Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормирование боевых действий 2 страница




Рис. 22.8.



Научно обоснованные нормативы позволяют обеспечить объективно равные возможности выполнения боевых задач индивидуально, в составе отделений и караулов, а также оказывают существенное влияние на состоя­ние боевой готовности пожарных подразделений и качество ведения боевых действий.

Нормативы следует устанавливать в строгом соответствии с условия­ми выполнения упражнения с учетом необходимых затрат, а также влияния различных факторов.

В нормативах должен быть обеспечен заданный уровень точности, учтены условия выполнения нормируемых упражнений. Кроме того, они должны быть удобны в использовании.

Первое требование удовлетворяется при установлении допустимых погрешностей нормативов, исходя из заданной точности и объективно неизбежной разновидности нормативов, и достигается путем применения математически обоснованных методов сбора исходных данных и установ­ления нормативных зависимостей.

Второе требование означает необходимость исчерпывающего опи­сания вариантов условий выполнения упражнений, на которые составля­ются нормативы. Каждому варианту должны соответствовать значения нор­мативов или поправочных коэффициентов, учитывающих влияние различ­ных факторов.

При планировании боевых действий расчет показателей боевых дей­ствий личного состава и подразделений, их оптимизация производятся по установлению расчетных величин затрат времени на каждую операцию в отдельности или на действие в целом. Правильность проставления времен­ных характеристик имеет первостепенное значение.

Если расчетные величины затрат времени на выполнение норматива будут занижены, то есть взяты меньшими, чем необходимо для его вы­полнения, то это вызовет поспешность в исполнении того или иного дейст­вия и к срыву всего норматива в целом.

Завышение расчетных величин, наоборот, может привести к на­прасной потере времени и другим просчетам при ведении боевых действий на пожаре.

Для того, чтобы получить оценки времени, наиболее соответствую­щие реальности, существуют две возможности.

Для работ и для других операций, по которым накоплен достаточно большой опыт, оценки могут браться из накопленного опыта, то есть выведенных из реальных величин затрат времени на выполнение работ в ходе боевой подготовки или в ходе боевых действий на пожаре. Право­мерность однозначного выбора таких временных показателей основывается


на теории вероятности, и будет представлять собой статистическое среднее значение определенного количества оценок продолжительности работы. Иными словами, при большом числе независимых оценок продолжите­льности работы среднее арифметическое полученных значений отдельных операций или всей работы в целом можно считать оценкой математического ожидания величины норматива, то есть при большом числе опытов среднее статистическое значение данной величины можно считать мало отличаю­щимся от реального.

Отсюда вытекает важный вывод: необходимо накапливать опытные данные по всем видам боевых действий на пожаре или отдельным опера­циям и сводить их в справочные нормативные таблицы и каталоги, что позволит достаточно легко проставить временные показатели для оценки деятельности личного состава и подразделений. Однако в этом случае спе­циалисты всегда будут иметь дело со случайными величинами, которые не будут носить достоверный характер для всего личного состава страны, ре­гиона, области хотя бы потому, что наблюдения являются неравноточны­ми, у личного состава разные уровни физической подготовленности, рабо­та выполнялась при разных условиях и множестве усложняющих факторов.

Есть и другая возможность получения указанных выше характеристик. Она основана на математических методах обработки расчетных величин затрат времени на операции с пожарно-техническим вооружением и по­жарной техникой.

Следует иметь в виду, что, какими бы подробными и обстоятель­ными ни были исходные данные разрабатываемых нормативов, всегда остается вероятность ошибки в полученных результатах и выводах. Мате­матика предоставляет возможность построения практически неограничен­ного числа моделей, с помощью которых можно достаточно точно опи­сывать действительность. Специалистам, занимающимся исследованием закономерностей выполнения работы с пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением, эти модели открывают новые возможности при постановке и решении задач повышения уровня профессиональной подготовленности личного состава. Достоинства математических методов очевидны, и без их использования сегодня трудно представить обработку статистических данных в любой сфере деятельности. Из множества мате­матических моделей, которые формируются на основе статистических дан­ных, для нас представляют наибольший интерес модели, получаемые на основе многомерной обработки данных.

