Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации на гражданской службе




Одним из ключевых направлений деятельности по обеспечению по-вышения эффективности государственного управления в России является выработка новых подходов и механизмов кадрового обеспечения государ-ственной службы, ее оптимизации, обеспечения эффективного функцио-нирования и развития.

Чтобы реформирование государственной службы принесло практиче-ские результаты необходимо подготовить кадры, способные эффективно работать в современных условиях, обеспечить условия для их профессио нального отбора и роста, усвоения ими знаний и навыков, которые тре-буются для должного выполнения профессиональных обязанностей в соот-ветствии с должностными регламентами. Эта задача решается, в том числе, посредством подготовки, переподготовки и повышения квалификации го-сударственных гражданских служащих.

Как отмечают А.В. Оболонский и др., государственная служба требует от служащих ряда качеств, выступающих одновременно образовательными принципами подготовки, переподготовки и повышения квалификации гос-служащих, в том числе:

· Общегражданские принципы, которые предполагают:

- развитие повышенного чувства ответственности и гражданского соз-

нания в том числе ряда специфических этических качеств, таких, как

гражданский долг;

- внедрение в поведение навыков мотивирующего и мотивированного

воздействия на окружающих;

- честность и неподверженность коррупционным воздействиям.

· Профессиональные принципы, которые включают:

- наличие специальных знанийиз областей политологии, экономики,

социальной психологии, истории и теории мирового и отечественного

государственного управления, социологии, права и др.;

- умение использовать эти знания;

- стремление постоянно повышать свой профессиональный уровень.[30]

Федеральным законом от 27мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О системе государственного службы Российской Федерации» определе-но (ч.3 ст.11), подготовка граждан для прохождения государственной службы осуществляется в формах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом ч. 1 этой же статьи предусмотрено применение в этом процессе обра-зовательных программ, федеральных государственных стандартов и феде-ральных государственных требований. В соответствии с ними, основными формами подготовки граждан для прохождения государственной службы являются:

· обязательная и добровольная подготовка граждан;

· первоначальная подготовка лиц, впервые принимаемых на должно-сти гражданской службы;

· профессиональная подготовка кадров в образовательных учреждени-ях высшего профессионального и среднего профессионального обра-зования;

· послевузовское профессиональное образование;

· дополнительное профессиональное образование.[31]

Подготовка граждан к профессиональной деятельности в сфере госу-

дарственной гражданской службы заключается в обучении их знаниям, на-выкам и умениям, необходимых для исполнения служебных обязанностей по замещаемым должностям государственной службы.

В настоящее время образовательные программы высшего профессио-нального образования реализуются по уровням.

В Российской Федерации, Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 02.12.2011) «О высшем и послевузовском образовании» (ч. 2 ст.6),[32] установлены следующие уровни высшего профессионального образования:

· высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвое-

нием лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" – бакалавриат. Федеральный государственный об-разовательный стандартвысшего профессиональногообразования по нап-равлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управле-ние» (квалификация (степень) «бакалавр» - код 081100.62) утвержден при-казом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 41. Срок обучения 4 года.

· высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвое-

нием лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" – подго-товка специалиста или магистратура. Федеральный государственный образовательный стандартвысшего профессиональногообразования по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное уп-равление» (квалификация (степень) «магистр» - код 081100.68) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2010 г. № 123. Срок обучения 2 года.

Область профессиональной деятельности бакалавров включает профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федера-ции на должностях государственной гражданской службы Российской Фе-дерации по обеспечению полномочий федеральных государственных ор-ганов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих госу-дарственные должности Российской Федерации и лиц, замещающих госу-дарственные должности субъектов РФ, на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (муниципальной службы), на должностях в государственных и муниципальных организациях и учреж-дениях, на административных должностях в государственных и муници-пальных предприятиях, в научно-исследовательских и образовательных организациях в сфере государственного и муниципального управления и т.д.

Область профессиональной деятельности магистров включает го-сударственной управление; муниципальное управление и местное самоуп-равление; управление в государственных и муниципальных учреждениях; управление в социальной сфере; управление в некоммерческих организа-циях; управление в иных организациях на должностях по связям с государ-ственными органами и гражданами.

Система образовательных учреждений, которые готовят кадры для за-мещения должностей государственной гражданской службы, весьма об-ширна. Только по направлению подготовки (специальности) «Государст-венное и муниципальное управление) эти кадры готовят более 400 высших учебных заведения Российской Федерации и их филиалов. В их числе – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Государственный университет управ-ления – Высшая школа экономики, Финансовый университет при Прави-тельстве Российской Федерации и многие другие институты и универси-теты различного профиля.

