Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления




ВИДЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ДРАМАТУРГИИ

 

 

В предисловии к учебнику, в связи с уточнением термино­логии нашего предмета, уже говорилось о ясно различимых родо­вых и видовых признаках театрализованных представлений. Сама практика развития театрализованных представлений в нашей стра­не формирует те или иные их конкретные виды. Одни из этих видов находятся в процессе становления, оформления, утвержде­ния в жизни, другие, четко определившись по видовым парамет­рам, дифференцируются на жанровые и иные разновидности.

Движение самодеятельного творчества трудящихся определяет и постоянно корректирует этот процесс.

То, что уже сложилось, определилось и имеет живое развитие в последние десятилетия, по видовым признакам можно класси­фицировать следующим образом (хотя и достаточно условно, не охватывая все существующие и мыслимые явления): агитационно-худооюественное представление, литературно-музыкальная компо­зиция, тематический театрализованный концерт, массовое театра­лизованное празднество.

Тематический театрализованный концерт появился и начал оп­ределяться в видовых своих чертах в 70-х годах. Имеется и литерату­ра, специально посвященная этому новому виду театрализованного представления 2. Но мы не будем специально рассматривать его в главе, так как этот вид находится еще только в процессе становления и в теоретическом плане недостаточно осмыслен, раз­работан.

Что касается массового театрализованного празднества, то это, безусловно, имеющая устоявшиеся видовые признаки и одно­временно объемная, синтезирующая форма театрализованного представления. Это венец творчества народа для народа. Пости­жение сущностных черт драматургии такого празднества может быть плодотворным лишь после подробного изучения других ви­дов театрализованных представлений. Поэтому рассмотрение дра­матургии празднества заключает наше исследование.

 

 

Идейно-политическая, идеологическая работа может быть раз­делена на теоретическую деятельность, пропаганду и агитацию. При этом и теоретик, и пропагандист, и агитатор решают одну общую задачу — воспитание трудящихся в духе коммунистиче­ской сознательности. Однако подходят они к этой задаче по-раз­ному, выполняют ее своими специфическими способами и сред­ствами.

Пропаганда и агитация — слова латинского происхождения. В буквальном переводе пропагандировать — значит распростра­нять знания, идеи, воззрения, теории, а агитировать — значит про­буждать определенные стремления, побуждать людей к действию.

Однако суть нашей партийной, ленинской пропаганды значи­тельно глубже. Она призвана не только распространять, переда­вать революционные идеи, но и делать их убеждениями людей.

Под агитацией мы понимаем непосредственный призыв, умение направлять энергию и волю людей на борьбу за претворение идей коммунизма в практические дела.

Научное объяснение сущности коммунистической пропаганды и агитации, их единства и различий принадлежит В. И. Ленину. В работе «Что делать?», написанной в 1902 году, Ленин говорит:

«...Пропагандист, если он берет, например,...вопрос о безра­ботице, должен разъяснить капиталистическую природу кризисов, показать причину их неизбежности в современном обществе, об­рисовать необходимость его преобразования в социалистическое общество и т. д. Одним словом, он должен дать „много идей", на­столько много, что сразу все эти идеи, во всей их совокупности, будут усваиваться лишь немногими (сравнительно) лицами. Аги­татор же, говоря о том же вопросе, возьмет самый известный всем его слушателям и самый выдающийся пример — скажем, смерть от голодания безработной семьи, усиление нищенства и т. п.—и направит все свои усилия на то, чтобы, пользуясь этим, всем и каждому знакомым фактом, дать „массе" одну идею: идею о бес­смысленности противоречия между ростом богатства и ростом ни­щеты, постарается возбудить в массе недовольство и возмущение этой вопиющей несправедливостью...».

Коммунистическая партия учит вести всю пропаганду и агита­цию не отвлеченно, а конкретно, в неразрывной связи с практикой коммунистического строительства, с повседневным трудом совет­ских людей, вести ее целеустремленно, в боевом, наступательном духе, обеспечивая высокую действенность этой идеологической ра­боты.

