Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Важнейшие признаки языка




Определение предмета изучения языкознания

Введение

Языкознание – наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как его индивидуальных представителях.

Термин язык многозначен. Выделим на данном этапе три значения.

Язык-1: система знаковых единиц, обеспечивающих общение какого-либо этноса, нации.

Язык-2: язык как обобщение свойств различных этнических языков, определенный класс семиотических систем, естественная знаковая система.

Язык-3: любая семиотическая система – сигнализация с помощью технических устройств и прочих средств: светофор, способы обозначения воинских различий и т.п., системы символов в логике, математике, физике, химии, технике, языки типа эсперанто, языки программирования, язык музыки, архитектуры.

Объектом науки языкознание является язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем, язык как обобщение свойств естественных этнических языков. Вместе с тем язык объединяется по ряду признаков с другими классами семиотических систем, естественных и искусственных.

Язык – определенный класс семиотических систем, естественная, возникшая на определенной стадии развития человеческого общества система, находящаяся в состоянии непрерывного развития, обладающая признаками целостности, иерархической организации, функциональной целесообразности, обусловленная в своем существовании связью с мышлением и обществом.

Этнические языки не создаются искусственно, но возникают естественным путем на определенном этапе развития человека, человеческих сообществ.

Человеческий язык как звуковая знаковая система возникает при становлении общества и из его потребностей. Его появление и развитие обусловлено социальными факторами, но вместе с тем оно обусловлено и биологически, т.е. его происхождение предполагает определённую ступень развития анатомического, нейрофизиологического и психологического механизмов, возвышающих человека над животными и качественно отличающих человеческое знаковое общение от сигнального поведения животных.

1. Знаковая природа языка – важнейший признак, обусловленный его функциональной предназначенностью.

Язык служит средством коммуникации, для этого единицы должны обладать материальностью и выступать в качестве носителя информации.

2. Язык системно структурирован. Систему составляют совокупность элементов, связанных отношениями (структура) для выполнения каких-либо функций.

Элементами языковой системы являются фонемы, морфемы, лексемы, предложения.

Каждый элемент существует в речи в виде актуальной реализации и в языке-системе как абстрактные инварианты (в словах [ пат – пиетáк – пиетачóк ] реализуются звуки, варианты фонемы /а/.

Элементы фонема, морфема, лексема, предложение являются системообразующими. Это элементы подсистем языка – фонологической, морфемной, лексической, синтаксической.

Элементы в пределах подсистем связаны между собой отношениями взаимообусловленности. Универсальными отношениями являются отношения синтагматические и парадигматические.

Подсистемы в составе языковой системы составляют иерархию, отношения последовательного подчинения. Фонемы составляют форму морфемы, морфемы служат для создания слов, слова служат для создания предложений, предложения образуют текст.

Отношения между подсистемами функциональны, единицы «нижних» уровней функционируют в пределах единиц более высоких уровней. Принцип иерархичности проявляется также в том, что от фонемы к предложению происходит усложнение единиц, своеобразное накопление свойств и функций.

3. Знаковая природа языка обусловлена его функциональной предназначенностью – единством коммуникативной (быть средством общения) и когнитивной (быть средством формирования и выражения сознания) функций.

4. Коммуникативная функция определяет то, что язык во всех формах своего существования социально детерминирован. Самая потребность в языке социальна по своей сути, появляется в обществе. Импульсы, идущие от общества к языку, проявляются прежде всего в его функционировании, затем в структуре. Примером влияния общественных процессов на языки является то, что контакты народов разного типа приводят к смешению языков.

5. Язык является средством выражения мышления. Связь языка и мышления несомненна и вместе с тем это относительно независимо существующие системы.

6. Все языки мира имеют общие черты, свойства, касающиеся самой сути их существования, что создает основу возможности понимания народов, говорящих на разных языках. При этом языки существенно различаются по составу единиц, их материальной форме и семантике, по типам организации в систему. Поразительное многообразие языковых структур этнических языков при этом типологизируется. Языки объединяются в группы на основе единства происхождения, родства (восхождения к одному языку-матери, праязыку). Такое объединение отражает генеалогическая классификация языков.

 

7. Языки объединяются в группы и на основе единства организации их грамматических структур, типов выражения лексических и грамматических значений. Такое объединение отражает морфологическая классификация языков.

2. Принципы системного устройства языка
2.1. Специфика системного описания объекта науки

Система – целостное, упорядоченное образование, существующее в целях выполнения определенной функции, благодаря особому способу иерархического согласования определенной субстанции с определенной структурой.

Язык как системное образование определяется следующим образом: иерархически организованная совокупность языковых элементов, находящихся в более или менее жестких структурных связях, направленная на выполнение коммуникативной и когнитивной функции.

Наука поэтапно приходит к осознанию системности объекта.

 

1. Сначала практические нужды человека приводят его к необходимости выделения из бесконечного, континуально-дискретного мира некоей его ограниченной части, отдельного фрагмента действительности. Происходит осознание его как нечто обособленное.

2. На следующем этапе осознается дискретность самого объекта, выделяются его свойства, элементы.

3. Осознается связность элементов. Устанавливается сетка отношений. Самостоятельным предметом изучения становятся отношения элементов внутри объекта. Осознание важности структуры объекта, отношений элементов внутри объекта приводит к тому, что сам объект начинает рассматриваться как элемент внешних связей.

4. Структурный и вещный подходы объединяются. Исследуется то, какие из свойств объекта обусловлены субстанциональными свойствами его элементов, а какие – сеткой отношений этих элементов. Система, образуясь из отдельных элементов, зависит от их индивидуальных свойств, с другой стороны, воздействует на части и меняет их первоначальные свойства и функции.

