Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При пассивном и активном осязании




Ход работы.

Стробоскопическое движение

Цель работы: исследовать стробоскопическое движение.

Оснащение: компьютерная программа «Praktica».

1. Опыт Брауна и Вотта.

Согласно общей гештальттеории восприятия, уменьшение интервалов между отдельными вспышками ведет к нарастанию связывающих сил и возникновению эффекта чистого фи-движения, при котором одно световое пятно кажется описывающим углы квадрата. При дальнейшем сокращении временных интервалов траектория кажущегося движения начинает восприниматься как круг. Если и далее уменьшать интервал, то в итоге все 4 источника становятся видимы одновременно. Браун и Вотт предполагают, что интенсивность связывающих сил как функция интервала сначала увеличивается, а затем уменьшается. Испытуемый может повторять опыт, меняя как интервал, так и длительность вспышек, с тем, чтобы определить пределы эффекта.

Задача: изменять интервал и длительность вспышек, чтобы определить пределы эффекта, записать минимальные и максимальные значения асинхронии, при которой воспринимается движение, а не переключение и не одновременное моргание нескольких источников.

 

2. Линейное движение.

В нашей жизни стробоскопические движения встречаются столь часто, что мы порой забываем о них и вспоминаем, лишь увидев «неправильное» движение колеса на телеэкране. В данном задании можно изменять временные интервалы включения всех 4-х световых источников и исследовать зависимость «качества» движения от асинхронии и длительности вспышки.

Задача: изменять временные интервалы включения 4-х световых источников и исследовать зависимость «качества» движения от асинхронии и длительности вспышек

 

3. Эффект Тернуса.

Иллюстрирует принцип: мы стремимся видеть движение всей конфигурации как некоего целого, в котором каждая часть сохраняет свою роль. Наблюдается движение 3-х точек фигуры, хотя на самом деле переключаются лишь 2 крайние точки, а 2 средние включены постоянно.

 

Лабораторная работа № 5.

Особенности восприятия формы

Вводные замечания. Термин «осязание» обычно употребляется в двух разных значениях. С одной стороны, для обозначения кожной чувствительности, и тогда рассматривают ее виды – температурную, болевую, тактильную чувствительность, строение кожных рецепторов, пороги их чувствительности и т.п. С другой стороны, под осязанием понимают гаптическую чувствительность, которая включает два компонента: тактильный и кинестетический. Гаптическая чувствительность проявляется в процессе ощупывания, и ее органом является рука. В результате активного ощупывания формируется сознательный образ предмета.

Если объект покоится на руке, то имеет место лишь пассивное осязание. И только если испытуемый активно ощупывает предмет (что соответствует реальным условиям восприятия), можно говорить об активном осязании. В процессе активного ощупывания предметов двумя руками (в этом случае говорят о бимануальном осязании) можно экспериментально вычленить различные виды ощупывающих движений: макродвижения руки, а также микро- и макродвижения пальцев. Оба вида движений на разных этапах формирования осязательного образа выполняют как познавательные, так и контролирующие функции.

Настоящее занятие преследует две цели: во-первых, проследить и объективно зафиксировать процесс формирования осязательного образа при пассивном и активном осязании тест-объекта одной рукой и, во-вторых, выявить особенности видов движения в процессе бимануального осязания. Для сравнения точности движений испытуемый делает зарисовки фигур.

Обработка результатов. Для обработки рисунки испытуемого группируют соответственно номеру опыта.

I – IV опыты.

1. Прежде всего следует оценить метрические свойства зарисовок, то есть определить длину линий, величину углов, пропорций и общее количество элементов данной фигуры.

2. Затем оценивают качество зарисовок по следующей 5-балльной шкале:

5 - рисунок в точности соответствует форме тест-объекта,

4 - в рисунке искажены длины отдельных сторон (они короче или длиннее, чем в оригинале),

3 - искажены не только длины сторон, но и углы,

2 - искажены длины сторон и углы, а также пропущены один или несколько элементов фигуры-оригинала,

1 - сходство между рисунком и фигурой-оригиналом полностью отсутствует.

Полученные балльные оценки для каждой фигуры в опытах записывают в протокол и рассчитывают средний балл для каждого опыта.

V опыт: обработка его результатов заключается в составлении экспериментатором письменного заключения об особенностях бимануального осязания. При этом предлагается обратить внимание на следующие особенности в функции рук и пальцев:

- разную активность правой и левой рук,

- разную функциональную роль пальцев (роль большого пальца как точки отсчёта, роли указательного, среднего, безымянного и мизинца правой руки),

- симультанную работу пальцев,

- неравномерность движений по контуру (замедление, остановки и возвраты),

- преимущественные функции отдельных типов движений, а именно познавательных и контролирующих.

Контрольные вопросы.

1. Каковы особенности восприятия формы при пассивном осязании?

2. В чём состоит специфика восприятия формы при активном осязании?

3. Каковы функции движения пальцев в процессе активного осязания?

4. Какова роль движения пальцев в процессе построения, измерения, контроля и коррекции осязательного образа?

5. Какова роль осязания в практической деятельности людей?

 

Лабораторная работа № 5.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.