Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование влияния прошлого опыта на способ решения задачи




Лабораторная работа №22.

Исследование мышления и интеллекта

Эксперимент Струпа

Лабораторная работа №22

 

І. Мотивация темы.

Исследование процессов мышления и речи выступает как необходимое условия понимания механизмов и закономерностей психики человека. Практическое освоение методов исследования указанных процессов позволит студентам дополнить имеющиеся теоретические знания из курса «Общей психологии», систематизировать их в общую картину знаний об особенностях психики человека.

ІІ. Цель подготовки.

После изучения материала студент должен знать и владеть:

· методами исследования стилевых особенностей мыслительного процесса (гибкость/ригидность)

· методами исследования мыслительных стратегий

· методами исследования понятийного мышления

· методами исследования наглядно-образного мышления

· методами исследования конструктивного мышления

· методами исследования интеллекта.

 

 

 

(Методика Лачинса)

 

Исходный уровень знаний. Для усвоения темы студент должен владеть понятиями: мышление как психический процесс; индивидуальный стиль, стилевые особенности мышления (ригидность – гибкость), стратегии мышления; механизмы формирование индивидуального стиля.

Экспериментально психологические исследования показали, что прошлый опыт играет не только положительную роль в мышлении, обеспечивая субъектов уже знакомыми им правилам решения и способам анализа, но может оказаться и тормозом на пути решения новых задач, создавая консервативную нерациональную основу для решения.

Цель: исследование влияния прошлого опыта на способ решения задачи.

Эксперимент с помощью методики, которая была предложена Лачинсом для выявления ригидности мыслительных процессов, состоит в сравнении результатов решения однотипных задач двумя группами испытуемых. Задачи на переливание воды разными по емкости сосудами подобрана так, что часть из них может быть решена только одним способом, а часть – двумя: предыдущим и другим, более рациональным.

Оснащение:

Требуются два бланка, с десятью арифметическими задачами каждый. Задачи в бланках – 1-й и 2-й – одни и те же, но последовательность их перечисления разная. Для обработки результатов и анализа необходим протокол (см. приложение).

Ход работы:

Опыт проводится последовательно. Студенты делятся на две равночисленные группы: одной – экспериментальной выдают бланк 1, второй – бланк 2. Важным условием проведения опыта является независимое, индивидуальное и последовательное решение всеми членами обеих групп предъявленных задач. Все вычисления каждый испытуемый записывает на бланке с задачами или в своей тетради.

Инструкция: "На вашем бланке имеется 10 задач, для решения которых вам необходимо выполнить элементарные арифметические действия. Прямо на бланке или в своей тетради записывайте последовательность арифметических действий, использованных вами для решения каждой задачи. Время решения не ограничено. Решайте задачи последовательно от 1-й до 10-й. Задачи нужно решать самостоятельно, подсматривать, списывать, консультироваться друг у друга запрещается".

Обработка результатов:

1. Каждый испытуемый у себя проставляет число рациональных и нерациональных решений всех задач. По условию опыта задачи 1 – 5 имеют только одно решение, т.е. их решение всегда рационально. Критерием же рациональности решения задач 6 – 10 является использование минимального числа арифметических действий – двух, одного или никакого, т.е. немедленно следует ответ.

2. Подсчитать, сколько испытуемых пользовались нерациональным способом решения отдельно в экспериментальной и контрольных группах. Полученный результат записать в групповой протокол.

3. При соблюдении процедурных особенностей проведения опыта в ходе анализа его результатов в большинстве случаев удается показать, что у испытуемых экспериментальной группы под влиянием усвоенного опыта решения задач 1 – 5 с обязательным использованием всех трех сосудов вырабатывается стереотип, и они оказываются не чувствительными к изменению условий задач 6 – 10. По данным Лачинса, у около 80% испытуемых происходит перенос на тестовые задания тех процедур, которые использовались при решении пяти предыдущих. В результате испытуемые не находят новых, рациональных способов решения, в чем и проявляется познавательная ригидность мыслительных процессов.

Контрольные вопросы:

1. Каким образом познавательная ригидность в процессе решения задач в индивидуальном варианте?

2. Каким образом проявляется познавательная ригидность в процессе решения задач в групповом варианте?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.