Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма




КЛЮЧ

Ответы


1. Никогда. Руководитель с развитым ЭИ не ограничивает других, он всегда помогает им добиться большего.
2. Иногда. Это компромисс честных стандартов с человеком как приоритетом.
3. Никогда. Это противоречит высокому ЭИ и пониманию руководящей роли. Не путать с зонами ответственности.
4. Никогда. Это часть работы.
5. Редко. Наша цель - создать открытую и дружескую среду. Мы не думаем всегда о "правоте", а о том, что поможет.
6. Никогда. Проблемы и разногласия требуют нашего участия, разъяснения и быстрой реакции. 7. Иногда. Надо понимать других, но не позволять им играть на Ваших чувствах.
8. Редко. Это нежелательно, но подавление этого в 100 % случаях означает, что Вы ведете себя искусственно.
9. Редко. Высокий ЭИ несет в себе естественное поведение и удовольствие от лидерства.
10. Обычно. Высокий ЭИ лишает страха открытости. Мы не боимся выглядеть "не так" и не претендуем на совершенство.
11. Редко. Нам интересны подробности, как часть комплексного подхода, как работа других, как возможный источник конфликта.
12. Редко. Часто суть т правда прячутся в подробностях.
13. Никогда. То "лекарство", которое предложит время, нам чаще всего не нравится. Мы можем решать важные вопросы и в ущерб расписания, которое раньше наметили.
14. 14. Редко. Это не то, что стоит делегировать (зато внимательно спросите, что стоит делегировать).
15. Редко. Смотри ответ 9.
16. Редко. Высокий ЭИ означает открытость и прямоту. Тем не менее, работу с разногласиями надо начинать осторожным.
17. Всегда. Это суть ЭИ.
18. Всегда. То же, что ответ 17, только еще более важно.
19. Иногда. Мотивация сотрудников растет, если они понимают, что "сегодня могут получить 5, несмотря на прежние оценки". С другой стороны, при правильной измеряемости и документальном сопровождении оценки работы, нельзя игнорировать "историю".
20. Всегда. Надо понимать и уважать чувства других, но если Вы должны послушать несколько людей, то важно быть открытым со всеми и не стать жертвой манипуляции.
21. Всегда. Руководитель с высоким ЭИ помогает другим расти, понять себя лучше, предлагает способ открытого общения. Если к Вам обращаются открыто, воспринимайте это как знак доверия и уважения.
22. Никогда. Руководитель с высоким ЭИ не страдает раздвоением в этом плане. "Руководитель" может повести себя жестко, не обидев "человека" в себе.
23. Всегда. Руководитель с высоким ЭИ не стесняется того, что ему приятно сделать так, чтобы дело было сделано, проблемы решились, люди вокруг него были довольны.
24. Всегда. Это суть. Люди не могут значительно улучшить результаты, ничего не изменив и без риска.
25. Никогда. Есть другие источники авторитета, такие как наши человеческие и профессиональные качества.
26. Обычно. Если человек понимает Вашу жизненную философию, он лучше поймет, в каком направлении Вы движетесь, что Вами движет, легче сможет создать контакт с Вами.
27. Всегда. Речь идет о том, что сначала надо понять, и на данном этапе спонтанность мешает.
28. Всегда. Если не любим убеждать, придется только командовать.
29. Всегда. Руководитель с высоким ЭИ обладает способностью увидеть проблему или ее потенциальный источник раньше других. Он на раннем этапе должен увидеть спад эффективности, нарушения отношения, упадок заинтересованности и т.д.
