Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е. В. Малинина, Н. Е. Буторина




Тема и ее актуальность: Современные представления об элементарной основе эпидемического процесса. Источники инфекции их эпидемиологическая значимость. Механизм передачи и восприимчивое население – предпосылки для поддержания непрерывности эпидемического процесса.

УФА 2012

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Кестелерді толтыру

1 кесте

 

Эпидемиялық процесс туралы ілімнің тараулары

 

ЭП факторлары ЭП даму механизмі ЭП білінуі
     

 

2 кесте

Паразит популяциясы және иесі популяциясының эпидемиологиялық белгілері

Паразит популяциясы Тасымалдаушы популяциясы Ие популяциясы
     

 

3 кесте

 

Қоздырғыштардың берілу механизмдері

 

Қоздырғыштың берілу механизмі Инфекция тобы Берілу жолы Берілу факторлары

 

 

на тему: «Современные представления об элементарной основе эпидемического процесса. Источники инфекции их эпидемиологическая значимость. Механизм передачи и восприимчивое население – предпосылки для поддержания непрерывности эпидемического процесса»

 

Методические указания для студентов

Дисциплина эпидемиология, ВЭ

Специальность (060104) медико-профилактическое дело

Курс 5

Семестр 9-10

Название темы практического занятия: Современные представления об элементарной основе эпидемического процесса. Источники инфекции их эпидемиологическая значимость. Механизм передачи и восприимчивое население – предпосылки для поддержания непрерывности эпидемического процесса.

 

На основании типовой программы по эпидемиологии для студентов, обучающихся по специальности 060104, утверждённой Министерством образования и науки Российской Федерации 2007 г., в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Эпидемиология, военная эпидемиология», утверждённой в 2012г. ректором БГМУ профессором Павловым В.Н.

 

 

Рецензент: профессор Зулькарнаев Т.Р.

 

 

Авторы: профессор Ефимов Г.Е., доцент Кайданек Т.В.

 

 

Утверждение на заседании № 4 кафедры эпидемиологии от 12.12.2012 г.

 

В системе противоэпидемического обеспечения населения важное место принадлежит мероприятиям, направленным на звенья эпидемического процесса. Проведение таких мероприятий невозможно без глубокого понимания сущности элементарной основы эпидемического процесса, в том числе эпидемиологической оценки значимости различных категорий источников инфекции, и способов их выявления.

 

2.Учебная цель: Научится интегрировать информацию об элементарной основе эпидемического процесса. Использовать знания о источниках инфекции, определять их место и роль в реализации эпидемического процесса.

В результате освоения темы студент должен уметь:

· Пользоваться классификацией инфекционных заболеваний по источникам инфекции;

    • Выявлять источников инфекции при различных заболеваниях;
    • Определять эпидемиологическую значимость различных источников инфекции при антропонозных заболеваниях;
    • Диагностировать различные инфекционные состояния;
    • Заполнять медицинскую документацию при подозрении на инфекционное заболевание;
    • Определять механизм передачи при различных инфекционных заболеваниях;
    • Определять факторы и пути передачи при различных инфекционных заболеваниях, выделять среди них наиболее эпидемиологически значимые в конкретной эпидемиологической обстановке;
    • Определять степень восприимчивости населения (индивидуальная восприимчивость).

Для формирования умений студент должен знать:

· Группы болезней согласно классификации по источникам инфекции;

· Периоды инфекционного процесса, патофизиологические механизмы формирования;

· Заразность в различные периоды заболевания при различных инфекционных заболеваниях;

· Категории источников инфекции при антропонозных заболеваниях (по форме проявления болезни);

· Категории источников инфекции при антропонозных заболеваниях (по течению болезни);

· Категории источников инфекции при антропонозных заболеваниях (по тяжести проявления болезни);

· Резервуар и источники возбудителей при зоонозных инфекциях;

· Резервуар и источники возбудителей при сапронозных инфекциях;

· Типы распространения инфекций от различных источников инфекции;

· Методы выявления источников инфекции. Преимущества и недостатки тех или иных методов;

· Механизмы, пути и факторы передачи инфекционных заболеваний;

· Восприимчивый организм. Механизмы восприимчивости людей к инфекции;

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы.

