Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лоббирование




Лоббирование -это выстраивание и налаживание взаимоотношений с государственными органами власти, в том числе: с правительством, с региональными и местными органами власти. Крупные российские компании серьезно взялись за формирование –подразделений по лоббированию еще в конце 1990-х. Но, тем не менее, лоббирование в России пока остается условной сферой, поэтому официально такой специальности в образовательных стандартах не зарегистрировано.
Специализация лоббиста требует большой выдержки и способности к аналитике. В большинстве случаев, как показывает практика, в эту профессию приходят PR-менеджеры и бывшие госслужащие.
Сфера деятельности лоббиста, сродни PRщику, очень обширна. Лоббист должен быть в достаточной степени оведомлен об определнных законодательных актах, должен уметь эффективно взаимодействовать с чиновниками, отраслевыми организациями, своевременно реагировать на административные, политические угрозы для компании извне и, главное, он должен уметь продемонстрировать гос/органам значимость деятельности компании на которую он работает.

Однако взятки - это всего лишь одноразовое решение вопросов бизнеса. Если вы рассчитываете на долгосрочные перспективы развития - вам надо подумать о честном сотрудничесвте с государственными органами. Именно здесь необходим профессиональный лоббист.
Сегодня в крупных компаниях очень часто можно встретить ведение GR политики сразу несколькими специалистами - юристом, PR-менеджером и самим генеральным директором. Директор устанавливает связи с госчиновниками, пиарщик создает благоприятный имидж организации, а юрист получает все необходимые разрешения, сертификаты и т.д. Возможно, это положителньо влияет на ведение политики лоббирования с той точки зрения, что каждый из специаилистов выполняет вою работу более качественно и профессионально. Но, тем не менее, правильней и оптимальней было бы сосредоточить все эти функции в руках одного человека. Вообще, лоббист обходится компаниям достаточно дорого, поэтому многие оранизации предпочитают приглашать таких специалистов со стороны.

Существующие в настоящее время GR-агентства предлагают далеко не весь спектр услуг лоббирования. Чаще всего они сводятся к: разработке необходимых документов для проведения кампаний; лицензирование деятельности организации и ее дочерних предприятий; услуги по получению документации разной категории.

  • привязка проектов компании к социально-значимым.

- участие в политических программах (например, оказание поддержки отдельным чиновникам на выборах и т.д.),организация встреч с чиновниками

 

Основные функции специалиста по лоббированию

  • Формирование положителньного имиджа компании в правительственных кругах
  • Разрешение всех возникающих вопросов с государственными/правительственными учреждениями
  • Налаживание взаимотношений с основными гос/органами
  • Разрешение всех судебных вопросов
  • Решение вопросов, сязанных с выходом компании на новые рынки


Лоббирование -это оказание влияния определенной заинтересованной группы лиц на принятие политических решений властными структурами.

Например, крупные компании региона обязательно должны поддерживать отношения с местными органами власти и, что особенно важно, со своим депутатом.
Началом взаимоотношений может стать банальное приглашение на свое предприятие/завод для ознакомления с последующим ланчем и разговором о перспективах вашего бизнеса. Такое лоббирование обычно называют "мягким".
Задачи в области лоббирования
выстраивание эффективных коммуникаций с госструктурами и их персоналом

  • мониторинг работы гос/органов в сферах, затрагивающих деятелньость вашей организации
  • представление интересов вашей организации на всех уровнях власти
  • информированние гос/органов о деятельности вашей компании
  • влияние на решения госструктур в важных для вашей компании областях.

PR и СМИ
О
пытные пиар-специалисты рассматривают журналистов не просто как канал трансляции информации через СМИ, а как отдельную значимую аудиторию. Представители СМИ активно участвуют в формировании мнения о предприятии, его продукции, услугах. От того, насколько это мнение положительное и устойчивое, во многом зависят известность и репутация предприятия. Журналисты всегда имеют возможность путем публикации (или "непубликации") информации в своих СМИ способствовать развитию предприятия или, наоборот, препятствовать ему.

Если связи со СМИ не налажены, существует большой риск появления негативной и/или недостоверной информации на страницах газет и журналов, в эфире радио или ТВ, в том числе и недостоверной. И, наоборот, прочные связи со СМИ очень пригодятся предприятию, в случае возникновения кризисных ситуаций, поскольку журналисты будут склонны доверять прежде всего предприятию, а не "другим источникам информации".

