Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 6. Как переломить ситуацию, если что-то идет не так, как надо?




 

Существует еще одна психологическая методике, которая может существенно изменить вашу жизнь.

Эта методика широко применяется в спорте, но ее очень удачно можно использовать и в обычной повседневной жизни.

Психологи относят эту методику к ролевым методам изменения поведения. В спорте она сначала использовалась для снятия состояния предстартовой лихорадки, мандража, (чрезмерного волнения) у спортсменов.

Так я и хочу рассказать об этой методике - сначала о ее применении в спорте, а потом о том, как ее можно использовать всем желающим.

Суть методики, как ее излагают спортивные психологи, очень проста: человек мысленно представляет себя главным героем кинофильма, обладающим теми качествами, которые ему желательно иметь сейчас в реальной жизни: например, уверенность, смелость, хладнокровие и т.п.

А далее надо мысленно отыграть эту роль в той ситуации, которая планируется.

Например, приближаются крупные соревнования, и спортсмен начинает волноваться.

Для снятия этого волнения по заданию тренера спортсмен каждый день начинает проделывать следующее:

- ложится в удобное положение и максимально расслабляется, добивается состояния легкой полудремы;

- воображает себя тем заранее придуманным героем, с требуемыми качествами характера;

- подробно представляет себе будущие соревнования: место проведения, погоду, соперников, разминочные залы, судейские столы и т.п.

- и, наконец, самое главное, представляет себя выходящим на старт в своей наилучшей физической форме.

Важно при этом добиться такого состояния, чтобы мысленно обозревая соревновательную обстановку и себя в ней, остаться абсолютно спокойным к предстоящим состязаниям, увидеть себя сохраняющим трезвое спокойствие и уверенность в своих силах.

На первых порах желательно проводить эту мысленную тренировку в одном и том же месте (помещении). И спустя короткое время (несколько дней) именно в этом месте (в месте и помещении проведения мысленных тренировок) предсоревновательное волнение начнет уменьшаться.

После этого наступает последний этап мысленных тренировок - надо прийти на место соревнований за день-другой до их начала и провести там несколько сеансов такой мысленной тренировки: лечь (или сесть), расслабиться, мысленно увидеть себя выходящим на старт в оптимальной спортивной форме, хладнокровным и собранным.

Как отмечают спортивные психологи, эта методика, если ей пользоваться перед каждыми соревнованиями, дает прекрасный результат уже за один спортивный сезон (т.е. всего за 2-3 крупных соревнования). У спортсмена прекращается мандраж, вырабатывается трезвое, хладнокровное отношение к предстоящей борьбе, которое постепенно становится привычным.

Однако, как оказалось на практике, это еще не все. Выяснилось, что мало представлять себя в обычной соревновательной обстановке. Важно еще заложить в картинку различные неожиданности.

Например, футболистам известно, что если арбитр назначает в их ворота штрафной удар за нарушение, которого не было, то это может просто убить весь спортивный настрой игроков. Такое несправедливое решение судьи кажется умышленным (кажется, что судья подыгрывает противнику), и может привести к полной потере боеспособности команды. Команда охладевает к игре, и может сдаться почти без боя.

Чтобы предотвратить подобные казусы, спортивные психологи советуют отрабатывать еще и такую формулу: "Любые трудности только мобилизуют меня!"

Они советуют спортсменам ввести в картинку предстоящих соревнований различные помехи и увидеть то, как спортсмен эти помехи успешно преодолевает.

Результаты таких психологических установок просто поражают.

Приведу несколько примеров.

На Олимпиаде 1988 г. в Сеуле наш велосипедист Александр Кириченко участвовал в гонке на 1 км. На последнем отрезке дистанции у велосипеда лопнула однотрубка. Неподготовленного человека такая неудача могла легко выбить из колеи.

Однако Александра это только мобилизовало - последние 300 метров он ехал на одном (!) колесе, победил и завоевал золотую медаль.