Целью многократных измерений времени выполнения работы задан­ного упражнения или составляющего его элемента является, в конечном итоге, оценка истинного значения измеряемой величины.

В качестве истинного значения измеряемой величины принимается средняя арифметическая величина.


23.1. Последовательность нормирования боевых

действий

1. Подготовка к проведению эксперимента:

- выбор нормируемого упражнения;

- описание действий исполнителей;

- определение условий выполнения упражнения;

- определение факторов, оказывающих влияние на время выпол­
нения упражнения;

- подбор исполнителей для выполнения нормируемого упражнения.

2. Хронометраж освоения элементов нормируемого упражнения:

- расчленение нормируемого упражнения на его составляющие;

- определение моментов начала и окончания работ, элементов или
отдельных операций нормируемого упражнения;

- определение времени проведения наблюдений;

- определение коэффициента интенсивности освоения;

- исключение результатов, содержащих грубые погрешности;

- определение требуемого количества измерений.

3. Определение истинного значения измеряемой величины:

- определение среднего значения измеряемой величины;

- определение доверительного интервала измеряемой величины;

- вычисления (если не известны) коэффициентов, учитывающих
факторы, влияющие на время выполнения измеряемой величины.

4. Определение времени выполнения упражнений (боевых действий)
в целом:

- закрепление элементов и операций выполнения упражнения за
пожарными;

- определение времени выполнения каждого элемента, операции,
закрепленных за пожарными;

- определение общего времени выполнения закрепленных за каждым
пожарным элементов и операций исследуемого упражнения (по возмож­
ности время на выполнение, затраченное каждым пожарным, должно
быть одинаково);

- определяется нормативное время выполнения упражнения в целом
по максимальному времени, затраченному одним из пожарных.

5. Опробование нормативов в отделениях, караулах пожарных частей,
учебных заведениях пожарно-технического профиля, их корректировка,
согласование и утверждение.

23.2. Подготовка к проведению эксперимента

На данном этапе выбирается упражнение, для которого предстоит составить нормативные требования, определяется структура его выполне­ния, производится подробное описание действий с момента поданной


команды до окончания упражнения, условий выполнения и усложняющих факторов, проверяется соответствие пожарно-технического вооружения (спасательного оборудования) техническим требованиям (недостатки дол­жны быть устранены до начала хронометрирования).

Для удобства описания действий для каждого исполнителя упраж­нение рекомендуется расчленить на элементы, по каждому из которых предстоит определить оценку продолжительности работы. Это рекомен­дуется сделать по форме, приведенной в табл. 23.5. Очень важно определить количество повторений операций (элементов) и упражнения в целом.

Следующим, очень важным обстоятельством данного этапа явля­ется получение объективной информации о физической подготовленности личного состава, привлеченного для участия в эксперименте, и, тем са­мым, исключение зависимости разрабатываемого норматива от случайных величин в этой области.

Подбор исполнителей осуществляется по уровню общей выносли­вости и функциональной подготовленности (общей физической подго­товленности). В этих целях следует применять степ-тест, основанный на методе функциональной пробы PWC170 с дозированной физической раз­грузкой.

Пожарный в повседневной одежде при температуре окружающей среды 18-22°С выполняет две последовательные дозированные физические нагрузки при восхождении на ступеньки в течение 4 минут. Первая нагрузка заключается в подъеме на ступеньку высотой 25 см и спуске с нее со скоростью 20 восхождений в одну минуту под метроном, вторая (прово­дится через две минуты после первой) — в подъеме на ступеньку высотой 50 см и спуске с нее при тех же условиях. Пульс прощупывается пальцем на лучевой артерии кисти руки или (при наличии аппаратуры) дис­танционно. Частота сердечных сокращений (ЧСС) измеряется в начале 4-й минуты каждой из нагрузок в течение 10 секунд.

После этого для каждого пожарного, участвующего в эксперименте, рассчитывается индекс общей физической подготовленности по формуле:

s i 850-30f,
= 5 + l(f^' (23Л)

где: f1; f2 — частота сердечных сокращений после первой и второй физических нагрузок за 10 с.

