Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 29. Коммерческо-посреднические организации




 

В развитии коммерческого дела, связанного с оптовой торговлей продукции, большую роль играют торгово-посреднические звенья. В настоящее время более половины объема товарного обмена на рынке осуществляется через торговых посредников. С зарождени­ем рынка наблюдаются заметная активизация в деятельности по­средников и последовательное наращивание оптовой торговли. В результате расширения торговых услуг ускоряется оборот товаров, по размеру которого можно судить о движении товаров от произво­дителя к потребителю.

На товарном рынке действуют оптовые предприятия, действующие как самостоятельные хозяйствующие субъекты и осуществляющие полный цикл закупочно-сбытовых операций с переходом к ним права собственности на товар. Также существуют и другие посреднические оптовые структуры (оптовые посредники):

- посреднические оптовые структуры, осуществляющие свою деятельность, как правило, без перехода к ним права собственности на товар (предприятия-брокеры, дилеры, торговые агенты, комиссионеры и т. п.);

- организаторы оптового оборота, не осуществляющие закупочно-сбытовых операций с товарами, но предоставля­ющие необходимые услуги для их проведения (оптовые яр­марки, товарные биржи, аукционы, оптовые рынки и др.).

В условиях рыночной экономики в сфере оптовой дея­тельности самостоятельное значение приобретают оптовые посредники. Рассмотрим оптовую деятельность некоторых из них.

Брокерская фирма — предприятие, оказывающее по­среднические услуги государственным и коммерческим структурам, совместным предприятиям, российским и за­рубежным гражданам в приобретении, продаже и обмене товаров. Брокер (физическое лицо) — торговый посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами на товарной бирже. Действует по поручению и за счет кли­ентов, получая от них за это вознаграждение в виде маржи.

Брокер — посредник, в обязанности которого входят поиск и фор­мирование сети контрагентов: продавца и покупателя товара. Бро­кер действует и представляет интересы как продавца, так и покупате­ля. За услуги предусматривается брокерское вознаграждение. Полно­мочия брокера обычно определяются инструкциями обслуживаемых контрагентов. В целях оперативной деятельности брокеры распола­гают всесторонней информацией о рынках, складывающейся ситуа­ции во внешней среде.

Дилер — юридическое и физическое лицо, осуществ­ляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Доходы дилера образуются за счет разницы между покупной и продажной ценой товара, ва­лют и ценных бумаг.

Посреднические структуры оказывают информационные услуги, выполняют сбытовые операции по поручению про­изводителей готовой продукции и др. Интеграция и специа­лизация оптовых посреднических структур сопровождает­ся организацией складского обслуживания, развитием склад­ской сети по опыту стран с развитой рыночной экономикой.

Опыт деятельности зарубежных оптовых посредников показывает, что приоритетное место в их работе занима­ют дополнительные услуги, особенно логистического и транспортно-экспедиционного характера, объем которые постоянно возрастает.

Важным посредническим элементом в закупочной дея­тельности являются организаторы оптового товарооборота - товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, опто­вые рынки и другие предприятия. Основная задача этих структур — создание условий для организации закупочной и реализационной деятельности клиентов. Однако они не являются самостоятельными субъектами оптовой торговой деятельности.

Торговые посреднические фирмы — независимые торговые посред­ники. Они заключают контракты с производителями на поставку продукции, а затем реализуют ее потребителям по цене рынка. Обычно это крупные фирмы, располагающие собственными скла­дами, транспортными средствами, кадрами и занимающиеся оп­товой торговлей.

Дистрибьютор — это торговец, выступающий от имени фирмы и выполняющий дистрибьюторские функции по отношению к товаро­производителю. Заключая договор с производителем на реализацию товара, дистрибьютор становится его полномочным представителем. Производитель, прибегая к услугам дистрибьютора, при совместном соглашении определяет цену, рынок, сроки реализации, условия рас­чета за товары.