 

Представление о системности объекта лингвистической науки складывается в первой половине ХХ в.

Становление системного описания языка продолжается и в современной лингвистике.

Элементный подход к изучению языка – исторически первоначальный.

В дососсюровском языкознании выделялись актуально наблюдаемые и актуально выделяемые фрагменты как реальные части связного потока речи.

В современном языкознании происходит выделение абстрактных единиц, инвариантов: фонем, морфем, лексем, структурных типов предложения и текста.

Выделяются также элементы, из которых состоят актуально выделяемые единицы текста: дифференциальные признаки звуковой формы и семантики.

Структурный подход.

Под структурой понимается сеть отношений в объекте, внутренняя упорядоченность языковых единиц благодаря их встраиванию в противопоставленные ряды.

Структурный подход – это подход, позволяющий обнаружить отношения между составными частями объекта.

Структура может изучаться в отвлечении от субстанционального начала, как это было в крайних направлениях структурализма.

Для современного языкознания характерен второй путь – анализ соотнесенности плана выражения и плана содержания в осуществлении знаковой функции.

 

Ср., например: Изменение структуры слова – порядка расположения его частей приводит к изменению его смысла: flower-garden «цветочная грядка» – garden-flower «садовый цветок», тоже самое происходит в системе предложения: Мать любит дочь; Дочь любит мать.

 

Функциональный подход.

На этом пути происходит осознание взаимообусловленности структуры и субстанции, гетерогенности системы, осознание того, что одни типы отношений проявляются по-разному в зависимости от типа субстанциональных свойств единиц.

Языковая система интерпретируется как система подсистем, связанных межуровневыми связями.

Каждый элемент системы рассматривается как обладающий некими общими признаками с другими единицами языка, единицами других уровней, наряду с ними и собственными, отличительными.

Взаимозависимость структуры и субстанции в современном языкознании является непосредственным предметом исследования. Структура объекта всегда согласована с его субстанцией. В адаптивных системах всегда идет обязательная корректировка субстанции по отношению к структуре.

Например, заимствованное слово, входя в систему языка, включаясь в новую сетку отношений, меняет свои первоначальные характеристики.

Структура под воздействием элементов тоже меняется, например, под воздействием заимствований в русском языке развивается тенденция к аналитизму в грамматике, происходит разрушение закона смягчения согласных перед гласными переднего ряда.

Взаимоприспособление структуры и субстанции происходит в результате целенаправленности системы, т.е. связана с тем, для чего существует данная система, для каких задач она предназначена. Выбор вариантов элементов и структурных связей обусловлен целями, функцией системы. Язык устроен таким, а не иным образом потому, что он участвует в процессах когниции и коммуникации.

Итак, системный подход сводится к выяснению свойств системы через выявление ее элементов, отношений, функций.

Принцип иерархического устройства системы языка проявляется в том, что она существует как организованное целое частных подсистем, или уровней языка. Частные подсистемы (уровни) характеризуются особыми единицами и специфической реализацией универсальных структурных отношений (парадигматических и синтагматических). В языке как системе выделяется четыре основных уровня – фонетический, морфемный, лексический, синтаксический. От фонетического к синтаксическому уровню каждый последующий рассматривается как более высокий.

Принцип иерархичности вносит коррективы в определение степени упорядоченности системы.

От фонетики к лексике уменьшается степень системности, жесткости структуры, что связано с количеством единиц и степенью открытости к внешним воздействиям.

В каждой системе выделяются ядро и периферия.

В ядерной части единицы наиболее полно воплощают свойства системных единиц, связаны наиболее тесными отношениями, например, свойства существительного как части речи наиболее полно воплощают конкретные имен (стол, береза, ребенок), прилагательных – качественные имена (красный, умный, приветливый).

Иерархическое устройство системы корректирует и такое свойство системы, как ее целостность.

Система – это такое образование, общие свойства которого не сводимы к простой сумме свойств, его составляющих, но степень целостности на разных участках системы не одинакова. Степень взаимообусловленности существования единиц в пределах системы убывает от низшего уровня к высшему. Целостность может быть проявлена по-разному и в пределах одного уровня (в лексике, например, термины родства, термины цветообозначения более жестко структурированы, нежели лексемы с конкретной семантикой).

Целостность языка как иерархической системы проявляется в свойстве взаимопроникновения уровней. Соединение элементов одного уровня рождает принципиально иное качество, что приводит к появлению единиц другого уровня:

  • соединение звуков → появление морфемы, обладающей смыслом;
  • соединение морфем → номинативно самостоятельная единица, слово;
  • соединение слов → коммуникативно самостоятельная единица, предложение.

Функциональный подход к системе.

Любая частная система, являясь сложным единством своих элементов, входит в то же время, уже в качестве элемента, в другое единство более высокого порядка и становится с этой точки зрения элементом надсистемы.

В структуре подобной надсистемы данная система занимает особое место, зависящее уже не только от ее собственного состава и конкретных субстанциональных свойств, но и от реальных связей, которые устанавливаются между нею и другими элементами системы. В составе надсистемы система приобретает новые структурные характеристики, эти характеристики являются функциями системы.

Структурно-функциональную характеристику языка составляют все его многосторонние связи с окружающей действительностью, которые обусловливают существование двух базовых функций – коммуникации и когниции.

 

Рис. 4. Функция – назначение языка как

элемента более сложной системы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 8644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.