Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Всегда в игре стоит помнить, что просто оборона не единственный способ игры. При первой же возможности организуйте контригру




Если соперник построил сборный блок против вашего марсового блока на старших пунктах в чужой базе, надо организовать контригру. Конкретно - немедленно перестроить блок в дом, открыв сопернику старший ход с его руки, чтобы он сам разобрал свой сборный блок.

При построении блоков, а прежде всего, при построении марсового блока в чужой базе на старших пунктах, надо не забывать о возможности соперника создать сборный блок в качестве контригры.

 

Рассматриваемая позиция очень характерная и очень поучительная.

Дело в том, что показанными событиями мотив контригры в той позиции не заканчивается!

Теперь очередь белых искать контригру и пытаться разрушить, казалось бы, бетонный блок черных.

Как здесь надо грамотно играть дальше за белых? Далее план игры в последовательности убывания приоритета. Т.е. первым – самое главное. Вторым второе по значимости и т.д.

- Замкнуть блок, поставив шашку в пункт 21;

- Занять пункт 9 (возможно, это даже важнее, чем достроить блок 16-21);

- При первой же возможности выстроить блок 19-24;

- Сразу же освободить пункт 18, а 16 и 17 держать.

Зачем все это?

Во-первых, не тратить зря запас ходов шашек в пунктах 1,3 и т.д. в 1-2 четвертях.

Во-вторых, открыв черным ход18, белые могут надеяться, черные при бросив 4:4, вынужденно откроют пункт 14 или при броске 3:3 откроют пункт 13. Блок будет «сломан». У белых появится шанс прорваться к своему дому, и марс черным гарантирован. На самом деле, даже просто несколько бросков с четверками и тройками «поломают» блок черных.

Конечно, это может и не сработать. Пара больших кушей, например 6:6 или 5:5, а потом 4:4, могут сломать блок белых, в том числе блок 19-24. Но, все же, контригра – это серьезное повышение шансов на выигрыш.

 

Здесь не просто так появилось слово «немедленно». У белых есть приличный запас ходов шашек в пунктах 1,3,5. Но, если сначала просто ходить этими шашками, а черные будут ходы, в основном пропускать, то, когда белые вынужденно перестроятся в дом, окажется, что у черных еще много запасных ходов, а у белых нет. Если черные не бросят 4:4 или 3:3, то благополучно дождутся, когда белые откроют как минимум пункты 19 и 20 и прорвутся в свой дом.

А если перестроиться сразу, то белые начнут расходовать свой запас одновременно с черными и шансов победить у белых станет намного больше.

 

В нашем исходном примере у черных слишком много шашек в руке и прием «слома» сборного блока не кажется эффективным.

 

Поэтому приведем другой пример.

 

Белые бросили 4:2. Что делать? Ломать блок черных!

7-9, 18-22! (сильный ход).

И сравните, что получилось теперь:

Очередь бросать зары у черных. Любая их тройка или четверка откроет белым дорогу к победе с марсом. И именно потому, что белые открыли пункт 18.

 

На самом деле есть и более простые и понятные варианты контригры. Например, построение такого же блока у чужой руки. Т.е. ваш соперник строит блок на вашей базе, а вы на его. Или он блокирует шашки в вашей руке, а вы строите опасный блок в его доме (не обязательно сборный). Разбирать подробно все это нет необходимости.

 

 

Важно помнить еще одно.

 

Как правило, построение блока у чужой руки отвлекает все ваши ресурсы, и строить одновременно блок у своей руки становится проблематичным, это дает шанс вашему сопернику.

Поэтому:

- Не пытайтесь строить одновременно оба блока. Не исключено, что и такое возможно, но только если оба блока складываются сами (если очень удачно выпадают зары). Иначе чаще всего вы не успеете ни там, ни там;

- Если вы атакуете в 3 четверти, то в первой (у своей руки) обязательно держите ключевые позиции – в первую очередь ход на 3 и на 5, а если получится, то на 4 или 6;

- Будьте очень внимательны к запасу ходов, прикидывайте, на какой куш вы можете сломать свою позицию, каких ходов у вас нет. Иногда важнее сделать осторожный ход, не достраивая блоки. Главное - устранить «дефицит» на будущий ход и сохранить имеющийся блок. Это лучше, чем увеличить блок сейчас и разобрать почти все построенное потом (сломать следующим ходом при «неудачном» куше или просто неудачном броске);

- Когда Ваш блок уже приобретает серьезный характер (например, 4 пункта у чужой руки из 6), важно ограничивать маневры «свободных» шашек соперника и стараться перекрывать ходы на крупный выброс зар с тех пунктов, где скопилось много шашек оппонента.