Вопросы для самоподготовки:

· Сформулируйте определение источника инфекции;

· Источник инфекции человек. Категории источников инфекции их эпидемиологическая значимость.

· Эпидемиологическая значимость скрытых источников инфекции (носители, инфицированные, больные острые и хронические с бессимптомным течением заболевания).

· Эпидемиологическая значимость явных источников инфекции (больные острые и хронические с манифестным течением заболевания).

· Методы выявления источников инфекции (активные и пассивные). Универсальность активных методов выявления (профилактические осмотры).

· Источники инфекции – животные. Эпидемиологическое значение. Болезни, при которых источниками инфекции могут быть животные (ГЛПС, ящур, туляремия, чума, сап и др.).

· Источник инфекции внешняя среда. Эпидемиологическое значение.

· Классификация инфекционных болезней по источникам инфекции.

· Приведите примеры, при каких заболеваниях источником инфекции может быть человек.

· Приведите примеры, при каких заболеваниях источником инфекции могут быть животные.

· Приведите примеры, при каких заболеваниях источником инфекции может быть окружающая среда.

· Какие мероприятия Вы бы провели для раннего, активного выявления различных категорий источников инфекции при антропонозных заболеваниях.

· Перечислите, какие мероприятия необходимо провести для раннего, активного выявления различных категорий источников инфекции при зоонозных инфекциях.

 

4. Вид занятия: практическое.

5. Продолжительность занятия: 2 часа.

6. Оснащение: таблицы, схемы, кодограммы.

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

 

Решите ситуационные задачи и ответьте на поставленные вопросы:

· Что необходимо для реализации эпидемического процесса? Ответ представьте письменно в рабочей тетради.

· Что такое звенья эпидемического процесса? Что или кто может служить первым звеном эпидемического процесса? Ответ представьте письменно в рабочей тетради.

· Что значит второе звено эпидемического процесса? Ответ представьте письменно в рабочей тетради.

· Что значит третье звено эпидемического процесса?

· Начертите схему звеньев эпидемического процесса в тетради и заполните.

 

           
     
 


 

· Начертите в тетради схему механизма передачи инфекции с указанием фаз (стадий) реализации.

           
     

 

 


· Укажите, кто может быть источником при кишечных инфекциях? Через что могут быть реализованы 2 и 3 стадии механизма передачи? Ответ представьте в виде схемы в рабочей тетради.

 

· Укажите, кто может быть источником при инфекциях дыхательных путей? Через что и как может быть реализована 2 стадия механизма передачи? Ответ представьте в виде схемы в рабочей тетради.

                   
     
       
 

 


 

Механизм передачи:

1 стадия -

2 стадия -

3 стадия -

 

· Перечислите периоды развития вирусного гепатита В, когда человек представляет наибольшую эпидемиологическую опасность, т.е. является источником инфекции?

· Укажите, является ли заразным человек, в период инкубации при вирусном гепатите В. Как долго длится инкубация? Когда появляется заразность в инкубационный период? Ответ представьте письменно в рабочей тетради.

· Перечислите методы лабораторной диагностики вирусного гепатита В. Какие специфические маркеры этой инфекции необходимо определять для установления диагноза? В какой период развития заболевания, и какие специфические маркеры необходимо определять? Ответ представьте письменно в рабочей тетради.

 

Решите тестовые задания. Ответы представьте на листочках преподавателю под рубрикой - «входной контроль».

