Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О детях и образовании




Возможно ли «помирить» веру со знанием?

 

При переходе к коллегиальному жизнеустройству религия сохранит свою роль, но пере- станет ограничивать человека условием слепой веры. Верующий более осознано сможет задавать себе и другим вопросы, устранять те или иные логические противоречия в дог- матах, и с интересом заходить на территорию иных учений, не теряя связи со своим. Так устранится брешь между верой и знанием, между религией и наукой. Наука не сможет ни-


когда заменить религию: в последней содержатся элементы откровения, когда Всевышний сообщает нам о Творении и о Себе то, что мы не способны узнать самостоятельно ни на каком уровне своего материального развития, - ни через эксперимент, ни посредством умозаключений. Однако, чтобы перевести откровение в практическую плоскость, мы должны обосновывать его с помощью разума и своего опыта, которые тоже даны нам Богом для познания. Такой подход вполне понятен и для науки, в которой известны три составляющие познания: аксиома – теория – эксперимент. Если в качестве аксиом брать не произвольные предположения ума, а откровение, то тогда появятся новые пер- спективы в познании, которые открывает синтез науки и религии.

 

Маленький пример: не так давно один ученый из Японии решил проверить, как сила мо- литв и благостных пожеланий влияет на материю. Он решил замораживать воду во время этих действий и обнаружил, что лед приобретает принципиально разную структуру от бранных и грубых слов, и от молитв и добрых пожеланий: в первом случае появлялись безобразные хаотические структуры, а во втором – изумительные по красоте кристаллы. Подобные исследования могут влиять на некоторых людей даже более действенно, чем усилия религиозных проповедников. Если читатель следит за логикой материала, то может уже догадаться, что наука как нечто отделенное от религии - зарождается в структуре второго кода, именно поэтому акцент на этот тип науки возник в эпоху Возрож- дения, одновременно с распространением демократии – «Все для человека, его удобств и прихотей». Так начался проект технологизации общества.

 

 

Реальное благополучие обществу приходит только тогда, когда проводится целе- направленная работа по улучшению взаимоотношений между людьми, имеющая на выходе главный «продукт» - Человека. Именно это, а не что-то другое должно быть целью системы образования, воспитания в школах и в ВУЗах. Школы сейчас учат общим предметам, выпуская в жизнь людей, не пригодных нести ответственность за свои слова и поступки. Школы и ВУЗы готовят человека к тому чтобы он мог устроиться на работу и стать частью материалистичной системы, потребителем материальных благ. Даже в про- цессе обучения отношения друг с другом школьников таковы, что с каждым годом учаща- ются насильственные действия и даже убийства подростками сверстников и членов се- мьи. Дети не знают того, что должны знать, а именно: как строить здоровые отно- шения в обществе; как уважать старших; как найти свое призвание; как строить от- ношения с противоположным полом; как выбрать спутника жизни; как быть не- предвзятым и прояснять личные отношения. Их учат совсем другому. Все фильмы, которые они с детства видят, ориентируют практически только на потребление, а подав- ляющее большинство компьютерных игр сегодня – это «разрушалки», «зарабатывалки» и

«убивалки». Всё это становится «ценностью» их жизни. Нужно очень хорошо понимать, что эти игры – не просто детские игры, это игровая форма образовательной програм- мы техногенного «будущего», которое всем нам пророчат. В этом «будущем» человек

- просто функция, которую можно «убрать» за ненадобностью, просто нажав на клавишу. Людей нужно любить, а вещи – использовать. Сейчас же вещи — «любят», а людей – ис- пользуют, - вследствие концептуальной подмены оценки критериев прогресса с отноше- ний на деньги, на «экономику». Именно этому мы учим своих детей, так на что же мы рассчитываем в будущем?

 

Человек в своем раскрытии как личности должен проходить три стадии. Вначале -

этап вовлеченности, когда его поощряют к деятельности без материальной награды, в


духе хобби и игры, дружеского участия в общих затеях. На этом этапе человек избавляет- ся от психологических зажимов, расслабляется и чувствует интерес к людям и миру. Это состояние Ребенка, которое всегда должно оставаться в нашем внутреннем мире, позво- ляя иметь свежесть, не зашоренность восприятия, а также понимать детей и их потребно- сти в обучении. Затем начинается этап актуализации, где происходит уже разделение: мальчики учатся решать поставленные перед ним задачи и дисциплине, а девочки – заботиться об окружающих, и проявлять иные женские качества. На данном этапе происходит обучение ремеслам, профессии, в соответствии с индивидуальными склонностями, которые проявляются на первом, игровом этапе. Когда мы духовно растем, то движущей силой деятельности становится уже не просто наша эмоциональная вовлеченность в нее, а стремление быть полезными обществу, точнее - моральное поощ- рение со стороны старших (авторитетов), признание ими нашей полезности и успешности.