 

Все, что вы читаете – это общие рекомендации и представления, не считайте написанное «жесткой инструкцией». Из любого правила, чаще всего, бывают исключения. Но чтобы начать их понимать, надо сначала освоить само правило.

Со всем этим игроку придется в каждой конкретной позиции разбираться самостоятельно, но знание общих закономерностей должно вам помочь.

 

Тема «блоков», «капканов», «ловушек» - обширная. Нюансов и тонкостей в этих тактических приемах гораздо больше, чем удалось здесь изложить. Поэтому следите за игрой Мастеров, и вы наверняка увидите еще что-то новое. Но сначала, все же, освойте написанное. Это будет очень полезно.

 

  1. БЛОКИ ПЕРЕД ЧУЖИМ ДОМОМ.

Перейти в меню блоков Перейти в начало.

Итак: блок у чужой руки был марсовым. Теперь рассмотрим типично ойновый блок.

Но, сначала немного лирики.

Блоки, их построение, преодоление, порядок отхода из блока, выбор из нескольких блоков и контригра "блок против блока" – самая сложная тема в вопросах применения тактических приемов в игре в длинные нарды.

Тема эта очень большая, очень не простая, требующая серьезных вычислений и, соответственно, для новичков и даже продвинутых игроков зачастую не очень понятная.

В этой теме я предлагаю читателю попробовать «прощупать» глубину темы «блоки» на довольно-таки простом с виду, но очень поучительном примере.

Чтобы ход мыслей был понятнее, для начала вспомним простые и понятные, хорошо известные большинству игроков цифры:

Всего возможных бросков зар 36. Но в нардах есть специфика: броски 2:1 и 1:2 для игрока в длинные нарды абсолютно одинаковы. Поэтому, если свести в таблицу РАЗНЫЕ броски, то их будет 21. Эти две цифры часто путают.

 

Чем они различаются?

С точки зрения комбинаторики 2:1 и 1:2 суть две разные комбинации. Именно исходя из этого мы делаем все расчеты вероятностей бросков зар. Всего комбинаций на 2 зарах с цифрами от 1 до 6 будет 6*6=36.

Вероятность броска 2:1 равна 1/36. Вероятность броска 1:2 тоже равна 1/36. Но для нас это один и тот же результат, мы не различаем их! Т.е. вероятность броска 2:1 (он же 1:2) равна 1/18. А вот любой куш имеет вероятность броска 1/36.

Таким образом, несмотря на то, что разных бросков зар всего 21 вариант, вероятности мы считаем исходя из 36 возможных бросков.

Вероятность любого простого броска (не куша) равна 1/18, т.е. все цифры на зарах выпадают с равной вероятностью. Но количество очков на зарах при этом разное. И это для нас очень важно.

В подсчете шансов на победу в окончаниях очень важно понять, сколько надо ожидать потерь очков. Но эта задача вовсе не из простых. Если вы хотите понять, как можно вообще такое посчитать, проследите внимательно за последующими расчетами и обратите внимание на некоторые важные для игры в длинные нарды величины.

В таблице ниже даны все варианты бросков и их сумма очков на зарах. Далее суммируем все очки, которые могли бы выпасть на зарах, и получаем цифру 294. И тогда мы можем расписать не только очки, но и их процент от этой суммы.

Рис.1

Теперь от абстрактных цифр перейдем к подсчету потерь очков на блоке.

Представьте себе, что соперник построил перед Вашими шашками блок из 6 шашек, перекрыв все возможные ходы через блок.

Рис.2

Очевидно, что Ваши потери на таком блоке – 100%.

Т.е. ни одного очка из выпавших на заре, вы не можете использовать для того, чтобы сделать ход.

А каковы потери, если блок не полный? Как посчитать потери на таком блоке?

Рис.3

Черные открыли один пункт. Попасть туда можно только единицей. Считаем, сколько очков могло бы быть использовано в 36 разных вариантах бросков. Все броски без единицы дают ноль очков, ходов нет. Остается 6 единиц. Из них бросок 6:1 (1:6) дает 14 очков, 1:1 дает 4 очка и остальные 4 хода с единицей позволяют ходить только единицу, т.е. дают по два очка (например, 1:3 одно очко и 3:1 одно очко). Итого 14+4+2+2+2+2=26 очков из 294, т.е. 8,4%. Потери очков на этом ходе будут около 91%.