Пример из другой области. Однажды нашего прославленного летчика-испытателя, Героя Советского Союза М.М.Громова спросили - как ему удалось не разбиться, пережив около 200 аварий испытываемых им самолетов. Михаил Михайлович ответил, что всегда, даже при самом благоприятном течении полета он то и дело представлял себе ту или иную аварийную ситуацию и успешный выход из нее. И когда нечто подобное действительно происходило в полете, то он уже знал, как нужно действовать. В результате внештатные ситуации не пугали его, а наоборот, мобилизовали.

Еще один пример. Спортсмены, занимающиеся единоборствами, наверняка знают систему русского рукопашного боя А.А.Кадочникова (ее часто называют "русский стиль").

Однако не все знают, как эта система развилась. Конечно, Алексей Алексеевич Кадочников получил какие-то базовые навыки в спецучилище (как он сам говорит, это было самбо В.Спиридонова).

Но очень и очень многие в годы Великой Отечественной войны получили такие навыки. А сегодня вообще любой при желании может эти навыки получить. Однако второй системы Кадочникова (или Иванова, или Петрова и т.п.) от этого почему-то не возникает.

Секрет Кадочникова прост: он постоянно моделирует в уме различные ситуации и пытается найти из них выход, используя при этом усвоенные базовые навыки и самые обычные законы физики и механики.

Он рассуждает так: вот, предположим, на меня напали в автомобиле, каковы должны быть мои действия? что я должен использовать из подручных средств? А если напали в лифте? А если во время обеда за кухонным столом? Или, если я сижу и читаю книгу?

Вот именно из таких мысленных моделей и выросла система Кадочникова, которая заслуженно носит его имя.

Кстати, в результате этого моделирования система Кадочникова далеко переросла рукопашный бой. Сам Кадочников теперь он ее называет "системой выживания": он ввел туда навыки поведения при пожарах, при стихийных бедствиях, в лесу, при техногенных катастрофах и многое, многое другое.

Итак, мысленное моделирование различных сложных ситуаций помогает спортсменам выигрывать, летчикам выживать, а бойцам побеждать.

Мы можем использовать подобное мысленное моделирование и в нашей повседневной жизни.

Например, человек хочет бросить курить. Но в течение дня то и дело возникают соблазны выкурить сигарету: то напарник позовет на перекур, то произойдет неприятный разговор с начальством, а то и просто путь домой проходит рядом с киоском.

Что в этой ситуации делать. Для начала надо лечь или сесть, расслабиться, лучше всего войти в дремотное состояние (в таком состоянии подсознание ярче всего запоминает образы).

В этом состоянии надо промоделировать это опасную ситуацию, но продолжить ее нужным нам выходом, например: если напарник позвал покурить - ему можно и отказать; после ругани с начальством вместо сигареты можно попить чайку; а проходя возле киоска, засунуть руки в карманы и пройти мимо.

Все эти картинки надо проиграть, просмотреть в своем воображении. Тогда, если и произойдет какое-то событие из этого списка, вы уже будете знать, что делать.

Еще пример. Женщина очень хочет похудеть, но есть одна проблема. Она заходит в магазин после работы, голодной. Т.к. голод дает о себе знать сосущим чувством в желудке, то она обычно набирает всякую кучу продуктов и, приходя домой, тут же все съедает. Такое постоянное вечернее переедание провоцирует набор веса.

Выход из ситуации может быть таким же: мысленно промоделировать правильное поведение в этой ситуации. Например, не ходить в магазин голодной. Или покупать только запланированные продукты.

И не просто сказать себе - "я буду покупать только эти продукты". А сделать все по схеме, которую рекомендуют психологи:

- лечь (сесть), расслабиться;

- представить обстановку магазина (полки, освещение, кассы и т.п.);

- увидеть себя в этой обстановке;

- безразлично мысленно пройти мимо тех продуктов, которые не запланированы, и купить только то, что нужно.

