Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа. Контрольные вопросы для закрепления материала




Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Какие предложения считаются простыми?

2. Какие структурные противопоставления важны в простом предложении?

3. Какие предложения считаются утвердительными, а какие – отрицательными? Приведите примеры.

4. Какое предложение считается двусоставным? Приведите примеры.

5. Какие главные члены предложения вы знаете?

6. Какой член предложения считается подлежащим? Приведите примеры.

7. Расскажите о подлежащем как главном члене предложения. Приведите примеры.

8. Расскажите о сказуемом как главном члене предложения. Приведите примеры.

9. Что понимается под односоставным предложением7 Приведите примеры.

10. Расскажите о глагольном односоставном предложении. Приведите примеры.

11. Расскажите об особенностях определенно-личного предложения. Приведите примеры.

12. Расскажите об особенностях неопределенно-личного предложения. Приведите примеры.

13. Расскажите об особенностях обобщенно-личного предложения. Приведите примеры.

14. Расскажите об особенностях безличного предложения. Приведите примеры.

15. Расскажите об особенностях инфинитивного предложения. Приведите примеры.

16. Расскажите об субстантивном односоставном предложения. Приведите примеры.

17. Расскажите об особенностях номинативного предложения. Приведите примеры.

18. Расскажите об особенностях генитивного предложения. Приведите примеры.

19. Расскажите о нечлинимых предложениях. Приведите примеры.

20. Что собой представляют распространенные предложения. Приведите примеры.

21. Каковы функции второстепенных членов предложения?

22. Какие типы второстепенных членов предложения вы знаете?

23. Расскажите об определении. Приведите примеры.

24. Расскажите о приложении. Приведите примеры.

25. Расскажите о дополнении. Приведите примеры.

26. Расскажите об обстоятельствах. Приведите примеры.

27. Расскажите о полныхи неполных предложениях. Приведите примеры.

28. Что собой представляют предложения, осложненные обособленными членами?.

29. Какова сущность обособления? Приведите примеры.

30. Каковы условия обособления? Приведите примеры.

31. Расскажите об обособленных определениях. Приведите примеры.

32. Расскажите об обособленных приложениях. Приведите примеры.

33. Расскажите об обособленных обстоятельствах. Приведите примеры.

34. Расскажите об «обособленных дополнениях». Приведите примеры.

35. Расскажите о сравнительных оборотах. Приведите примеры.

36. Что собой представляют предложения, осложненные однородными членами?

37. Каковы условия однородности?

38. Каковы средства выражения однородности?

39. Какие конструкции, не входящие в структуру предложения, вы знаете?

40. Расскажите об обращении. Приведите примеры.

41. Расскажите об «именительном представления». Приведите примеры.

42. Расскажите об особенностях вводных конструкций. Приведите примеры.

43. Расскажите об особенностях вставных конструкций. Приведите примеры.

44. Расскажите о междометии. Приведите примеры.

 

 

Упражнение 1

 

Определите следующие структурные про­тивопоставления в ряде предложений:

- двусоставные — односоставные предложения;

- нераспространенные — распространенные предложения;

- полные — неполные предложения;

- членимые — нечленимые предложения.

 

Розы были белого цвета. Герой был задум­чив. Впереди было много людей. «Она будет на встрече?»« Нет».

 

Упражнение 2

 

В семантике простого предложения наиболее сущест­венным является противопоставление утверждения и отрица­ния. Определите, какие предложения утвердительные, а какие отрицательные. Докажите свой выбор.

 

В саду зацвели яблони. Весна. Снега не было. На небе не было ни одной звезды. Мне так хорошо. В лесу было слышно пение птиц.

 

Упражнение 3

 

Определите, какие предложения односоставные, а какие двусоставные? Докажите свою мысль.

 

Пароход умерил ход и, наконец, совсем остановился. Роптать — величайший грех. Париж был в тревоге. Идет собрание. Осень.

 

Упражнение 4

 

Выделите подлежащее и определите, чем оно выражено.