 

Однако далее человек должен быть призван старшими на стадию само-актуализации, когда он уже учится ставить перед собой и другими вопросы по сути: «Зачем я это делаю? Что мною движет?» И т.п.. Обсуждая Смыслы деятельности с равными и старшими он обретает собственные убеждения и становится самостоятельной еди- ницей духовной творческой энергии, т.е. Человеком. Когда человек проходит третью стадию, то он перестает мотивироваться сравнением себя с другими, т.е. завистью. А зна- чит он уже не будет гордиться своими достижениями; просто будет испытывать чистый восторг творческой и полезной деятельности. Также само-актуализация делает человека не подверженным коллективному бессознательному, стадному инстинкту, а значит он становится недоступным для нечеловечного влияния. Именно через само-актуали- зацию формируется коллегиальная культура в обществе.

 

В такой последовательности и должен происходить процесс образования и воспитания. Мало кто из взрослых, увы, прошел даже первую стадию формирования личности; слиш- ком уж мы все напряженные и закрытые. Озабоченные жизнью всезнайки. Жизнь сразу забрасывает нас на вторую стадию – социальной ответственности, но мы ее не тянем: никто ведь не ставит перед нами ясных задач и не радуется нашим успе- хам. В демократии, увы, нет наставников, одни потребители… На второй стадии личностного роста особенно важно участие наставников-мужчин, поскольку для женского обучения характерно инструктирование, т.е. формирование зависимого типа психики, более присущего женщинам. Женщины мягкосердечны по натуре и им трудно быть тренерами, когда порой требуется поступать жестко, не церемонясь, ставя человека перед трудными решениями. Но они хороши на первом этапе обучения, а также могут быть воспитательницами для девочек на втором этапе.

 

На третьем уровне обучения социально-религиозные авторитеты уже не играют прежней мотивирующей роли: ученик жизни теперь сам должен учиться повсюду видеть учителей, через которых с ним говорит Бог. Обычно самое сильное руководство и присутствие Всевышнего он получает в коллективе таких же духовно зрелых личностей. Именно с ними он обретает вдохновляющие творческие планы в служении обществу Бога, что становится для него источником растущего духовного блаженства. Мужчины сейчас, к со- жалению, устранились от воспитания подрастающего поколения, даже и своих собствен- ных детей, позволив убедить себя в том, что их основным достижением является зараба- тывание денег. В школах приходится преподавать в основном женщинам, что не способ- ствует сбалансированному воспитанию детей, особенно мальчиков. Мужчины должны срочно возвращаться к детям – это вопрос даже не прогресса общества, а его эле- ментарного выживания.

 

Когда женщина дает жизнь одному ребенку, то это – «для себя», чтобы был. Когда ребе- нок один, - есть все шансы вырастить эгоиста-потребителя. Когда детей двое, то тут воз-


никает конкуренция (за внимание родителей), что может тоже усложнять воспитание, но три ребенка – это уже кое-что. Российские семьи должны понять важность для своих отношений и для всего общества рождения, как минимум, троих детей. Если женщи- на рожает троих детей и более, то она это делает уже «для мужа», будучи уверенной в том, что он отвечает за пространство отношений. Женщина по своей природе нуждается в таком пространстве, а мужчина – это тот, кто способен за него отвечать. Современные люди думают, что несколько детей – это уж чересчур, не понимая простой вещи: одного- двух детей, тянущих все внимание родителей на себя – воспитывать сложнее чем нескольких, поскольку в детском коллективе возникает эффект взаимообучения и заботы друг о друге, что развивает в них лучшие качества. Роль отца здесь перво- степенная, поскольку он должен настроить принципы взаимоотношений, и удосто- веряться, что дети, особенно старшие, их понимают и применяют правильно. Отец должен обучить детей тому как, не избегая конфликтов, правильно их разрешать для укрепления отношений. «Правильный конфликт» – важная составляющая про- буждения личной осознанности.