Так же, мысленно моделируя всевозможные помехи, можно отучиться от алкоголизма; можно научиться сосредотачиваться в обстановке, когда все мешает; так можно настраиваться на зарядку, на учебу, на экзамен и т.п. Этот список неисчерпаем. Это правило - мысленное моделирование помех и их преодоление - можно применять к любой деятельности, к любой задаче.

Попробуйте и вы им воспользоваться.


Глава 6. Если масса не растет.

Возможности медицины безграничны!

Ограничены возможности пациентов.

Иногда случает так, что несмотря на все усилия, прогресса нет. Масса не растет, результат стоит на месте. Не помогает ничто - ни хитрые схемы нагрузок и восстановления, ни протеиновые комплексы, аминокислоты или таблетки креатина. Все это не дает ровным счетом никакого эффекта.

Есть несколько способов преодолеть это состояние.

6.1. Ежедневные желчегонные процедуры.

Наверняка вам известна калорийная теория питания, которая звучит примерно так: калорийность пищевого рациона должна соответствовать энергетическим затратам организма.

В этом определении кроется большая ошибка, которую часто не замечают даже специалисты. Мы сейчас разберем эту ошибку, исправим и сделаем важный вывод, очень ценный для наших целей быстрого и здорового набора массы.

Почему нельзя говорить о калорийности пищевого рациона? По той простой причине, что существует масса людей, которые едят много, а не полнеют. Существует масса людей, которые едят мало, а не худеют.

Ответ на этот вопрос прост - дело не в тех, калориях, которые есть в пищевом рационе, а в тех калориях, которые усваиваются в желудочно-кишечном тракте!

Таким образом, на самом деле калорийная теория питания звучит примерно так: калорийность УСВАИВАЕМОЙ каждым организмом по-разному основной части пищевого рациона, должна соответствовать энергозатратам организма.

В этой простой формуле и кроется секрет набора массы. Именно раскрывая эту формулу, шаг за шагом, мы пройдем всю науку управления своим весом.

Да, именно так, каждый организм по-разному может усваивать пищу. Поэтому и может возникнуть ситуация, когда два разных человека едят одну и туже пищу, но один при этом будет худеть, а другой набирать массу. Разница в усвоении пищи может составлять 30%. Если для нормального человека нормальный рацион принять за 100%, то худеющий будет на том же рационе получать всего 70% пищевых калорий (пища мало усваивается), набирающий массу будет получать 130% пищевых калорий (пища сверхусваивается).

Наша задача - выяснить почему это происходит и как это можно использовать. А для этого нам будет нужно немного вспомнить физиологию и анатомию.

Пища попадает в желудок, подвергается там обработке соляной кислотой и превращается в измельченный окисленный пищевой комок и направляется в свое дельнейшее путешествие по пищеварительному тракту - в двенадатиперстную кишку.

Между желудком и 12-перстной кишкой находится сфинктер привратника - своеобразный дозатор поступления пищи в 12-перстную кишку.

В норме, как только окисленный комок пищи подходит к сфинктеру привратника, то тот открывается и пропускает часть пищи.

Сфинктер привратника остается открытым до тех пор, пока среда в 12-перстной кишке не станет кислой под воздействием окисленного пищевого комка.

Как только среда стала кислой - сфинктер закрывается. Дозатор сработал.

Пищевой комок в 12-перстной кишке начинает обрабатываться щелочами, поступающими в 12-перстную кишку - желчью, соком поджелудочной железы и кишечными соками.

Как только пищевой комок стал щелочным, сфинктер привратника открывается, ощелоченый комок уходит дальше в тонкий кишечник, а в 12-перстную кишку поступает следующая порция пищи из желудка, которая опять окисляет все пространство 12-перстной кишки. И так далее.

И так этот дозатор работает непрерывно, по мере переваривания пищи в желудке и ощелачивания ее в 12-перстной кишке.