30. Всегда. Смотри ответ 29.
31. Всегда. Выражать гнев - последний шаг. Взаимное уважение - вот то, что нужно. Мы должны добиться своего цивилизованным путем.
32. Иногда. Не "держать" вообще - опасно: ничего не услышим и не узнаем. "Передерживая" в качестве обратной реакции получим замкнутость.
33. Всегда. Словами и невербальным поведением руководитель с высоким ЭИ добивается того, что его сотрудники воспринимают себя как уникальных людей.
34. Редко. Смотри ответ 32.
35. Всегда. В наше время в частности надо понимать весь риск, связанный с вопросами дискриминации любого рода, чувствительных вопросов национальности, религии, сексуального приставания и т.п.
36. Всегда. Смотри ответ 33.
37. Редко. Без участия и вовлечения мы не можем понять других, поделиться своими чувствами, узнать, что то, что нам нужно для решения проблем, не сможет помочь.
38. Обычно. Смотри ответ 10.
39. Обычно. Смотри ответ 10.
40. Редко. Мы остаемся рядом, чтобы помочь. Ваши сотрудники будут отличать контроль ради контроля и контроль с целью оказания помощи.
41. Всегда. На пути от хаоса к ясности нужно рассматривать все и отбрасывать аргументированно. 42. Всегда. Если чувствуете, что не хватает данных, то возможно "слышим только себя". Надо разделять несогласие с нашим мнением и атаку на нас лично.
43. Всегда. Что привело к конфликту - это наш ключ к разрешению и пониманию.
44. Всегда. Так как руководитель с высоким ЭИ участвует с самого начала, то он берет на себя ответственность.
45. Всегда. И на этапе обсуждения, и когда надо донести до сотрудников решение проблемы (которое может устроить людей в разной степени), руководитель с высоким ЭИ предпочитает гласность и прозрачность.
46. Редко. Фактически только в случаях, когда информация нужна для разрешения проблемы, и никаким образом нельзя отнести ее к информации для личного пользования.
47. Редко. Смотри ответ 14.
48. Обычно. Смотри ответ 17. Это, возможно, момент истины, определяющий наш уровень ЭИ.
49. Всегда. Смотри ответ 48.
50. Всегда. Несмотря на свою открытость, руководитель с высоким ЭИ осознает, что отклики и реакция имеют значение.
51. Обычно. Смотри ответы 10, 30 и 39.
52. 52. Всегда. Если намерения понятны и направление известно, легче получить поддержку и помощь, необходимые для достижения корпоративных целей.
53. Всегда. Смотри ответ 52.
54. Всегда. Смотри ответ 52.
55. Всегда. Смотри ответ 17.
56. Обычно. На основе фактов и опыта руководитель с высоким ЭИ помогает другим лучше понять себя, но делает это ненавязчиво.
57. Всегда. Когда мы помогли другим почувствовать себя хорошо, они могут сделать то, на что они способны и больше, чем ожидается. Важная часть задачи - это правильное определение того, кто годится на какую работу.
58. Всегда. Если знаем, как добиться открытости, то у нас будут те факты, которые помогут нам принять правильное решение. В этом процессе много захватывающего.
59. Всегда. Чувство того, что мы отреагировали быстро и добились результата, может помочь нам получить удовлетворение от работы.
60. Всегда. Эти два противоположных чувства помогут нам добиться нужного баланса.


