Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос на деньги. Предложение денег. Роль банковской системы в создании денег. Денежный мультипликатор




Денежный рынок – это рынок, на котором взаимодействуют предложение денег и спрос на них. Ценой денег на данном рынке является ставка ссудного процента.

Предложением денег называется количество имеющихся в стране денег. Предложение денег контролируется государством в лице центрального банка как путем эмиссии (выпуска) денег, так и посредством управления денежно-кредитной системой страны. Центральный банк определяет необходимое количество денег исходя из состояния экономики.

Спрос на деньги формируется во всех секторах экономики. Он обусловлен двумя функциями денег: средство обращения и средство сохранения богатства. Соответственно, совокупный спрос на деньги включает: спрос на деньги для сделок; спрос на деньги как средство сохранения богатства.

Спрос на деньги для сделок определяется тем, что деньги необходимы экономическим субъектам для покупок и платежей (торговых сделок).

Чем больше в обществе производится товаров и услуг, тем больше покупок совершается и тем больше спрос на деньги для сделок. Следовательно, он зависит, прежде всего, от объема номинального ВВП, а также от скорости обращения денег: чем она выше, тем меньше нужно денег для сделок, и наоборот.

Эта зависимость называется законом денежного обращения, согласно которому количество денег, необходимое для обращения, равно сумме цен товаров, деленное на скорость оборота денежных единиц. Современная формула этого закона предложена американским экономистом И. Фишером: M V = P Q, где M – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег; Q – количество проданных товаров; P – средняя цена товаров и услуг.

Спрос на деньги, как средство, необходимое для совершения сделок, также называют трансакционным спросом. Помимо трансакционного спроса, существует спрос, обусловленный использованием денег как средства сохранения богатства, то есть применения их для приобретения иных финансовых средств (облигаций, акций и т.д.). Такой спрос называютспекулятивным. Этот спрос зависит от доходов на ценные бумаги. Сберегая часть своего дохода, население всегда решает вопрос: в какой форме лучше держать свои сбережения? Оно может распределить их между наличными деньгами и ценными бумагами. Наличные деньги не приносят своему владельцу дохода, но обладают абсолютной ликвидностью, то есть немедленно и без всяких затрат могут быть обращены в необходимые товары и услуги. Ценные бумаги приносят своему владельцу устойчивый доход в виде процента, но они менее ликвидны. Поэтому выбор варианта размещения сбережений зависит от уровня процентной ставки: чем выше она будет, тем больше спрос на ценные бумаги (акции и облигации) и меньше на наличные деньги, и наоборот. Следовательно, в данном случае спрос на деньги как средство сохранения богатства находится в обратной зависимости от уровня процентной ставки.

Взаимодействие спроса и предложения денег на денежном рынке определяется равновесным уровнем процентной ставки, являющейся ценой денег на данном рынке. При уменьшении предложения денег временная нехватка денег вызовет у населения необходимость продажи ценных бумаг на денежном рынке. Увеличение предложения ценных бумаг собьет на них цену и поднимет процентную ставку. Последнее заинтересует людей в хранении денег в банке, результатом чего будет уменьшение количества денег на руках и увеличение их предложения. Произойдет восстановление равновесия на денежном рынке.

Если предложение денег в обращении увеличится, люди начнут избавляться от них, покупая ценные бумаги. В результате роста спроса на ценные бумаги цены на них возрастут, что приведет к снижению процентной ставки. Люди перестанут вкладывать деньги на банковские счета, предпочитая покупку ценных бумаг. Предложение денег уменьшится, и равновесие денежного рынка восстановится.

 

3. Финансовая система страны. Госбюджет: понятие, доходы и расходы. Налоги, их виды.

Финансы это экономические отношения по формированию и использованию денежных ресурсов, с помощью которых государство осуществляет прямое перераспределение национального дохода в целях стимулирования наиболее эффективного процесса хозяйствования. Финансовые отношения носят объективный характер и образуют систему, которая включает денежные отношения, складывающиеся:

1) между предприятиями как хозяйствующими субъектами.

2) между государством и предприятиями.

3) между предприятиями и банковской системой,

4) внутри предприятий;

5) между государственными органами различных уровней управления.

6) между государством и населением.

Субъектами финансовых отношений могут выступать государство, местные органы власти, предприятия и фирмы, население. Объектом финансовых отношений являются финансовые (денежные) ресурсы, которые включают доходы участников национальной экономики, амортизационные отчисления, налоги и неналоговые платежи и др.

Финансовая система - это совокупность финансовых учреждений, законов, правил и норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства. Финансовая система включает следующие звенья, составляющие ее структуру:

v децентрализованные финансы, которые охватывают финансы предприятий (фирм), финансы учреждений и организаций, финансы населения и используются для регулирования экономических процессов на микроуровне;

v централизованные (государственные) финансы, которые являются главной частью финансового сектора и включают государственный и местный бюджеты, а также внебюджетные фонды (фонды социального, имущественного и личного страхования) и государственный кредит. Централизованные финансы используются для регулирования экономических процессов на макроуровне.

В основе организации финансовой системы лежат два принципа.

Демократический централизм предполагает, что нижестоящие финансовые учреждения обязаны выполнять директивные указания центральных финансовых органов.