Комиссионер — торговый посредник, выполняющий поручения владельца товара — комитента, которые заключаются в закупке, про­даже и обмене товара. На основе комиссионного соглашения уста­навливаются обязанности и ответственность сторон, а также размер вознаграждения за услуги комиссионера. Комиссионеры в своем рас­поряжении обычно имеют складские помещения для размещения и хранения товаров.

Распространенной разновидностью комиссионера является консигнатор. Он продает товары консигнанта — юридического или физического лица в рамках договора консигнации. Консигнатор, дей­ствуя по поручению консигнанта, получает право на рекламирова­ние и реализацию товара от своего имени, но за счет консигнанта. Консигнационная форма продажи используется в основном при по­ставках новых товаров, мало известных покупателям, или в целях ос­воения новых рынков.

Агенты осуществляют посреднические услуги в интересах дру­гого лица (принципала), дающего поручение на совершение коммер­ческих сделок, связанных с закупкой и поставкой товаров. Отноше­ния между агентом и принципалом регулируются договором. За свои услуги агент получает вознаграждение в виде процента от заключен­ных сделок. Агент действует самостоятельно в пределах сферы прин­ципала и перед ним отчитывается за проведенную работу. Агенты могут выполнять также функции, связанные с продажей товаров принципала.

Тема 30. Транспортные системы и услуги связи Логистика - наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.Развитие логистической системы Республики Беларусь утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 1249 «О программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года».Как показывает мировой опыт, важнейшим фактором экономического роста является формирование логистической системы, охватывающей различные сферы деятельности в стране. В индустриально развитых странах логистика давно поставлена на службу повышения эффективности управления движением материальных потоков. В современной рыночной среде процесс совершенствования логистического управления товародвижением объективно приводит к усилению интеграции организаций, участвующих в перемещении товаров. Возникает необходимость регулирования всей системы движения товаров, при этом эффективность цепи поставок определяется уровнем организационного оформления хозяйственных связей всех участников товародвижения. Эволюция логистических систем за рубежом доказывает, что они становятся одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе не только для отдельных организаций, но и страны в целом. В Республике Беларусь сложилась несколько иная ситуация. В силу объективных причин исторического, политического, экономического характера имеет место определенное технологическое отставание в области логистики. Это происходит из-за специфичности развития самих логистических систем, обусловленных целым рядом причин: - необходимы достаточно прочные связи между производителями, поставщиками и потребителями, которые должны быть объединены в одну систему;- создание логистических систем требует капитальных вложений и подчас достаточно значительных;- темпы развития производственной, технической и технологической базы логистики в разных отраслях экономики в последние годы очень высоки и требуют практически постоянного внесения улучшений или внедрения новых продуктов, что требует значительных единовременных затрат;- постоянное совершенствование технологий предполагает интенсивную подготовку кадров по специальности «логистика», переподготовку и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента.Для преодоления указанного отставания возникла необходимость в разработке программы развития логистической системы страны, в которой наибольшее внимание будет уделено управленческому, экономическому и финансовому аспектам. Немаловажным аспектом развития логистической системы является размещение элементов логистической цепи, то есть построение территориальной структуры, наполненной соответствующими объектами и коммуникациями. В Программе используются следующие понятия и их определения:административно-деловой и выставочный центр - офисные помещения и площади для административной и коммерческой деятельности, в том числе для проведения выставочных мероприятий; инфраструктура оптовой торговли - совокупность всех типов оптовых организаций: оптовые торговые организации, оптово-розничные организации, их объединения, оптовые торгово-сервисные организации, оптовые организации с собственным производством товаров, товарные биржи, оптовые рынки, оптовые базы, общетоварные (товарные) склады, склады-магазины и другое; логистика распределения - совокупность материально-технического обеспечения хозяйственной деятельности как единой системы, осуществляемой в целях оптимизации суммарных издержек функционирования системы, обеспечивающая соответствующий уровень обслуживания клиентов; логистика складирования - отрасль логистики, занимающаяся вопросами разработки методов организации складского хозяйства, системы закупок, приемки, размещения, учета товаров и управления запасами в целях минимизации затрат, связанных со складированием и переработкой товаров. Это также комплекс взаимосвязанных операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве;логистическая система - сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев (транспортно- и оптово-логистических (торгово-логистических) центров), взаимосвязанных между собой и взаимодействующих посредством информационного обмена в целях достижения эффективного управления цепями поставок товаров и грузов, с участием республиканских и местных органов государственного управления, заинтересованных организаций, располагающих транспортными, складскими, экспедиторскими, информационными, финансовыми, сертификационными, страховыми и производственными структурами;логистическая схема доставки грузов - наиболее рациональная транспортно-технологическая схема перемещения грузов от грузоотправителя к грузополучателю с использованием одного или нескольких видов транспорта и обеспечивающая прохождение товарно-материальных, информационных и финансовых потоков;логистическая цепь - упорядоченное множество посредников и организаций, которые участвуют в доведении товаров от поставщика до конкретного потребителя;логистические услуги - услуги, связанные с поставкой и обработкой оптовых партий потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения отечественного и импортного производства, а также транспортные, складские, экспедиторские, информационные, финансовые, страховые услуги, оказываемые транспортно- и оптово-логистическими (торгово-логистическим) центрами;логистический центр - юридическое лицо по оказанию логистических и сопутствующих услуг; логистическое обеспечение процесса товародвижения - совокупность форм, методов, принципов, функций, с помощью которых логистические услуги и ресурсы реализуются в экономических потоках для рационального и оптимального функционирования процесса товародвижения; международный транспортный коридор - совокупность связывающих страны магистральных транспортных коммуникаций (как имеющихся, так и вновь создаваемых) с соответствующим обустройством, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении, в направлении их наибольшей концентрации;многофункциональный торгово-логистический центр - комплекс объектов, созданных инвестором при содействии Правительства Республики Беларусь для использования в рамках товаропроводящей сети в целях планирования и управления продвижением товаров (в том числе белорусского производства) в процессе их реализации в стране назначения, а также для управления товарными, сервисными и информационными потоками, включающий площади, предназначенные для соответствующих целей;многофункциональный торгово-логистический комплекс - разновидность торгово-логистического центра, в состав которого кроме этого центра включены торгово-деловой, административно-деловой и выставочный центры;общетоварный склад - товарный склад, предназначенный для осуществления складских операций с товарами, не требующими регулируемых режимов хранения;оптовая торговля - вид торговли, осуществляемый в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием; оптово-логистический центр (торгово-логистический центр) - юридическое лицо по поставке и обработке оптовых партий потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения отечественного и импортного производства, имеющее склады для хранения и переработки мелких и крупных партий товаров общего назначения, склады с особым температурным режимом, а также площадки для приема, переработки и хранения грузов и контейнеров и оказывающее услуги по использованию имеющихся складских помещений и оборудования, оптимизации товаропотоков, в том числе транспортно-экспедиционные и логистические услуги;оптовый товарооборот - объем продажи товаров производителями и (или) торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте;провозные возможности - объем грузовых перевозок (млн. тонн груза), который может быть выполнен по данному пути сообщения (для одного или обоих направлений) в течение года;складирование - логистическая операция, заключающаяся в формировании товарных запасов и обеспечивающая их сохранность, рациональное размещение, учет, постоянное обновление и безопасные методы содержания;терминал - комплекс устройств, расположенных в конечном или промежуточном пункте транспортной сети и обеспечивающих взаимодействие различных видов транспорта при перевозке грузов, транспортировании багажа; товарный склад - объект, обеспечивающий и (или) осуществляющий хранение, подготовку к продаже и отпуск товаров организациям и индивидуальным предпринимателям; торгово-деловой центр - офисные помещения и площади, предназначенные для осуществления розничной и мелкооптовой торговли, других видов коммерческой деятельности; транспортно-логистические услуги - транспортно-экспедиционные и другие сопутствующие услуги, выполняемые в процессе реализации логистической схемы доставки грузов от отправителя до получателя;транспортно-логистический центр - юридическое лицо, осуществляющее комплекс транспортно-экспедиционных услуг при перевозке грузов, а также логистических услуг участникам транспортной деятельности. Каждый из объектов логистической системы призван обеспечить преобразование грузопотоков, переработку и перемещение товаров от товаропроизводителей товаропотребителю. Логистические объекты могут быть неоднородны и отличаться по ряду характеристик:

1) по обслуживанию товаропотоков различных уровней: внешнеторгового оборота или товарооборотов внутреннего сообщения;

2) по типу взаимодействующих через такой объект внешних систем: производство-логистика-транспорт, производство-логистика-потребитель, транспорт-логистика-транспорт, транспорт-логистика-потребитель и т. д.;

3) по видам транспортных средств, осуществляющих перемещение грузов.

Объекты логистической системы в зависимости от поставленных перед ними целей могут отличаться превалирующими видами деятельности (специализацией), набором осуществляемых функций, местоположением, размерами и архитектурно-планировочными решениями. Они могут представлять собой как специализированные или многопрофильные логистические комплексы, так и мультимодальные логистические узлы, формирующиеся при объединении комплексов. Единственно обязательным условием для всех логистических объектов является внедрение инновационных технологий в процессы производства и управления, а также повышенные требования к качеству услуг.

Для достижения цели формирования стройной структуры логистической системы на территории страны логистические объекты необходимо дифференцировать по уровню обслуживания товаропотоков и работы транспортных систем.

Транспорт – важнейшая составная часть инфраструктуры товарного рынка.

Выбор вида транспор­та влияет на цены, своевременность доставки и состояние то­вара по прибытии в пункт назначения, а все это сказывается в конечном итоге на удовлетворении покупателей.

Для доставки товаров на склад, дилерам, покупателям ис­пользуются пять видов транспорта: железнодорожный, воздуш­ный, автомобильный, водный и трубопроводный. При выборе способа транспортировки учитываются такие факторы, как ско­рость, частотность, надежность, пропускная способность, дос­тупность, трассируемость и цена. Если доставку нужно выполнить как можно быстрее, то основными претендентами будут воздушный и автомобильный транспорт. Если цель — низкие затраты, то выбирать лучше всего водный или трубопроводный. В целом показатели автомобильного транспорта — одни из са­мых лучших.

Разрабатывая модель транспортировки, отправители все чаще стараются совместить два или несколько видов транс­порта, используя контейнеры. Суть контейнеризации состо­ит в том, чтобы перевозить товары в ящиках и контейнерах, которые удобно переносить с одного вида транспорта на дру­гой. Такие контейнеры существуют для различных комби­наций видов транспорта — железнодорожного и автомо­бильного, автомобильного и водного, водного и железнодорожного, воздушного и автомобильного. Каждый вариант транспортировки имеет свои преимущества. Напри­мер, отправка по железной дороге в сочетании с отправкой грузовиками будет дешевле, чем просто автомобильная транспортировка, и в то же время обеспечивает большую гибкость и удобство.

Отправители могут также выбирать перевозчика грузов — будет ли это собственная компания, наемная или обычная транспортная. Если компания-отправитель владеет собствен­ными грузовиками или судами, то она считается собственной. Наемный перевозчик — это независимая организация, предос­тавляющая услуги по доставке грузов на договорной основе. Обычная транспортная компания обеспечивает перевозки между двумя какими-либо точками по заранее составленному расписанию и предоставляет свои услуги всем отправителям по стандартным расценкам.

Принимая решение о способе транспортировке, приходится идти на компромисс, выбирая средства транспортировки, учи­тывая их влияние на складирование и уровень запасов. Оплата транспортировки — вещь непостоянная, она меняется с тече­нием времени, и поэтому компаниям приходится регулярно пересматривать свои транспортные модели, достигая оптималь­ного состояния логистики.

