КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Репутационный и субъективный методы
До сих пор речь шла об объективной социальной дифференциации. Но имеет смысл исследовать социальное неравенство, выделять классы, стратифицировать общество на основе мнений и представлений людей о своей классовой принадлежности. Образы классовой структуры и классов, которые складываются в головах людей, могут существенно отличаться от реального положения дел, однако именно такие представления лежат в основе наших действий, нашего поведения. Известны два основных метода изучения классового сознания - репутационный и субъективный. Репутационный метод сводится к определению классовой принадлежности индивидов, исходя из оценки их статуса другими членами общности, т.е. их репутации. Такой подход был применён в классическом исследовании У. Уорнера и П. Лунта (1947 г.), которые задавали респондентам вопрос: «К какому классу Вы могли бы отнести людей, живущих с Вами по соседству?» В результате исследования социологи выделили шесть классов в так называемом «Янки-сити» (модель американского общества). 1. Класс наиболее высокопоставленных и богатых людей. Их главная отличительная черта заключается в том, что они занимают своё высокое положение уже на протяжении нескольких поколений; они выходцы из привилегированных семей. Это своеобразная американская аристократия, знать, выработавшая соответствующую субкультуру. 2. Класс столь же богатых и состоятельных людей. У них, однако, нет того же высокого происхождения, как у представителей первого класса. Многие из них недавно разбогатели, добились жизненного успеха. Респонденты отмечали, что этот класс отличает кичливость, спесь, стремление выставить своё богатство и положение напоказ.
3. Высший слой среднего класса. Его составляют люди, имеющие высшее образование, занятые интеллектуальным трудом (врачи, юристы), а также бизнесмены, имеющие высокие доходы. 4. Низший средний класс состоит из представителей тех профессий, которые не требуют высокого образования и, как правило, не связаны с физическим трудом. К нему относят канцелярских служащих, кассиров, секретарш и т.д. 5. Высший слой низшего класса — так называемые «синие воротнички». Это заводские рабочие и другие работники физического труда. 6. Низший слой низшего класса. Он включает самых бедных и неимущих людей, в том числе оказавшихся на «дне» общества. Сходен с репутационным субъективный метод анализа классов. Суть его заключается в определении классовой принадлежности на основе самооценки индивидов. Например, в исследовании 1983 г. М. и Р. Джекман, проводившемся в штате Мичиган (США), респондентам был задан вопрос: «К какому из четырёх классов (бедному, рабочему, среднему, выше среднего или высшему) Вы смогли бы отнести себя?» Только три процента опрошенных не сумели определить свою классовую принадлежность. Результаты исследования распределились так: 8% респондентов отнесли себя к «бедным»; 37% - к рабочему классу; 43% - к среднему классу; 8% - выше среднего класса; 1% - к высшему классу [19, с. 60]. Оценивая репутационный и субъективный подходы, надо постоянно иметь в виду, что они ориентированы на исследование не классовой структуры, а именно классового сознания. Здесь нужно быть готовым, что люди, имеющие сходный социальный статус (одни и те же профессии, образование, доход) могут относить себя к разным классам. Известно также, что представители высших слоев общества склонны отрицать существования классового деления: они делают акцент на личных усилиях индивида, исключительно благодаря которым он, якобы, завоёвывает высокие позиции в обществе.
Дата добавления: 2015-07-01; Просмотров: 1104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |