Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Важное замечание 6 страница




 

 

Раздел

 

Наставления и важные выводы из истории покорения Мекки

К

огда Посланник Аллаха вышел изокружения врага, он вошёл в крепости победы, отряды его одерживали победу тут и там, о нём стали упоминать в самых разных областях, и люди разделились в своём отношении к нему на три категории: верующий в него, находящийся с ним в мирных отношениях и боящийся его.

Он бросил семя терпения в почву: «Терпи же, как терпели твёрдые духом посланники» (сура 46 «Пески», аят 35).

И вотуже на ветвях появились цветы: «а за нарушение запретоввозмездие» (сура 2 «Корова», аят 194).

И он вступил в Мекку так, как не вступал никто до него и никто после него, в окружении мухаджиров и ансаров, закованных в доспехи так, что были видны только глаза. Сподвижники двигались рядами, ангелы пребывали над их головами, а Джибриль летал от него к его Господу и обратно. И Он сделал дозволенным для него сражение на Его заповедной земле [на короткое время], а такого разрешения Он не давал никому, кроме него.

Сравнивая этот день с днём «Вот неверующие ухищрялись, чтобы заточить, убить или изгнать тебя» (сура 8 «Трофеи», аят 30), — тогда его изгнали, и он был

 

 

132 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


вторым из двоих34 — он въехал в Мекку, склонившись так низко, что подбородок его касался передней луки седла, выражая смирение и принижая себя перед Тем, Кто облачил его в одеяние этого могущества, благодаря которому творения подняли головы к нему и цари вытянули шеи [выражая смирение и покорность].

Он вступил в Мекку властителем, у которого есть поддержка, победителем, и Биляль поднялся на крышу Каабы после того, как его волокли по земле под палящим солнцем в пламени испытаний, расстелил одежду, которая была свёрнута и убрана от этих людей с того дня, когда он повторял: «Один! Один!» И он возвысил голос, произнося азан, и племена вняли его призыву и пришли со всех сторон, стягиваясь на его голос, и вошли в религию Аллаха толпами, хотя до этого принимали ислам поодиночке.

Когда Посланник сел на минбар величия — а он потом с него никогда не спускался — обладающие властью вытянули шеи, демонстрируя свою покорность ему. Кто-то из них отдал ему ключи от своих областей, кто-то попросил о примирении, кто-то согласился на джизью и принижение, а кто-то стал готовиться к войне, не зная, что этим лишь добавляет ему боевых трофеев и пленных.

Когда была одержана полная победа, передача послания завершилась и он исполнил возложенное на него, ему был вручён свиток: «Поистине, Мы даровали тебе явную победу, чтобы Аллах простил тебе грехи, которые были прежде и которые будут впоследствии, чтобы Он довёл до конца Свою милость к тебе и провёл тебя прямым путём и чтобы Аллах оказал тебе великую помощь» (сура 48 «Помощь», аяты 1-3).

 


34Речь идёт о переселении Пророка ,которое он совершал вместе с Абу Бакром .

 

Наставления и важные выводы из истории покорения Мекки 133

 

 


И под ним подпись: «Когда придёт помощь Аллаха и победа, когда ты увидишь, как люди толпами входят в религию Аллаха...» (сура 110 «Победа», аяты 1-2).

К нему пришёл посланец его Господа и предложил ему выбор: остаться в этом мире или встретиться с Ним, и он выбрал встречу с Господом, так как стремился к Нему. И райские сады украсили себя для дня прибытия его благородной души, и не так, как украшается город к прибытию правителя. Если Трон Милостивого сотрясся из-за смерти одного из его последователей35 как выражение радости от прибытия его души, то что говорить о прибытии души господина творений?..

О тот, кто ищет не этого покровительства! О тот, кто стоит не у этой двери!

 

 

Узнаешь ты в день сбора, где то ложе,

На котором ты будешь в День, когда тайны откроются...

 


35 Это был благородный сподвижник Са'д ибн Му'аз. Хадис об этом приводят аль-Бухари и Муслим.

 

Раздел

Полезные выводы, наставления и мудрые изречения

О

обольщённый мечтаниями! Иблис был проклят и низвергнут из места величия из-за того, что один раз отказался совершить земной поклон, который ему было велено совершить. И Он изгнал Адама из Рая за кусок, съеденный им. И убийца был удержан от входа в него после того, как увидел его воочию, из-за пригоршни крови. И прелюбодея Он велел подвергать страшной казни за проникновение в недозволенное [лоно] на длину фаланги пальца. И Он повелел стегать спину плетью за слово клеветы или за каплю опьяняющего36. И Он повелел отделять часть тела твоего из-за трёх дирхемов37. Не забывай же о том, что Он может удержать тебя в Огне за один из твоих грехов: «...не опасаясь последствий этого» (сура 91 «Утро», аят 15).