 

  1. Инкубационный период при брюшном тифе составляет:

1) 12-24 часа

2) 2-4 дня

3) 2-3 недели

4) 1-2 часа

  1. Длительность заболевания брюшным тифом составляет:

1) 2 недели

2) 6 дней

3) 6 недель

4) 1 неделя

  1. Наиболее опасно в эпидемиологическом отношении выделение брюшнотифозных бактерий от бактериовыделителей:

1) фекалиями

2) мочой

3) мокротой

4) молоком

  1. Возбудитель брюшного тифа представляет собой:

1) грамотрицательные бактерии, имеющие жгутики, аэробы

2) грамположительные бактерии, образующие споры и капсулы

3) грамположительные бактерии, спор и капсул не имеют

4) грамотрицательные бактерии, спор, капсул и жгутиков не имеют

  1. Механизмы заражения при брюшном тифе:

1) воздушно-капельный

2) воздушно-пылевой

3) контактно-бытовой

4) фекально-оральный

  1. Пути передачи при брюшном тифе:

1) водный, пищевой, контактно-бытовой

2) воздушно-капельный

3) трансмиссивный

4) парентеральный

 

  1. К атипичным формам брюшного тифа относятся:

1) абортивная и стертая

2) легкая, средней тяжести и тяжелая

3) молниеносная

4) перфоративный перитонит

  1. Для постановки диагноза брюшного тифа используются следующие микробиологические методы:

1) бактериологический, бактериоскопический и серологический

2) серологический и аллергический

3) биологический и аллергический

4) бактериоскопический и аллергический

  1. Признаком, абсолютно подтверждающим диагноз брюшного тифа на

1-й недели болезни, является:

1) положительный результат гемокультуры

2) положительный эпиданамнез

3) наличие клинических признаков

4) положительный результат копрокультуры и биликультуры

  1. На первой недели заболевания брюшным тифом применяется:

1) серологический метод

2) бактериологический метод

3) аллергический метод

4) биологический метод

  1. Диагностический титр реакции Видаля составляет:

1) 1:100 – 1: 200

2) 1:10 – 1: 20

3) более 1: 800

4) более 1: 40 000

  1. О брюшнотифозном бактерионосительстве свидетельствует результат РПГА с Vi – диагностикумом равным:

1) 1:100

2) 1:10

3) 1:1000

4) 1: 2000

  1. Для серологической диагностики брюшного тифа в настоящее время используют:

1) РСК

2) РТГА

3) РПГА с эритроцитарными диагностика

4) Реакцию преципитации

  1. Для посева крови с целью выделения гемокультуры применяется среда

 

1) Раппопорта

2) Плоскирева

3) Эндо

4) Левина

 

  1. Основным путем передачи при дизентерии является:

пищевой, водный

1) транссмисивный

2) парентеральный

3) воздушно-пылевой

  1. Механизм заражения при дизентерии:

1) воздушно-капельный

2) фекально-оральный

3) контактно-бытовой

4) парентеральный

  1. Инкубационной период при бактериальной дизентерии составляет:

1) 2-7 дней

2) 12-36 часов

3) 1 месяц

4) 1,5 месяца

  1. Материалом для исследования с первых дней болезни при дизентерии являются:

1) кровь для микроскопирования

2) испражнения

3) кровь на гемокультуру

4) спиномозговая жидкость

  1. Для микробиологической диагностики дизентерии используют:

1) бактериологический, серологический, аллергический, бактериоскопический методы

2) вирусологический, серологический, биологический методы

3) микроскопию в темном поле

4) реакцию Видаля

 

  1. Выписка больного дизентерией из отделения производится:

1) после клинического выздоровления + 2 отрицательных результатах бак. анализа

2) после клинического выздоровления

3) на 7-й день после нормализации температуры и стула

4) на 14-й день после нормализации температуры и стула

 

  1. Из микробиологических методов исследования для диагностики дизентерии применяют:

1) биологический

2) вирусологический

3) бактериоскопический

4) бактериологический, серологический

  1. Пути передачи при амебиазе:

1) воздушно-капельный, трансмиссивный

2) трансмиссивный, парентеральный

3) пищевой, контактно-бытовой, водный

4) контактно-бытовой, воздушно-капельный

  1. Амебиаз наиболее часто встречается:

1) умеренной полосе России

2) северных районах России

3) Приморском крае, на Дальнем Востоке

4) Средней Азии

  1. Механизм заражения сальмонеллезом:

