Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перспективы развития конструкции машин постоянного тока




Шахтно-подъемных механизмов

Для электроприводов шахтно-подъемных механизмов

Двигатели постоянного тока

Требованиям

Типоразмер двигателя Мощность, кВт Напряжение, В Ток, А Частота вращения, об/мин Момент, кН м Момент инерции, 103 кгм2 Масса, 10' кг КПД, %
П2-630-204,5-4К 2МП25000-750* 2МП17600-130* 800 2x12500 2x8800 750 930 1000 1240 14015 9260 40 750 130/185 11,8 2x159 646 5,15 ПО 46,0 274,0 208,0 86,2 95,9 95

* Двигатели имеют двухъякорное исполнение.

Двигатель типа 2МП17600-130 предназначен для привода судовых гребных винтов. Двигатель выполнен в брызгозащищенном исполнении. Вентиляция принудительная, от двух вентиляторов, установленных на его станине. Выполнение магнитопровода шихтованным обеспечивает высокую коммутационную надежность при работе с большими скоростями, частыми реверсами, большими кратковременными перегрузками по току. Два якоря ДПТ имеют общий полый вал, вращающийся на двух стояковых подшипниках скольжения с дисковой смазкой. Вал ДПТ имеет фланец для присоединения к гребному валу судна.

Для электроприводов шахтно-подъемных механизмов разработана серия ДПТ 21-го и 25-го габаритов. Основные технические данные таких ДПТ приведены в табл.

10.54, габаритные, установочные и присоединительные размеры — в табл. 10.55.

Двигатели допускают работу при относительной влажности воздуха до 98% при + 25 °С (исполнение О4). Окружающий воздух не должен быть взрывоопасным, не должен содержать агрессивных примесей, паров масла, токопроводящей пыли. Рабочая перегрузка — 2/ном в течение не более 15 с, отключающая — 2,25/НОм- Рабочий конец вала цилиндрический, ступенчатый. В ДПТ применены подшипники качения. Смазка подшипников консистентная. Амплитуда вибрации не должна превышать 90 мкм. Действующее значение переменной составляющей тока якоря не должно превышать 2% при номинальной частоте вращения. Двигатели 21-го габарита могут изготовляться в консольном исполнении. Конструктивное исполнение для консольных машин — IM5705 по ГОСТ 2479-79, при такой конструкции якорь ДПТ насаживают на вал барабана шахтного подъемника, что позволяет снизить массу машины в 1,2—1,4 раза.

Таблица 10.54 Технические данные двигателей постоянного тока для электроприводов

Типоразмер двигателя Мощность, кВт Напряжение, В Ток, А Частота вращения, об/мин Момент, кН м Момент инерции, 103 кг м Масса, 103 кг КПД,
П2-630-213-4к             48,5  
П2-630-214-4к           9,5 58,5  
П2-630-214-8к           10,18 59,5 93,6
П2-630-215-4к           12,95 70,5 86,8
П2-630-215-8К           13,65 75,4  
П2-630-216-8к           16,25 88,5 92,4
П2-800-253-8к               94,2
П2-800-255-8к             119,5 93,7
П2-800-256-8к             138,3 93,1
П2-1000-213-4                
П2-1000-214-4           9,5    
П2-1000-214-8           10,18   93,6
П2-1000-215-4           12,95   86,8
П2-1000-215-8           13,65 65,5  
П2-1000-216-8           16,25   92,4
  (3150         _   90,1
П2-23/85-2,8 1 2500         _    
  (2000         -   85,5
  Г4500         _   91,6
П2-24/105-3,55 < 3550           91,2
  (2800         -   88,5
  Г 2500         _   91,3
П2-26/41-2,25 ^ 2000           89,4
  (1600         -   87,5
  (2500         _   90,8
П2-26/51-2,25 1 2000           87,7
  (1600         -   74,8

Таблица 10.55. Габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателей для электроприводов шахтно-подъемных механизмов (рис. 10.14)

Типоразмер двигателя       ', и6 '47 '48 h *п  
П2-630-213-4к     380/340                  
П2-630-214-4К     450/400                  
П2-630-214-8к     450/400                  
П2-630-215-4к     500/450                  
П2-630-215-8к     500/450                  
П2-630-216-8к     500/450                  
П2-800-253-8к     550/560                  
П2-800-255-8к     550/620                  
П2-800-256-8к     550/620                  
П2-1000-213-4     _ _   _ _          
П2-1000-214-4     _   _          
П2-1000-214-8     _ _   _          
П2-1000-215-4     _   _          
П2-1000-215-8     _ _   _          
П2-1000-216-8     - -     ИЗО      
П2-23/85-2.8 _       _           _  
П2-25/105-3.55                  
П2-26/51-2,25                  
П2-26/41-2,25 -       -           -  

Направления совершенствования машин постоянного тока в решающей степени определяются общими тенденциями развития электропривода производственных машин и прежде всего такой прогрессивной и динамичной отрасли машиностроения, какой является станкостроение.

