Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Виды учебных занятий и контроля




К основным видам учебной работы относятся: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, различного рода практики, контрольные, курсовые и дипломные работы, консультации, зачёты, экзамены и другие виды учебного процесса.

Опыт обучения в высшей школе свидетельствует, что лекция по-прежнему остаётся ведущим методом обучения и ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Педагоги выделяют три основных типа лекций, применяемых при очном обучении для передачи необходимого материала: вводная лекция, информационная лекция и обзорная лекция.

Высокий эффект в обучении достигается совмещением лекционного материала с использованием аудиовизуальных и технических средств обучения. Такой метод подачи учебного материала, с демонстрацией видеоклипов или видео-слайдов, содержит двоякую роль: обогащает содержание лекции и делает её изложение привлекательным с точки зрения практического изучения.

Несомненная польза такого занятия состоит в том, что наряду с подачей лекционного материала о конструктивном устройстве механизма, на экран тут же демонстрируется схема или конструкция этого механизма. Таким образом, происходит углублённое и наглядное изучение необходимого материала.

В ряду изложенных методов подачи материала самостоятельная внеаудиторная работа студентов (СРС) относится к информационно-развивающимся формам обучения, направленным на первичное овладение знаниями. Студенту и преподавателю следует иметь в виду, что помимо традиционного литературного учебного поля в настоящее время существуют ресурсы сети Интернет, электронные базы которых позволяют использовать для данного метода обучения каталоги и фонды необходимых библиотек.

Наиболее совершенные формы самостоятельной работы выводят студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

Методика выполнения самостоятельной работы и Пакет заданий является составной частью данного учебно-методического комплекса и представлены в соответствующем разделе (см. стр. 3 УМК). Методикой предусмотрено, что задание для самостоятельной работы выдаётся студентам в начале семестра, определяя трудоёмкость и предельные сроки её выполнения.

Для контроля уровня самостоятельного образования следует применить в конце семестра текущий контроль в виде составления рефератов по темам самостоятельной работы и организовать их коллективное обсуждение.

На основе выполнения самостоятельной работы следует организовать проведение факультативных занятий. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам выполнения такой работы.

Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. А. Дистервег утверждал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением…»

Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

- изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- логичность, четкость и ясность в изложении материала;

- возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

- быстрое и короткое формирование подгрупп «быстрого обсуждения»;

- опора смысловой части лекции на подлинные факты, демонстрацию трудового опыта, события, явления, статистические данные;

- тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

Необходимо, помимо традиционных лекций, использовать технологию видеолекций. В этом случае лекционный материал дополняется мультимедиа приложениями: демонстрацией учебного материала в виде слайд-шоу или видеоклипами.

Семинарские занятия являются одной из основных организационных форм учебной деятельности и ориентируют студента на проявление самостоятельности в учебно-познавательном процессе. Они формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинарских занятий является обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов курса.

Семинар может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

 

- подготовка студентов и преподавателя:

- составление плана семинара из 3-4 вопросов;

- предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

- создание набора наглядных пособий.

 

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

 

- полнота и конкретность ответа;

- последовательность и логика изложения;

- связь теоретических положений с практикой;

- уровень культуры речи;

- использование наглядных пособий и т.п.

 

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

- качество подготовки;

- степень усвоения знаний;

- активность;

- ценные и конструктивные предложения;

- недостатки в работе студентов;

- задачи и пути устранения недостатков.

 

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

При проведении аттестации студентов важно помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

Для проведения практических занятий по дисциплине «Механическое оборудование карьеров» преподавателем разработаны соответствующие методические указания для студентов очной формы обучения. Они являются составной частью данного учебно-методического комплекса.

Для выполнения лабораторных занятий по дисциплине «Механическое оборудование карьеров» преподавателем разработаны соответствующие методические указания для студентов очной формы обучения. Они являются составной частью данного учебно-методического комплекса.

Для выполнения курсовой работы по дисциплине «Механическое оборудование карьеров» преподавателем разработаны соответствующие методические указания для студентов очной формы обучения. Они являются составной частью данного учебно-методического комплекса.

Для надлежащего изучения дисциплины «Механическое оборудование карьеров» и получения высоких итоговых результатов учебный процесс должен быть построен и организован таким образом, чтобы студент:

- постоянно посещал все аудиторные занятия;

- аккуратно вёл конспекты теоретического материала;

- изучал рекомендуемую учебную и научно-техническую литературу;

- своевременно выполнял практические, контрольные и лабораторные задания; обеспечил изучение тем по самостоятельному обучению;

- в полном объёме подготовил себя к защите практических, лабораторных работ и к сдаче экзамена.

III. Организация производственного обучения студентов

Практика студентов института является составной частью учебного процесса. Она организуется и проводится в соответствии с положением законодательных актов Российской Федерации, требованиям ГОС ВПО, примерными программами практик.

Для соответствия аудиторных занятий требованиям изучения технических дисциплин в учебный план института по направлению подготовки студентов включено проведение учебной (ознакомительной), производственной и преддипломной практик.

Для проведения практик используются разработанные на кафедре ТиТГП Программы по проведению практических занятий.

Студенты, направленные в подразделения промышленного производства, разбиваются, как правило, на учебные группы и включаются для прохождения производственной практики в службу механиков горного цеха по обслуживанию механического оборудования в карьере и службу механиков цеха буровых работ.

Студентам, совмещающим учебный процесс с работой, разрешается прохождение производственной практики по месту работы.

За время прохождения практики студенты должны ознакомиться со структурами организации и управления горным производством. Изучить систему организации ремонтных хозяйств, ознакомиться с технологическим циклом работы горнотранспортного комплекса. Практически наблюдать за взаимодействием горных машин и оборудования на всех этапах технологического цикла.

При этом студенты должны изучить систему эксплуатации, обслуживания и ремонта машин и механизмов, участвующих на различных стадиях производственного процесса, ознакомиться с системой планово-предупредительного ремонта (ППР), с конструкциями и устройствами механического оборудования карьеров.

Производственная и преддипломная практики должны служить студенту базисом для сбора материала для выполнения курсовой работы и заделом для выполнения дипломной работы.

После прохождения практики студентами составляются отчёты, которые оцениваются руководителем практики по результатам защиты.

Обретённые навыки студентов закрепляются и углубляются выполнением практических и лабораторных занятий по темам специальных дисциплин направления обучения. Подобное совмещения учебного процесса является хорошей основой для возможности участия студентов в творческих проектах и исследовательских проектах.

После прохождения производственной практики, при выполнении практических и лабораторных занятий, которые усложняются от курса к курсу, у преподавателя специальных дисциплин появляется возможность оценить достойные качества того или иного студента, проанализировать его потенциал и рекомендовать студенту темы для работы над указанными видами проектов.

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный открытый университет»

 

Губкинский институт (филиал)

Кафедра техники и технологии горного производства

 

 

Методические указания для выполнения самостоятельной работы студентами по дисциплине

“ Механическое оборудование карьеров ”

 

 

Направление подготовки: 651600-Технологические машины и оборудование

Специальность: 150402 Горные машины и оборудование

Специализация: 170102 Эксплуатация горных машин и оборудования

Форма обучения: очная

 

 

Составитель: ст. преподаватель В. Н. Климов

 

 

Губкин 2010 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.