Таким образом, основная цель поддержки связей со СМИ - это не пресловутые "бесплатные публикации", а положительное мнение о предприятии в среде журналистов, наличие открытых и доброжелательных отношений с представителями СМИ. Хотя от присутствия в редакционных материалах, естественно, тоже никто не отказывается. Просто нужно понимать, что бесплатная публикация информации о предприятии, его представителях, продукции или услугах - это уже результат налаженных связей, а не самоцель.

Под цивилизованным путем поддержки связей с масс-медиа имеется ввиду отсутствие каких-либо денежных вознаграждений для представителей СМИ или самого СМИ (издания/радио-ТВ-канала) в обмен на публикацию информации нерекламного характера. Поддержка связей с масс-медиа цивилизованным путем является сложной задачей, поскольку предполагает большой объем рутинной работы, результаты которой прогнозируемы лишь относительно. Ведь редакция вправе сама решать - печатать или не печатать информацию, как расставить акценты и как озаглавить новость, посетить мероприятие или нет, привлечь данную компанию в обзор или привлечь ее конкурента… Но цивилизованные отношения со СМИ являются самыми прочными и эффективными.

С чего же начать? Формирование связей со СМИ начинается с создания базы СМИ, куда включают максимальное количество средств массовой информации, которые интересуют предприятие. Например, для промышленного предприятия это будут: специализированные СМИ (отраслевые печатные издания), деловые СМИ, государственные СМИ, целевые Интернет-ресурсы, в отдельных случаях - общепопулярные СМИ. СМИ можно группировать по разным признакам - общенациональные и региональные, печатные и "эфирные", газеты и журналы, рейтинговые и не рейтинговые СМИ… Но главный критерий - это тематика, поскольку она прозрачно говорит об аудитории данного СМИ (читателях, слушателях, зрителях), о том, какая информация будет более интересна редакции этого СМИ. Нельзя строить отношения со всеми СМИ "под одну гребенку" - нужно учитывать их интересы, специфику работы, в противном случае ни публикаций, ни нужного мнения журналистов предприятие не получит. Опытный менеджер PR знает о "своих" СМИ практически все - тематику, периодичность выхода, тираж, имена-фамилии редакторов и обозревателей, названия рубрик, день закрытия номера и даже схему работы с внештатными журналистами. Базу нужно постоянно поддерживать в "рабочем состоянии", чтобы работать со СМИ оперативно и эффективно.

После составления базы СМИ необходимо составить план работы в области связей со СМИ. В зависимости от целей, он может включать: рассылку пресс-релизов, организацию мероприятий для СМИ, совместные проекты со СМИ, конкурсы для журналистов, специальные события и т.д.

Пресс-релизы рассылаются в СМИ, согласно Плану новостей (новости можно и нужно планировать заранее - на полгода и даже год вперед). Среднее количество релизов в месяц - 2-3. Поскольку релиз - это типовой документ, существуют правила его оформления и написания, которыми нужно руководствоваться. Точно также важно знать нормы общения с журналистами, правила распространения информации в СМИ. После рассылки каждого релиза или в конце месяца производится мониторинг (отслеживание) публикаций в СМИ. Публикации поступают в отчетную папку - так формируется архив публикаций.

Существует широкий спектр мероприятий для СМИ: пресс-конференции, брифинги, пресс-туры, круглые столы, приемы для прессы и т.д. Все эти мероприятия имеют свои особенности, форма мероприятий выбирается в зависимости от поставленных целей и с учетом максимальной эффективности. Так, в одном случае лучше организовать посещение журналистами производства, в другом - пресс-конференцию с участием высшего руководства предприятия и чиновников, в третьем - провести круглый стол с обсуждением проблем отрасли. Как минимум, нужно проводить 2 мероприятия для СМИ в год. После мероприятий также оформляется отчет в виде фотографий или видео, списка присутствовавших журналистов, оригиналов или копий публикаций по итогам мероприятия.

Мероприятия организовываются по определенному алгоритму - срок от определения даты и тематики мероприятия до его проведения, как правило, составляет 4 недели, хотя для масштабных мероприятий он может быть и 2-3 месяца.

В сфере связей со СМИ, как и в области PR, в целом, необходимо производить оценку эффективности. Существует несколько основных методик оценки эффективности, но все они сходны в том, что оценка производится на основании комплекса факторов.

