Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа. Контрольные вопросы для закрепления материала




Контрольные вопросы для закрепления материала

Типы предложений по эмоциональной окраске

Предложения по эмоциональной окраске делятся на:

- восклицательные;

- невосклицательные

 

 

1. Для чего служит предложение?

2. Какова основная функция предложения?

3. Какие признаки предложения отличают его от других единиц языка?

4. Назовите основные признаки предложения.

5. Что понимается под предикативностью?

6. Что такое модальность?

7. Поясните термины «реальность» и «ирреальность». Приведите примеры.

8. Поясните значимость синтаксических категорий лица и времени для предложения. Приведите примеры.

9. Расскажите о важности интонации предложения. Приведите примеры.

10. Что представляет собой грамматическая организованность предложения. Приведите примеры.

11. Что понимается под актуальным членением предложения. Приведите примеры.

12. Назовите основные типы предложений.

13. Расскажите о типах предложений по цели высказывания. Приведите примеры.

14. Расскажите об особенностях классификации предложений по структуре. Приведите примеры.

15. Расскажите о типах предложений по эмоциональной окраске. Приведите примеры.

 

 

Упражнение 1

 

Прочитайте с правильной интонацией приведенные тексты:

Текст 1

 

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял мою комнату. Я встал и подошёл к окну. За стеклом все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг.

(К. Паустовский)

 

Текст 2

 

Исследования последних десятилетий позволили нам в полной мере осознать, что наша русская «античность» была не менее величественна и драматична, нежели классическая. С принятием христианства на Русь проникает византийская философия, которая во многих отношениях была выше западноевропейской средневековой философии.

(Из учебного пособия профессора А.Ф. Замалеева «Лекции по истории русской философии»)

 

Текст 3

 

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь – начнёшь опять сначала,

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

(А. Блок)

 

Текст 4

 

Сидоров Александр учится в средней школе № 21 г. Смоленска с первого класса. Зарекомендовал себя как прилежный ученик. Серьёзно относится к учебным занятиям и общественным поручениям. Учится только на «4» и «5». Особый интерес проявляет к химии и биологии. Неоднократно участвовал в городских и областных олимпиадах по этим предметам, занимал призовые места.

Александр несколько лет подряд является членом совета школы, принимал активное участие в смотрах художественной самодеятельности. Является членом городского шахматного клуба, участвовал в спортивных соревнованиях.

(Характеристика на учащегося)

 

Текст 5

 

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком…

 

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль.

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль…

 

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова…

(С.Есенин)

 

Текст 6

 

Главному зоотехнику племсовхоза «Буртинский» Беляевского района Кубанису Давлетбаеву недавно присвоено звание «Заслуженный зоотехник Российской Федерации». За 27 лет работы в этом хозяйстве ему несколько раз областное руководство предлагало переехать в другие районы на более высокие и денежные должности. Но не может он покинуть эти ставшие родными для него места. (Из газеты «Южный Урал)

 

Текст 7

 

Гроза – это атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (т.е. грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. (Из энциклопедического словаря)

 

 

Упражнение 2

 

Сконструируйте предложения по предложенным схемам, добавляя их к имеющимся:

 

1) двухкомпонентные структурные схемы:

N1 — Vf: Ветер воет. Гром грохочет (М. Г.);

N1 — N1: Любовь и счастье у нассинонимы (Ч.);

N1 — Adj: Тиха украинская ночь (П.);

Inf — N1: Говорить речи и поучения собственным де­тямзадача невероятно трудная (Мак.);

2) однокомпонентные схемы:

Уз8: Вот смерклосъ (Л.);

Inf: На булате ни написать, ни стереть (Посл.);

N1: Тишина. Полоска света (Тв.)

 

Некоторые структурные схемы обозначаются двояко.

На­пример:

N1 – N1 (Ок студент);

N1 - cop N1/5 (Он был сту­дент/студентом)

 

Примечание: Структурные схемы записываются с помощью символов, которые представляют собой сокращения латинских названий частей речи или их отдельных словоформ.

Например:

N1 (су­ществительное в форме именительного падежа), Adj (прилага­тельное), V (глагол), Vf (спрягаемый глагол), Inf (инфинитив), Adv (наречие) и др., а также Сор (связка).

 

Упражнение 3

В представленных текстах проведите актуальное членение предложений.

 

Текст 1

 

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Оренбургской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось ещё одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. (Информационная заметка в газете)

 

Текст 2

 

Доводим до Вашего сведения, что вчера после полуночи над нашим районным центром и прилегающей к нему сельской местности пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около часа. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинён значительный материальный ущерб сельскому хозяйству. Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Сильно пострадало здание средней школы, для восстановления которого понадобится капитальный ремонт. (Служебное донесение)

 

Упражнение 4

 

В представленных текстах определите каждое предложения по следующим типам:

- по цели высказывания;

- по структу­ре;

- по эмоциональной окраске.

 

До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро приближалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, которые от неё идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон…

Мне становится жутко в бричке, и я чувствую, как кровь быстрее и быстрее обращается в моих жилах… (Л. Толстой)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.