Из данного описания можно сделать очень важный вывод, о том, что чем быстрее будет ощелачиваться пища в 12-пертсной кишке, тем быстрее будет работать дозатор, тем быстрее пища будет передвигать по желудочно-кишечному тракту.

Хорошо это или плохо? Давайте разберемся.

Если пища движется быстрее нормы, то и процессы усвоения начинают идти быстрее.

Что бы было понятно, давайте посмотрим аналогию с ванной. Допустим у нас есть бак воды на 400 литров и ванна, наполовину наполненная водой, но у которой открыто сливное отверстие.

Мы начинаем через кран подавать воду в ванную.

В норме скорость наливания воды равна скорости ее слива. Воды в ванной ни становится ни больше, ни меньше. Уровень сохраняется.

Если открыть кран и воду пустить побольше, скорость наливания превысит скорость слива и ванная будет набираться. Уровень воды будет подниматься.

Если скорость сделать поменьше нормы (меньше скорости слива), то уровень воды будет уменьшаться. Воды в ванне станет меньше.

Примерно тоже самое происходит и в организме и это можно назвать эффектом " сверхусвоения ".

Дело в том, что в норме скорость прихода питательных веществ примерно равна скорости их расходования.

Если по каким-то причинам скорость прихода становится больше (а это как раз наш случай " сверхусвоения "), то, т.к. скорость расходования не изменилась, в организме накапливается излишек поступивших веществ. Грубо говоря, повышается концентрация поступившего вещества. Организм получает ударную дозу - тот объем питательных веществ, который поступал раньше в течении 1 часа, теперь поступает гораздо быстрее - за 20 - 40 минут.

Это ударное поступление питательных веществ и приведет к росту массы тела. Так и возникает эффект " сверхусвоения ".

Таким образом, мы приходим к важному выводу о том, что причина " сверхусвоения " пищи - быстрое срабатывание сфинктера привратника между желудком и 12-перстной кишкой, вызванное быстрым ощелачиванием пищевого комка в 12-перстной кишке.

В каких случаях может произойти это быстрое ощелачивание? Только тогда, когда во время переваривания пищи произойдет выделение щелочей поджелудочной железы и печени.

Т.е. если мы хотим увеличить массу своего тела, то наша задача заставить во время каждого приема пищи выделиться большому количеству желчи. Именно это и будет заданием второй недели - привыкнуть во время каждого приема пищи выпивать что-то желчегонное.

Кроме того, такая профилактика избавит вас от застоев желчи в желчном пузыре, от образования камней.

Теперь несколько слов о том, каким способом это делать.

Способ 1. Если ваша еда содержала животные жиры, то рекомендуется такой способ:

1) запивайте еду чашечкой молотого кофе. Кофе, как и всякий подгоревший продукт - очень хорошее желчегонное средство;

2) выпиваете ее без сахара (как принято в Европе);

3) заедаете все это сливочным маслом на кончике ножа.

Конечно, дозу кофе нужно варьировать по вашему самочувствию. Перебарщивать тут тоже не надо. Кофе, точно так же, как и любой продукт, становится ядом только при больших дозах. А одна чашка кофе никак повредить вам не сможет.

Хочу обратить внимание - нужно заваривать именно МОЛОТЫЙ кофе, а не тот быстрорастворимый, который продается у нас на каждом углу.

Кстати, замечу, что кофе не является и не может являться наркотическим веществом, как иногда об этом говорят, т.к. "кофеин ослабляет действие снотворных и наркотических средств" ("Лекарственные препараты" Машковский М.Д.).

Очень важно употреблять кофе в количествах, которые позволяет организм. Ещё И.П. Павлов установил, что на людей с разными типами нервной системы одинаковые дозировки кофеина действуют по разному. Поэтому кому то кофе 2ч.л. с верхом на маленькую чашку, а другому пол-ложечки на кружку и до конца не допивать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.