погибает. Император Геракл предлагает трон Хоряну, с условием, что Крест будет возвращен. И Хорян в 629г. его возвращает.
Победный Святой Крест торжественной процессией через армянский город Карин доставляется в Константинополь. Три года продержав эту святыню в Константинополе, император, стоя на коленях в карете и держа ее в руках, отвозит в Иерусалим и, подняв на своих плечах на вершину Голгофы, превозносит в реставрированном храме Сурб Арутян на обозрение всем христианам. С того времени окончательно утвердилась и начала праздноваться с большой пышностью паять Вознесения Креста с прославлением и увековечением упомянутых событий и могущества и победы Креста.


Празднество

Хачверац – один из пяти главных праздников Святой Армянской Апостольской церкви, отмечается в воскресный день с 11 по 17 сентября. Вечером дня Хачверац совершается Крестный ход и так называемый Андастан. До начала церемонии Крест или лучезарная частица Креста украшается веточкой базилика и цветами, под пение шараканов торжественная процессия выносит священный победный знак из церкви и во главе с руководителем празднества совершает церемонию Андастана, кружа вокруг церкви, останавливаясь на 4 сторонах света. Духовный глава процессии, поднимая Крест, благословляет все 4 стороны света. Останавливаясь на каждой стороне света, глава процессии орошает народ освященной водой. По завершении Андастана процессия возвращается в церковь, и поет шаракан «Крест твой боготворим, Христос». Затем начинается вечерняя молитва, после которой базилик и цветы раздаются присутствующему народу.


Знамение праздника


Вообще любой предмет, прикасавшийся в телу Владыки или находящийся в его распоряжении священны для нас, христиан и обладают благословляющей и исцеляющей, очищающей и охраняющей силой. Однако более чем священным является Владыческий святой Крест – как средство спасения, знак, символизирующей поражение смерти, символ возрождения, хранящую силу, источник исцеления… Праздник Хачверац для нас обладает прежде всего символикой обновления воскресением.

Крест стал соединяющим землю и небо мостом над пропастью, а также «открывателем дверей рая и дарующим царство как наследство» (Гр.Тадеваци).

С поднятием креста был посрамлен сатана. Поскольку «крест – ужас для сандараметцев и духовной оружие сдерживания землян, незатупляющийся меч» (Гр.Татеваци). В этом причина, что купола и алтари церквей увенчаны крестами и каждая обрядная церемония проходит под священным знамением Креста.

Заключение с напоминанием


В день прославления Святого Креста церковь не позволяет посещать кладбища, курить ладан в память об усопших, молиться за спасение их душ. Издревле церковью определен день, следующий за праздниками, который называется Мерелоц (День поминовения). Значит, прислушаемся к канонам нашей Святой церкви и пусть Крест, освященный святой кровью Владыки будет поддержкой и опорой сынам нашего народа и всему человечеству на пути мира, любви и милосердия, прославляя нашего Бога Христа, благословенного Отцом и Святым Духом ныне, присно и во веки веков. Аминь

Праздник Хачверац отмечается уже 1380 лет в память о возвращении и прославлении животворящего Креста Господня. Для всех христиан крест является гордостью и символом могущества Бога, на котором была пролита невинная кровь Христа.

Во всех армянских церквях - торжественная литургия. Под пение шараканов возносились молитвы, зажигались свечи. После пищи духовной - праздничное застолье. Традиционное блюдо в Хачверац - козленок, приготовленный в тандыре. Под него подставляют глиняный горшок с пловом, чтобы ни одна капля жира не пропала зря, придавая особый вкус и аромат зернышкам в котле.

Фрукты, вино, гата и хапама (тыква, фаршированная рисом и изюмом) в этот день тоже непременные атрибуты стола. Здесь трапезу благословил священник, а каждому посетителю раздавали по веточке душистого базилика. А какой армянский праздник без зажигательных танцев? Кочари танцевали все: и профессионалы, и те, кто еще только учится.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.