Основные критерии оценки: количество, площадь и рейтинг бесплатных публикаций, качество публикаций (тональность, упоминание названия компании и торговых марок, представителя компании), количество и спектр мероприятий, явка журналистов на мероприятия, наличие обратной связи от журналистов (вопросы, обращения за интервью, мнениями, статистикой и т.д.).

И самый главный критерий - достигнуты ли цели, поставленные перед PR-службой в сфере связей со СМИ. Руководство компании в тесном сотрудничестве с топ-менеджером должно ставить стратегические цели в области PR. В Украине с этим большие проблемы - как правило, PR-деятельность наших предприятий и компаний не является стратегически продуманной и долгосрочной, а цели, тем более измеряемые, не ставятся. Это приводит к "работе ради работы", к так называемому "случайному пиару", который вроде бы есть, но почти не влияет на достижение маркетинговых целей компании. Между тем, PR является эффективным и мощным инструментом только если цели в области связей с общественностью поставлены и связаны с маркетинговыми целями. К сожалению, "случайный пиар" - типичное явление в работе компаний и предприятий в области связей со СМИ.

Ситуация в наших компаниях такова, что от менеджера PR требуют быть универсалом. Это значит, что руководство предполагает, что менеджер одинаково успешно будет и поддерживать связи со СМИ, и размещать рекламу, и заказывать сувенирную продукцию, и встречать иностранных гостей, и организовывать корпоративные праздники… И большинство менеджеров это делают, только не особенно успешно.

В сфере mass-media relations в принципе возможно несколько схем работы: исключительно силами компании, исключительно силами независимого агентства, своими силами с привлечением агентства. Именно последняя, комбинированная схема доказала свою эффективность во всем мире. Осталось дело за малым - правильно распределить функции между своими сотрудниками и специалистами агентства.

В идеале, в функции PR-менеджера входит следующее:

· Создание базы СМИ и поддержка ее в рабочем состоянии. Это означает, что база должна быть полной, достоверной и правильно оформленной. База - это инструмент, без которого работать со СМИ практически невозможно. База не нужна только в том случае, если компанию устраивают отношения с несколькими знакомыми журналистами и несколькими дружескими изданиями. Но на такой основе серьезную работу со СМИ не построить

· Планирование работы со СМИ (составление общего плана мероприятий минимум на полгода вперед) также входит в обязанности PR-менеджера. В ходе составления плана менеджер согласовывает мероприятия с событиями из жизни компании и/или ее структурных подразделений.
PR-менеджер осуществляет работу по сбору информации внутри компании для использования ее в пресс-релизах и других сообщениях для СМИ.

· Написание пресс-релизов, их утверждение у руководства, распространение в СМИ - тоже функции PR-менеджера, причем самые типичные.

· С мониторингом полученных публикаций сложнее - при больших масштабах "вручную" осуществить его сложно, поэтому PR-менеджер может проводить мониторинг ключевых СМИ, а для отслеживания публикаций и/или упоминаний компании в широком спектре СМИ подключать специализированные структуры.

· PR-менеджер также занимается организацией стандартных мероприятий для СМИ, приглашением СМИ на корпоративные события, мероприятия.

· PR-менеджер поддерживает обратную связь с журналистами - например, реагирует на их запросы, предоставляет информацию для обзоров (мнения специалистов, статистику, фото, другую информацию).

· На западе PR-менеджер обязательно принимает участие в постановке целей в области PR (если это менеджер высокого уровня). Цели в сфере mass-media relations являются следствием стратегических целей компании, и если менеджер достаточно опытный, то он их определяет самостоятельно. У нас, как уже было сказано, ситуация с постановкой целей пока неутешительная, и связей со СМИ это касается в первую очередь.

Независимое PR-агентство (или консалтинговая компания в области PR) выполняет следующие функции:

· Разрабатывает стратегию в области mass-media relations. В соответствии с этой стратегией разрабатывается Информационная модель - цепочка логически связанных между собой сообщений, с прогнозом тех мнений общественности, которые они формируют, а также с указанием форм донесения сообщений до представителей СМИ.

· Другая креативная работа, которая остается за агентством - это поиск, создание и усиление информационных поводов, а также тесно связанная с этим работа по конструированию новостей.
Для организации мероприятий агентство всегда привлекают в ситуациях, когда речь идет о масштабных или же особо ответственных мероприятиях для СМИ.

