Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Безличные предложения




Обобщенно-личные предложения.

В односоставных обобщенно-личных предложе­ниях выражается независимое действие (признак). Деятель словесно не обозначен, но грамматически представлен как обобщенный. Указание на отнесенность к обобщенному («лю­бому») деятелю содержится в форме главного члена предложе­ния, представленного формой 2-го лица единственного числа изъявительного или повелительного наклонения и 3-го лица множественного числа.

Например:

Камня на зуб не положишь (Посл.);

Не будь тороплив, будь памятлив (Посл.);

В чужом доме не указывают (Посл.)

 

Особую группу составляют обобщенно-личные предложе­ния, в которых повествуется о действии, совершавшемся са­мим говорящим в прошлом, притом действии длительном, обычном или повторявшемся неоднократно. Благодаря гла­гольной форме 2-го лица настоящего (будущего) времени дей­ствие осмысливается как обобщенное.

Например:

Сидишь в старенькой избе, как в крепости, решаешь задания на завтра (Пауст.)

 

Обобщение такого рода может быть основанием для вывода, поэтому данные предложения легко переходят через ту услов­ную грань, за которой имеет место уже не конкретное повест­вование, а обобщение личного опыта и выражение его как «обязательного» для всех.

Например:

А сердце всё равно так забьётся, что прижмёшь руки к груди, чтобы унять. Да разве уймёшь! (Пауст.) — в первом случае повествуется о действии самого говорящего, во втором подчеркивается невоз­можность действия, и это фактически относится к любому де­ятелю (ср.: Сердце руками не уймёшь!)

Высшая степень обоб­щения опыта проявляется в пословицах. Форма обобщения настолько существенна, что облеченное в нее высказывание приобретает афористичность и назидательность. В обобщен­но-личных предложениях все основные элементы предика­тивности — модальность, время, лицо — содержат обобщение, подкрепляют афористический смысл.

 

Обобщенное значение синтаксиче­ского лица заключается в том, что высказывание, оформлен­ное обобщенно-личным предложением, соотнесено одновре­менно со всеми лицами.

Например:

Прытью людей не удивишь (Посл.);

Добрым делом не кори (Посл.);

От добра добра не ищут (Посл.)

 

Использование обобщенно-личных предложений для по­словиц не случайно: их обобщенная форма сочетается с нази­дательным смыслом. Однако данные предложения чрезвычай­но употребительны в речи и как создаваемые из словесного материала, а не только как воспроизводимые.

Например:

Разве без мо­циону такой обед съешь? (Остр.);

С моей осанкой недалеко уйдёшь! (Ч.)

 

В односоставных безличных предложениях выража­ется независимое действие безотносительно к деятелю. Гла­гольные формы главного члена предложения не указывают на деятеля и не способны делать это по своей морфологической природе: главный член имеет формальные показатели 3-го ли­ца единственного числа или прошедшего времени среднего ро­да. Эти показатели представляют собой форму безличности, морфологическим эталоном которой являются безличные глаголы (светает, светало, будет светать; нездоровится, не­здоровилось).

Форма безличности проявляется во всех структурных раз­новидностях главного члена предложения:

1) в полнозначном безличном глаголе: На пустой желудок так плохо спится в бесконечные зимние ночи (М. Г.);

2) в безличной форме полнозначного личного глагола: Так меня холодом и обдало (Л. Т.); Хозяев уже не было (Л. Т.);

3) в безличной форме вспомогательного фазисного или мо­дального глагола, сочетающегося с инфинитивом: У Карто­шина начало пусто звенеть в голове (А. Т.); Мне по долж­ности полагается быть догадливым (Ш.); Крабатак и не
удалось поймать
(А. Т.);

4) в безличной форме связки (включая нулевую форму) вспомогательного аналитического компонента с модальным значением: Сначала нужно было идти на вёслах (А. Т.); Нельзя жить вдали от молодости (Пауст.);

5) в безличной форме связки при словах категории состоя­ния (включая нулевую форму): Вокруг одинокой кузницы бы­ло безлюдно и пусто (Ш.); Да,у вас небогато (Пауст.); В до­ме стало ещё пустее (Г.).

Деятель в безличных предложениях не только словесно не обозначен, но на него не указывают и формы главного члена. В этих формах нет указаний на отношение высказывания к тому или иному лицу — 1-му, 2-му или 3-му. Однако в составе безличного предложения, как правило, есть члены, имеющие форму объекта; их назначение — указывать на то или иное лицо как на фактического деятеля. Обычно эти члены имеют форму дательного падежа.

Например:

Маше всё ещё не верилось (П.);

Обломову стало немного неловко от собственного промаха (Гонч.), но могут быть представлены и другими падежными формами: У Стрельцова больно защемило сердце (Ш.); Меня знобило (Пауст.)

 

Следовательно, в конкретных безличных предложениях выражение синтаксического лица связано не только с главным, но и с второстепенными членами.

 

Инфинитивные предложения. *

В односоставных инфинитивных предложениях вы­ражается независимое потенциальное действие, не соотнесен­ное с деятелем.

Например:

Как бы это собрать свои мысли и привести их в полную ясность? (Пауст.)

 

В этом они сходны с безличны­ми. Однако в безличных предложениях независимое действие представлено как протекающее во времени, а в инфинитив­ных — только как желательное, возможное/невозможное, не­избежное и т. п., т. е. действие не выражено как процесс, а лишь названо как потенциальное. Эта семантическая осо­бенность инфинитивных предложений обусловлена природой главного члена: независимый инфинитив не имеет значения процесса и не может указывать на отношение действия к мо­менту речи.

Например:

Молодости не воротить (Посл.)

 

Инфинитив­ным предложениям свойственна вневременность, отсутствие форм времени; этим они отличаются от безличных.

Главный член инфинитивных предложений имеет две структурные разновидности:

- полнозначный инфинитив: Дочке в город уезжать (Тв.);

- аналитическое сочетание ин­финитива глагола-связки с именем: Не всем казакам в ата­манах быть (Посл.).

 

Форма главного члена — инфинитив — не содержит и не может содержать указаний на лицо. Однако в составе односо­ставного инфинитивного предложения, как правило, есть «объектный» член в форме дательного падежа, выражающий отношение высказывания к 1-му, 2-му или 3-му лицу.

Например:

Скоро мне без листвы холодеть (Ес.);

Тебе бы всё с ружьём баловаться (Т.);

Долго петь и звенеть пур­ге (Ес)

 

Этот член предложения можно рассматривать в качестве названия лица или предмета, который должен (или мо­жет, способен и т. д.), с точки зрения говорящего, быть деяте--лем по отношению к действию, обозначенному главным членом. Однако называть этот член (существительное в форме дательного падежа) ни подлежащим, ни грамматическим субъектом нет оснований, так как, во-первых, он выражен формой косвенного падежа, а во-вторых, действие в инфини­тивных предложениях не представлено в виде процесса. Можно, по-видимому, говорить о выражении в инфинитивных предложениях потенциального деятеля, который должен (или может, способен и т. д.) совершить действие, названное инфи­нитивом.

Например:

Ну, старик, не выйти нам из готовой ямы (Тв.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.