Потоки информации являются теми связующими нитями, на которые нанизываются все элементы логистической системы. При этом информационная сеть предполагает создание баз данных, коммуникаций внутри фирмы, наличие комплекса мероприятий по принятию оперативных решений.

Информационная логистика хорошо укладывается в рамки компьютерных технологий. Электронная система передачи и хранения информации приносит двоякую пользу. Во-первых, такая система улучшает управление все более усложняющимся материально-техническим снабжением, Для компактных и высокоорганизованных систем производства, таких, как синхронное производство и поставки «точно в срок», управление движением поступающих материалов становится все более важным. Во-вторых, благодаря использованию электронной логистики при обмене снабженческими данными повышается эффективность управления запасами. Моментальное получение данных о движении товаров вселяет уверенность в своевременности доставки товаров и как бы позволяет заменить реальные запасы информационными потоками.

Тема 31. Профессиональная подготовка и переподготовка специалистов и юридическое сопровождение товаропотоков Отечественные организации по мере расширения хозяйственных связей, в том числе и международных, будут испытывать (и уже испытывают) потребность в специалистах, способных на высоком профессиональном уровне заниматься логистическим управлением.По оценкам специалистов к 2010-2015 годам потребность Республики Беларусь в дипломированных специалистах-логистах будет существенно увеличиваться. Подготовка специалистов, переподготовка и повышение квалификации специалистов с высшим образованием позволит качественно и оперативно решать многие проблемы, связанные с повышением конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках.На данный момент в нашей стране специалистов в области логистики и логистической системы недостаточно. Уже сегодня надо начинать подготовку кадров логистов-профессионалов.Подготовка специалистов в области логистики с высшим образованием с присвоением соответствующей квалификации и выдачей диплома о высшем образовании обеспечивается системой высших учебных заведений.Необходимо расширить практику организации дополнительного образования руководителей и специалистов в области логистики, которая включает повышение квалификации, стажировку и переподготовку работников, осуществляемую в соответствии с действующим законодательством.

Профессиональная ориентация и профессиональное обучение безра­ботных приобретает особое значение в условиях обострения конкуренции на рынке труда и повышения требований нанимателей к качеству рабочей силы.

Услуги профессиональной ориентации (профинформирование, профкон-сультирование, индивидуальный пробор профессии, отбор на обучение) и психо­логическую поддержку получают более 50% граждан, обратившихся в государствен­ную службу занятости и испытывающих трудности в поиске работы.

Учитывая проблему трудоустройства молодежи, органы государственной службы занятости уделяли особое внимание вопросам их профориентации и подготовки к самостоятельному выходу на рынок труда.

В целях формирования профессиональной направленности молодежи про­водятся “Дни открытых дверей” в профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях республики.

В целях реализации мероприятий программы развития логистической системы Республики Беларусь необходима разработка и принятие ряда нормативных правовых актов, направленных на стимулирование притока финансовых средств для строительства логистических центров и обеспечения возможности функционирования уже созданных центров в конкурентной среде.Так, должны быть разработаны комплексные нормативные правовые акты, устанавливающие правовые, экономические, организационные и иные основы создания логистических центров на территории Республики Беларусь.Должны быть урегулированы следующие вопросы: - упрощенной процедуры оформления земельных участков, на которых предполагается строительство логистических центров, и их перевода при необходимости из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель несельскохозяйственного назначения;- льготного налогообложения инвесторов, осуществляющих деятельность по созданию логистических центров (например, освобождение от налога на добавленную стоимость при ввозе оборудования для строительства логистических центров с утверждением перечня товаров, на которые распространяется данная налоговая льгота); - освобождения юридических лиц, осуществляющих строительство логистических центров, от арендной платы за земельный участок на период такого строительства; оказания государственной поддержки инвесторам.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.