Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Количественный (кардиналисткий) подход к анализу полезности




В последней трети XIX века У. Джевонс, К. Менгер и Л. Вальрас одновременно и независимо друг от друга предложили количественную теорию полезности. Ее разделял и А. Маршалл.

Количественный подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения полезности в неких гипотетических единицах – "ютилах". Например, потребитель может сказать, что ежедневное потребление им 1 яблока приносит ему удовлетворение, скажем, в 20 ютилов, 2 яблок – 38 ютилов, 2 яблок и 1 конфеты – 50 ютилов и т.д. Т.е. предполагается, что потребитель может количественно оценить в ютилах любой потребляемый им товарный набор. Это можно записать в виде функции общей полезности:

 

Общая полезность (TU) находится в зависимости от объемов потребления товаров А, В, Z (QA, QB, QZ).

Хотя, вообще говоря, потребности людей безграничны, потребность в определенном товаре может быть удовлетворена в пределах ограниченного промежутка времени, пока вкусы покупателей остаются неизменными, потребители могут получить столько определенных товаров и услуг, сколько пожелают. И чем больше потребитель получает данный продукт, тем меньше его стремление к получению дополнительных единиц данного продукта.

Для обозначения добавочной полезности или удовлетворения, извлекаемого потребителем из одной дополнительной единицы конкретной продукции было введено понятие "предельной полезности":

Другими словами, это прирост общей полезности при увеличении объема потребления одного товара на одну единицу.

В верхней части рисунка изображена функция общей полезности. Предполагается, что чем больше объем потребления товара, тем большую полезность получает потребитель. Эта функция имеет точку максимума, после которой она становится убывающей. Когда функция TU достигает точки max, функция предельной полезности MU = 0.

Принцип убывающей полезности MU называют первым законом Госсена (немецкого экономиста). Этот закон аналогичен основному психофизическому закону, характеризующему связь между силой раздражителя и интенсивностью ощущений. Согласно этому закону если раздражение равной интенсивности повторяется в течение определенного времени, то интенсивность ощущения снижается. Таким образом, принцип убывающей предельной полезности заключается в том, что за относительно короткий промежуток времени, в течение которого вкусы потребителей не меняются, предельная полезность каждой последующей единицы продукции будет падать.

Потребитель достигает max удовлетворения, если он распределяет свои деньги (доход) на покупку различных товаров таким образом, что выполняется равенство:

где MUА, MUВ, MUZ – предельная полезность

товаров А, В, Z.

РА, РВ, РZ – цены этих товаров.

Это выражение получило название второго закона Госсена.

Его можно сформулировать так:

Полезность, извлекаемая из последней денежной единицы, потраченной на покупку какого-либо товара, одинакова независимо от того, на какой именно товар она израсходована.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.