Ведь одна женщина вошла в Огонь из-за кошки38.

 

 

36 Подразумеваются установленные Шариатом наказания на клевету и за употребление опьяняющих налитков.

37 Подразумевается отсечение кисти в качестве наказания за воровство.

38 Об этом упоминается в хадисе, который приводят аль-Бухари
и Муслим. Речь идёт о женщине, которая удерживала кошку,

 

Полезные выводы, наставления и мудрые изречения 135

 

 


И поистине, бывает, что человек произносит слово, которому сам он не придаёт значения, однако из-за него ой упадёт в Огонь с высоты, которая будет больше расстояния между востоком и западом39.

И случается, что человек поступает в соответствии с покорностью Аллаху в течение шестидесяти лет, а перед смертью оставляет несправедливое завещание, и у деяний его оказывается скверное завершение, и он попадает в Огонь40.

Жизнь оценивается по завершению, как и деяния41.

Если человек осквернился до того как произнёс таслим, вся та часть молитвы, которую он уже совершил, становится недействительной, и если человек разговелся перед самым заходом солнца, то весь его пост в этот день становится недействительным. И тот, кто совершает скверные деяния в конце жизни своей, встретит Господа своего таким [каким сделали его эти скверные деяния].

Если ты отдашь кусок [в этом мире], то обнаружишь [награду за него в мире вечном], а чревоугодие лишь причиняет тебе страдания.

 


не давая ей никакого корма и не отпуская её, чтобы она сама находила себе пропитание, и в конце концов кошка издохла.

39 Об этом упоминается в хадисе, который приводят аль-Бухари
и Муслим.

40 Об этом упоминается в хадисе, который приводят Ахмад, Абу
Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.

41 Посланник Аллаха сказал: «Дела оцениваются по завершению» [аль-Бухари; Муслим].

 

136 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


Сколько наград спешат к тебе и останавливаются у ворот, но их отгоняет привратник «сделаю потом», «авось» и «если бы».

Как преуспеть с недостатком веры, избытком надежд, болезнью, для которой нет ни лекаря, ни навещающего, страстями бодрствующими и разумом дремлющим, пребывающим в беспечности и блуждающим, барахтающимся в море невежества своего, отдаляющимся от Господа своего и ищущим близости к творениям Его? Поминание людей — его радость и пропитание, а поминание Аллаха — заключение и смерть его. Аллаху он оставил малую часть себя, и то внешне, тогда как сердце его и убеждённость его отданы не Ему...

 

 

Достоин порицанья тот,

Кто часть себя не Ему оставляет...

 

 

Раздел

 

Почему Адам был сотворен позже

остальных творений

П

ервым творением была письменная трость42, которая была создана для того, чтобы записать вес судьбы творений до начала их существования43.

А Адам был сотворен в конце [сотворения мира], и в этом заключён определённый смысл.

Во-первых, сначала была подготовлена обитель, а потом уже был создан тот, кому суждено обитать в ней.

Во-вторых, он был целью, ради которой было сотворено всё остальное — небеса, земля, солнце, луна, суша и море.

В-третьих, создавая что-то, искусные мастера добавляют самое прекрасное в конце, а начинают с основы.

В-четвёртых, души постоянно стремятся узнать последствия, то есть то, что случится потом, что будет в конце. Поэтому Муса сказал колдунам: «Бросайте то, что вы хотите бросить!» (сура 10 «Юнус», аят 80). Когда люди увидели то, что они сделали, то им захотелось узнать, а что же будет дальше.

 

 


42 Некоторые учёные считают, что первым творением был Трон.

43 Хадис об этом приводят Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи.

 

138 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


В-пятых, Всевышний Аллах отложил на конец времён ниспослание наилучшего из Своих Писаний, направление к людям лучшего из Своих посланников и существование лучшей из общин и сделал Последнюю жизнь лучше первой и завершения — лучше начал. Какая разница между словами ангела, сказавшего Посланнику :«Читай!», на что он ответил: «Я не умею читать!» и словами Всевышнего «Сегодня Я завершил для вас вашу религию…» (сура 5 «Трапеза», аят 3)!

