Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маржинальный анализ финансовых результатов




А СК

N ЗК

N СК СК N

Показатели, характеризующие доходность капитала или его частей (заемного, оборотного, основного, собственного);

Анализ рентабельности предприятия.

S0 125312 N0 158017

 

∆ П =П1 – П0 = 72419 -32705 = +39714 тыс.руб.

 

1) ∆ Пv= П0*К1 - П0= 32705*1,209174 – 32705 = +6841 тыс. руб.

2) ∆ Пстр. = П0*(К2 –К1) = 32705 * (1,341628 – 1,209174) = +4332 тыс. руб.

3) ∆ П р = N1 – N1/0 = 243853 – 212000 =+ 31853 тыс. руб.

4) ∆ Пs = - (S1 – S1/0) = 151524 – 171434 = - 19910 тыс. руб.

5) ∆ П s стр. = - (S1/0 – S0*K2) = 151524 – 125312 * 1,341628 = +16598 тыс. руб.

Итог влияния факторов: +6841+ +4332+ 31853- 19910 +16598=39714 тыс. руб., что равно отклонению по прибыли.

Вывод. Увеличение прибыли произошло в основном за счет роста цен на продукцию, положительное влияние оказал и фактор структуры, резервом увеличения прибыли является улучшение использования потребляемых ресурсов: снижение материалоемкости, фондоёмкости, трудоемкости продукции.

 

Показатели рентабельности характеризуют доходность различных направлений деятельности и окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина показывает соотношение эффекта с использованными ресурсами.

Показатели рентабельности рассчитываются на основе прибыли от реализации, балансовой (прибыли до налогообложения) или чистой прибыли. Показатели рентабельности объединены в несколько групп:

2) показатели, характеризующие прибыльность продаж – рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие окупаемость издержек – рентабельность производства продукции.

При анализе встает задача определить фактора, оценивающие количественные и качественные стороны деятельности организации. Практика аналитических работ выработала ряд моделей, позволяющих проводить такой анализ.

1. Модель, характеризующая эффективность использования активов организации получаем методом сокращения, т.е. деления числителя и знаменателя дроби на один и тот же показатель:

П П/ N R пр

Ra= ------------*100=---------------------*100= ---------------*100, где

ОС + ОБ ОС/N + ОБ/N ФЕ + Кз

П – прибыль от реализации, балансовая или чистая;

N- выручка от реализации;

ОС – средние остатки основных средств;

ОБ – средние остатки оборотных средств;

R пр – рентабельность продаж;

ФЕ – фондоемкость продукции;

К з – коэффициент закрепления оборотных средств.

2. Модель, характеризующая эффективность использования капитала организации:

П П/ N П/ N П/ N П СК N

Rк = --------*100= -------------*100 = ------------- * 100 = ----------*100 = ---*100 * --- * ---

А А/N А CК А CК N А CK

-----*------ -----*-----

R к = Rпр * Ка * Коб

 

П

--*100 – рентабельность продаж (R пр);

N

СК -собственный капитал

--- - коэффициент независимости Ка (автономии)

А – активы по балансу

N

--- - оборачиваемость собственного капитала Коб

СК

R к = Rпр * Ка * Коб

 

 

3. Модель, характеризующая эффективность использования собственного капитала:

П П/ N N А N А N СК+ЗК

R ск = ---- *100 = ----- *100 = Rпр * -----* --- = Rпр * ---- * ---- = R пр*---- * --------- =

СК СК/ N СК А А СК А СК

= Rпр * --- *1+ ---- ﴿

Rпр – рентабельность продаж;

П

--- - оборачиваемость активов

А

ЗК

1+---- показатель финансовой зависимости, определяемый структурой капитала

СК

ЗК

---- - плечо финансового рычага.

СК

Пример 1. Факторный анализ рентабельности активов.

