Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Носители информации о товаре и маркировка




Технические документы

Требования к информации

Носители информации о товаре и маркировка

Виды и средства товарной информации

Товарная информация

Зачем нужна регистрация товарного знака?

Представьте себе ситуацию, когда предприятие продолжительное время успешно работает под незарегистрированным названием, производит хороший товар или оказывает высококачественные услуги под незарегистрированным товарным знаком.

В этом случае это предприятие рискует стать жертвой недобросовестной конкуренции, так как любое физическое или юридическое лицо может зарегистрировать его товарный знак на себя и, присвоив тем самым не только репутацию, но и его торговую марку. При этом новоявленный "собственник" будет иметь право привлечь истинного владельца товарного знака к гражданской или уголовной ответственности.

Помимо вышесказанного, возможна противоположная ситуация, когда предприятие в своей коммерческой деятельности использует товарный знак, принадлежащий другому лицу. В этом случае оно, может быть и неосознанно, рискует стать нарушителем прав законного собственника этого товарного знака со всеми вытекающими последствиями, включая обязанность возместить нанесенные незаконным использованием убытки.

Наконец, рассмотрим более чем реальный случай, когда после нескольких лет работы на рынке компания, в силу внутренних противоречий, делится на несколько фирм или предприятий, занимающих одну нишу рынка. Так часто бывшие партнеры по бизнесу превращаются в конкурентов. При этом каждый из них считает себя правопреемником и претендует на уже известный потребителям товарный знак, торговую марку, логотип запомнившийся слоган и т.п.

Во всех описанных случаях расходы материальные и моральные, связанные с восстановлением справедливости, могут оказаться несоизмеримо большими, чем затраты, требующиеся для своевременной регистрации товарного знака Патентным ведомством РФ, удостоверяющие Ваши права законного владельца на товарный знак.

 

 

 

Вопросы:

Информация о товаре — это совокупность характеризующих его сведений. Ее основная функция — информирование покупателя о потреби­тельной стоимости товара. Информация о товаре влияет на форми­рование потребительского спроса на товары.

В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающую; коммерческую; потребительскую.

Основополагающая товарная информация — основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. К основополагающей информации относятся вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.

Коммерческая товарная информация — сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД и т. п. Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование.

Потребительская товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные, в конечном счете на потребителей. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др. Красочные изображения на товаре и/или упаковке также предназначены для усиления эмоционального восприятия их

потребителями.

Для доведения сведений до субъектов рыночных отношений применяют

многообразные формы товарной информации: словесную; цифровую;

изобразительную; символическую; штриховую.

Средствами товарной информации служат: маркировка; технические документы; нормативные документы; справочная, учебная и научная литература; реклама и пропаганда.

Указанные средства информации различаются соотношением

основополагающей, коммерческой и потребительской информации. Общим для них является наличие основополагающей информации. Так, в маркировке наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, а самый низкий — на коммерческую.

 

С позиций товароведения как научной дисциплины виды информа­ции о товаре классифицируют по следующим признакам: источнику происхождения; характеру проявления; объему; форме представления.

По источнику происхождения информацию о товаре подразделяют на:

- производственную;

- торговую;

- бытовую.

По характеру проявления на:

- товароведную;

- органи­зационную.

По объему информацию подразделяют на:

- специальную (для специалистов);

- покупательскую (для потребителей).

По форме представления различают:

- мар­кировочно-справочную;

- маркировочно-условную;

- эксплуатационно-сопроводительную;

- рекламно-справочную.

Маркировочно-справочная товароведная информация предусмотрена нормативно-технической документацией. Она включает марки­ровку изделий — нанесение определенных знаков или симво­лов, характеризующих изделие. Маркировка – это часть информации, которая наносится изготовителем или продавцом непосредственно на товар, тару, ярлыки и др.

 

Маркировочно-условная информация представляется в виде условных знаков.

Эксплуатационно-сопроводительная информация как составная часть товароведной информации содержит в основном сведения о сложной бытовой технике новых видов и включает руководство по эксплуатации (документ, необходимый для правильной эксплуата­ции изделия), паспорт (документ, удостоверяющий гарантированные предприятием-изготовителем параметры и характеристики изделий) и этикетку (документ, в котором излагаются основные показатели и сведения, необходимые для эксплуатации изделий, которые сложно маркировать на изделии или его индивидуальной упаковке). Этикетка может выступать в качестве товарного знака изделия.

