Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффект замещения и эффект дохода. Товары Гиффена. Излишек потребителя




Y

Рис. 8.2. Карта безразличия потребителя

Кривые безразличия, отстоящие дальше от начала координат, характеризуют наборы с большей полезностью. Карта безразличия дает полную информацию о системе предпочтений потребителя, не требуя абсолютного количественного из­мерения полезности.

Свойства кривых безразличия:

1. Нисходящий характер. Для сохранения уровня полезности увеличение пот­ребления одного блага должно компенсироваться сокращением потребле­ния другого блага.

2. Кривые безразличия не могут пересекаться. В случае если имеет место пере­сечение, нарушается принцип транзитивности и принцип построения карты безразличия.

3. Кривые безразличия являются вогнутыми, что обусловлено принципом убы­вающей предельной полезности, согласно которому, чем большим количе­ством блага располагает потребитель, тем меньшим количеством другого блага он готов пожертвовать при обмене.

8.2. Бюджетные ограничения.

Изменения покупательной способности потребителя

На индивидуальный выбор влияет покупательная способность потребителя, кото­рая определяется, с одной стороны бюджетом потребителя, с другой уровнем цен.

Предположим: / — доход покупателя, который может быть затрачен на питание и одежду.

X — количество продуктов, которое можно приобрести.

Y — количество одежды, которое можно приобрести.

Рх цена единицы продовольствия.

Рy цена единицы одежды.

Тогда: Рх х X — сумма денег, затраченная на питание. Рy х Y — сумма денег, затраченная на приобретение одежды.

В этом случае покупательная способность может быть выражена уравнением:

I-Px*Х + Рy *Y

Это уравнение принято называть уравнением бюджетной линии. Из него следует:

I /Pxy — максимальное количество продовольствия, которое может приобрести

покупатель.

I /Py максимальное количество одежды, которую может приобрести покупатель.

Из уравнения бюджетной линии определим Y:

Y = I /Py -(Px/Py)xX

Рхy угловой коэффициент бюджетной линии, отрицательное отношение цен товаров.

Пример: доход потребителя I = 40000 денежных единиц,

цена товаров XРx = 1000 денежных единиц,

цена товаров Y — Рy = 2000 денежных единиц.

I=Х+ 2Y = 40.

Угловой коэффициент бюджетной линии составит -?.

При этих условиях можно приобрести следующие комбинации потребитель­ских товаров.

Таблица 8.2. Комбинации потребительских товаров

 

Ассортиментные наборы Продукты питания (X) Одежда (Y)
А    
В    
С    
D    
Е    

Построим по точкам таблицы бюджетную линию потребителя (см. рис. 8.3).

Рис. 8.3. Бюджетная линия потребителя

Бюджетная линия потребителя отражает покупательную способность потре­бителя, его возможности приобретения желаемых благ при имеющемся доходе и существующих ценах.

Изменение дохода. Увеличение дохода повышает покупательную способность потребителя. Бюджетная линия смещается вправо. При снижении дохода бюджет­ная линия смещается влево (см. рис. 8.4).

Рис. 8.4. Поведение бюджетной линии при изменении дохода потребителя

Изменение цен товаров. Если изменяется цена одного товара (продукты пита­ния), то меняется отрезок, отсекаемый бюджетной линией на оси X (см. рис. 8.5)

Рис. 8.5. Поведение бюджетной линии при изменении цен

Оптимальный набор потребителя должен отвечать двум требованиям:

1. Он должен находиться на бюджетной линии.

2. Набор товаров должен обеспечивать наибольшую потребность.

 

Рассмотрим кривую уровня жизни («доход – потребление»). С ростом дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В1, В2, В3, В4.и тд. Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями К1, К2, К3, К4, и тд. показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода. Соединив эти точки, получим кривую, названную Дж. Хиксом «доход – потребление» или кривую уровня жизни (см. рис 12)

 
 


Y I4

 

I3

I2 K4 W

K3

I1 K2 U4

K1 U2 U3

U1

B1 B2 B3 B4 X

 

Рис. 12. Кривая «доход – потребление» (уровня жизни) для нормальных товаров (по Дж. Хиксу).

 

Если товар нормальный, то его кривая «доход-потребление» будет иметь положительный наклон. Если товар низшей категории, то кривая «доход-потребление» поворачивает к вертикальной оси координат. После достижения определённого уровня дохода дальнейшее его повышение приводит к сокращению потребления данного товара, а кривая «доход-потребление» приобретает отрицательный наклон

 
 


Y I4

 

I3 W

I2

K4

I1 K3 U4

K1 К2 U3

U1 U2

B1 B2 B3 B4 X

Рис. 13. Кривая «доход – потребление» (уровня жизни) для товаров низшей категории (по Дж. Хиксу).

Для благ, потребляемых в одном и том же количестве независимо от динамики дохода (соль, зубная паста, сигареты и т.д.) кривая «доход-потребление» будет представлять собой вертикальную линию.

 
 


Y

W

I4

I3 K4 U4

I2 K3 U3

I1 K2 U2

K1 U1

X

Рис. 14. Кривая «доход – потребление» (уровня жизни) для нейтральных товаров (по Дж. Хиксу).

Первым исследователем, занимавшимся вопросами влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов был немецкий статистик Эрнст Энгель. Было замечено, что с ростом реального дохода потребителя потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем благ первой необходимости. Кривые Энгеля можно построить, отложив по оси абсцисс доход потребителя I, а по оси ординат – количество оплачиваемых им продуктов Q.

Q высококачественные товары и услуги

 
 


промышленные товары

стандартного потребительского качества

 
 

 


продовольственные товары

 

 
 


I

Рис.15. Кривые Энгеля в современной интерпретации (интерпретация Торнквиста)

На графике видно, что, прежде всего, происходит насыщение продовольственными товарами, затем – промышленными товарами стандартного качества и лишь позднее – высококачественными товарами и услугами. Но здесь существует определенная закономерность: с ростом дохода снова наблюдается всплеск спроса на промышленные товары стандартного качества, которые используются потребителем для повседневных нужд.

Рассматривая кривую «доход – потребление» мы исходили из постоянства цен благ при изменении дохода. Теперь предположим в качестве постоянной величины уровень дохода, а в качестве переменной цену одного из благ, например Х. предположим что цена блага Х снижается. Графически это выражается в сдвиге бюджетного ограничения из положения NX2 в NX3 затем в NX4 и тд. обозначив точки касания кривых безразличия U1, U2, U3, U4 с бюджетными ограничениями точками R1, R2, R3, R4 и соединив их, мы получим кривую «цена – потребление».

У

 

N

 

 
 

 


R1 R2 R3 R4 PC

U1 U2 U3 U4

I1 I2 I3 I4

X1 X2 X3 X4 Х

Рис. 16. Кривая «цена – потребление»

При анализе кривой «доход – потребление» мы рассматривали влияние изменения дохода, при анализе кривой «цена – потребление» - влияние изменения цен на относительную замену одного блага другим. Выясним теперь, в какой степени изменение спроса на благо Х вызвано изменением цены, а в какой - реального дохода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.117 сек.