 

Дом был красив. Я жил эту ночь в радости. Отстать от этой прихоти — для них значит пере­стать быть самим. Зима уж наступила. Марфа Петровна всё ещё продолжала сидеть у окна. Там кто-то стучит у порога. Что белеется на горе зелё­ной? Здесь отдыхающие сидели. Всё разобрали, ничего не осталось. «Браво!» — неслось со всех сторон. Трое детей ещё оставались в песочнице. На дорожке копошилось множество муравьев. Груды листьев лежали в саду. Кто-то из пассажиров начал ругаться с капитаном. Я пошёл с Петей по большой дороге. Го­ворить с ним было бесполезно. Оставаться в Богучарове становилось опасным. Быть влюблённым — славно!

 

Упражнение 5

 

Выделите сказуемое и определите, чем оно выражено.

 

Небо было ярко-синее. Солнце скрылось за тучами. Девочка весела. Дом будет построен в срок. Сосна — хвойное дерево. Учиться — увлекательное дело.Дождь продолжал идти. Вы так печальны. Жить на земле — большое удовольствие!

 

Упражнение 6

 

Выделите сказуемое и определите его тип.

Мы шли по дороге. Денек будет славный. Но суровая умница-жизнь позаботилась вылечить меня от этой приятной слепоты. Всё вокруг перестаёт быть интересным... далеко раздался какой-то звук. Иногда смотришь и думаешь: а ведь я ему в подмётки не гожусь. Ну, родня и дверями хлоп. Ветер так и рвал, бросаясь из стороны в сторону. Родион Потапыч живмя жил на своей шахте. Доктор Вознесенский так и не пришёл к четырём часам к чаю. Сапожник бился, бился и наконец за ум хватился. Природа учит нас пони­мать прекрасное. Я перестал бывать в музеях. Сильвио имел обыкновение за игрой хранить совершенное молчание. Я в состоянии вовсе не спать. Игорь с детства привык мечтать. Иван иванович начал ходить из угла в угол. Люди не в состоянии были сде­лать ни шагу назад. Мне стало страшно. Жара становилась ощути­тельнее. Маша была дерзской с рождения. Пробле­ма обучения приобрела особую остроту. Строительная площадка вдруг приобрела новый вид. И мы тоже не лыком шиты. Руки были в смоле и ожогах.

 

Упражнение 7

 

Выделите главный член предложения и определите их тип (глагольное или субстантивное).

 

Уже стемнело. Весна. В избе бы­ло пусто. Темная осенняя ночь. Пурга. Советую зажечь свечу. Весь день мне пришлось идти по заснеженному полю. В комнатах было убрано. Здесь вам могут рассказать много интересного. Добрым делом не кори.

Упражнение 8

 

Выделите главный член в глагольном односоставном предложении и определите его тип (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личные, безличное, инфинитивное). Докажите свою мысль.

 

Видеть равнодушно не могу. По­дожди меня около дома. В школе будут удивлены случившемуся. Вскоре позвонили в дверь.долго стучали в закрытую калитку. За перегородкой в конторе тихонько разговарива­ли. В лодке молчали. Здесь не указывают. Да разве уймёшь! На пожар таких, как я, с бочками не посылают. От добра добра не ищут. Так плохо спится в чужом доме. Натальи уже не было. Кругом бы­ло безлюдно и пусто. Меня знобило. Юности не воротить. Быть в дороге счастью. Не опоздать бы нам к поезду. Скоро мне без листвы холодеть.

 

Упражнение 9

 

Выделите главный член в субстантивном односоставном предложении и определите его тип (номинативное или генитивное). Докажите свою мысль.

 

Лето. Скорее бы осень! Такая дорога! Хороший вечер. Снег и буран. Что смеху-то! Ума, ума у вас, тетушка!

 

Упражнение 10

 

Определите нечлинимые предложения.

 

«Потом ты отдашь её мне. Ладно?» — «Хорошо».

Цыц, ты! Она тебе больше не слуга.

«Это ветка сирени?» — «Кажется... да», — небрежно отвечала она.

«Ты поедешь с нами?» - «Ни за что!»

«А ведь мне за него отвечать при­дётся!» — «То-то вот оно и есть!»

«Михаил! Ты не раздумал? Может, пойдем с нами?» - «Нет уж».