1) фекально-оральный

2) контактно-бытовой

3) трансмиссивный

4) парентеральный

 

  1. Длительность инкубационного периода при сальмонеллезе в среднем:

1) 6-24 часа

2) 7 дней

3) 30 минут

4) 21 день

  1. Факторы передачи при сальмонеллезе:

1) пищевые продукты, вода, непосредственный контакт

2) больной сальмонеллезом человек, носитель

3) больные сальмонеллезом животные

4) больные сальмонеллезом птицы

  1. Наибольшую опасность в эпидемиологии сальмонеллеза представляют:

1) водоплавающие птицы, крупный рогатый скот

2) домашние парнокопытные животные

3) водный фактор

4) контактно-бытовой фактор

 

  1. Механизм заражения при холере:

1) фекально-оральный

2) контактно-бытовой

3) пылевой

4) воздушно-капельный

  1. Ведущим путем передачи холеры является

1) контактно-бытовой

2) парентеральный

3) трансмиссивный

4) водный

 

45. Инкубационный период при холере в среднем составляет:

1) 2-5 дней

2) 14-21 день

3) 12-36 часов

4) 1 месяц

 

46. Возбудителями пищевых токсикоинфекций чаще всего являются:

1) грибы

2) патогенные стафилококки

3) сальмонеллы

4) шигеллы

47. Инкубационный период при пищевой токсикоинфекции колеблется в среднем:

1) 2-4 часа

2) 2-7 дней

3) 7-21 день

4) 12-26 часов

5)

7.2 Разбор с преподавателем узловых вопросов темы

7.3 Демонстрация преподавателем материалов по теме (таблицы, схемы, кодограммы).

7.4 Самостоятельная работа студента под контролем преподавателя.

 

 

Решите ситуационные задачи и ответьте на поставленные вопросы:

· 1. В детском саду №106 в городе У. зарегистрировано 5 случаев скарлатины. Детский сад посещает 240 детей. Всего в городе 26000 детей. Рассчитайте показатель заболеваемости скарлатиной в детском саду. Предположите, кто мог быть источником инфекции скарлатины? С какими нозологическими формами нужно выявлять детей, чтобы выявить источников инфекции и объяснить данную неблагоприятную обстановку в детском саду? Какую работу необходимо провести с персоналом детского сада? Ответ представьте письменно в рабочей тетради.

· 2. В отделении абдоминальной хирургии городской больницы после операции катарального аппендицита у 6 больных прооперированных с1января по 30 января зарегистрированы осложнения в виде серомы шва. Всего пролеченных в отделении больных в январе 290. Предположите, есть ли в отделении источники инфекции? Кто может быть источником инфекции? Как выявить источников инфекции? Кого и (или) что нужно обследовать, чтобы выявить причины формирования неблагоприятной эпидемиологической обстановки в хирургическом отделении? Ответ представьте письменно в рабочей тетради.

 

· 3. В типовом детском саду на 450 мест 15 сентября 9 детей из разных групп жаловались на отсутствие аппетита незначительную тошноту, субфебрильная температура, а у 2 детей была однократная рвота, нарушение стула не отмечено. Дети продолжали посещать детский сад. Воспитатели этих детей с 12 сентября заметили, что они стали несколько неактивными и даже вялыми. 18 сентября у одного из детей появилась эктеричность склер и слизистых ротовой полости. Срочно все дети из групп, где предъявлялись жалобы на диспепсические явления, были осмотрены врачом и обследованы. О каком заболевании нужно думать при проведении клинического обследования детей? Какой период развития заболевания был у детей с 12 сентября. Как изменялась заразность с развитием заболевания у этих детей с течением времени. Какие специфические диагностические исследования необходимо провести для подтверждения диагноза? Ответ представьте письменно в рабочей тетради.