Рекламно-справочная информация выполняет функции ознакомления возможных покупателей с видами товаров, их свойствами и ценой.

 

Носители информации о товаре:

- бандероль — лента, как правило, из бумаги, с текстом — выходными данными изделия, обернутая вокруг него.

- бирка маркировочная — деталь различной формы и из различных материалов, прикрепляемая к заготовкам, полуфабрикатам и издели­ям для нанесения служебной информации.

- наклейка — вспомогательное средство упаковки, изготовляется из бумаги или полимерной пленки, служит как для размещения инфор­мации, так и в качестве контрольной марки, препятствующей вскры­тию упаковки.

- пломба — изделие из свинца или пластичного материала с отти­ском печати, закрепляемое так, что без повреждения оттиска нельзя вскрыть опломбированную упаковку или изделие. Пломба навешива­ется на новое или отремонтированное изделие, крышки тары для кон­троля за вводом в эксплуатацию, потреблением, применением или от­крыванием.

- табличка - деталь в форме пластины или диска с нанесенной на ней текстовой или графической информацией. Табличка прикрепля­ется к изделию, содержит отличительный знак завода-изготовителя, наименование изделия, номер и другую информацию.

- эмблема — условное изображение какого-либо понятия.

- этикетка — любая красочная или описательная характеристика продукта и его изготовителя, напечатанная в виде трафарета, штампа, рельефа на единице упаковки, а также на листе-вкладыше или ярлыке, прикрепленном (прилагаемом) к каждой единице товара.

- ярлык - изделие заданной формы, размеров и материала, предна­значенное для нанесения маркировки и прикрепления к упаковке или товару. Синоним — бирка.

 

Маркировка может включать три элемента: текст, ри­сунок и условные обозначения или информационные знаки.

Текст - форма письменной информации, наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировок. Удельный вес текста на маркировке в зависимости от ее назначения и носителей составляет 50—100%.

Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В наи­большей степени он присущ производственной маркиров­ке, в наименьшей — торговой. Удельный вес рисунка колеблется в пределах от 0 до 50% всей товарной информации на маркировке.

Условные обозначения, или информационные знаки (ИЗ), характерны в основном для производственной марки­ровки. В товарной маркировке они встречаются реже.

Термин «товарный знак», используемый в тексте Закона …, охватывает две его разновидности: собственно товарные знаки и знаки обслуживания. Услуга является таким же товаром, предметом договоров, как и материальные объекты. Однако маркировать услугу, которая представляет собой, согласно Гражданскому Кодексу, определенную деятельность, невозможно. Поэтому говорят о знаках обслуживания, которые, как правило, используются в различного рода рекламных материалах, украшают оборудование и инвентарь, используемые для оказания услуг.

Знаки наименования мест происхождения товара — это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географи­ческого объединения природными условиями или людски­ми факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно.

Знаки соответствия или качества.

«Знак соответствия (в области сертификации) — защищенный в установлен­ном порядке знак, применяемый или выданный в соответ­ствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция, процесс или услуга соответствуют кон­кретному стандарту или другому нормативному докумен­ту» (МС ИСО/МЭК 2, п. 14.8)».

Штриховой код (ШК) — знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.

Компонентные знаки - знаки, предназначенные для информации о применяемых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных (или несвойственных) товару.

К наиболее часто встречающимся на импортных това­рах информационным знакам относятся компонентные зна­ки, обозначаемые буквой «Е» и трех- или четырехзначным цифровым кодом.

Все пищевые добавки разделены на функциональные классы в зависимости от технологических функций, например, красители (применяются для окраски некоторых пищевых продуктов); консерванты (применяются для про­дления сроков хранения пищевых продуктов); антиокислители (антиоксиданты) (за­медляют окисление, предохраняя тем самым пищевые про­дукты от порчи); стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию пищевых продуктов); эмульгаторы (поддерживают опреде­ленную структуру продуктов питания); усилители вкуса и аромата (усиливают вкусовые и ароматические свойства пищевых продуктов); антифламинги (понижают пенистость пищевых продуктов) и др.

Размерные знаки - знаки, предназначенные для обо­значения конкретных физических величин, определяющих количественную характеристику товара.

С 1980 г. эти названия должны соответствовать Международной системе единиц физических величин (СИ). Однако на упаковке некоторых импортных товаров размер может быть выражен в национальных единицах. Напри­мер, в США и Великобритании массу указывают в унциях (1 унция = 28,34 г).