На всех этапах развития они неизменно подчиняются необходимости решения следующих задач:

максимально возможного расширения диапазона регулирования частоты вращения;

максимально возможного увеличения вращающего момента (мощности) двигателя при заданном значении высоты оси вращения;

улучшения динамических свойств двигателей и их виброакустических характеристик;

повышения эксплуатационной надежности.

С 60-х годов к конструкции двигателей стали предъявляться еще два непреложных требования:

соответствие установочно-присоедини-тельных размеров и номинальных данных рекомендациям МЭК;

обеспечение надежной работы от тири-сторных преобразователей.

За последние три десятилетия в мировом электромашиностроении произошла смена четырех поколений конструкций двигателей постоянного тока.

Поколение Статор Мощность, о. е. Диапазон регулирования
  Массивный, круг-   1:5
  лый с явно вы-    
  раженными по-    
  люсами    
  То же   1:10
  Шихтованный,   1:100
  круглый с неяв-    
  но выраженны-    
  ми полюсами    
  Шихтованный,   1:1000
  многогранный    
  (прямоуголь-    
  ный), форсиро-    
  ванное охлажде-    
  ние    

Примечание. Установочно-присоединительные размеры не соответствуют рекомендациям МЭК.

Данные по срокам разработки новых конструкций ведущими европейскими электромашиностроительными фирмами:

период морального старения серий машин постоянного тока в среднем составляет:

в ФРГ - 5 лет; в ЧССР - 7 лет; в ГДР -10 лет; в СССР - 12 лет;

за 70-е годы удельная масса двигателей европейскими электромашиностроительными фирмами снижена вдвое.

Существенное повышение требований к виброакустическим характеристикам двигателей при одновременном увеличении уровня теплового и коммутационного использования, являющееся следствием значительного увеличения их мощности, при создании новых конструкций выдвинуло проблему кардинального повышения точности и стабильности технологических процессов путем перехода с преимущественно ручных способов производства к так называемой машинной технологии.

Развитие производства машин постоянного тока в последнее десятилетие во всех индустриально развитых странах характеризуется внедрением во все возрастающих масштабах штамповочных, намоточных, сборочных автоматов, а также автоматизированных средств их испытаний.

Соответствие конструкции двигателей условиям машинного производства является принципиально новым требованием, которому должны удовлетворять машины постоянного тока современных поколений.

Советским электромашиностроением за 25 лет в результате целенаправленной работы коллективов ВНИИэлектромаша, ВНИИТэлектромаша, ЛПЭО «Электросила», прокопьевского, харьковского заводов «Электромашина» и Псковского электромашиностроительного завода единичные мощности двигателей серии П, 2П и 4П увеличены практически для каждого габарита соответственно:

длины якоря — в результате его форсированного охлаждения.

Ограничивающими факторами при создании конструкции двигателей второго поколения с круглой станиной-магнитопроводом являлись уровень теплового использования, допускаемый изоляционными материалами класса В, и расход охлаждающего воздуха, достижимый вентиляторным колесом, встроенным внутрь круглого корпуса.

При создании конструкции двигателей 3-го поколения с многогранной шихтованной станиной ограничивающими факторами являлись уровень теплового использования, допускаемый электроизоляционными материалами нагревостойкости класса F, и расход воздуха, обеспечиваемый независимым электровентилятором приемлемой массы при заданном допустимом уровне звукового давления.

Для двигателей отечественных серий отношение диаметра якоря к высоте оси вращения составляет: в серии П — 0,8; в серии 2П - 1,0; в серии 4П - 1,2.

Значения отношений активной длины якоря к его диаметру (la/Da)> реализованные в конструкциях трех поколений серий П, 2П и 4П, представлены на рис. 10.15, там же для сравнения показано это отношение, характерное для двигателей старой серии ПН. Переход от круглой станины к многогранной в двигателях серии 4П при равенстве высот оси вращения в сравнении с серией 2П позволил увеличить диаметры якорей в 1,5 — 1,7 раза. Объем якоря с учетом большей его активной длины в двигателях серии 2П в среднем больше в 2,1 раза, чем в серии П; в двигателях серии 4П больше в 2,2 раза, чем в серии 2П.

Увеличение линейной нагрузки, осущест-

А, мм                
Серия П 0,4 1,0 3,8 8,0 __      
Серия 2П 2,2 5,5   18,5        
Серия 4П         по      

Проблема максимизации номинальной мощности в заданном габарите двигателя, определяемом его высотой оси вращения, решалась путем увеличения диаметра и длины якоря, а также повышения линейной нагрузки. Максимально возможное увеличение диаметра якоря было достигнуто путем оптимизации параметров магнитопровода и повышения теплоотдачи обмоток статора, максимально возможное увеличение активной

вленное в двигателях серий 2П и 4П, характеризуется данными, представленными на рис. 10.16. Помимо совершенствования аэродинамики воздушного тракта и увеличения расхода охлаждающего воздуха, как показано на рис. 10.17, повышение электромагнитного использования якоря в конструкциях двигателей второго и третьего поколений обусловлено переходом на более нагревостойкий класс электроизоляционных

Рис. 10.15. Отношение la/Da в двигателях серий ПН, П, 2П и 4П.