· 4. В семье из 7 человек заболел вирусным гепатитом А сын Коля - 5 лет. Ребенок заболел 25 сентября. За медицинской помощью обратились 29 сентября, когда у ребенка появилась желтуха. С какого числа можно считать Колю источником инфекции? Необходимо ли госпитализировать больного? Если да, то, по каким показаниям? Укажите, какие периоды развития заболевания являются наиболее эпидемиологически опасными и с чем это связано? Ответ на задачу дайте в рабочей тетради.

· 5. Опишите, как Вы понимаете - манифестные формы эпидемического процесса вирусного гепатита В. Ответ представьте письменно в рабочей тетради.

· 6. Опишите, как Вы понимаете - бессимптомные формы эпидемического процесса вирусного гепатита В. Ответ представьте письменно в рабочей тетради.

· 7. В семье из 5 человек заболел вирусным гепатитом В сын – 13 лет учится в школе 8 класс. Госпитализирован на 10 день болезни (10 января). Мама мальчика выписана из больницы, где она находилась по поводу этого заболевания 5 ноября. Кого Вы считаете источником инфекции? Могла ли мама заразить ребенка, предположите, как это могло произойти? Заразен ли мальчик на 10 день болезни, как долго может сохраниться заразность? Предположите, кто мог стать источником инфекции для мамы? Ответ представьте письменно в рабочей тетради.

 

Выполните задания в рабочей тетради.

8. Укажите, кто или что является естественной средой обитания для следующих микроорганизмов:

Наименование микроорганизмов Естественная среда обитания
Палочка брюшного тифа Организм человека
Вирус гепатита А  
Легионеллы  
Шигеллы  
Палочка ботулизма  
Микобактерии туберкулеза  
Вирус гепатита В  
Вирус гриппа  
Сальмонеллы  
  1. Заполните таблицу в рабочей тетради.

Методы диагностики для выявления источников инфекции

Нозологические формы Ранние методы диагностики Другие методы диагностики
Например: Брюшной тиф Бактериологический метод Посев крови (метод гемокультуры). Кровь у больного берется на высоте лихорадки. Бактериологические исследования: посев фекалий, мочи, желчи. Серологические исследования РПГА, Vi- гемагглютинин. РПГА с цистеином.
Дизентерия    
Сальмонеллез    
Вирусный гепатит А    
Вирусный гепатит В    
Вирусный гепатит С    
Дифтерия    
Менингококковая инфекция    
     

 

  1. Заполните таблицу в рабочей тетради.

Периоды и степень заразительности для перечисленных заболеваний

 

Нозологические формы Периоды заболеваний
  Инкубационный Продром- альный   Разгар Реконвалес -ценция Носительство (Инфицированность)
Например: дифтерия - + +++ ++ +
Брюшной тиф          
Дизентерия          
Вирусный гепатит А          
Корь          
Коклюш          
Скарлатина          
Дифтерия          

 

Условные обозначения: «-» не заразен;

«+» слабо заразен

«++» заразен

«+++» высокая степень заразности

 

Решите тестовые задания. Ответы представьте на листочках преподавателю

под рубрикой «итоговый контроль».

  1. Укажите, в какой период развития дифтерии больной представляет наибольшее эпидемиологическое значение?

1. инкубационный (вторая половина);

2. продромальный (начальный);

3. разгар;

4. реконвалисценция;

5. после клинического выздоровления.

  1. Укажите, в какой период развития менингококковой инфекции больной представляет наибольшее эпидемиологическое значение?
    1. инкубационный (вторая половина);

2. продромальный (начальный);

  1. разгар;
  2. реконвалисценция;
  3. после клинического выздоровления.

 

  1. Укажите, в какой период развития менингококковой инфекции наблюдается максимальная заразность?

1.инкубационный (вторая половина);

2. продромальный (начальный);

3.разгар;

4.реконвалисценция;

5..после клинического выздоровления.

 

  1. Укажите, в какой период развития кори наблюдается максимальная заразность?

1.инкубационный (вторая половина);

2. продромальный (начальный);

3.разгар;

4.реконвалисценция;

5..после клинического выздоровления.