В первом случае сотрудники компании просто не в состоянии осуществить весь объем работ. Такими мероприятиями очень часто являются медиа-туры, посещение объектов журналистами и просто пресс-конференции, но рассчитанные на большое количество приглашенных СМИ.
Во втором случае требуется высокий уровень организации мероприятия, подключение ведущих СМИ, нужно продумать все до мелочей, - и у агентства всегда больше опыта и персонала, чтобы обеспечить качество мероприятия.

Агентство также привлекают в тех случаях, когда участников мероприятия для СМИ несколько - например, круглый стол с участием представителей нескольких компаний, организаций. Организатор, будучи третьей стороной, является более объективным и в глазах заказчиков, и в глазах журналистов.

От руководителей и менеджеров компаний часто можно услышать: "Мы сами спланируем и напишем релизы, поскольку лучше осведомлены о деятельности компании - зачем подавать внутреннюю информацию в СМИ силами "посторонних?" В результате, как правило, выходит один-два релиза за несколько месяцев. Почему? Дело в том, что основная сложность работы с новостийными материалами - планирование и конструирование новостей, а не написание релизов само по себе. Сторонняя организация более объективно оценивает новостийный потенциал компании и главное - ей платят за эту работу, а не дают ее "в нагрузку", как это часто бывает в компаниях и на предприятиях. Отсюда - гарантированный результат. В украинской практике PR-менеджерам довольно сложно заниматься даже планированием новостей, не говоря уже о конструировании и создании информационных поводов. Поэтому компаниям есть смысл привлекать к этой важной работе агентства.

Написание и распространение релизов в СМИ, согласно уже созданному плану, на первый взгляд, не должно вызывать затруднений у менеджеров, но на практике зачастую, предприятие просто не в состоянии выдержать интенсивность темпа, заложенного в плане - много времени уходит на сбор информации, на написание, согласование с руководством. Поэтому в отдельных случаях тоже можно поручить эту работу агентству, но лучше приложить усилия, принять меры и все-таки наладить работу внутри.

В абсолютном большинстве случаев для эффективной работы ключевому персоналу предприятия, включая руководство нужно пройти профильное обучение в области связей со СМИ. После прохождения серии тренингов и мастер-классов, работа предприятия в области mass-media relations выйдет на качественно новый уровень, станет системной и грамотной.

Иногда компании боятся привлекать агентство, поскольку оно якобы будет "стеной" между ними и СМИ. Такие опасения напрасны - профессиональное агентство всегда защищает заказчика и афиширует себя в минимальной степени - насколько это необходимо для выполнения задач, и не более. С другой стороны, журналисты - не дети, и прекрасно видят за агентством компанию - именно компания является исходным источником информации, новостей, а агентство просто помогает компании донести эти новости до СМИ.

По опыту, даже такие формы работы со СМИ как организация пресс-клубов и других неформальных объединений журналистов по инициативе крупных компаний агентства выполняют намного лучше, чем PR-менеджеры - опять же за счет опыта и отработанных технологий.
Однозначного ответа на вопрос: "что дешевле и выгоднее - работать со СМИ самостоятельно или привлекать агентства" не существует. Оптимально применять комбинированную схему работы. Очень многое зависит от квалификации PR-менеджеров и специалистов агентства. Поручать такую ответственную стратегическую работу как связи со СМИ, недостаточно опытному сотруднику - крайне опасно, выйдет себе дороже. Аналогично не рекомендуется поручать поддержку отношений со СМИ непрофильному агентству - рекламному, например, или же недостаточно авторитетному пиар-агентству - оно будет ставить эксперименты на заказчике, а не решать его вопросы.

При оценке выгоды от работы с агентством нужно помнить, что работа своих сотрудников вовсе не бесплатна, как это почему-то считается. Сотрудники получают зарплату, они тратят свое рабочее время. Если квалификация и опыт PR-менеджеров недостаточны, эти усилия на 50-80% бесполезны. Общеизвестно, что в Украине крайне мало опытных специалистов в области PR, поскольку чтобы стать профессионалом, нужно провести десятки мероприятий, проектов, акций, написать сотни статей, релизов и т.д. Становление специалиста в области PR среднего уровня происходит в течение 3 лет, средне-высокого - 5-7 лет, консультанта - 8-10 лет. Кроме того, сотрудники специализированных агентств, консалтинговых компаний всегда обладают более широким кругозором, чем PR-менеджеры предприятия - ведь они работали и работают с разными заказчиками на разных рынках, они могут обобщать и находить оптимальные варианты решения задач.

Поэтому понятие "выгода" не стоит сводить только к сумме, нужно учитывать весь комплекс факторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.