Эксплуатационные знаки — знаки, предназначенные для информации потребителя о правилах эксплуатации, спо­собах ухода, монтажа и наладки потребительских товаров.

Многие эксплуатационные знаки для текстильных из­делий настолько наглядны, что даже без особых пояснений: гладить при высокой температуре (макс. 200°С), гладить при средней температуре (макс. 150°С), не гладить при высокой температуре (макс. 110°С), не гладить; сушка в электрической сушилке для белья: нормальная сушка, щадящая сушка, в электрической сушилке не сушить.

Символы по уходу за изделиями касаются стирки, отбеливания, глажения, химической чистки и сушки.

Знаки уп­равления - разновидность эксплуатационных знаков. Например, на некоторых электроутюгах разные режимы глаженья обозначают одной, двумя и тремя точками с соответствующим пояснением в сопроводительных документах. На бытовых холодильниках и морозильниках диапазон температур обозначен звездочками.

Манипуляционные знаки — знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами.

Примеры манипуляционных знаков: «Осторожно. Хрупкое!», «Боится нагрева», «Верх не кантовать»; «От­крывать здесь!»,«Беречь от нагрева!»

Предупредительные знаки - знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или указания на дей­ствия по предупреждению опасности.

Цель предупредительной маркировки - инфор­мирование о последствиях вредного воздействия опасных товаров, указание способов и средств защиты, обеспечива­ющих безопасное обращение с ними.

Предупредительные знаки подразделяют на два вида:

1. Предупреждающие об опасности;

2. Предупреждающие о действиях по безопасному исполь­зованию.

Экологические знаки (эко-знаки) наносятся на то­вары и предназначены для ин­формируют об экологической чистоте потребительских или экологически безопасных способах их эксплуа­тации, использования или утилизации.

Вопрос 3. Требования к информации (правило 3 «Д»)

 

Первое «Д» — достоверность — предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации и субъективизма в их представлении, вводящих пользователей информации в заблуждение.

Наиболее часто недостоверна информация о фальсифицированных товарах, так как ассортиментная и качественная фальсификации обязательно сопровождаются информационной.

Следовательно, недостоверность информации в большинстве случаев может быть квалифицирована как информационная фальсификация. Недостоверная информация может быть вызвана недостаточными профессиональными знаниями субъектов, ее представляющих, или нечеткими требованиями к определенным сведениям.

Второе «Д» — доступность — связано с принципом информационной открытости сведений о товаре для всех пользователей.

В свою очередь, общее требование доступности информации можно подразделить на ряд частных.

Языковая доступность означает, что информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей, для которых этот товар предназначен. В Федеральном законе «О защите прав потребителей» указывается, что сведения о товаре должны быть на русском языке.

Востребованность — требование, закрепляющее право потребителя на необходимую информацию и обязанность изготовителя или продавца ее предоставлять по первому требованию, регламентируется Федеральным законом «О защите прав потребителей».

Понятность — требование, предполагающее использование общепринятых понятий, терминов, определения которых приводятся в терминологических стандартных словарях и справочниках, или эти термины и понятия относятся к общепринятым, поэтому не требуют определений и пояснений.

К общепринятым понятиям следует отнести наименования известных потребительских товаров (хлеб, овощи, плоды, масло сливочное, сыр сычужный, маргарин и т. п.). Однако не все наименования товаров, особенно новых или марочных, могут быть понятны покупателю (например, маргарин Солнечный или масло бутербродное), что требует поясняющей информации в устной или письменной форме (например, устная консультация продавца, аннотация или разъясняющий текст на маркировке).

Третье «Д» — достаточность информации может трактоваться как рациональная информационная насыщенность, что исключает предоставление как неполной, так и излишней информации.

Неполная информация — это отсутствие определенных сведений о товаре.

Информация для потребителя должны быть однозначно понимаемой, полной и достоверной.

Для отечественных товаров, изготовляемых по конструкторской документации, информация для потребителя должна соответствовать ГОСТ 2.601. Содержание информации на пищевые продукты оте­чественного и импортного производства, реализуемые на территории Российской Федерации, определено ГОСТом Р51074—97 «Продукты пищевые. Информация для по­требителя. Общие требования».