 

  1. Выберите из предложенного списка нозологическую форму, при которой сохраняется заразность после клинического выздоровления больного.
    1. Менингококковая инфекция;
    2. Малярия;
    3. Бешенство;
    4. Грипп;
    5. Сибирская язва.
  1. Выберите из предложенного списка нозологические формы, при которых человек не может быть источником инфекции?
    1. Сибирская язва;
    2. Орнитоз;
    3. Листериоз;
    4. Бруцеллез;
    5. Желтая лихорадка;

 

Место проведения самоподготовки: кафедра, читальный зал.

Основная литература:

1. Зуева Л.П.. Эпидемиология: учебник / Л. П. Зуева, Р. Х. Яфаев. - СПб.: Фолиант, 2005. - 752 с.

2. Мельниченко П.И. Военная гигиена и военная эпидемиология: учебник для студ. мед. вузов / П. И. Мельниченко, П. И. Огарков, Ю. В. Лизунов. - М.: Медицина, 2005. - 400 с.

Мельниченко, П.И. Военная гигиена и военная эпидемиология [Электронный ресурс]: учебник / П.И. Мельниченко, П.И. Огарков, Ю.В. Лизунов. - М.: Медицина, 2006. - 400 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225048498.html.

3. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней: учеб. пособие / под ред. В. И. Покровского, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2005. - 800 с.

Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней [Электронный ресурс]: учеб. пособие / под ред. В. И. Покровского, Н. И. Брико. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 800 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5970400386.html

4. Шкарин В.В. Дезинфектология: рук-во для студ. медвузов и врачей / В. В. Шкарин, М. Ш. Шафеев. - Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2003. - 368 с.

5. Власов В.В. Эпидемиология: учеб. пособие для вузов / В. В. Власов. - 2-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2005. - 462 с.

Власов, В. В. Эпидемиология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / В. В. Власов. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 464 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5970402656.html

 

Дополнительная литература для МПФ.

1. Беляков В.Д., Яфаев Р.Х. Эпидемиология.- Москва 1989.-418с.

2. Зуева Л.П., Еремин С.Р., Асланов Б.И. Эпидемиологическая диагностика.- Санкт-Петербург 2009.-310с.

3. Биглхол Р., Бонита Р., Кьельстрём Т. Основы эпидемиологии.- Женева 1994.-260с.

4. Вихерт А.М., Чаклин А.В. (под редакцией). Эпидемиология неинфекционных болезней.-Москва «Медицина» 1990.-270с.

5. Власов В.В. Эпидемиология.- Москва 2004.-464с.

6. Гринольх Т. Основы доказательной медицины.- Москва 2004.-240 с.

7. Ефимов Г.Е., Кайданек Т.В. Правовые и организационные основы противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний: Учебное пособие.-Уфа: Издательство ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситет Росздрава» 2010.-156с.

8. Йохан Гисеке. Современная эпидемиология инфекционных болезней.- Европа 2004.-278с.

9. Организационно-правовые основы деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) [Текст]: учеб. пособие / ред. В. З. Кучеренко, 2011. - 167 с.

10. Покровский В.И., Онищенко Г.Г., Черкасский Б.Л. Эволюция инфекционных болезней в России в ХХ веке.- Москва 2003.-666с.

11. Флетчер Р., Флетчер В., Вагнер X. Клиническая эпидемиология. -М., 1998.

12. Черкасский Б.Л. Руководство по общей эпидемиологии.- Москва 2001.-562с.

13. Шкарин В.В., Благонравова А.С. Термины и определения в эпидемиологии.- Нижний Новгород 2010.-302с.

14. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Краткий курс эпидемиологии.- Москва 2005.-172с.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

 

на тему: Современные представления об элементарной основе эпидемического процесса. Источники инфекции их эпидемиологическая значимость. Механизм передачи и восприимчивое население – предпосылки для поддержания непрерывности эпидемического процесса.