Показатель Прошлый год Отчетный год
1. Балансовая прибыль, тыс. руб.    
2. Выручка от реализации продукции, тыс. руб.    
3. Среднегодовая стоимость основных фондов, ты сруб.    
4. Среднегодовые остатки оборотных средств, тыс. руб.        
5. Рентабельность продаж, % (1:2)   28,95   35,71
6. Фондоемкость, руб. (3:2) 51,43 43,75
7. Коэффициент закрепления оборотных средств (4:2)     9,71     8,93
8. Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. (3+4)    
9. Рентабельность активов, % (1:8)   47,35   67,80

 

Рентабельность активов в отчетном году больше, чем в прошлом на 20,45% (67,8 – 47,35). Расчет влияния факторов на это отклонение произведем методом цепных подстановок.

Результаты расчетов представим в таблице.

Номер подстановки Рентабельность продаж, % Фондоемкость, руб. Коэффициент закрепления Рентабельность активов Влияние факторов, %
  28,95 51,43 9,71 47,35  
  35,71 51,43 9,71 58,41 +11,06
  35,71 43,75 9,71 66,80 +8,39
  35,71 43,75 8,93 67,80 +1,0
Итого         +20,45

Вывод. Рентабельность активов возросла за счет всех факторов, но предприятию необходимо снижать коэффициент закрепления оборотных средств путем ускорения их оборачиваемости.

 

Пример 2. Провести анализ рентабельности произведенной продукции.

Показатели Базисный год Отчетный год Отклонение
Выпуск продукции, тыс. руб.       +85836
Себестоимость произведенной продукции, тыс. руб.             +46122
Прибыль от реализации, тыс. руб.             +39714
Рентабельность производства, %   26,1   42,24   +16,14

В - С

R = --------* 100

С

243853 - 125312

Rусл. = ---------------------*100 = 94,60%

1) R усл. – R баз = 94,6 – 26,1 = +68,5 % - влияние изменения цен на уровень рентабельности.

2) R отч. – Rусл. = 42,24 – 94,6 = - 52,36% - влияние себестоимость на рентабельность.

Итог влияния факторов: +68,5 – 52,36 = +16,14%

Вывод. У предприятия есть резерв увеличения рентабельности продукции – это снижение ее себестоимости.

 

 

В последние годы все больший интерес проявляется к методике анализа прибыли, которая базируется на делении производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные и использовании категории маржинального дохода. Эта методика позволяет изучить зависимость прибыли от наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

 

Маржинальный доход = выручка – переменные затраты = постоянные затраты + прибыль

 

МД= П + А → П = МД – А,

А – постоянные расходы,

П – прибыль,

МД- маржинальный доход.

Для каждого вида продукции маржинальный доход можно представить в виде произведения количества проданной продукции (qi) и ставки маржинального дохода на единицу продукции (di).

МДi = qi * di

Удельный маржинальный доход(d) представляет собой разницу между ценой продукции (р) и удельными переменными расходами (b).

di = (pi – bi); Пi = qi * di – Аi → Пi = рi * (pi – bi) –Аi

Эта факторная модель продукции позволяет методом цепных подстановок определить изменение прибыли от реализации за счет количества реализованной продукции, уровня удельных переменных затрат, цены и суммы постоянных затрат.

Для анализа изменения прибыли в условиях многономенклатурного производства используют следующую факторную модель:

П = N * Дср – А,

где N -выручка;

Дср – средняя доля маржинального дохода в выручке;

А – общие постоянные затраты.

Средняя доля маржинального дохода в выручке в свою очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки (УДi) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (Дуi).

Дср. = ∑УДi * Дуi; Дуi = (pi – bi)/ pi

Выручка от реализации продукции зависит от общего объема реализации продукции, ее структуры и отпускных цен.

N = ∑Q * УДi * рi, где

Q – общее количество реализованной продукции;

УДi – доля i вида продукции в общем объеме;

pi – цена i вида продукции.

После необходимых подстановок факторная модель прибыли примет вид:

П= ∑Q * УДi * рi∑УДi * Дуi – А

При помощи этой модели можно определить влияние на прибыль количества проданной продукции, ее структуры, доли маржинального дохода в выручке, постоянных расходов.

Факторная модель рентабельности продукции будет иметь вид:

q(pi – bi) - Ai

Ri = ---------------------*100

qi * bi + Ai

Расчет влияния факторов производят способом цепных подстановок, для чего определяют плановый и фактический уровень рентабельности, а также ряд дополнительных условных показателей, сравнение которых друг с другом позволяет определить величину влияния каждого их факторов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.