ГОСТ Р51121-97 «Товары непро­довольственные. Информация для потребителя. Область применения»

Этот стандарт устанавливает требования к информации для потребителя непродовольственных товаров и распространяется на непродовольственные товары отечественного и импортного производства, реализуемые на территории Российской Федерации, и устанавливает общие требования к информации о них для потребителей.

 

Информация для потребителя конкретного товара должна содержать следующие данные:

1. наименование товара;

2. наименование страны-изготовителя;

3. наименование фирмы-изготовителя (наименование фирмы-изготовителя может быть дополнительно обозначено буквами латинского алфавита);

4. основное (или функциональное) предназначение товара или область его применения;

5. правила и условия безопасного хранения, транспортирования, безопасного и эффективного использования, ремонта, восстановления, утилизации, захоронения, уничтожения (при необходимости);

6. основные потребительские свойства или характеристики;

7. информацию об обязательной сертификации;

8. юридический адрес изготовителя и (или) продавца;

9. массу нетто, основные размеры, объем или количество;

10. состав (комплектность);

11. товарный знак (товарная марка) изготовителя (при наличии);

12. дату изготовления;

13. срок годности (или службы);

14. обозначение нормативного или технического документа, по которому изготавливается товар (для товаров отечественного производства);

15. информацию о добровольной сертификации (при наличии);

16. информацию о знаке соответствия товара государственным стандартам (на добровольной основе);

17. штриховой код товара (при наличии);

18. специфическую информацию для потребителя (при необходимости);

Примечание: подпункты 1-8 являются обязательными для указания изготовителями и (или) продавцами.

В зависимости от вида и технической сложности товара изготовитель и (или) продавец вправе применить все или только часть из подпунктов 9-18, обеспечив при этом необходимую и достаточную для потребителя информацию, в том числе по безопасности, экологичности и энергоэкономичности товара.

Наличие информации об импортных товарах на рус­ском языке обеспечивается организациями и индивиду­альными предпринимателями, осуществляющими им­порт в Россию.

Так как Закон РФ «О защите прав потребителей» (ст. 8—10) закрепил право потребителя на информацию об изгото­вителе, исполнителе, продавце, товарах, работах, услугах, то обязанностью продавца является своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителя не­обходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях закреплена и Правилами продажи отдель­ных товаров (утверждены постановлением Правитель­ства РФ от 19 января 1998 г. № 55 (п. 11, 12, 13, 32)).

Под «необходимой информацией», т.е. достаточной, понимается полная, достаточная для потребителя, не имеющего специальных знаний о товаре, информация, которая со­здаст у него четкое представление о свойствах товара и помогает компетентно выбрать подходящий для него товар.

«Достоверная информация» означает ее точное соот­ветствие действительным свойствам товара.

Информация должна в доступной и наглядной фор­ме доводиться изготовителем или продавцом до сведе­ния потребителей до или при заключении договора куп­ли-продажи на выполнение работы (оказание услуги). Она должна содержать:

ـ общие требования, которые предъявляются к содер­жанию информации о всех товарах (работах, услу­гах);

ـ специальные требования, которым должна соответ­ствовать информация о продуктах питания, непро­довольственных товарах и работах и услугах.

 

По товарам (работам, услугам), которые при опре­деленных условиях могут представлять опасность для жизни и здоровья потребителей, должна сообщаться ин­формация о видах и возможных последствиях их воз­действия. Так, например, на вкладыше к лекарствам указываются побочные явления, вызываемые этим ле­карством, и противопоказания к их применению, на крас­ке для волос — возможность аллергических реакций.

Вопрос 4. Технические документы

Технические документы, содержащие информацию о товарах, подразделяют на следующие группы: товарно-со­проводительные и эксплуатационные.

Товарно-сопроводительные документы (ТСД) — доку­менты, содержащие необходимую и достаточную информа­цию для идентификации товарных партий на всем пути их товародвижения. ТСД предназначены для изготовителей и продавцов, поэтому относятся к коммерческой информа­ции. ТСД в зависимости от характеристик товара подраз­деляют на виды: количественные, качественные, расчетные и комплексные. Разновидности ТСД определяются назначе­нием конкретных документов.

Количественные ТСД — технические документы, пред­назначенные для передачи и хранения информации о коли­чественных характеристиках товаров или товарных пар­тий. Кроме размерных характеристик (масса, длина, объем и т.п.), в них обязательно содержатся сведения, идентифи­цирующие товар, к которому эти характеристики относят­ся (наименование, при необходимости сорт, марка и т. п.). Информация о ценах также может содержаться в количе­ственных ТСД.

