Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Напряжения и комфортности




ИНТЕРЕСА, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ТОНУСА,

ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВАЦИИ,

Вводные замечания. Под психическим состоянием понимается целостная картина психического функционирования в ограниченный промежуток времени. Представленность этого функционирования в сознании индивида реализуется в самооценке состояния, во многих случаях определяющей традиционные названия психических состояний. При изучении психических состояний с помощью самооценки продуктивным оказывается факторный метод построения шкал. Он позволяет извлекать из некоторого массива данных объективно существующие факторы, после чего делается попытка эвристически раскрыть их содержание и дать наименование шкалам. Анализ групповой (факторной) семантики вербальных признаков определил названия рассматриваемых в этом задании шкал.

При исследовании психических состояний широко используется «Тест дифференциальной самооценки функционального состояния»[5], построенный на принципе полярных профилей Ч. Осгуда и предполагающий оценку таких характеристик состояния, как «самочувствие, активность, настроение» (САН).

В настоящем задании предложена методика[6] оценки таких психических состояний, как «психическая активация», «интерес», «эмоциональный тонус», «напряжение» и «комфортность», построенная на основе результатов факторного анализа динамики оценивания испытуемыми своего состояния с использованием модифицированного стимульного материала к методике САН. Отличие от методики САН состоит в том, что здесь с помощью математических процедур выделены шкалы вышеуказанных состояний независимо от кажущейся семантической специфичности отдельных слов и словосочетаний. Предлагаемая методика состоит из 20 пар противоположных по смыслу определений, характеризующих психическую активацию, интерес, эмоциональный тонус, напряжение и комфортность.

Цель занятия. Научиться применять указанную методику в практической работе и использовать полученные данные о психических состояниях при общей характеристике психических особенностей испытуемого.

Оснащение. Бланк опросника (см. прил. 10.9.1) и карандаш.

Порядок работы. Испытуемый в процессе исследования самостоятельно оценивает свое состояние, определяя степень выраженности отдельных его признаков по семибалльной шкале. Методика рассчитана на неоднократное обследование одних и тех же лиц, учитывая динамичность психических состояний. Если исследование проводится одновременно с целой группой испытуемых, то необходимо исключить возможные помехи, обсуждение ответов и т. п. Перед началом исследования испытуемый получает следующую инструкцию: «Оцените свое психическое состояние в данный момент по каждому из признаков, указанных на бланке. Обведите кружком соответствующую цифру от 0 до 3 в левой или в правой половине каждой строки в зависимости от выраженности признака».

Обработка результатов проводится с помощью шаблонов-ключей для оценки конкретных психических состояний: психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (прил. 10.9.2-10.9.6). Шаблоны накладываются на тестовый бланк, заполненный испытуемым, и подсчитывается количество баллов сложением цифр, находящихся над прорезями под оценками испытуемых, обведенными кружками. Полученные таким образом данные заносятся в протокол исследования (форма 40).

Степени выраженности каждого психического состояния обозначается как «высокая», «средняя» и «низкая». Любой испытуемый может набрать по каждой шкале от 3 до 21 балла. При этом высокая степень психической активации, интереса, эмоционального тонуса и комфортности располагается в пределах от 3 до 8 баллов, средняя — от 9 до 15 баллов и низкая — от 16 до 21 балла. Степень выраженности напряжения, напротив, является высокой при количестве набранных баллов от 16 до 21, средней — при 9-15 баллах и низкой - при 3-8 баллах.

В целом при подсчете баллов необходимо помнить, что чем хуже психическое стояние испытуемого, тем большее количество баллов по каждой из характеристик он набирает.

Анализ полученных результатов проводится путем сопоставления измеренных пяти состояний между собой, а также полученных результатов с данными других исследований (анамнестических, психофизиологических, экспериментально-психологических, обсервационных и др.). Это сопоставление имеет конечной целью выяснить структурно-динамические, временные, пространственные, системные и другие характеристики и закономерности психических состояний человека в соответствии с конкретными задачами исследования.

Контрольные вопросы

1. Как были выделены самооценочные шкалы для таких психических состояний, как «психическая активация», «интерес», «эмоциональный тонус", "напряжение" и "комфортность"?