Для тех, кто захочет сам произвести такие расчеты, рекомендую сделать простую таблицу в Excel:

Рис.4

В этой таблице в колонке «если есть блок», напротив варианта броска пишете количество очков, если ход возможен и не пишите ничего, если ход невозможен. Например, если бросок 2:1, можно сходить только единицу, т.е. очков будет 1 (одно), но, учитывая, что и 1:2, хоть и для нас это одно и то же, но тоже дает одно очко. Итого на 1:2 и 2:1 – всего 2 очка. Или, например, 6:1. Здесь удастся сыграть и единицу и 6, всего 7 очков. Значит на 6:1 и 1:6 приходится 14 очков. Здесь ничего сложного нет, эти расчеты предельно просты, хотя и требуют большой рутинной работы. Поэтому более подробно разбирать их (расчеты) не будем. В дальнейшем, в основном, я буду давать результаты счета, чтобы не утомлять читателей.

Теперь посмотрим те же цифры, если черные открыли не единицу, а двойку:

Рис.5

Черные открыли один пункт. Попасть туда можно только двойкой. Считаем, сколько очков могло бы быть использованы в 36 разных вариантах бросков. Все броски без двойки дают ноль очков, ходов нет. Остается 6 двоек. Из них бросок 6:2 (2:6) дает 16 очков, бросок 5:2 (2:5) дает 14 очков, 2:2 дает 8 очков и остальные 3 хода с двойкой позволяют ходить только двойку, т.е. дают по четыре очка. Итого 16+14+8+4+4+4=50 очков из 294, т.е. 17%. Потери очков на этом ходе будут около 83%.

Расчет по всем 6 вариантам одного открытого черными пункта представлен в таблице:

Рис.6

Вывод: Чтобы увеличить потери соперника, уходить надо в первую очередь дальней шашкой.

Что будет происходить с потерями на блоке у белых дальше?

Логично, что уйдя дальнюю шашку, черные будут держать блок, который блокирует 95% хода белых, пока эта шашка не дойдет до дома. Чтобы зайти в дом, черной шашке нужно пройти 14 пунктов. Средний ход составляет чуть больше 8, значит, черная шашка сделает 2 хода. Т.е. на второй ход черные новый пункт не откроют.

Предположим, что в первый ход, после ухода первой черной шашки не выпала единица, тогда ситуация никак не изменилась и потери на втором ходе будут такие же (91%). Если же первый раз единица выпала (кроме 6:1), то расчет изменится. Вместо 26 очков уже будет 80 (используются любые шестерки), т.е. 73%. Если в первый раз выпало 1:1 потери будут чуть-чуть меньше. Усредняя все эти случаи «на глазок» можно сказать, что потери на блоке первый ход после вскрытия первого пункта (они откроют единицу) черными будут 91%, на второй ход около 85%.

Уже на третьем ходу черные должны (если мы по-прежнему рассматриваем среднестатистическое развитие событий) открыть вторую шашку.

Логично предположить, что опять дальнюю. Т.е. черные откроют на блоке уже ход и на 1 и 2. Дальше расчет усложняется и разветвляется. Если до этого белые не смогли сделать ни одного хода на единицу (единица не выпадала), то потери составят 74%. Если до этого уже одна шашка попала на первый открытый пункт, то потери сократятся до 58%. На четвертый ход могут варьироваться от тех же 74% до 30-40.

Если не ставить себе целью провести математическое исследование и не гоняться за серьезной точностью, то можно констатировать следующее. После четвертого хода, когда черные откроют уже третий пункт, потери на блоке уже будут в любых случаях меньше 30%. Дальнейшее сохранение остатков блока имеет мало смысла, и дальше уже просто нужно уводить шашки в дом.

Итого имеем примерно следующую картину по потерям:

Рис.7

Всего около 4 ходов.

Теперь заново пересчитаем исходную позицию по пипсам:

Белые 1+14*9=127 пипсов или 127/8,17=15,54 ходов. Округляем до 16.

Черные 20+19+18+17+16+15+4+6+6+3=124 или 124/8,17=15,18 ходов. Округляем тоже до 16.

Однако белые должны потерять около 4 ходов. Т.е. 25% преимущество черных.

Т.о. получаем, что шансы черных на выигрыш в исходной позиции равны 62,5%, белых 37,5.

Завершая эту тему, хочу подчеркнуть еще раз. Данные выше подсчеты не являются математически строгими. Но их точность вполне достаточная для тех выводов, которые мы сделали выше.

Кроме того, здесь важна сама схема подсчета потерь.

Анализ, конечно, будет не полным, если мы не разберем еще два важных момента:

Ø Как изменятся шансы игроков на выигрыш, если шашки стояли не все 14 в одном столбике?

Ø Как изменятся шансы игроков на выигрыш, если шашек за блоком не одна, а две или больше?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.