Рис. 10.17. Расход охлаждающего воздуха в двигателях с различной высотой оси вращения разных серий

материалов в каждой новой серии по сравнению с предыдущей; повышением коэффициента заполнения паза; утоньшением корпусной изоляции.

Соотношение масс двигателей с одинаковым номинальным моментом 60 Н • м, принадлежащих трем поколениям конструкций:

Тип Год выпуска 5 ° § «§•! В Л   's SJ я - 18-7 SI 2
П61     0,07    
2П160     0,07    
4П112     0,07    

Существенно при этом подчеркнуть, что стремление снизить высоту оси вращения приводит к относительному уменьшению доли торцевых зон конструкции в общей массе двигателя. Так, при равенстве номинальных вращающих моментов отношение объема торцевой зоны двигателей серий 2П к П и серий 4П к 2П практически пропорционально соотношению их высот оси вращения.

Рис. 10.16. Линейная нагрузка якоря в зависимости от его диаметра в двигателях серий П, 2П и 4П.

Рис. 10.18. Динамика изменения удельной мощности (а) и удельной механической инерционности ДПТ по годам начала освоения серий (б)

Динамика изменения удельной мощности и механической инерционности двигателей разных серий с высотой оси вращения, равной 160 мм, представлена на рис. 10.18, а и б.

По сравнению с серией П в двигателях постоянного тока серии 4П обеспечено в среднем увеличение удельной мощности в 2 — 2,5 раза при одновременном снижении механической инерционности якоря в 2,5 — 3 раза.


Список литературы

1.Антонов М. В., Герасимова Л. С.

Технология производства электрических машин. М.: Энергоатомиздат, 1982. 512 с.

2. Асинхронные двигатели серии 4А: Справочник/А. Э. Кравчик, М. М. Шлаф, В. И. Афонин, Е. А. Соболевская. М.: Энергоатомиздат, 1982. 504 с.

3. Асинхронные двигатели общего назначения/Е. П. Бойко, Ю. В. Гаинцев, Ю. М. Ковалев и др. М.: Энергия, 1980. 488 с.

4. Борисенко А. И., Костиков О. Н., Яковлев А. И. Охлаждение промышленных электрических машин. М.: Энергоатомиздат, 1983. 296 с.

5. Вольдек А. И. Электрические машины. Л.: Энергия, 1978. 832 с.

6. Глебов И. А. Системы возбуждения мощных синхронных машин. Л.: Наука, 1979. 316 с.

7. Гидрогенераторы /И. А. Глебов, В. В. Домбровский, А. А. Дукштау и др. Л.: Энергоатомиздат, 1982. 366 с.

8. Глебов И. А., Данилевич Я. Б. Научные основы проектирования турбогенераторов. Л.: Наука, 1986. 184 с.

9. Зимин В. И., Каплан М. Я., Палей М. М. Обмотки электрических машин.— 7-е изд. Л.: Энергия, 1975. 288 с.

10. Иванов-Смоленский А. В. Электрические машины. М.: Энергия, 1980. 928 с.

11. Кожевников В. А., Копылов И. П. Развитие теории и конструкции машин постоянного тока. Л.: Наука, 1985. 146 с.

12. Копылов И. П. Электрические машины. М.: Энергоатомиздат, 1986. 360 с.

13. Копылов И. П. Математическое моделирование электрических машин. М.: Высшая школа. 1987. 248 с.

14. Нормы испытания электрооборудования и аппаратов электроустановок потребителей / Главгосэнергонадзор. М.: Энергоатомиздат, 1982. 104 с.

15. Пекне В. 3. Синхронные компенсаторы: Конструкция, монтаж, испытания и эксплуатация. М.: Энергия, 1980. 270 с.

16. Правила устройства электроустановок.-6-е изд. М.: Энергоатомиздат, 1986. 648 с.

17. Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок.—2-е изд. М.: Энергоатомиздат, 1986. 424 с.

18. Проектирование электрических машин/Под ред. И. П. Копылова. М.: Энергоатомиздат, 1980. 496 с.

19. Сибикин Ю. Д. Эксплуатация и ремонт электрооборудования и сетей машиностроительных предприятий: Справочник.— 2-е изд. М.: Машиностроение, 1981. 288 с.

20. Справочник по автоматизированному электроприводу/Под ред. В. А. Елисеева, А. В. Шинянского. М.: Энергоатомиздат, 1983. 616 с.

21. Филиппов И. Ф. Теплообмен в электрических машинах. Л.: Энергоатомиздат, 1986. 256 с.

22. Шубов И. Г. Шум и вибрация электрических машин. Л.: Энергия, 1974. 220 с.

23. Электротехнический справочник. Т. 2/ /Под общ. ред. профессоров МЭИ (гл. ред. И. Н. Орлов).—7-е изд. М.: Энергоатомиздат, 1986. 712 с.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.