2. Каковы особенности работы с модифицированной методикой "САН"? 3. Какие балльные величины характеризуют высокую, среднюю и низкую степени выраженности рассматриваемых состояний?


Исследование фрустрации (тест Розенцвейга, Hand – тест, диагностика склонности к агрессивному поведению (А. Ассингера).

 

ФРУСТРАЦИОННЫЙ ТЕСТ РОЗЕНЦВЕЙГА

(в адаптации В.Н. Тарабриной)

 

Исходный уровень знаний. Для усвоения темы студент должен знать следующие понятия:

 

Тест был впервые разработан С. Розенцвейгом в 1944 году под названием «Тест рисуночных ассоциаций». Его позиция промежуточная между вербальным ассоциативным экспериментом и Тематическим Апперцептивным тестом. Сохраняя некоторые из объективных преимуществ ассоциативного эксперимента, методика приближается к исследованию глубинных аспектов личности.

Стимульный материал методики представляет собой контурные схематические рисунки, на которых изображены 2 (или более) человека, занятых еще не законченным разговором. Одно из действующих лиц говорит определенные слова, ответ другого не приводится.

Цель работы.

оценить особенности реагирования испытуемого в сложных житейских ситуациях, что позволяет отнести его по уровню агрессивности или подчиняемости к той или иной типологической группе или оценить его состояние.

Данные теста позволяют прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные жизненные трудности и помехи на пути реализации собственных намерений.

Оснащение. Методика состоит из 24 рисунков. На каждом из них изображены лица, находящиеся в ситуации фрустрации. Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основные группы:

1. Ситуация «препятствия». В этих ситуациях какое-либо препятствие, персонаж или предмет озадачивает, сбивает с толку словами или другим каким-либо способом того, за которого должен отвечать испытуемый. Это 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23 и 24 картинки (всего их 16).

2. Ситуация «обвинения». Испытуемый при этом ставится как бы в позицию персонажа, которому предъявляется обвинение. Таких рисунков 8: 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.

Между этими вариантами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», в которой фрустрирующее лицо само было фрустрировано. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» и наоборот.

Инструкция испытуемому: «На каждом рисунке изображены два или несколько человек. Один человек слева всегда изображен говорящим какие-то слова. Вам надо написать на пустом квадрате первый, пришедший на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отделаться шуткой. Действуйте по возможности быстрее».

Ход работы. Используя набор рисунков, следует давать испытуемым его копии или отдельный лист, на котором ответы будут даны соответственно нумерации рисунков. На первом примере экспериментатор может показать испытуемому, каким образом надо выполнять задание.

Обработка результатов. Ответы каждого человека оцениваются с точки зрения двух критериев: направления и типа реакции.

С точи зрения направления реакции делятся на:

1.Экстрапунитивные (реакция направлена на окружение в форме подчеркивания степени выраженности фрустирующей ситуации, осуждения внешней причины фрустрации или другому лицу вменяется разрешить данную ситуацию).

2. Интропунитивные (реакции направлены субъектом на самого себя. Испытуемый принимает фрустирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет ответственность за исправление данной ситуации).

3.Импунитивные реакции (фрустирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначащая, как отсутствие чъей-либо вины или нечто такое, что может быть исправлено само собой, если немного подождать).

Реакции различаются также с точки зрения их типов:

1.Тип реакции «с фиксацией на препятствии» (в ответе испытуемого препятствие, вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо, или описывается как не имеющее серьезного значения).

2. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» (ответ направлен на разрешение проблемы; реакция принимает характер требования помощи от других лиц для разрешения ситуации; испытуемый как бы берется сам за разрешение ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению).

Из сочетаний этих шести категорий можно получить девять возможных факторов оценки и два дополнительных варианта.

Для обозначения направления реакции пользуются буквами Е, I и М; Е – экстрапунитивные реакции, I – интропунитивные реакции и М – импунитивные реакции.

Типы реакции обозначаются:

OD – c фиксацией на препятствии (препятственно-доминантные),

ED – с фиксацией на самозащите (эгозащитные реакции) и

NP – c фиксацией на удовлетворении потребности (потребностно-доминантные реакции).