Результат

Если Вы угадали ответ, дайте себе 5 баллов, если Ваш ответ удален от правильного на 1 балл, дайте себе 4 балла, если на 2 балла - дайте 3, и т.д.

Пример:
1) Точный ответ - Всегда. Вы ответили Обычно - 4 балла, ответили Редко - 2 балла.
2) Точный ответ - Иногда, тогда за ответы Обычно и Редко дайте себе 4 балла, а за ответы Всегда или Никогда - по 3 балла.

Если у Вас:
Больше 240 баллов: Вы "суперзвезда" в плане ЭИ, и работая с Вами можно получить хорошую поддержку.
Больше 180 баллов: Вы просто "звезда", и похоже, что немного усилий - и Вы станете "суперзвездой".
Больше 120 баллов: Вы не можете претендовать на призовое место по части ЭИ, но Вы отвечали честно, и это отрадно.
Больше 60 баллов: похоже, что Вам "некуда двигаться кроме как к лучшему", и работа над ЭИ поможет Вам как никому.

 

By Jan - Posted on 18 Октябрь 2007

Авторы: Карпов А. В., Петровская А. С.

Источник: журнал «Вестник интегративной психологии» выпуск 4 (2006 г.)

В настоящее время в психологической науке наблюдается интеграция различных психологических направлений, различных психологических явлений. Долгое время в науке доминировала аналитико-когнитивная парадигма изучения психических процессов, выделяющая когнитивные, эмоциональные, волевые и мотивационные процессы, как относительно независимо и автономно функционирующие системы. Постепенно назрела необходимость ее дополнения регулятивно-синтетической парадигмой. В активно развивающемся в психологии метакогнитивном направлении очевиден процесс трансформации от аналитического подхода к синтетическим установкам на изучение процессов, являющихся одновременно и когнитивными и регулятивными.

Проблема эмоционального интеллекта, возникшая на стыке психологии мышления и психологии эмоций, свидетельствует о возрастающей необходимости исследования взаимодействия психических процессов между собой и влияния этого взаимодействия на функционирование личности. В свете разрабатываемой нами концепции интегральных процессов психической регуляции деятельности, помимо основных традиционно выделяемых процессов первого порядка (микроуровень), дифференцируются интегральные процессы регуляции деятельности и поведения, выступающие в качестве промежуточного звена между основными процессами и целостной структурой деятельности и поведения (мезоуровень) [2]. Третий (макроуровень) включает рефлексию как процесс, дифференцирующийся на систему операциональных средств ее реализации и базирующийся на синтезе интегральных процессов.

Разрабатывая проблематику эмоционального интеллекта, мы сформировали предположение, согласно которому эмоциональный интеллект целесообразно интерпретировать как результативное проявление системы метапроцессуальных процессов личности.
В связи с этим, в настоящей статье будет дан краткий обзор существующих представлений об эмоциональном интеллекте и предложено наше понимание проблемы эмоционального интеллекта.

Понятие «эмоциональный интеллект» возникло относительно недавно, в начале 1990-х гг. Предположения о взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер психики высказывались великими учеными Античного мира (Платон, Аристотель). В дальнейшем о единстве интеллекта и аффекта писал Л. С. Выготский. Отечественными и зарубежными психологами проводились исследования взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер психики, но по-настоящему активное внимание к данной проблеме появилось в последнее десятилетие. Интерес к эмоциональной составляющей регуляции возник в связи с несостоятельностью традиционных тестов на интеллект в качестве предикторов успешности деятельности, а в более общем контексте, адаптации. Другой причиной взрыва «эмоциональной революции» стало формирование управления нематериальными активами компаний, в результате возникли методы управления эмоциями как части интеллектуального капитала [3].

Предложенный в качестве альтернативы IQ коэффициент эмоционального интеллекта EQ, по мнению сторонников теории эмоционального интеллекта, достоверно предсказывает успех людей и в будущем полностью заменит измерение интеллекта в образовании, в диагностике и коррекции психопатологии, при приеме на работу, обучении и аттестации сотрудников [6].

Конструкт «эмоциональный интеллект» принимает самые многообразные формы и содержание в зависимости от взглядов исследователей. И все же можно выделить две общие альтернативные модели эмоционального интеллекта.

Смешанные модели включают когнитивные, личностные и мотивационные черты, благодаря чему они оказываются тесно связанными с адаптацией к реальной жизни и процессами совладания (R. Bar-On, D. Goleman, R. Cooper). Эти модели предполагают измерение эмоционального интеллекта с помощью опросников, основанных на самоотчете, подобных традиционным личностным опросникам. Модели способностей определяют эмоциональный интеллект как набор способностей, измеряемых с помощью тестов, состоящих из заданий, имеющих правильные и ошибочные ответы (J. Mayer, D. Caruso, P. Salovey)

К смешанным моделям можно отнести представления Д. Гоулмена об эмоциональном интеллекте, который популяризовал этот конструкт и повлиял на всемерное распространение этого понятия и внес значительный вклад в использование эмоционального интеллекта в бизнесе для обучения руководителей, приема персонала, изменения организационной культуры компаний и т. д.

Согласно Д. Гоулмену эмоциональный интеллект есть «способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей» [1]. Конкретная структура эмоционального интеллекта, по Д. Гоулмену, включает набор разнокачественных и даже разнонаправленных параметров: во-первых, понимание собственных эмоций, целей и результатов своего поведения, и вместе с тем понимание эмоций и поведения других людей; во-вторых, умение регулировать свои эмоции и поведение и влиять на поведение других людей. Эти качества, хотя и относятся к одной сфере, но разнонаправлены и потому представлены различным образом у одного и того же индивида.