Средствами воздействия на массы, которыми располагают про­паганда и агитация, являются: печать, устные выступления, технические средства, наглядная пропаганда и агитация (плакаты, па­норамы, панно, стенды, выставки), использование искусства во всех его видах.

Обо всем этом надо знать и помнить, когда речь идет об аги­тационно-художественном представлении любой разновидности, так как оно являет собой органический сплав именно специфиче­ских агитационных и художественных средств воздействия на ауди­торию. Если сплав средств воздействия неограничен или недоста­точно полон, однообразен, то чрезвычайно действенная, историче­ски сложившаяся форма самодеятельного искусства — агитацион­но-художественное представление — разрушается.

С каждым годом в нашей стране агитационно-художественные представления завоевывдют все большее признание и популяр­ность. Это — свидетельство духовного здоровья народа, свиде­тельство культурного, гражданского и политического роста совет­ского человека, хозяина своей страны, активного созидателя и бор­ца за построение коммунизма.

Особенно много статей, брошюр и книг написано об одной из разновидностей агитационно-художественных представлений — выступлениях агитбригады. Авторы большинства работ по-разно­му понимали и понимают не только особенности этого самого бо­евого «жанра» (как чаще всего говорят) самодеятельного искус­ства, но даже по-разному смотрят на задачи, стоящие перед агит-бригадным движением в целом, и на принципы, лежащие в основе создания любого агитационно-художественного представления.

Одни авторы утверждают, что агитбригада прежде всего дол­жна агитировать, мобилизовывать трудящихся на выполнение конкретных задач, стоящих перед колхозом, совхозом, заводом, фабрикой, цехом и т. д.

Другие считают, что агитбригада должна прежде всего эстети­чески воспитывать зрителя. А эстетически воспитывать зрителя, по мнению сторонников этой точки зрения, можно лишь на высо­ких образцах искусства, получивших всеобщее признание. Поэто­му куплеты, частушки на местные темы, всевозможные пластиче­ские и оригинальные номера они отвергают. В программы агит­бригад предлагается включать классическую музыку, отрывки из произведений великих писателей и т. п. Тем самым, по существу, в задачи агитбригады включаются первоочередные задачи худо­жественной самодеятельности вообще, да и при этом средства эс­тетического воспитания сужаются.

Третьи авторы целиком отождествляют агитбригады с эстра­дой в самом широком смысле этого слова.

Смотры последних лет, студенческие работы на факультетах соответствующих специальностей, творческие конференции и ди­скуссии многое уточнили в понимании практиками агитбригадно-го дела существа самой агитбригады и агитационно-художествен­ного представления любой разновидности.

Сегодня ясно для всех, что агитбригада должна быть агитато­ром, обладать силой убеждения, уметь увлечь примером, позвать за собой. Она должна быть политиком, безошибочно улавлива­ющим актуальные вопросы жизни. Но ей надо говорить не только о событиях всесоюзного масштаба, а освещать и факты, только что имевшие место в данном коллективе.

Современная агитационо-художественная бригада — это не­большой коллектив самодеятельных артистов, средствами ис­кусства ведущих пропаганду решений партии, помогающих рас­пространять передовой опыт и изживать недостатки. Непосред­ственная связь с жизнью конкретного предприятия, района, горо­да, области — главное достоинство выступлений агитбригад.

Сущность агитбригады вытекает из ее названия и из того, что ее выступления являются разновидностью агитационно-художест­венных представлений. Она агитационная, ибо помогает вдохнов­лять трудящихся на активное решение определенных актуальных задач, является помощницей партии в деле коммунистического воспитания трудящихся. Художественная — потому что осущест­вляет свою работу средствами искусства. Коллектив называется бригадой, так как он маневрен, целеустремлен и представляет со­бой боеспособную творческую группу. И именно агитбригада в лучших своих образцах представляет собой коллектив, который является в равной мере художественным и политическим.