Кроме того, действующим законодательством предусмотрена подго-товка кадров для государственной гражданской службы по договорам на обучение. Положение о подготовке кадров для федеральной государст-венной гражданской службы по договорам на обучение утверждено Ука-зом Президента России от 21 декабря 2009 г. № 1456.[33]

Договор на обучение с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы заключается между федеральным государственным органом и отобранным на конкурсной ос-нове гражданином Российской Федерации, обучающимся в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессиональ-ного или среднего профессионального образования, имеющем государст-венную аккредитацию.

Право участвовать в конкурсе на заключение договора на обучение имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, вла-деющие государственным языком Российской Федерации и впервые полу-чающие высшее профессиональное или среднее профессиональное образо-вание по очной форме обучения в образовательных учреждениях за счет

средств федерального бюджета.

Договор на обучение с гражданином Российской Федерации (далее - гражданин), осваивающим основную образовательную программу выс-шего профессионального образования для получения квалификации (сте-пени) "бакалавр" или квалификации (степени) "специалист", заключается не ранее чем через два года после начала обучения и не позднее чем за один год до окончания обучения в образовательном учреждении.

Договор на обучение с гражданином, осваивающим основную образо-вательную программу высшего профессионального образования для полу-чения квалификации (степени) "магистр" или обучающимся по образова-тельным программам среднего профессионального образования на базе среднего (полного) общего или начального профессионального образо-вания, заключается не ранее чем через шесть месяцев после начала обу-чения и не позднее чем за один год до окончания обучения в образо-вательном учреждении.

Договор на обучение с гражданином, получающим образование по об-разовательным программам среднего профессионального образования на базе основного общего образования, заключается не ранее чем через пол-тора года после начала обучения и не позднее чем за один год до окон-чания обучения в образовательном учреждении.

Договоры на обучение с гражданами заключаются с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы на должностях гражданской службы категорий "специалисты" и "обеспечивающие специалисты", относящихся к старшей и младшей груп-пам должностей.

Конкурс объявляется государственным органом и проводится кон-курсной комиссией, образуемой в государственном органе в соответствии со ст.22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государ-ственной гражданской службе Российской Федерации".

Объявление о проведении конкурса публикуется государственным ор-ганом в одном или нескольких периодических печатных изданиях, а также размещается на официальном сайте государственного органа в сети Интер-нет не позднее чем за один месяц до даты проведения конкурса.

В объявлении указываются категории и группы должностей граждан-ской службы, которые подлежат замещению гражданами после окончания обучения; квалификационные требования к этим должностям (требования к уровню профессионального образования, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей); перечень документов, представляемых на конкурс в соответствии с п. 7 данного Положения; место и время их приема; срок, до истечения которого принимаются указанные документы; дата, место и порядок проведения конкурса, а также могут содержаться другие информационные материалы.

Субъекты Российской Федерации, в соответствии с принимаемыми ими нормативными правовыми актами, вправе осуществлять подготовку кадров для государственной гражданской службы соответствующего субъ-екта РФ по договорам на обучение

Одним из прав государственного гражданского служащего является его право на дополнительное профессиональное образование.

Дополнительное профессиональное образование государствен-ных гражданских служащих Российской Федерации – это образование на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществля-емое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреж-дениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образо-вания, а также непосредственно в государственных органах или иных орга-низациях, направленное на непрерывное профессиональное развитие госу-дарственных гражданских служащих Российской Федерации.

Положение о порядке получения дополнительного профессиональ-ного образования государственными гражданскими служащими Россий-ской Федерации утверждено Указом Президента России от 28 декабря 2006 г. № 1474 (ред. от 04.12.2009).[34] Государственные требования к про-фессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской федерации утверж-дены постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008г. № 362.[35]

Дополнительное профессиональное образование гражданских служа-щих включает их профессиональную переподготовку, повышение квали-фикации и стажировку, которые осуществляются ими в течение всего пе-

риода прохождения ими гражданской службы.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гра-жданских служащих осуществляются с отрывом, с частичным отрывом (до 3 рабочих дней в неделю) или без отрыва (вечерние группы) от государст-венной гражданской службы Российской Федерации и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы.

Профессиональная переподготовка – это приобретение гражданс-кими служащими дополнительных знаний, умений и навыков, необходи-мых для осуществления ими нового вида профессиональной служебной деятельности.

