Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жанр как эстетическая категория




 

В синкретическом искусстве древних народов будущие роды как способы изображения, отражения действительности существо­вали лишь в неразвернутом' виде, в зародышевом состоянии. В дальнейшем синкретизм исчезает, образуются отдельные само­стоятельные области, сферы, или, как иногда говорят, отрасли ис­кусства. Внутри каждой такой области, сферы образовались су­ществующие и поныне способы, или роды, изображения, отраже­ния жизни. Так, поэзия (художественная литература) разделилась на три рода — эпический, лирический и драматический, которые в свою очередь с течением времени получали все более многочис­ленные видовые и жанровые формы их конкретного существова­ния.

В переизданном много раз учебнике «Введение в литературо­ведение» Г. Л. Абрамовича утверждается, что все многосторонние проявления человеческой жизни и человеческого сознания охва­тываются в их общей форме тремя родами поэзии:

«Эпос, лирика и драма в своей совокупности открывают почти безграничные возможности полного и глубокого воспроизведения жизни и сознания людей, начиная от изображения сложнейших общественных процессов, знаменовавших целые эпохи в жизни народов (например, в таких произведениях, как „Илиада" Гомера, „Гамлет" Шекспира, „Война и мир" Л. Толстого, „Мать" Горько­го, „Тихий Дон" Шолохова), и кончая передачей какого-либо од­ного человеческого переживания (например, в таких стихотворениях, как „Я помню чудное мгновенье..." Пушкина, „Парус" Лер­монтова, „Тройка" Некрасова)».

Однако современная практика искусств опровергает подобную абсолютизацию принятого в прошлом веке деления. Невиданная динамика жизни обусловила и очень сложную динамическую си­стему искусства во множестве своих разновидностей.

Что касается художественной литературы как таковой, то она как бы стерла границы между эпосом, лирикой, драмой. Она вы­двинула сегодня другое триединство, строго соблюдая лишь су­веренитет прозы, поэзии, драмы. Тут уже линии размежевания очевидны.

Многие теоретики отмечают, что современное художественное развитие человечества приводит к самоопределению драматургии театральной драматургии кино, радио, телевидения, эстрады, те­атрализованных представлений. Назрела необходимость в иссле­довании родовых признаков этого огромного потока театральных искусств. Практика заставит это сделать. Углубление в сущест­во проблем технологии творчества неизбежно приводит ко все большей и большей дифференциации его родов и видов. Законо­мерно в этом смысле и то, что ведущие мастера сцены говорят уже о необходимости определения жанра не только пьесы, но и актерской игры.

«Сейчас все чаще и чаще режиссеры пытаются определить границы жанров и способы актерской игры в определенном жан­ре. Это похвально. Но сегодня этого уже мало. Надо определить географическую точку, а не материк. Водевиль водевилю рознь. Трагедии Шекспира не похожи на трагедии А. К. Толстого. Дра­ма у Алешина — не драма у Арбузова...

И не может быть особых правил игры драмы, правил игры ко­медии. Даже такие дополнительные определения, как „бытовая", „лирическая", „салонная", „плаща и шпаги", не помогают делу.

Жанр — понятие важное, но очень уж общее».

Роды как способы изображения, отражения действительности, как мы знает, еще не являются формами конкретных произведе­ний. Они представляют собой лишь самые общие принципы отоб­ражения жизни. В процессе развития некоторые формы каждого из родов искусства подразделились на отдельные группы и под­группы. Например, такая форма эпического рода, как роман, мо­жет быть романом социально-психологическим, семейно-бытовым, историческим, сатирическим, документально-художественным, на­учно-фантастическим и т. д. Поэтому и возникла необходимость оперировать тремя понятиями: род, вид и жанр.

В пределах каждого рода различали на протяжении ряда ис­торических периодов такие виды: в эпосе — эпопея, былина, сказ­ка, роман, повесть, рассказ, очерк, басня, анекдот; в лирике —

эпиграмма, эпитафия, эпиталама, идиллия, романс и т. д., в дра­ме— трагедия, комедия, драма.

Принципы деления на виды определяются главным образом характером изображения жизненного процесса, уровнем этого процесса — выделяется определенная форма эпической, лириче­ской, драматической поэзии (роман, ода, комедия и пр.).

Но и виды — еще не окончательные конкретные формы произ­ведений искусства. Сохраняя всякий раз общие родовые признаки и структурные особенности вида, каждое произведение несет в себе и своеобразные черты, диктуемые запросами жизни, особен­ностями материала и особенностями таланта художника, т. е. имеют неповторимую жанровую окраску.

Категория жанра является наиболее конкретной. При харак­теристике жанра учитывается не только тематическое своеобра­зие произведения, но и особенности идейно-эмоциональной трак­товки изображаемого (исторический роман, сатирическая поэма, драматическая притча, трагифарс и т. д.).

Иными словами, под жанром подразумевается конкретная разновидность того или иного вида искусства.

Каждому жанру (или жанровой форме) свойственны специфи­ческие приемы художественного воплощения.

В отличие от рода и вида, жанровая категория оказывается чрезвычайно изменчивой. В искусстве происходит постоянная сме­на жанровых форм, жанровых разновидностей, и вызвана она тем, что общественное развитие, бесконечно изменяя человеческие взаимоотношения, требует от художника поисков новых путей эстетического познания и отражения.

Но какой бы неповторимой ни была та или иная жанровая форма, сквозь ее призму непременно просвечивают особенности рода и вида.

Будучи элементом художественной формы, жанр одновременно является и одним из средств раскрытия содержания. Практиками искусства давно замечено, что в неопределенности жанра отража­ется прежде всего неопределенность замысла, позиции автора; эта неопределенность делает произведение художественно незавер­шенным. Но это отнюдь не означает, что та или иная жанровая форма обязательно соответствует только определенному содер­жанию. Произведения одного и того же жанра могут отражать различные стороны действительности, использоваться для осуще­ствления различных идейных задач.

В то же время можно говорить об общих эстетических свойст­вах того или иного жанра, а применительно к драматургии нужно с определенностью сказать, что жанр определяет и тип конфлик­та, тип жизненных противоречий, воссозданных, специфическими средствами искусства смоделированных в драматическом конф­ликте конкретного произведения.

Формирование новых жанровых разновидностей определяет медленную, многовековую эволюцию видов и в конечном счете ро­дов. Это, разумеется, не значит, что в процессе создания художественного произведения писатель умозрительно взвешивает на неких внутренних весах миллиграммы жанровых черт и особен­ностей. Руководствуясь стремлением поведать людям нечто новое и существенное о той или иной стороне действительности, худож­ник чаще всего и не помышляет о жанровых закономерностях. И тем не менее глубокие знания о делении искусств нужны не только теоретику, а и практику искусства, тем более когда речь идет о таком сложном, синтетическом искусстве, как искусство сценическое.

В современной практике искусства термин жанр (от франц. (уепге — род, вид) употребляется в различных значениях. Одни, в соответствии с этимологией слова, называют так роды (эпос, ли­рику, драму). Другие под этим термином понимают виды, на ко­торые делится род (роман, повесть, рассказ и т. д.). Это, второе из указанных, употребление термина жанр является самым рас­пространенным, но, как и первое, оно неточное, ненаучное, и оно очень путает, затемняет представление о реальных явлениях. Осо­бенно пагубна, такая терминологическая путаница для теории и практики искусства, еще только становящихся, активно формиру­ющихся в своих родовых качествах. К театрализованным пред­ставлениям это имеет непосредственное отношение.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.