К количественным ТСД относятся отвесы, заборные лис­ты, упаковочные листы, спецификации, акты об установ­ленном расхождении в количестве товаров, коммерческие акты, акты отбора образцов. Некоторые из перечисленных ТСД (отвесы, заборные листы) имеют внутрихозяйственное назначение, другие служат приложением к накладным (упа­ковочные листы, спецификации), поэтому нет необходимости расширять в них перечень сведений о товаре — его изго­товителе, дате выпуска и пр.

Акты об установленном расхождении в количестве товаров составляют в тех случаях, когда фактическое ко­личество товаров при приемке не совпадает с количест­вом, указанным в документах. Наиболее часто такие акты составляют для товарных партий импортных товаров. Со­ставляют их в присутствии материально ответственного лица предприятия-получателя, представителя иностран­ного поставщика, а при его отсутствии и согласии — экс­перта Торгово-промышленной палаты или компетентного представителя незаинтересованной организации.

Коммерческий акт составляют при обнаружении ко­личественных расхождений между фактическими и доку­ментальными данными при приемке товарных партий от органов железнодорожного транспорта, представитель ко­торых обязательно должен присутствовать. Указанные до­кументы предназначены для передачи поставщику сведе­ний о количественных потерях товаров при транспортиро­вании, обнаруженных при их приемке.

Качественные ТСД — документы, предназначенные для передачи и хранения информации о качестве товаров (об­разцов, товарных партий, каждого изделия). В эти ТСД вклю­чают не только сведения о качественных характеристиках товаров, их значениях, градациях качества (стандартная, нестандартная, брак, отход), но и о наименованиях товаров, их изготовителях (поставщиках, отправителях), датах вы­работки (отгрузки), а также другие необходимые сведения.

Качественные ТСД подразделяют на обязательные и необязательные.

К обязательным относятся сертификаты соот­ветствия по показателям безопасности для товаров, подле­жащих обязательной сертификации, и качественные удос­товерения, если в стандартах предусмотрено их наличие.

Обязательность сертификатов соответствия для указанной группы товаров (продукции) предусматривается Федераль­ным законом «О сертификации продукции и услуг», а так­же Правилами продажи отдельных видов продовольствен­ных и непродовольственных товаров. Так, п. 4 Правил гла­сит: «На каждую партию реализуемых товаров, в том чис­ле зарубежных, торговое предприятие обязано иметь сер­тификат соответствия или его заверенную копию».

Другие виды сертификатов — гигиенический, ветеринар­ный, фитосанитарный, а также сертификаты качества при добровольной сертификации не являются заменой сертифи­ката соответствия и обязательными ТСД. Лишь гигиеничес­кий сертификат может стать обязательным документом для товаров, подлежащих проверке на безопасность, если в сер­тификате соответствия в графе «Сертификат выдан на осно­вании» не указано его наличие. «Обязательным условием ис­пользования и реализации импортной продукции является отметка в сертификате соответствия реквизитов гигиеничес­кого заключения (сертификата) на данный вид продукции, для товаров отечественного производства — реквизитов ги­гиенического заключения (сертификата) о согласовании с ор­ганами госсанэпидслужбы нормативной документации...» (Пись­мо Госстандарта и Госсанэпиднадзора от 9 марта 1995 г. № 01-20/28-11 «О сертификации продукции и услуг»).

Качественные удостоверения (КУ) предназначены для информации о градациях качества и идентифицирующих партию данных. Перечень сведений, которые должны со­держать КУ, устанавливается в стандартах. Эти сведения включают: номер документа и дату его выдачи; регистра­ционный и учетный номера сертификата, срок его дейст­вия; номер партии для упакованной продукции; наимено­вание и адрес отправителя; наименование и адрес получа­теля; наименование Тфодукции и сорта (природного и/или товарного); номер партии; результаты определения каче­ства по действующим стандартам; количество упаковоч­ных единиц; массу брутто и нетто; номер и вид транспорт­ного средства; обозначение действующего стандарта.

Для плодоовощной продукции в качественном удостове­рении еще указывают также даты сбора, упаковывания и отгрузки, а также дату последней обработки ядохимикатами и их наименования (при доставке из хозяйств в магазины).