В-шестых, Всевышний Аллах собрал в Адаме то, что распределил по миру. Он представлял собой маленький мир, в котором было всё то же, что и в мире большом.

В-седьмых, он — результат и плод бытия, поэтому вполне уместно было сотворить его после остальных творений.

В-восьмых, это одно из проявлений оказанного ему Творцом почёта: Он подготовил для него всё, в чём благо для него, всё, в чём он нуждался, всё необходимое ему для жизни и сами причины его жизни, и он поднял голову уже после того, как всё это было приготовлено для него.

В-девятых, Всевышний Аллах пожелал продемонстрировать его превосходство над остальными творениями и сотворил их раньше него. Поэтому ангелы сказали: «Пусть Господь творит, что пожелает, поистине, Он не станет создавать творения более почитаемые пред Ним, чем мы». И когда Он сотворил Адама и повелел им пасть ниц перед ним, стало очевидным его превосходство над ними в дарованном ему знании. И когда он совершил грех, ангелы решили, что почёт, оказанный Адаму Всевышним, отменён, не зная о том, что он раскается и продемонстрирует таким образом свою покорность Господу. А когда он раскаялся пред Господом своим и продемонстрировал свою покорность Ему, ангелы поняли, что с сотворением Адама связана тайна Всевышнего, знает которую только Он.


Почему Адам был сотворен позже остальных творений 139

 


В-десятых, Всевышний Аллах начал сотворение этого мира с сотворения Письменной Трости и очень уместно было завершить сотворение его сотворением человека, поскольку письменная трость — инструмент знания, а человек — тот, кто наделён знанием. Поэтому ВсевышнийАллах показал превосходство Адама над ангелами посредством знания, которое Он даровал только ему.

Задумайтесь над тем, как Всевышний Аллах записал оправдание Адама до низвержения его на землю и обратил внимание ангелов на его превосходство и оказанный ему почёт и упомянул имя его прежде его создания, сказав: «Поистине, я поставлю на земле наместника» (сура 2 «Корова», аят 30).

Задумайтесь и о том, как Он назвал его наместником. Это положение было даровано ему ещё до начала его существования. И Он упомянул о том, что примет его оправдание, сказав: «на земле». Любящий принимает оправдания объекта своей любви ещё до того, как он совершит преступление.

Сотворив Его, Он оставил его у врат Рая на сорок лет44, потому что любящий обычно стоит у дверей любимого. Он оставил его на пути унижения: «когда он был ничем» (сура 76 «Человек», аят 1), дабы он не возгордился в день, когда было сказано: «Падите ниц...» (сура 2 «Корова», аят 34).

Иблис, проходя мимо его тела, с удивлением говорил: «Ты сотворен с какой-то целью!» А потом он входил в его тело через рот и выходил через задний проход и говорил: «Если бы мне была дана власть над тобою, я бы погубил тебя, а если бы тебе была дана власть надо мной, я ослушался бы тебя!» При этом он не знал, что именно

 


44 Об этом упоминает ат-Табари в своём «Тафсире» и «Истории». Сообщения об этом представляют собой слова Ибн 'Аббаса и других.

 

140 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


из-за него ему предстоит погибнуть. Он видел перед собой лишь глину, и потому отнёсся к нему пренебрежительно. А потом, когда этой глине была придана форма, его поразил недуг зависти. А когда Всевышний вдохнул в Адама дух, это событие ознаменовало собой гибель завистника. Когда перед ним был расстелен ковёр величия и творения предстали перед ним, истец «тогда как мы прославляем Тебя» (сура 2 «Корова», аят 30) был вызван к судье «Сообщите мне их названия...» (сура 2 «Корова», аят 31)45. А представитель сокрыл от него доказательство «И Он обучил...» И они склонили головы исков на груди признания, и глашатай превосходства воззвал в местах собрания ангелов: «Падите ниц...» И они очистились от скверны утверждения «тогда как мы...» Иони пали ниц очистившиеся и смиренные. А Иблис остался стоять в стороне, отказавшись пасть ниц, потому что был скверным, запятнав себя скверной возражения и противоречия, и его осквернение не подлежало очищению, поскольку было частью его самого.

Когда Адам был доведён до [человеческого] совершенства, было сказано: «Он будет теперь совершенным, раз было сказано: "Падите ниц..."!» И тогда в соответствии с предопределением Адам совершил грех, дабы в смирении проявилась покорность Господу.