Фискальный федерализм предполагает, что местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет.

Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы). Государственный бюджет выполняет следующие функции:

фискальную функцию, которая заключается в аккумуляции и централизации денежных средств, предназначенных для общенациональных нужд;

регулирующую функцию, суть которой состоит в том, что изменение доходов и расходов государства позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы и темп инфляции, то есть стабилизировать экономику;

социальную функцию, которая позволяет осуществлять социальную защиту населения и выравнивание уровня жизни;

контрольную функцию, благодаря которой движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Основными источниками образования бюджетных доходовявляются налоги, займы и эмиссия денег.

Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.Основными направлениямибюджетных расходовявляются:

§ финансирование национальной экономики;

§ расходы на социальные цели (на образование, здравоохранение, культуру, социальное страхование и социальное обеспечение);

§ финансирование науки;

§ финансирование национальной обороны;

§ содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;

§ расходы по внешнеэкономической деятельности;

§ расходы по обслуживанию государственного долга.

Основным источником пополнения доходной части бюджетов разных уровней является налогообложение, которое представляет собой процесс изъятия и присвоения государством заранее определенной и установленной в законодательном порядке части доходов участников национальной экономики в виде налогов. Таким образом, налоги – это платежи, которые подлежат обязательной уплате со стороны физических и юридических лиц в пользу государства.

Налоговая система любой страны включает разные виды налогов, которые классифицируются следующим образом:

1. По объекту налогообложения налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые – это налог на прибыль, налог на имущество, подоходный налог. Косвенные налоги – это налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

2. По характеру объекта налогообложения: на доходы, на прибыль, на имущество и т.д.

3. По соотношению между ставкой налога и доходом налоги бывают: прогрессивные; регрессивные; пропорциональные.

4. В зависимости от цели использования: общие и специальные.

5. В соответствии с тем, кто является плательщиком налога, различают налоги с физических и юридических лиц.

Кроме того, различают налоги государственные и местные. Государственные формируют доходы госбюджета, а местные поступают в региональные и городские бюджеты.

Налоговые системы разных государств имеют различную структуру. Так, в странах с развитой рыночной экономикой в доходах госбюджета велика доля прямых налогов, в странах с развивающейся рыночной экономикой, наоборот, значителен удельный вес косвенных налогов.

 

4. Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, виды, эффективность.

Совокупность средств и инструментов, с помощью которых государство осуществляет предложение и регулирование количества денег в национальной экономике, называется денежно-кредитной (монетарной) политикой. Основной целью монетарной политики является достижение стабильного экономического развития.

Инструменты монетарной политики делятся на две группы: общие и селективные. Общие предназначены для регулирования состояния кредитной системы в целом и включают три вида инструментов:

1. Операции на открытом рынке. Это наиболее важный оперативный инструмент, с помощью которого центральный банк может влиять на объем имеющихся у коммерческих банков свободных резервов, а значит – и на предложение денег. Сущность этих операций заключается в купле-продаже государственных ценных бумаг.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, то на соответствующую сумму он увеличивает обязательные резервы банков. В результате у них расширяются возможности для кредитования и предложение денег увеличивается. Чтобы уменьшить количество денег в обращении, центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке. При покупке их коммерческими банками он списывает соответствующую сумму с резервных счетов этих банков. Тем самым центральный банк уменьшает их резервы, а значит, и способность создания денег путем кредитования.

2. Изменение нормы обязательных резервов. Представляет собой самый мощный инструмент воздействия на предложение денег. Величина резервов, то есть часть активов коммерческого банка, которую он обязан хранить на счетах центрального банка, во многом определяет его кредитные возможности. Поэтому, повышая или снижая норму обязательного резервирования, центральный банк либо ограничивает, либо стимулирует кредитную активность коммерческих банков.

3. Изменение учетной ставки процента, или дисконтная политика. Данный инструмент связан с предоставлением центральным банком ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента, или ставкой рефинансирования. Изменение центральным банком учетной ставки осуществляется путем ее увеличения или уменьшения. Понижение учетной ставки называется политикой «дешевых» денег, или экспансионистской монетарной политикой, и осуществляется по следующей схеме:

Учетная ставка процента падает – Кредиты становятся более дешевыми – Предприятия и фирмы берут больше кредитов – Денежная масса в обращении увеличивается

Политика «дешевых» денег проводится в том случае, если необходимо замедлить спад производства, поддержать предприятия, особенно в периоды структурных перестроек.

Повышение учетной ставки называется политикой «дорогих» денег, или политикой кредитной рестрикции. Она направлена на уменьшение денежной массы. Схема ее осуществления выглядит следующим образом:

Учетная ставка процента растет – Кредиты становятся более дорогими – Предприятия и фирмы берут меньше кредитов – Денежная масса в обращении уменьшается

Политика «дорогих» денег применяется в том случае, когда необходимо уменьшить инфляцию.

Селективные инструменты монетарной политики применяются выборочно. Они предназначены для регулирования условий предоставления конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных предприятий и фирм, контроля предоставления отдельных видов кредитования (например, потребительского) и т.д.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 2626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.