Для удобства выпишем показатели, полученные по формуле 23.1, в табл. 23.1, произведем расчеты и полученные значения PWC170 занесем в седьмую графу таблицы для каждого участника эксперимента.

Получив, таким образом, индекс PWC170 и сопоставив его значение с данными табл. 23.2, можно определить уровень общей физической под­готовленности каждого исполнителя с учетом его возраста.

Пусть, например, у первого испытуемого индекс PWC170 равен 16,1, а у п-го испытуемого — 22,2. Сопоставление их с соответствующими показа­телями таблицы для возрастной группы до 29 лет показывает, что в первом


случае уровень физической подготовленности будет очень низким, то есть 1, во втором (для п) — очень высоким, то есть 4. Полученные уровни проставим в графу 8 таблицы 23.1.

Таблица 23.1

Результаты расчета интегрального показателя общей физической подготовленности (PWC17q)

 

 

 

 

 

f, Ь 6(f2-f,) 30 f, 850-30 f, PWC.70 Уровень физической подготовленности
пож 6(f2-f,)
               
          11,1 16,1  
п         17,2 22,2  

Таблица 23.2. Показатели, характеризующие уровень физической подготовленности пожарных

 

 

Возраст, лет Уровень физической подготовленности
Низкая(1) Средняя(2) Высокая (3) Очень высокая (4)
До 29 16,2 16,2-19,3 19,3-20,9 >20,9
От 29 до 39 14,9 14,9-17,9 17,9-19,1 > 19,1
От 39 до 49 13,4 13,5-16,4 16,4-17,9 > 17,9
От 50 до 59 12,0 12-14,9 14,9-16,4 > 16,4

Для участия в экспериментах допускаются пожарные, имеющие среднюю и высокую физическую подготовленность.

23.3. Хронометраж освоения элементов боевых

действий

Каждое упражнение (норматив) включает в себя ряд последовате­льных операций. Эти операции можно назвать составляющими элементами упражнения. Как было отмечено ранее, упражнение должно быть расчле­нено на элементы, для которого руководитель эксперимента (наблюдатель) определяет моменты начала и конца выполнения работы: точки устанавли­ваются визуально или по звуку так, чтобы наблюдателем были охвачены все действия исполнителя, и чтобы не было перерывов между замеряемыми элементами. Если замеряют все элементы в комплексе подряд, то ограничи­ваются установлением для каждого из них конечных фиксажных точек, поскольку они уже являются начальными для последующих элементов. Например, в элементе боевого развертывания раскатать пожарный напор­ный рукав начальной фиксажнои точкой будет прикосновение руки пожар­ного к напорному рукаву, конечной фиксажнои точкой — рукав раскатан по всей длине, дальняя соединительная головка коснулась земли. Окончание этого элемента будет начальной точкой для следующего элемента упраж­нения — "соединить рукава между собой".

Проведение наблюдений рекомендуется проводить через 1-1,5 часа после заступления на дежурство или приема пищи. Замеры должны прово­диться в любое время суток. Это дает возможность получить точность значе­ний ожидаемого времени выполнения упражнения как в период высокой,


так и в период пониженной производительности.

Проведение хронометража сводится к регистрации результатов в наблюдательном листе хронометражной карты затрат времени на выпол­нение упражнения или элементов (операций), его составляющих, по уста­новленным фиксажным точкам. Наблюдатель должен сделать отметки о всех случаях искажения замеров вследствие возникающих неполадок или ошибок самого наблюдателя.

Хронометраж выполняется непрерывным или выборочным способом. Непрерывный способ предполагает изучение всех элементов (операций), составляющих упражнение, следующих один за другим. В этом случае фиксируется текущее время окончания каждого элемента (операции) и вре­мя выполнения упражнения в целом. Выборочный способ применяется для замеров только отдельных элементов (операций) длительностью не более 10 с, а также при повторном наблюдении вместо забракованных наблюдений.