О Адам! Если бы Аллах оставил тебя без воздаяния за этот [запретный] кусок, то говорили бы: «Как было да-

 

 

45 Подразумеваются события, описанные в аятах: «Вот твой Господь сказал ангелам: "Я поставлю на земле наместника" Они сказали: "Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и возвеличиваем Тебя?" Он сказал: "Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете" Он научил Адама всевозможным именам, а затем показал их ангелам и сказал: "Назовите мне их имена, если вы говорите правду"».

 

Почему Адам был сотворен позже остальных творений 141

 


ровано превосходство чревоугоднику, который не утерпел и съел запретный плод с дерева?!»

Если бы не твоё нисхождение на землю, то не раздавались бы тяжкие вздохи и не были бы ниспосланы письма: «Найдётся ли просящий о чём-то?» 46 и не распро-странился бы аромат «запах изо рта постящегося...» 47 Отсюда становится ясно, что поступок этот был обусловлен вовсе не склонностью к чревоугодию.

О Адам! Смех твой в Раю — для тебя, а плач твой в обители возложения обязанностей — для нас.

Не будет вреда тому, кого сломило могущество Моё, если его восстановила милость Моя. Одеяние величия подходит для тела смирения, а Я — с теми, чьи сердца смирились ради Меня48.

 


46 Посланник Аллаха сказал: «В последнюю треть каждой ночи Всевышний Аллах нисходит к нижнему небу и говорит: "Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня о чём-нибудь, чтобы Я даровал ему это? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?"» [аль-Бухари; Муслим].

47 Подразумевается хадис: «Всякое благое дело сына Адама умножится, и воздаяние за доброе дело будет [по меньшей мере] десятикратным, но может возрасти и до семисоткратного. Всевышний Аллах сказал; "За исключением поста, ибо, поистине, пост для Меня, и Я воздам за него: человек отказывается от удовлетворения своих желаний и от своей еды ради Меня! Постящегося ждут две радости: одна при разговении, а другая— при встрече с Господом. И, поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса!"» [аль-Бухари; Муслим].

48 Указание на хадис, который приводит Ахмад и Абу Ну'айм. В этом хадисе Муса спросил: «Господи! Где мне найти Тебя?» А Всевышний ответил: «Я — у тех, чьи сердца смиренны...»

 

142 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 


Этот съеденный кусок не переставал причинять ему вред до тех пор, пока принесённый им недуг не поразил его детей, и тогда Проницательный, Сведущий послал им лекарство через лекарей бытия: «Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным» (сура 20 «Та Ха», аят 123). Лекарь охранил их посредством запретов, сохранил силу посредством велений, изгнал из них скверные элементы посредством покаяния, и здравие и благополучие пришло к ним со всех сторон.

О тот, кто лишился силы своей и не сумел сберечь её, поддался болезни своей и не воздерживается от того, что вредит ему, и не желает терпеть горечь вызывания рвоты! Жди скорой гибели, поскольку болезнь со временем только усилится! Вот если бы предопределение помогло и ты помог бы лекарю вылечить тебя, воздерживаясь от потакания низким страстям, то ты получил бы взамен разнообразные удовольствия и наслаждения. Однако дым страстей закрывает око сознания, и ты счёл, что благоразумно продать обещание за деньги.

О ослеплённый разум! Он отказывается потерпеть немного и согласен выносить вечное унижение. Человек пускается в путь ради мира этого, который вскоре ускользнёт от него, и не желает пускаться в путь ради мира вечного, который идёт к нему!

Если увидишь человека, который отдаёт ценное, покупая ничтожное, продаёт великое за незначительное, то знай, что он неразумен.

 

 

Раздел

Полезные выводы и наставления из истории Адама

П

оскольку покорность Аллаху ('убудиййа)была в Адаме неизменной, грех не причинил ему вреда.

«О сын Адама! Если ты встретишь Меня с грехами размером с землю, но встретишь Меня, не придавая Мне никаких сотоварищей, то Я встречу тебя с такого же размера прощением!» [Муслим].

Поскольку Господь знает, что раб Его совершил проступок не с намерением противоречия ему и не ставя под сомнение мудрость Его, то Он научил его, как попросить прощения у Него: «Адам принял слова от своего Господа, и Он принял его покаяние» (сура 2 «Корова», аят 37).

Раб не желал посредством своего ослушания противоречить Господу своему и проявлять дерзость, нарушая установленные Им запреты. Его натура взяла верх над ним, душа и шайтан приукрасили ему деяние его, страсть одолела его, но при этом он верит, что может обрести прощение, и надеется обрести его.