Профессиональная переподготовка осуществляется в целях:

а) совершенствования знаний гражданских служащих или получения ими дополнительных знаний для выполнения нового вида профессиональной деятельности;

б) получения дополнительной квалификации.

Необходимость в прохождении профессиональной переподготовки гражданскими служащими, замещающими должности гражданской служ-бы категории "руководители", "помощники (советники)" или "специали-сты", относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также долж-ности гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополни-тельной квалификации определяется руководителем государственного органа, лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федера-ции, либо представителем указанных руководителя или лица, осуществля-ющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъ-екта Российской Федерации.

Для профессиональной переподготовки устанавливаются следующие сроки освоения образовательных программ:

а) нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для выполнения гражданскими служащими нового вида профессиональной деятельности должен составлять более 500 аудиторных часов;

б) нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для получения гражданскими служащими дополнительной квалификации должен составлять более 1000 часов, в том числе более 75 процентов аудиторных часов.

По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдаются следующие документы государственного образца:

а) диплом о профессиональной переподготовке - лицам, прошед-шим обучение по программе объемом более 500 аудиторных часов;

б) диплом о дополнительном (к высшему) образовании - лицам, прошедшим обучение по дополнительной профессиональной образовате-льной программе для получения дополнительной квалификации объемом более 1000 часов.

Диплом о дополнительном (к высшему) образовании дает гражданс-кому служащему право претендовать на замещение должностей граждан-ской службы, квалификационными требованиями по которым предусмот-рено наличие высшего профессионального образования соответствующего профиля.

Повышение квалификации – это обновление теоретических знаний и совершенствование практических навыков гражданских служащих, име-ющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых спо-собов решения профессиональных задач. Повышение квалификации граж-данского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Повышение квалификации осуществляется в целях:

а) освоения актуальных изменений в конкретных вопросах профес-сиональной деятельности гражданских служащих (тематические и проб-лемные конференции и семинары) - объемом от 18 до 72 аудиторных часов (краткосрочное повышение квалификации);

б) комплексного обновления знаний гражданских служащих по ряду вопросов в установленной сфере профессиональной служебной деятель-ности для решения соответствующих профессиональных задач - объемом от 73 до 144 аудиторных часов.

При освоении программы повышения квалификации объемом более 72 часов гражданскому служащему в качестве ее разделов могут быть зач-тены программы краткосрочного повышения квалификации, освоение ко-торых подтверждено документами государственного образца, получен-ными не позднее 3 лет до начала обучения по соответствующей программе повышения квалификации.

Освоение гражданскими служащими образовательных программ по-вы-шения квалификации завершается обязательной государственной ито-говой аттестацией, предусматривающей следующие виды аттестационных испытаний:

а) по краткосрочным программам повышения квалификации - экзамен в форме тестирования;

б) по программам повышения квалификации объемом свыше 72 часов - экзамен в форме тестирования и защита итоговой работы.

По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдаются документы государственного образца:

- удостоверение о краткосрочном повышении квалификации – граж-данским служащим, прошедшим обучение по программам объемом от 18 до 72 часов;

- свидетельство о повышении квалификации - гражданским служа-щим, прошедшим обучение по программам объемом от 73 до 144 часов.

Стажировка - это изучение гражданским служащим передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, по-лученных гражданским служащим при освоении программ профессио-нальной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей.

Программа стажировки разрабатывается образовательным учрежде-нием совместно с государственным органом, гражданские служащие ко-торого направляются для прохождения стажировки, и государственным ор-ганом или иной организацией, принимающим стажеров.

Продолжительность стажировки, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданских служащих, - от 2 до 4 месяцев. Продолжительность стажировки, являющейся состав-ной частью программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, определяется учебным планом соответствующих программ.

Освоение гражданскими служащими программы стажировки, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданских служащих, завершается отчетом о стажировке и обязательной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей выпускную квалификационную (аттестационную) работу.

По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдается документ государственного образца - свидетельство о прохождении стажировки.

Дополнительное профессиональное образование гражданских служа-щих за пределами территории Российской Федерации организуется в целях приобретения ими знаний о зарубежном опыте государственного управле-ния и овладения новыми профессиональными умениями и навыками, не-обходимыми для выполнения служебных обязанностей на высоком уровне.