Заявления-декларации — документы, подтверждающие под персональную ответственность изготовителя соответ­ствие продукции установленным требованиям. Заявление-декларация может быть составлено для товаров, не вошедших в номенклатуру продукции, подлежащей обязатель­ной сертификации. Кроме того, этот документ служит ос­нованием для выдачи сертификатов соответствия по фор­ме с использованием заявлений-деклараций. Тогда на его основании выдается сертификат, с которым товар посту­пает в торговлю.

Акты списания (АС) — это документы, предназначен­ные для передачи, хранения и учета информации о не­доброкачественной продукции. Обычно такие акты состав­ляют на недоброкачественную продукцию, опасную для по­требления. Кроме работников торговли, в их составлении должны принимать участие представители органов санитарно-эпидемиологического надзора.

АС являются основанием для вывоза опасных товаров на свалку и их уничтожения, а также для списания отходов как актируемых качественных потерь.

Расчетные ТСД — документы, предназначенные для документального оформления соглашения о ценах, оплате транспортных расходов, совместном (или одностороннем) покрытии расходов, в том числе транспортных, других из­держек, если в составленном договоре купли-продажи (или поставки) эти сведения были не предусмотрены.

К расчетным ТСД относятся протокол согласования цен, счет-фактура, счет и иные документы о ценах.

Основным назначением счетов является информация о цене и стоимости товара для его оплаты. Сведения о коли­честве товаров, упаковке также присутствуют, но они не являются основными.

Счет-фактура составляется поставщиком для докумен­тального сопровождения партий товара, следующих без оформления накладной. Он является основанием для опла­ты поступившего товара по безналичному расчету с офор­млением платежного поручения. Счет-фактура является обязательным документом.

Счет содержит аналогичные данные, но в нем могут быть и дополнительные сведения об оказываемых услугах (по упаковыванию, транспортированию, пересылке и т. п.).

Комплексные ТСД — это документы, предназначенные для передачи и хранения информации о количественных, качественных и стоимостных характеристиках товарных партий, а также для количественного учета их в процессе товародвижения. К комплексным ТСД относятся наклад­ные: приходно-расходные, товарно-транспортные, желез­нодорожные.

ТСД этого типа являются наиболее распространенным документом при передаче товара от изготовителя продавцу (посреднику), а также от одного посредника к другому или органам транспорта.

В приходно-расходной накладной содержится следую­щая основная информация: наименование и другие иденти­фицирующие признаки товара (сорт, артикул и т. п.), его количество (в единицах), а также цена, общая сумма (с уче­том налога на добавленную стоимость и спецналога) отпуска товара. Накладную подписывают материально ответствен­ные лица, сдавшие и принявшие товар, и заверяют круглы­ми печатями предприятий поставщика и получателя.

Товарно-транспортная накладная (ТТН) — первич­ный приходный документ, заполняемый поставщиком и предназначенный для информации получателя о комплек­се характеристик товара. ТТН имеет два раздела: товар­ный и транспортный.

В товарном разделе содержатся сведения, позволяющие идентифицировать товар. К ним относятся: наименование, адрес и банковские реквизиты поставщика и плательщика, сведения о товаре и таре (наименование, сорта, артикулы, количество мест, масса брутто, нетто, тары, вид упаковки, цена, сумма). Кроме того, могут быть указаны суммы НДС и должны быть подписи ответственных лиц, разрешивших отпуск товара, отпустивших и принявших его.

Транспортный раздел (сведения о грузе) заполняется в ходе доставки товара и содержит информацию о дате от­правки, номере автомобиля и путевого листа, наименова­нии и адресе заказчика (плательщика) товара, грузоотпра­вителя и грузополучателя, пункте погрузки и разгрузки, грузе (наименование, сорт, артикул, единицы измерения, количество единиц, цена за единицу, сумма, на которую поставляется товар), а также документах, следующих с гру­зом, виде упаковки, количестве мест.

Железнодорожная накладная (ЖН) — ТСД, оформляе­мый при отправке товара железнодорожным транспортом. По назначению и содержанию она аналогична товарно-транс­портной накладной, но имеет незначительные отличия (на­пример, данные о номере вагона). Транспортный раздел ЖН заполняется при перевозке и осуществлении погрузочно-разгрузочных работ.

Эксплуатационные документы (ЭД) — документы, пред­назначенные для передачи и хранения информации о пра­вилах эксплуатации сложнотехнических товаров.