Это если говорить о рабе. Если же говорить о Господстве, то тут мы имеем претворение постановления в жизнь, демонстрацию величия Господства и уни-

 

 

144 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


женности, покорности Господу ('убудиййа),абсолютную невозможность обойтись без Господа, проявление следствий прекрасных имён Аллаха, таких как Снисходительный, Прощающий, Принимающий покаяние, Выдержанный по отношению к тем, кто приносит покаяние и сожалеет о содеянном, а также таких имён, как Мстящий, Справедливый и Обладатель сильной хватки — по отношению к тем, кто упорствует в своем грехе и заслуживает позора. Всевышний Аллах желает показать рабу Своему, что только Он совершенен, тогда как раб несовершенен и нуждается в Нём, и Он демонстрирует ему совершенство Своего могущества и величия, и совершенство Своего прощения и милости, и совершенство Своего благодеяния, сокрытия, терпимости, великодушия и снисходительности. И Он демонстрирует, что Его милость к нему — благодеяние по отношению к нему, а не противодействие, и что если Он не покроет его Своим прощением и милостью, то его ждёт неминуемая гибель.

Преславен Аллах! Сколько мудрости в предопределении греха! И сколько в нём пользы и милости для раба. Если только он покается! Покаяние после греха — как глоток лекарства для больного, и бывает, что болезнь способствует выздоровлению.

 

Упрёк порой имеет похвальные последствия

И болезнь порой способствует выздоровлению...

Если бы не предопределение греха, потомка Адама погубило бы самолюбование.

Грех, совершив который, человек становится смиренным, любимее для Аллаха, чем покорность, которая порождает в нём дерзость.


Полезные выводы и наставления из истории Адама 145

 

 


Свеча победы ставится на подсвечник смирения.

Наибольший почёт, который раб Аллаха может оказать душе своей, заключается в унижении её, и ничто не поможет ему сделать её великой так, как усмирение её, и наилучший отдых для неё — тот, который он предоставляет ей, утомляя её. Как говорится:

 

Я душу свою утомлю иль обрету отдохновение,

Поистине, унижение души для неё — почтение...

Ничто не насыщает душу так, как голод, и ничто не гарантирует ей безопасность так, как страх, и нет для неё лучшей близости, чем отдаление её от всего, кроме её Творца и Создателя, и ничто не оживляет её так, как умерщвление её.

 

Смерть душ является жизнью для них:

Кто хочет жить, тот должен умереть...

Напиток страсти сладок, однако вызывает жажду.

Кто помнит о тисках капкана, тому нетрудно оставить насыпанные в него зёрна.

О запутавшийся в сетях страстей: нужен лишь решительный прыжок — и сеть разорвана!

Предопределённое непременно свершится, и лучше тебе проявить смирение.

Аллаху принадлежит власть над небесами и землёй, и Он попросил у тебя взаймы одно зёрнышко, но ты по-

 

 

146 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 


скупился отдать его, и Он сотворил семь морей и хотел от тебя одну слезу, но глаз твой поскупился пролить её.

Разглядывание высекает на сердце образ того, на кого падает взор, а сердце — Кааба, и объект поклонения не одобряет соседство с идолами.

Наслаждения мира этого подобно одолевшей тебя темнокожей женщине, и черноокие гурии удивляются тому, какой скверный выбор делаешь ты и что ты предпочитаешь им. Но когда начинается буря страсти, она засыпает глаза разума и правильный путь скрывается от человека.

Пречист Аллах! Райская обитель украсила себя для женихов, и они принялись трудиться, чтобы собрать брачный дар, и Господь величия дал им возможность познать Его через Его имена и качества, и они принялись трудиться для встречи с Ним, а ты занят падалью...

 

Да сгинет тот, чьё сердце не Тебе принадлежит,

И кто Тебе оставил только свой язык,

Так лживо о любви к Тебе вещающий...

Знание — ковёр, на который ступает только приближённый, а любовь — поэма, которая приводит в восторг лишь по-настоящему любящего.

Любовь — источник в пустыне, к которому не проложен путь, а потому мало кто приходит к нему.

Любящий стремится к уединению и пребыванию наедине с объектом своей любви и наслаждению поминанием его так же, как рыба стремится в воду, а ребёнок стремится к матери.


Полезные выводы и наставления из истории Адама 147




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.