Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа. Контрольные вопросы для закрепления материала




Контрольные вопросы для закрепления материала

Словосочетания с числительным в роли главного слова.

Словосочетания с числительными обозначают определен­ное или неопределенное количество предметов (семеро друзей, второй слева). Разными структурными свойствами обладают те словосочетания, в ко­торых господствующий член выражен порядковым числительным, и те, в которых господствующий член выражен количественным или собирательным числительным. Это непродуктивная группа словосочетаний в русском языке.

Словосочетания с порядковым числительным в роли глав­ного слова по структуре сходны с адъективными (второй с краю, пятый от леса, третий из них).

Словосочетания с количественным или собирательным числительным в роли главного слова могут выступать только и формах именительного и винительного падежей. В остальных падежах числительные являются подчиненными слова­ми, а главным словом становится существительное (две лошади, нo двух лошадей, на двух лошадях).

В словосочетаниях с числительными существительные имеют форму родительного падежа единственного числа (с числительными от двух до пяти) или множественного числа (от пяти и далее, с собирательными и неопределенными числительными).

Например:

И, постояв ещё вдвоём, два друга, два бойца, мы с ним пошли (Тв.);

Я отсюда уеду через несколько дней (Тв.).

Ср.: Генерал неподвижно лежал на санях и смотрел на четверых живых людей (Сим.) — субстантивное сло­восочетание с числительным.

1. Кто из исследователей русского языка занимался изучением словосочетания?

2. Что понимается под словосочетанием?

3. Докажите, что в предложении словосочетание является номинативной единицей. Приведите примеры.

4. чем словосочетание отличается от предложения?

5. Что входит в понятие структуры словосочетания?

6. Расскажите о составе словосочетания. Приведите примеры.

7. Расскажите о синтаксических отношениях между членами словосочетания. Приведите примеры.

8. Какие типы связи слов в словосочетании Вы знаете? Расскажите подробнее о кАждом из них. Приведите примеры.

9. Перечислите типы словосочетаний, в зависимости от того, какой частью речи выражен господствующий член. Приведите примеры.

10. Расскажите о глагольных словосочетаниях. Приведите примеры.

11. Расскажите о субстантивных словосочетаниях. Приведите примеры.

12. Расскажите об адъек­тивных словосочетаниях. Приведите примеры.

13. Расскажите о наречных словосочетаниях. Приведите примеры.

14. Расскажите о местоименных словосочетаниях. Приведите примеры.

15. Расскажите о словосочетаниях с числительными. Приведите примеры.

 

 

Упражнение 1

 

Выпишите из предложения все словосочетания:

 

В жанровом отношении научный стиль довольно разнообразен.

 

Упражнение 2

 

Выпишите из предложений все словосочетания, разделяя их по следующим группам:

- предметы вместе с признаками;

- действия с их признаками;

- действия и обстоятельства их протекания;

- действия и их объекты.

 

Вдали послышался слабый шум поезда. Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными ногтями. Лицо у Василия было красиво. Лодка шла вдоль берега и попадала в струи сыроватого ветерка. Он не испытал тоски бессонных ночей. Иван Иванович с упоением листал книгу. Она встала рано утором и с радостью отправилась в сад.

 

Упражнение 3

 

Выделите в словосочетаниях грамматически господствующий член и грамматически зависимый.

 

Золотое руно, противился искушению, янтарный берег, в любое время, прилечь в тени, кратко рассказывать, точно описывать, много узнал, встретил друзей, хорошо работал, красивая девушка, играющий в мяч, пригласил для беседы, большая группа, слушает музыку, ждал встречи, всякий город, выплавка стали, слишком сильный, вернулся поздно, молодая береза, наш дом, лодка с парусом, летящий самолет.

 

Упражнение 4

 

Определите, какие из словосочетаний являются простыми, а какие сложными, объясните свой выбор.

 

Красивый берег, красивый берег с отлогими откосами, машина нового образца, зеленое дерево, зеленое дерево с развесистыми ветвями, женщина средних лет, долго противился, увидел бабушку с дедушкой, встретил сестру с братом, противился искушению, долго противился искушению.

 

Упражнение 5

 

Распространите предлагаемые словосочетания.

 

Прилечь в тени, берег с откосами, поле с пшеницей, узнал много, встретил друзей, дотронуться до стекла.

 

Упражнение 6

 

Определите тип синтаксических отношений между членами словосочетаний:

- атрибутивные;

- объектные;

- релятивные;

- аппозитивные.

 

Твой сад, дом с мезанином, шелковая скатерть, желтый тюльпан, платье из ситца, люблю читать, касаться руками, пою песни, пришел вчера, очень поздно, захотел прилечь, идти медленно, вернулся назад, иду работать, пошел на встречу, река Волга.

 

Упражнение 7

 

Определите тип связи слов в словосочетании, распределите их по трем столбикам:

- согласование;

- управление;

- примыкание.

Добавьте к ним по два своих примера.

 

Большой город, ответил на вопрос, работал в саду, выше крыши, красивый дом, отмывать с радостью, школьный сад, южная сторона, слушать песни, сильнее ветра, разобраться в фактах, хлеб с маслом, шел медленно, был готов, раболтал здорово, вырезал ножом.

 

Упражнение 8

 

Составьте по два словосочетания при сильном и слабом управлении.

 

Упражнение 9

 

1. Определите тип словосочетаний в зависимости от морфологического выражения стержневого слова. Докажите свой выбор.

 

Говорил шепотом, черные от грязи, вслед за мной, второй от угла, сильно смешно, горячая до слез, милый друг, увидел мальчика, сильный враг, достойный соперник, пишу вечерами, поздно вечером, работаю по ночам, вышел из дома, очень обрадовался, наперекор всему, утренняя заря, визг машин, очень хороший, всегда прекрасное, совсем тепло, довольно холодно, что-то нехорошее, некто сильный, кто-то другой, два друга, несколько детей, третий с краю.

 

Упражнение 10

 

Придумайте словосочетания, основанные на различных правилах построения:

1) грамматически обусловленные;

2) семантически обусловленные;

3) лексически связанные;

4) определяемые синтаксическими отношениями.

 

Упражнение 11

 

Разберите предлагаемые словосочетания по схеме разбора словосочетаний (см. Приложение 2 «Схемы синтаксического разбора. Схема разбора словосочетания»).

 

Интересная книга, очень близко, горящий костер, тезисы доклада, группа словосочетаний, решить задачу, шестеро друзей, далеко от школы, свежая газета, поговорить с подругой, быстрее всех, поступить в институт, слева от дороги, сделать назло, утренняя заря, визг машин, очень хороший, всегда прекрасное, совсем тепло, довольно холодно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.