Они рассчитаны на использование и обслуживание этих товаров лицами, не прошедшими специальной подготовки. Если для использования их требуется специальная подготовка персонала, то в эксплуатационных документах должно быть соответствующее указание.

В ЭД могут содержаться сведения о размерных харак­теристиках (масса, габариты, напряжение или сила тока и т. п.), необходимых для эксплуатации бытовой техники.

В отличие от ТСД, предназначенных в основном для продавцов, ЭД выступают как носители потребительской информации, хотя могут использовать ее и продавцы для создания потребительских предпочтений при консульти­ровании покупателей и разъяснении им преимуществ по­требительских свойств конкретных товаров, особенностей их эксплуатации. Основополагающая информация, содер­жащаяся в ЭД, носит идентифицирующий характер и не является самоцелью.

Номенклатура ЭД согласно ГОСТ 2.606-71 «Эксплуата­ционные документы изделий бытовой техники» представ­лена руководствами по эксплуатации (РЭ), паспортами (ПС) и этикетками (ЭТ).

Руководство по эксплуатации — эксплуатационный документ, предназначенный для обеспечения потребителя всеми сведениями, необходимыми для правильного исполь­зования и обслуживания изделия.

РЭ содержит описание конструкции изделия, принци­пы действия, сведения, необходимые для правильной экс­плуатации (использования, хранения) и технического об­служивания, а также основные параметры и характерис­тики, гарантированные предприятием-изготовителем. Опи­сание работ и операций, проводимых при эксплуатации изделий, указывает в технологической последовательности порядок их выполнения. РЭ содержит следующие разделы: общие указания, технические данные, комплект поставки, требования по технике безопасности, устройство изделия, подготовка к работе, порядок работы, техническое обслу­живание, правила хранения, возможные неисправности и методы их устранения, свидетельства о приемке, гаран­тийные обязательства, цена, приложения.

Паспорт (ПС) — ЭД, удостоверяющий гарантирован­ные изготовителем основные параметры и характеристики изделия.

Разделы ПС: общие указания, технические данные, ком­плект поставки, свидетельство о приемке, гарантийные обя­зательства, цена.

Этикетки (ЭТ) — ЭД, предназначенный для изложе­ния основных показателей и сведений, требующихся для эксплуатации изделия.

В ЭТ указывают: наименование изделия, обозначение его или индекс, технические данные, номер стандарта или ТУ, требованиям которых соответствует изделие, сведения о приемке изделия отделом технического контроля (ОТК), сведения о качестве, цену, дату выпуска.

Допускается объединение или исключение разделов ЭД.

Разные виды ЭД отличаются назначением, это и обу­словливает перечень сведений, которые в них указывают­ся. Наибольшей информационной насыщенностью отлича­ются РЭ, наименьшей — этикетки. ЭД содержат в основном информацию, которую изготовитель хочет довести до по­требителя. Однако в ряде случаев они могут стать носите­лями и торговой информации. В дополнение к производст­венной информации изготовителя продавец ставит в пас­порте штамп магазина об оплате покупки и проставляет дату реализации товара. При наличии такого штампа по­требитель в случае выявления недостатков товара, не ого­воренных продавцом, в соответствии с Федеральным зако­ном «О защите прав потребителей» и Правилами продажи отдельных продовольственных и непродовольственных то­варов может потребовать либо устранения недостатков, либо замены товара, либо соразмерного уменьшения по­купной цены, либо возврата уплаченной денежной суммы.

Эксплуатационные документы не относятся к обязатель­ным, однако в ряде случаев их отсутствие связано с риском нанесения вреда жизни, здоровью и имуществу потребите­лей, поэтому для потенциально опасных товаров ЭД сле­дует внести в разряд обязательных ТСД.

Особую группу эксплуатационных документов состав­ляют Паспорта безопасности вещества (материала), кото­рые являются обязательной составной частью технической документации на вещество (материал), отходы промыш­ленного производства. Они предназначены для обеспечения потребителя достоверной информацией по безопасности промышленного применения, хранения, транспортирования и утилизации веществ и материалов, а также их исполь­зованию в бытовых целях. Паспорт безопасности составля­ет и несет ответственность за полноту и достоверность информации в нем организация (лицо), изготовляющая и поставляющая вещество (материал) на рынок. Информа­ция, необходимая для составления Паспорта, должна быть получена из источников, признанных компетентными в дан­ной области.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.