Другим примером смешанной модели является концепция Р. Бар-Она. Он предлагает следующее определение эмоционального интеллекта: «множество некогнитивных способностей и навыков, влияющих на способность успешно справляться с требованиями и давлением окружения» [5]. Бар-Он создал опросник на измерение эмоционального интеллекта, который включает следующие компоненты:

  1. интраперсональные: самонаблюдение, эмоциональное самосознание, напористость, самоутверждение, независимость, самоактуализация;
  2. интерперсональные: эмпатия, социальная ответственность, интерпесональные отношения;
  3. управление стрессом: толерантность к стрессу, контроль импульсивности;
  4. способность к адаптации: проверка реальности, гибкость, решение проблем;
  5. оценка общего настроения: оптимизм, счастье.

Смешанные модели эмоционального интеллекта подвергаются критике по нескольким причинам.

Во-первых, за чрезмерное расширение понятия эмоционального интеллекта, в которые включаются самые разнообразные личностные характеристики, такие, как эмпатия, мотивация, настойчивость, навыки общения и т. д.

Во-вторых, смешанные модели эмоционального интеллекта предполагают, что эти переменные обладают предсказательной силой относительно многих жизненных ситуаций. Но в действительности, под новым именем скрываются известные исследования личности, разработанные конструкты.

В-третьих, в популярной литературе встречаются слишком завышенные притязания на то, что люди с высоким эмоциональным интеллектом обладают несравненными преимуществами перед остальными. Научные исследования показывают, что эмоциональный интеллект обладает такой же предсказательной силой, как и другие личностные переменные (например, расхождения могут составить от 2 до 25 %).

Критике подвергаются методики, разработанные в рамках смешанных моделей, в связи с сомнениями в адекватности оценки испытуемыми своих способностей в области понимания и управления эмоциями [4]. Хотя имеются достаточно надежные шкалы с приемлемой критериальной валидностью, требуются дальнейшие эмпирические исследования для подтверждения того, что опросники измеряют характеристики, имеющие отношение к интеллекту.

К моделям способностей относится концепция эмоционального интеллекта, предложенная Дж. Мэйером, Д. Карусо и П. Сэловеем [7]. Они определяют эмоциональный интеллект как способность воспринимать, вызывать эмоции, повышать эффективность мышления с помощью эмоций, понимать эмоции и эмоциональные знания, и рефлексивно регулировать эмоции для эмоционального и интеллектуального развития. Эмоциональный интеллект представляет собой комбинацию 4-х способностей:

  1. Восприятие, идентификация эмоций (собственных и других людей), выражение эмоций. Представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию, чувствам и мыслям; определить эмоции других людей через произведения искусств, речь, звуки, внешний вид и поведение, точно выражать эмоции и потребности, связанные с данными чувствами; дифференцировать истинные и ложные выражения чувств.
  2. Фасилитация мышления — способность вызвать определенную эмоцию и потом контролировать ее, т. е. как эмоции входят в когнитивную систему и изменяют когниции. Эмоции направляют внимание на важную информацию; помогают в рассуждениях и в памяти на чувства, смена настроения с оптимистического на пессимистическое позволяет учитывать разные точки зрения; эмоциональные состояния по-разному помогают в конкретных подходах к решению проблем.
  3. Понимание эмоций — способность понимать сложные эмоции и эмоциональные переходы с одной стадии на другую, анализ эмоций, использование эмоциональных знаний. Понимание эмоций представляет собой способность классифицировать эмоции и распознавать связи между словами и эмоциями; интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений; понимать сложные (амбивалентные) чувства; осознавать переходы от одной эмоции к другой
  4. Управление своими эмоциями и чувствами других людей. Это рефлексивная регуляция эмоций, необходимая для эмоционального и интеллектуального развития, которая помогает оставаться открытым к позитивным и негативным чувствам; вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; осознавать эмоции, определять их ясность, типичность, целесообразность и т. д.; управлять своими и чужими эмоциями с помощью сдерживания негативных чувств и повышения положительных, без искажения содержащейся в них информации.