Для указания на то, что в ответе доминирует препятствие, к буквам добавляется знак «прим» ('), тип реакции с фиксацией на самозащите (эгозащитный вариант) обозначается заглавными буквами, а потребностно-доминантный – малыми, прописными буквами е, i, m.

Проявление дополнительных вариантов обозначений Е и I, обусловлено разделением ситуации на два типа: в ситуации «препятствия» реакции обычно направлена на фрустрирующую личность, а в ситуации «обвинения» она чаще является выражением протеста, отстаивания своей невиновности, настойчивого самооправдания.

Ответы, обозначенные при помощи счетных факторов, записываются в бланке первичной обработки в соответствующие графы. Затем вычисляется показатель GCR (“group conformity rating” – рейтинг сходства с группой), который определяет степень социальной адаптированности. Этот показатель вычисляется путем сопоставления ответов конкретного испытуемого со стандартными среднестатистическими данными (на основании ключа Тарабриной).

Для анализа структуры фрустрационных реакций испытуемого частоты появления каждого из 9 счетных факторов заносятся в квадратики профильного листа. При этом каждый счетный фактор принимается за 1 балл. Если же ответ оценивается при помощи нескольких счетных факторов, то разделение между счетными факторами вычисляются на пропорциональной основе, причем каждому фактору придается равное значение. Так, если ответ был оценен Е, е, то количество Е будет равняться 0,5 и, соответственно, е – также 0,5 балла.

Когда 9 квадратов профиля заполнены, цифры суммируются в колонки и строчки. Так как ситуаций 24, то возможный максимум для каждого случая также 24. Исходя из 24 = 100%, вычисляется процентное соотношение Е, I, M, OD, ED, NP, то есть разных типов фрустрационных реакций испытуемого.

Анализ тенденций испытуемого во время эксперимента может показать определенную динамику, если в процессе работы с методикой у него появляется стремление усилить контроль над своими реакциями.

При интерпретации полученных результатов выделяется первый этап, который состоит в изучении GCR. Так, низкий процент GCR позволяет предположить, что у испытуемого часты конфликты с окружающими, и он недостаточно адаптирован к социальному окружению.

Второй этап состоит в изучении оценок шести факторов в таблице профилей. Сумма баллов по каждому из факторов суммируется, «сырые» баллы переводятся в проценты из расчета, что 24 балла = 100 %. Полученные проценты сравниваются со стандартом. В случае попадания результата в стандартный диапазон, рядом с ним ставят знак равенства «=». В случае отклонения вверх или вниз от стандарта, но не более чем на 7%, ставят символ «>» или «<». В случае превышения отклонения в 7 %, ставят символ «>>» или «<<». Затем происходит определение общих образцов, позволяющих анализировать доминирующие тенденции реагирования в ситуации фрустрации. Их четыре: направления реакций, типы реакций, направления + типы реакций, девятиклеточная матрица. все они строятся по следующему принципу: из анализируемой группы показателей теста выбираются три самых больших и выстраиваются в порядке убывания. Например:

направления реакций – E > I > M;

типы реакций – ED > OD > NP;

направления + типы реакций – E > ED >I

девятиклеточная матрица – E > M’ > i

Исходя из преобладающего типа, выделяются характеристики, в основном направленные на сопротивление индивида фрустрирующим факторам, или наоборот, соответствующие слабой позиции личности, уязвимости ее, а также признаки адекватного реагирования.

Третий этап – изучение тенденций, которые проявляются в понимании и определенном отношении испытуемого к своим реакциям. «Индекс рассогласования» ответов испытуемого при сравнении результатов первичного и тут же проведенного вторичного исследования дает дополнительную информацию об уровне социальной адаптации, невротизации личности. Тенденции обозначаются в виде стрелок, на конце которых указывается вариант реакции, тип или направление, для которых эта тенденция подсчитывается. Над стрелкой записывается числовое значение тенденции со знаком «+» или «–». Положительная тенденция имеет место тогда, когда рассматриваемая реакция, тип или направление преобладает в первой части протокола; в противном случае говорят о негативной тенденции.

Вычисляется тенденция по формуле (a – b) / (a + b), где a – количество реакций в первой половине протокола, b – их количество во второй половине. Тенденция считается положительной, если она подсчитывается на основании не менее четырех картинок и имеет оценку не менее ±0,33.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.