Упражнение 11

 

Определите нераспространенные и распространенные предложения.

 

Маша проснулась. Зима была снежная. Светало. В дверь постучали. От добра добра не ищут. Зима. Девочка играет в мяч. Завтра пойдем в поход. Красные рябины стояли вдоль дороги. Ярко светило солнце.

 

Упражнение 12

 

Найдите второстепенные члены предложения и определите их тип (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

 

Красные и желтые огни горели на том берегу реки. За стеной избы по ночам шумел со­седский сад. Пристально смотрит на меня моё круглое, щекастое, курносое лицо в вишнёвых рябинах. Москва-река разлилась вокруг. Берег реки порос травой-осокой. Потом наступила пытка тишиной и молчанием. На дачах раздавались людские голоса. Старуха долго искала ключ от двери. Некото­рое время мы шли молча. Во время дождя кое-где протекала крыша. Весь дом казался спавшим.

 

Упражнение 13

 

Выделите определение и определите согласованное оно, или несогласованное.

 

Первый рассказ в по­езде запомнился мне особенно хорошо. Синее небо висело над нами. Под обрывом бежала широкая, едва видимая река. Сварили яйцо всмят­ку. Да­же листья берез не шевелились. Дивный давно привык к моим уходам на рассвете. Весенний воздух будоржил всех вокруг.Майское небо сияло над площадью.

 

Упражнение 14

 

Выделите дополнение и определите прямое оно, или косвенное.

 

Отец сказал свое слово. Солнце прика­сается краем к земле. Мама жарила рыбу. Только иногда он бил ногой мяч. Опора на собственные силы. В конце улицы ребята играли в футбол. И теплым ароматом сохнущего сена несло из избы.

 

Упражнение 15

 

Выделите обстоятельства и определите их разряд.

 

Какое-то время мы шли молча. Во время дождя в доме всегда протекала крыша. Мы вышли к реке. От мороза побелели деревья, лошади, бороды. На перекрестке мы остановились. В полной темноте звуки стали как бы отчётливей. Мне стало очень грустно. Много раз я давала себе слово молчать.

Упражнение 16

 

Определите полные или неполные предложения.

 

Вам письмо. В доме тишина. Я стою у окна. В лесу красиво пели птицы. Спустя время вышел он во двор. Я — за ним. «Что это ты мне даёшь?» — «Деньги». Дети — в сад. Дверь — на­стежь. Гости — на порог. Я за свечку, свечка — в печку. Това­рищ решил обратиться к своему тренеру: А я — к вам. И тут позвонили — приходите: Я — к вам. Вася пошел гулять.

Упражнение 17

 

Найдите обособленные члены предложения, определите тип (обособленные определения, обособленные приложения, обособленные обстоятельства, «обособленные дополнения», сравнительные обороты).

 

По обеим сторонам камина стоят фикусы, нищенски бедные листьями.Над бухтами стоял безмолвный штиль, затянутый вечерним дымом. Крупные капли дождя разбивались о землю, превращаясь в пыль. Эта комната, окнами на запад и на север, занимала чуть ли не по­ловину всего дома. А среди дня и река и леса играли мно­жеством солнечных пятен — золотых, синих, зелёных и радужных. Одна из дочерей, Маша, работает на Севере. Волки, спасаясь от голода, бежали к деревне. Паро­ход стал двигаться осторожнее, из боязни наткнуться на мель. Завтра, часу в первом, я жду вас в гости. Там, в вышине, уже светило летнее солнце. Бываю здесь всегда, кроме субботы и воскресенья. Не бывал нигде, кроме Самары. Кроме рек, в Мещорском крае много каналов. Даже в больших городах в это время становится тихо, как в лесу. Травинки стелются по дну и постоянно шевелятся, как живые. Взволнован­ный петух... махал крыльями, подобно авиатору. Больше недели шел снег, как в январе.

Упражнение 18

 

Найдите однородные члены предложения, определите какие и объясните, какими средствами выражается однородность (интонация, союзы (какие?).