По мнению авторов, эмоционально интеллектуальный человек должен постоянно справляться с состояниями эмоциональной нестабильности. Управление эмоциями подразумевает понимание развития отношений с другими людьми, что требует учета различных вариантов развития эмоций и их выбора. Регулирование эмоций должно быть пластичным.

Используемые для измерения эмоционального интеллекта объективные тесты, по сравнению с опросниками, обладают большей надежностью и удовлетворительной критериальной валидностью. Хотя открытыми остаются вопросы подсчета баллов, вероятной подмены оценки эмоциональных способностей испытуемых их конформности к социальным нормам, соотнесения конструкта эмоционального интеллекта и других способностей

Итак, в настоящее время происходит процесс формирования научных основ эмоционального интеллекта. Требуется четкое и теоретически обоснованное определение самого понятия эмоционального интеллекта. Необходимо обозначить единый подход к его измерению, исследовать нейропсихологические основы эмоционального интеллекта. Не менее важным является изучение связи между эмоциональной компетентностью и профессиональной успешностью.

Нам представляется возможным рассматривать проблему эмоционального интеллекта в рамках более общего направления метакогнитивизма. Как уже было отмечено выше, согласно нашим представлениям, эмоциональный интеллект является метапроцессуальным феноменом. Это образование является одновременно когнитивным (с точки з рения познания индивидом своих эмоций и чувств других людей) и регулятивным (позволяющим субъекту регулировать собственные эмоциональные процессы и контролировать эмоции окружающих).

На основании принципа гетерархичности представляется возможным влияние первичных процессов не только как обращенность на «самих себя» (мышление о мышлении, память о памяти), но и их обращенность друг на друга (мышление об эмоциях, эмоциональный интеллект).

В настоящее время нами проводится цикл исследований, направленный на верификацию сформулированного подхода к пониманию эмоционального интеллекта, а также определение его места в общей системе психических процессов, на изучение наличия реальной причинно-следственной связи между эмоциональным интеллектом и практической деятельностью. В качестве последней была выбрана деятельность руководителя. Этот выбор обусловлен несколькими причинами. Во-первых, до сих пор остается до конца не выясненными составляющие успешности деятельности руководителя, нет достаточно эффективных методов диагностики, отбора и прогноза личностного потенциала лидеров. Во-вторых, практическое применение концепции эмоционального интеллекта сосредоточено именно в области организационной психологии. В-третьих, деятельность руководителя направлена прежде всего на общение, и здесь большая роль принадлежит эмоциональному интеллекту как основному регулятору взаимодействия людей.

Решение поставленных задач предполагает необходимость адаптации существующих методик на измерение эмоционального интеллекта с их полной психометрической проверкой на большой выборке стандартизации. В этом плане получены предварительные результаты, показывающие наличие значимой (на уровне p=0,80) о трицательной корреляции между результатами опросника и теста на эмоциональный интеллект, что говорит об ортогональности двух конструктов, заложенных в этих разных видах тестов. И если опросники, основанные на самоотчете, направлены на измерение знания испытуемыми о своем эмоциональном интеллекте, то объективные тесты оценивают непосредственно уровень самого эмоционального интеллекта. Эти предварительные соображения нуждаются в дальнейшей эмпирической проверке и теоретическом анализе.

Литература:

  1. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 301 с.
  2. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 424 с.
  3. Оськин В. На пороге эмоциональной революции // Управление персоналом. 2004. № 16. С. 49—53.
  4. Робертс Р. Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д. В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3—24.
  5. Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto. Canada: Multi-Health Systems. 1997.
  6. Cooper R.K. Sawaf A. Executive EQ: Emotional intelligence in leaders and organizations. New York: Grosset/Putnam, 1997.
  7. Mayer, J.D., Salovey, P., Caruso, D. Models of Emotional Intelligence In R. J. Sternberg (Ed.). Handbook of Human Intelligence (2nd ed.), pp. 396—420. New York: Cambridge.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.