 

Мужчина - существо идейное, в отличие от женщины, живущей эмоциональным аспек- том отношений. Женщине интуитивно понятно зачем ей большая семья, мужчине же – не очень. Ему нужна задача. Разве не является воспитание большой семьи реальным делом и достижением для настоящего мужчины, требующим от него ясных принци- пов и развития высоких человеческих качеств? Это своего рода маленькое государ- ство, которое нужно и защищать от окружающего мира, и учить строить с этим миром от- ношения. Или, как говорится, «слабо»? Однако следует признать, что большинство нор- мальных мужчин будут находиться на втором уровне обучения, когда задача ставится высшим авторитетом. Лишь немногие будут находиться на третьем уровне - само-актуа- лизации. Поэтому именно тогда, когда государство примет духовную идеологию, и с высшего уровня управления начнет последовательно и честно ставиться задача на воз- рождение страны, - мужское население оторвется от пристрастия к алкоголю, - пристра- стия, которое идет от внутреннего безверия (безыдейности). «Сильный мужчина – силь- ное общество» - это утверждение самоочевидно, поэтому вся мощь нечеловечных масс- медиа и нарко-секс индустрии направлена на создание деформированного мужского об- раза: либо гламурного бесполого «оно», способного «осилить» только клавиатуру ком- пьютера, либо грубого и туповатого мужлана, который «пьет, но не пьянеет». Масс-медиа являются самым могущественным средством образования, т.е. средством создания обра- зов-идеалов. Вы позволили бы нечеловечной индустрии, производящей маргиналов фи- нансировать школы, в обмен на возможность рекламировать на уроках сигареты, алко- голь и контрацептивы? Конечно же нет. А масс-медиа это делают, потому что они не при- надлежат социальному центру, нашему обществу.

 

Создать большую семью в городе, конечно, намного сложнее чем в деревне, но дело со- всем не в материальных факторах: главным препятствием является дух потребительства, которым заражено все общество, особенно в городах. В 60-х годах двадцатого столетия американский этолог Джон Кэлхун провел серию интереснейших опытов с мышами. Ко- нечно, мышки – это не люди, но био-социальный код у нас с ними общий, поэтому то же самое сейчас происходит и с людьми. Кэлхун создавал для мышей идеальные условия урбанизации: неограниченный доступ к еде и питью, отсутствие хищников и даже болез- ней – словом идеальные условия для размножения. И что же? В результате - колонии мышей быстро вымирали, переставая плодиться. Как видим, в природе потребительский (маргинальный) код вообще не предусмотрен. В человеческом же обществе он точно так- же губителен для био-социального кода, но процесс демографического коллапса просто растянут во времени, во многом из-за сдерживающего влияния религии. Когда живое существо не создает условия своего обитания самостоятельно, попадая в зависимость от кого-то не родного, с кем у него нет доверительных отношений, тогда в сердце поселяется


тревога и нет желания плодиться. Наши предки жили простой жизнью на природе с ее трудностями и взаимопомощью. Физический труд до пота давал им спокойное здраво- мыслие и здоровье. Но теперь мы думаем, что стоим «на ступень выше в прогрессе» по отношению к ним. О происхождении этой иллюзии разговор еще впереди.

 

В заключение по детской теме скажем, что дети по своей природе – идеальные те- стеры взаимоотношений. Они постоянно проверяют «на вшивость» отношения взрос- лых: отца с матерью, родителей с педагогами, и т.д. Поэтому когда взрослые сами учатся правильно поступать и честны друг с другом, а не просто говорят правильные вещи, то детям гораздо легче вырасти прекрасными людьми, на радость всем. Школа не должна позволять родителям «сплавлять» своих детей, устраняться от того, что с ними происходит в ней, и от отношений с педагогами.

 

Когда личная выгода становится «идеей фикс», то мы попадаем в иллюзию выдуманного будущего, игнорируя и не замечая чувства людей, находящихся прямо сейчас рядом с нами. В то время как совершенствование взаимоотношений – это жизнь в реальности здесь и сейчас. Правда заключается в том, что именно в стремлении к

«будущему» (якобы ради близких, конечно) человек совершает поступки, лишаю- щие его в его реальном будущем друзей и семьи. Когда же мы сосредоточены на том, что мы можем и должны сделать для окружающих прямо здесь и сейчас, то это «автома- тически» обеспечивает хорошее будущее. Тот же пример с детьми: разве могут дети оста- вить в одиночестве и без средств к существованию престарелого родителя, который по человечески относился к ним, уделял время на интересное и познавательное общение, старался разглядеть своеобразие их личностей? Проблемы с детьми в будущем возника- ют у двух типов родителей - демократов и автократов. Первые предоставляют детям

«свободу», не занимаясь их воспитанием, а вторые, наоборот, хотят «вылепить» из ре- бенка что-то свое, «правильное».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.