И всё это: и фонари, и голые деревья, и дома, и небо — отражалось в асфальте (А. Т.). Облака то наплывали на луну, то разлетались (Шишк.). От станций, от паровозов, от ваго­нов валил густой пар (Пауст.). Жалобный плач слышался то за окном, то над крышей, то в печке (Ч.). Здесь всё играет и поёт: и море, и горы, и скалы (Гл.). Таня говорила долго и с большим чувством (Ч.). Вид у него был томный и замученный. Стояли чудесные дни, ослепи­тельно яркие, знойные, безветренные — благостные дни (Гл.). Хвоя хороша не только от мышей, но и от зайцев (Сол.). Это — не правда, а — ложь. Сейчас ей хотелось плакать не то от го­ря, не то от счастья (Сим.). Уже посинело над далёким поворотом реки, над желтеющими песками, над обрывистым берегом, над при­молкшим на той стороне лесом (А. С.).

 

Упражнение 19

 

Найдите в предложениях конструкции, не входящие в их структуру, определите какие (обращение, «именительный представления», вводные конструкции, вставные конструкции, междометия) и объясните их.

 

Поля! Пожалуйста, помогите Елене Николаевне (М. Г.). Я своими жильцами доволен, Дарья Дмитриевна (А. Т.). И как ты, мать моя, с таким злыднем жила? (М. Г.). «Па­паша, — сказал он композитору, — пойдёмте в столовую пообедаем» (Пауст.). Ну, до свиданья, славная моя (М. Г.). Труд! Всё сейчас было полно им вокруг (Пауст.). Москва! Как много в этом звуке для сердца рус­ского слилось (Л.). Человек, работавший в этой комнате, видимо, был педант (Сим.). Музей был, конечно, закрыт (Пауст.). Доктор, действительно, лежал на диване... (Купр.). Час назад ему, к его радости, позвонил с но­вого места один из начальников и сказал, что скоро вернёт­ся сюда с группой работников (Сим.). Я, к сожалению, дол­жен прибавить, что в том же году Павла не стало (Т.). В молодости, по его словам, он даже плавал на шхунах, возивших херсонские вишни (Пауст.). Строго говоря, дивизией он с мирного времени не командовал (Сим.). Однако, знаете, мне стало грустно. Тяжело как-то (М. Г.). Но, во-первых, больная, действительно, находилась в отчаянии; а во-вторых, надо правду сказать, я сам чувствовал к ней расположение (Т.). Правда, здание было уже не совсем то же са­мое: в половине окон вылетели стёкла (Сим.). На подоконнике (в комнате был только один стул) по­лулежал присланный из Вешенской милиционер Олъшанов (Ш.). Калиныч, как я узнал после, каждый день ходил с ба­рином на охоту (Т.). Иван Ильич за всю свою жизнь (ему недавно исполнилось два­дцать девять лет) влюблялся раз шесть (А. Т.); Через не сколько дней мы четверо (не считая всевидящих и вездесу­щих мальчишек) так сдружились, что почти всюду ходили вчетвером (Пауст.). Фельдшер нехотя тронулся с места (ему как будто хоте­лось ещё что-то сказать), пошёл в переднюю и остановил­ся там в раздумье (Ч.). «Э! — подумал я, — да он сочиняет» (Т.). Эх, старик! Ну и жаль мне тебя) Прощай! (М. Г.).

Упражнение 20

 

Разберите предлагаемые предложения по схеме разбора простого предложения (см. Приложение 2 «Схемы синтаксического разбора. Схема разбора простого предложения») и каждый член предложения по схеме разбора членов предложения (см. Приложение 2 «Схемы синтаксического разбора. Схема разбора членов предложения»).

 

Светало. Вечер. Таня говорила долго и с большим чувством. Вид у него был томный и замученный. Стояли чудесные дни, ослепи­тельно яркие, знойные, безветренные. Строго говоря, дивизией он с мирного времени не командовал. В молодости, по его словам, он даже плавал на шхунах, возивших херсонские вишни. Травинки стелются по дну и постоянно шевелятся, как живые. Во время дождя в доме всегда протекала крыша. Весенний воздух, наполнявший все вокруг, будоржил всех. Первый рассказ в по­езде запомнился мне особенно хорошо.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.