В начальный момент наблюдается повышение затрат времени, свя­занное с процессом формирования и совершенствования навыков. Для каждого из участников эксперимента характерна своя интенсивность сни­жения затрат времени выполняемой работы, которую можно выразить через коэффициент интенсивности освоения (Ки):

(23.2)

Л1

1+10

где: Х1; Х1+10 — затраты времени на выполнение элемента упражнения, порядковые номера которых различаются на 10 единиц.

То есть, как только Ки < 0,1, с этого момента можно начинать учитывать количество наблюдений.

Следует отметить, что длительность фазы освоения может значи­тельно сократиться за счет обучения пожарных под руководством инструк­тора-наставника или разделения упражнения на элементы (операции). Коллективное освоение новых упражнений пожарными в составе отделений имеет преимущество перед индивидуальным освоением.

Например, для одного из исполнителей многократность выполнения элемента составляет 20 раз, из которых значение первой величины времени выполнения составляет 7,9 с, второй — 7,4 с, третьей — 7,2 с, десятой — 6,2 с, одиннадцатой — 6,4 с. Произведя расчеты по формуле 23.2, получим следующие коэффициенты интенсивности:

Ки1 = 0,21 > 0,1; Ки2 = 0,62 > 0,1

Ки3 = 0,13 > 0,1; Ки10 = 0,031 < 0,1

Из условия Ки10 < 0,1, отсчет результатов для данного исполнителя будет начинаться с X; = 6,2 с.

Для удобства показатели интенсивности для всех исполнителей реко­мендуется свести в табл. 23.3.

В ходе статистической обработки многократных наблюдений иногда выясняется, что некоторые результаты значительно отличаются от ожи­даемого, то есть результат содержит грубую погрешность и его необходимо


исключить из дальнейшей обработки. Доля таких результатов может достигать 10-15% от общего числа измерений.

Таблица 23.3 Показатели зависимости освоения элементов упражнения

 

 

№ замера Для первого исполнителя Для второго исполнителя и т. д.
X, Xj+ю к„ Xi Xi.,o к„  
  7,9 6,2 0,21        
  7,4 6,2 0,62        
  7,2 6,2 0,13        
-              
-              
-              
  6,2 6,2          
  6,4 6,2 0,031        
-              
-              
-              
п              

Вопрос об их исключении невозможно однозначно решить в общем виде, если это не является явной ошибкой наблюдателя. Наиболее рас­пространенным методом исключения результатов, содержащих грубые пог­решности, является расчет величины tp:


хг-х,


(23.3)


где:

- X* — сомнительный результат;

- i — средняя величина измерений Х1; Х2,.., Хп, рассчитывается без рас­
сматриваемого сомнительного результата;

- S — оценка среднестатистической погрешности (среднеквадратическое
отклонение).

Критерий tp служит для проверки больших отклонений от среднего, и сравнивается с коэффициентом Стьюдента tCT, соответствующим дове­рительной вероятности Рд = 0,95 и определяемым по таблице 23.4

(23.4) Таблица 23.4

Для расчета значения tp необходимо знать значения и S. По данным измерений Хь Х2,..., Хп средняя арифметическая величина:

п где: п — число измерений, Xj.

 

Значения коэффициентов Стьюдента (tCT) при   ,9Ь  
Число измерений, п 5             Более 40
  3,0 2,6 2,4 2,3 2,2 2,1 2,0 1,96


Вычисляем оценку среднеквадратичного отклонения по формуле:


Зная значение S, подставляем его в формулу (23.3) и получаем значение tp.

Если tp > tCT, то с вероятностью Рд = 0,95 можно считать, что X; содержит грубую погрешность и его необходимо исключить. Остальные значения будут считаться статистически достоверными.

Рассмотрим конкретный пример исключения оценки грубой погреш­ности. При соединении водосборника со всасывающим патрубком насоса пожарного автомобиля одним пожарным проводилось 18 испытаний, в ре­зультате получены следующие значения: 3,4; 3,5; 3,6; 3,6; 3,9; 4,0;...; 6,0; 6,2.

Примечание. Все значения записываются в ряд в порядке возрастания.

Определим по всем 18 измерениям:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.