В течение довольно продолжительного времени в практике са­модеятельного искусства было одно понятие — агитбригада. За­тем, примерно с конца 60-х годов, появились термины: агитацион­но-художественное представление, агитспектакль, агиттеатр, театр поэтический, политический и т. д. С чем связана подобная диффе­ренциация? Какие тенденции развития отражают данные разгра­ничения? Все это не праздные вопросы для практиков агитбри-гадного движения.

А происходило следующее. Первоначально, осуществляя свои боевые задачи по мобилизации трудящихся на выполнение кон­кретных планов предприятия, колхоза, совхоза, агитбригада не разрасталась вширь; коллектив ее, как правило, не превышал десяти человек, вместе с лектором, докладчиком и баянистом. Не­сколько позже (конец 50-х — начало 60-х годов), с выездом агит­бригад на районные и областные смотры самодеятельности, агит­бригада стала нередко включать в свое представление хор, танце­вальный коллектив, самодеятельный эстрадный оркестр и другие коллективы участников массовой художественной самодеятельно­сти. Получалась громоздкая, чаще всего эклектичная концертная программа. Выезжая на смотры с таким широким представлени­ем, так называемая агитбригада начала отрываться от местной темы, от злободневного, конкретного жизненного материала. Те­матическая направленность определялась теперь событием боль­шого масштаба, порой даже международного.

Постепенно это явление широко распространилось, и явно об­наружилась разница между теми выступлениями, что идут, с одной стороны, в цехах, на полевых станах, в сельских клубах и, с другой — на смотрах. Постановки смотровых программ стали по­ручаться наиболее опытным руководителям и специалистам. И тогда последние стали называть их более общим и точным терми­ном — агитационно-художественное представление.

Но привычка к ранее сложившемуся типу агитбригадного выступ­ления еще долго давала себя знать, так что даже весьма удачные, совершенные программы, не опирающиеся целиком на конкретные факты, события и фамилии, оценивались порой как неудачные, поскольку выходили за рамки, агитбригадных выступлений. Так, прекрасной программе одного из московских заводов на областном смотре не было присуждено призовое место на том ос­новании, что участников было более 30 человек и что коллектив­ный театрально-поэтический рассказ о заводе был слишком обоб­щающего характера, без конкретных фамилий и цифр. Хотя все при этом отмечали высокое мастерство исполнителей сольных партий, актуальность идеи и другие хорошие стороны программы.

На последнем смотре агитбригад, проходившем в рамках Пер­вого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся, уже не было столь неоправданных оценок: здесь на равных состязались и агитбригады, и коллективы, ста­вившие агитационно-художественные представления (чаще всего поэтического характера.

В последнее десятилетие на профессиональной сцене тоже по­явились спектакли-фактомонтажи: «Десять дней, которые по­трясли- мир» по Джону Риду, «Правду! Ничего, кроме правды!» Д. Аля, «Нюрнбергский процесс» Л. Кронфельда и Л. Компанейца и др., а также поэтические представления типа «Павшие и жи­вые», «Братская ГЭС» Е. Евтушенко, спектакли-диспуты «Думая о нем» В. Долгого, «Остановите Малахова!» В. Аграновского... Социальной заостренностью проблематики, открытой публици­стичностью, системой выразительных средств и другими элемен­тами такие агитспектакли профессионального театра, несомненно, в определенной мере обязаны агитационно-художественным пред­ставлениям самодеятельных коллективов.

Так в чем же видовая специфика агитационно-художественно­го представления во всех его разновидностях? Ясно, что такое представление — это прежде всего агитация театрально-художест­венными средствами. Более чем полувековая практика агитацион­но-художественных представлений, начиная с «живой газеты»,— ярчайшее тому подтверждение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 2727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.