Необходимость в обучении за рубежом определяется представителем нанимателя исходя из:

а) перспективных направлений деятельности государственного органа и его структурных подразделений;

б) должностных обязанностей, выполняемых кандидатом, направляе-мым на обучение за рубежом.

Преимуществом при направлении на обучение за рубежом пользуются гражданские служащие, имеющие стаж гражданской службы более 2 лет, при этом более 1 года - в замещаемой должности.

Прохождение гражданским служащим профессиональной переподго-товки, повышения квалификации или стажировки является преимущест-венным основанием для включения его в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы.

Данные о дополнительном профессиональном образовании кадров государственной гражданской службы Российской Федерации за 2011 год представлены в табл. 9.1. Анализ этих данных показывает, что общее чис-ло гражданских служащих, получивших дополнительное образование в минувшем году (174637 чел.), составило лишь 22, 6 % от их общей числен-ности, тогда как согласно Закону № 79-ФЗ ежегодно обучение должны проходить 1/3 гражданских служащих. 97,3% от общего числа обученных (169895 чел.) прошли повышение квалификации по различным образова-тельным программам, 2,0 % (3545 чел.) - профессиональную переподго-товку, а стажировку - 0,57 % (996 чел.). За пределами территории Россий-ской Федерации обучение прошли 0,13% (201 чел.). Доля обучаемых по

линии органов исполнительной власти составила 84% от общего их числа.

 

Табл. 9.1.

Обучение кадров государственной гражданской службы

Российской Федерации по видам дополнительного профессионального образования, ветвям власти и уровням управления

(2011 год)

 

    Получили дополни-тельное образо вание (чел.) в том числе
Прошли профес-сиональ-ную пере-подго-товку, (чел.) Повы-сили квали- фика- цию, (чел.) Прош- ли стажи-ровку (чел.)   Обуче- ны за прела- лами терри-тории РФ (чел.)
В государственных органах Российской Федерации - всего в том числе в: - законодательной власти - исполнительной власти - судебной власти и проку- ратуры - других государственных органах                
В федеральных государственных органах – всего в том числе в органах: - законодательной власти - исполнительной власти - судебной власти и проку- ратуры - других государственных органах                            
на федеральном уровне – всего в том числе в органах: - законодательной власти - исполнительной власти - судебной власти и проку- ратуры - других государственных органах           -      

 

Продолжение табл. 9.1.

    Получили дополни-тельное образо вание (чел.) в том числе
Прошли профес-сиональ-ную пере-подго-товку, (чел.) Повы-сили квали- фика- цию, (чел.) Прош- ли стажи-ровку (чел.)   Обуче- ны за прела- лами терри-тории РФ (чел.)
на региональном уровне – всего в том числе в органах: - исполнительной власти - судебной власти и проку- ратуры          
В государственных органах субъектов Российской Федерации - всего в том числе в органах: - законодательной власти - исполнительной власти - судебной власти и проку- ратуры - других государственных органах                     - -  

Источник: Бюллетень «Дополнительное профессиональное образование кадров госу-

дарственной гражданской и муниципальной службы в 2011 году».- М.: Федеральная

служба государственной статистики, 2012.[36]

 

В государственных органах субъектов РФ дополнительное обучение в 2011году прошли 20,1 % гражданских служащих, в том числе в органах ис-полнительной власти – 24,9 %.

Надо отметить, что с 2010 года в России на базе Академии народного

хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федера-ции и некоторых других образовательных учреждений начато обучение по программе MPA (Master of Pablic Administration) – мастер публичного ад-министрирования и другим углубленным программам для высших феде-ральных и субъектов РФ органов власти. В ряде субъектов Российской Фе-дерации, в том числе в Ульяновской области, созданы и действуют Центры профессиональной переподготовки и повышения квалификации государст венных и муниципальных служащих.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и ста-жировка гражданских служащих осуществляются образовательными уч-реждениями, имеющими государственную аккредитацию и лицензию на право оказания этих образовательных услуг, на основе государственного заказа. Размещение государственного заказа осуществляется уполномочен-ными государственными органами по согласованию с соответствующим органом по управлению государственной службой, с учетом с учетом спе-циализации и функций государственных органов, квалификационных тре-бований к уровню и профилю образования по должностям гражданской службы, замещаемым на конкурсной основе.

Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повы-шение квалификации и стажировку федеральных государственных граж-данских служащих утверждается в пределах средств, предусмотренных в фелеральном бюджете на соответствующий год. Аналогичным образом ре-шается этот вопрос на уровне субъектов РФ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.