 

Методические указания для студентов

 

 

«Входной контроль» 1-3, 2-3, 3-4, 4-2, 5-2, 6-1, 7-1, 8-4, 9-1, 10-1, 11-1, 12-1, 13-2, 14-1,

15-2, 16-3, 17-1, 18-1, 19-1, 20-4, 21-1, 22-2, 23-1, 24-2, 25-1, 26-1, 27-2, 28-1, 29-4, 30-3,

31-3, 32-3, 33-2, 34-3, 35-1, 36-1, 37-1, 38-1, 39-1, 40-1, 41-1, 42-4, 43-1, 44-1, 45-1, 46-3,

47-3.

 

Выходной контроль: 1-3, 2-2, 3-2, 4-3, 5-2, 6-1,2,3,4,

 

 

Решите ситуационные задачи и ответьте на поставленные вопросы:

· 1. В детском саду №106 в городе У. зарегистрировано 5 случаев скарлатины. Детский сад посещает 240 детей. Всего в городе 26000 детей. Рассчитайте показатель заболеваемости скарлатиной в детском саду. Предположите, кто мог быть источником инфекции скарлатины? С какими нозологическими формами нужно выявлять детей, чтобы выявить источников инфекции и объяснить данную неблагоприятную обстановку в детском саду? Какую работу необходимо провести с персоналом детского сада? Ответ представьте письменно в рабочей тетради.

· 2. В отделении абдоминальной хирургии городской больницы после операции катарального аппендицита у 6 больных прооперированных с1января по 30 января зарегистрированы осложнения в виде серомы шва. Всего пролеченных в отделении больных в январе 290. Предположите, есть ли в отделении источники инфекции? Кто может быть источником инфекции? Как выявить источников инфекции? Кого и (или) что нужно обследовать, чтобы выявить причины формирования неблагоприятной эпидемиологической обстановки в хирургическом отделении? Ответ представьте письменно в рабочей тетради.

 

· 3. В типовом детском саду на 450 мест 15 сентября 9 детей из разных групп жаловались на отсутствие аппетита незначительную тошноту, субфебрильная температура, а у 2 детей была однократная рвота, нарушение стула не отмечено. Дети продолжали посещать детский сад. Воспитатели этих детей с 12 сентября заметили, что они стали несколько неактивными и даже вялыми. 18 сентября у одного из детей появилась эктеричность склер и слизистых ротовой полости. Срочно все дети из групп, где предъявлялись жалобы на диспепсические явления, были осмотрены врачом и обследованы. О каком заболевании нужно думать при проведении клинического обследования детей? Какой период развития заболевания был у детей с 12 сентября. Как изменялась заразность с развитием заболевания у этих детей с течением времени. Какие специфические диагностические исследования необходимо провести для подтверждения диагноза? Ответ представьте письменно в рабочей тетради.

· 4. В семье из 7 человек заболел вирусным гепатитом А сын Коля - 5 лет. Ребенок заболел 25 сентября. За медицинской помощью обратились 29 сентября, когда у ребенка появилась желтуха. С какого числа можно считать Колю источником инфекции? Необходимо ли госпитализировать больного? Если да, то, по каким показаниям? Укажите, какие периоды развития заболевания являются наиболее эпидемиологически опасными и с чем это связано? Ответ на задачу дайте в рабочей тетради.

· 5. Опишите, как Вы понимаете - манифестные формы эпидемического процесса вирусного гепатита В. Ответ представьте письменно в рабочей тетради.

· 6. Опишите, как Вы понимаете - бессимптомные формы эпидемического процесса вирусного гепатита В. Ответ представьте письменно в рабочей тетради.

· 7. В семье из 5 человек заболел вирусным гепатитом В сын – 13 лет учится в школе 8 класс. Госпитализирован на 10 день болезни (10 января). Мама мальчика выписана из больницы, где она находилась по поводу этого заболевания 5 ноября. Кого Вы считаете источником инфекции? Могла ли мама заразить ребенка, предположите, как это могло произойти? Заразен ли мальчик на 10 день болезни, как долго может сохраниться заразность? Предположите, кто мог стать источником инфекции для мамы? Ответ представьте письменно в рабочей тетради.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.19 сек.