Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Креольские языки




Пиджин имеет только социальный субстрат, он ни для кого не является материнским языком. Некоторые из пиджинов расширяют свои коммуникативные функции, первоначально подсобное средство общения европейцев и туземцев начинает использоваться в общении представителей различных местных этносов. Создаются условия для развития вспомогательного языка в основной язык общения. Такое возникновение происходит в семьях, в которых муж и жена происходят из разных общин. Для детей в таких семьях пиджин становится первым и основным языком. С расширением функций языка усложняется его структура, расширяется словарь, пиджин превращается в креольский язык.

Процесс креолизации развивается в пределах одного-двух поколений.

На креольских языках в настоящее время говорит около 10 млн. человек.

Известно более 90 креольских языков. Примеры наиболее значимых:

— Малайско-индонезийский язык – официальный язык и язык межэтнического общения в республике Индонезия, один из официальных языков Малайзии и Республики Сингапур. Входит в 10 самых распространенных языков мира.

— Суахили – межэтнический язык Восточной Африки, входящий число 25 самых распространенных языков планеты.

— Ток-писин, новогвинейский пиджин, сложившийся в 19 в.

— Африкаанс, или бурский язык, сложился в 17 в.

Интереснейшей чертой креольских языков, как и пиджинов, является их значительное структурное сходство при том, что они складываются на основе смешения различных языков, в грамматике:

  • отсутствие словоизменительных категорий, аналитизм, изоляция;
  • однотипность глагольной системы: одна основа для всех времен;
  • широкое использование повтора для выражения мн. ч.;
  • сущ. вещь используется в качестве вопросительного местоимения;

в лексике:

  • широкое развитие омонимии вследствие искажения звучания слов языка-источника;
  • одноморфемные слова;

в словообразовании преобладает словосложение.

6. Аспект когнитивных детерминаций существования языка
6.1. Аспекты рассмотрения проблемы соотношения языка и мышления

Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное, опосредствованное и обобщенное познание существенных связей и отношений предметов и явлений.

Проблема соотношения языка и мышления – одна из вечных проблем языкознания, философии, психологии и ряда других наук.

Практически никто не отрицает наличия этой связи как взаимообусловленности. Различие мнений заключается в разной интерпретаций типа этих связей, степени и характера взаимовлияний.

Множественность теорий обусловлена и тем, насколько полно вовлекается в описание одного феномена (например, языка) влияние другого феномена (мышления), и наоборот, насколько представляется важным для осознания законов механизмов мышления привлечение фактов языка.

Колебания во мнениях весьма значительны – от игнорирования фактов взаимовлияния до признания полной зависимости. Например, в рамках структурной лингвистики язык исследовался «в себе и для себя», без учета внешних детерминаций, а в разных вариантах логических теорий язык рассматривался как некий слепок с мышления.

Сложность решения вопроса о способах соотношения, взаимовлияния языка и мышления связана и со сложностью, многоаспектностью соотносимых феноменов.

 

«Трудность решения вопроса о соотношении мышления и языка, мышления и речи связана со смешением понятий мышления как деятельности и мышления как продукта деятельности, смешением генетического аспекта, когда рассматривается вопрос о возникновения языка и мышления и синхронно-функционального, когда имеются в виду способы функционирования мышления и роль языка при этом функционировании» (С.Л. Рубинштейн).

 

Выделим вслед за С.Л. Рубинштейном аспекты изучения проблемы изучения соотношения языка и мышления:

Гносеологический аспект связан с выяснением взаимодействия языка и мышления в системах уже сложившихся феноменов, в которых закреплены результаты познавательной деятельности человека в виде некоторых стабильных компонентов.

Исходный материал – языковые элементы, в которых зафиксированы наиболее общие результаты мышления в виде значения лексических, морфологических, синтаксических единиц.

Деятельностный, или психолингвистический и когнитивистский подходы направлены на выявление закономерностей взаимодействия языка и мышления в процессах речемыслительной деятельности.

Исходный материал исследования при этом: речемыслительная деятельность, некоторые аспекты которой непосредственно наблюдаемы, в том числе при проведении психолингвистических экспериментов.

Этим двум аспектам синхронного рассмотрения проблемы противопоставлен генетический подход – анализ взаимодействия языка и мышления в процессах их становления.

Генетический аспект проблемы – это сфера гипотез, выявляется по косвенным данным, прежде всего моделируется по результатам наблюдений становления речи у ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.