Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аль-Уаля уаль-бара 4 страница




Всевышний Аллах также сказал: «Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты не последуешь за их религией» (аль-Бакъара 2: 120).

Такова основа неверных, о которых сообщил нам Всевышний Аллах, знающий состояния и убеждения людей. Однако речь идет о большинстве неверных, а не обо всех без исключения. Аллах Великий и Всемогущий сказал: «Многие из людей Писания из зависти своей хотели бы отвратить вас от веры, когда вы уже приняли ее» (аль-Бакъара 2: 109).

Таким образом, мы видим, что речь идет о большинстве неверных, а не обо всех без исключения, ибо среди неверных были и есть люди, которые относятся с почтением к мусульманам и Исламу. Так, например, дядя пророка (мир ему и благословение Аллаха) Абу Талиб, который был неверным, любил его и помогал ему до самой своей смерти.

Также знатный Ибн Дагъина, будучи многобожником, помогал Абу Бакру (да будет доволен им Аллах), когда из-за гонений на мусульман тот хотел переселиться в Эфиопию. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Когда Абу Бакр решил переселиться в Эфиопию, его встретил вождь племени аль-Къара Ибн ад-Дагъина, который спросил: “О Абу Бакр, куда ты направляешься?” Абу Бакр ответил: “Мои соплеменники изгнали меня, и я хочу странствовать по земле, поклоняясь моему Господу”. Ибн ад-Дагъина сказал: “О Абу Бакр, поистине, такой человек, как ты, не должен ни уезжать, ни изгоняться, ведь ты помогаешь бедным, поддерживаешь связи с родственниками, помогаешь нести бремя слабым, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь им переносить трудности. Я беру тебя под свою защиту. Отправляйся назад и поклоняйся своему Господу в своем городе!” аль-Бухари 3905.

Также и Наджаша, правитель Эфиопии, который будучи христианином (до того, как принял Ислам), оказал помощь и почет мусульманам. Умм Сялама (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “После того, как положение в Мекке стало невыносимым и сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) стали мучить, они увидели, какое испытание их постигло, и каким искушениям подвергается их религия, а пророк (мир ему и благословение Аллаха) не мог защитить их от этого. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был под защитой своего племени и своего дяди, и его не касалось то, что постигало его сподвижников. И тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Поистине, на земле Эфиопии есть правитель, при котором никто не подвергается притеснениям, так отправляйтесь в этот город для того, чтобы Аллах облегчил вам и сделал для вас выход в том, в чем вы сейчас пребываете». И мы отправились туда и поселились там в лучших домах, живя с хорошими соседями, будучи спокойными за свою религию и не боясь притеснений”. аль-Байхакъи 9/9, Ибн Хишам 1/343. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3190, “Сахих ас-Сира ан-набауия” 170.

Сам же Наджаша сказал мусульманам, прибывшим на его землю, повторив свои слова трижды: “Ступайте. В моей стране вы будете в безопасности, а тот, кто будет вас поносить, понесет убыток! Тот, кто будет вас поносить, понесет убыток!” Ибн Хишам 1/334. См. “ Сахих ас-Сира ан-набауия ” 176.

К сказанному также относятся слова Всевышнего Аллаха: «Ты непременно найдешь иудеев и многобожников самыми лютыми врагами верующих. Ты также непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим являются те, которые говорят: “Мы – христиане”. Это – потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия» (аль-Маида 5: 82).

Однако в этом аяте речь идет не о всех христианах, а о группе из их числа, как это разъяснили шейх Ибн аль-Къайим и шейх Мухаммад ибн Ибрахим. См. “Фатауа Мухаммад ибн Ибрахим” 36/58.

Все приведенное делает несостоятельными заявления о том, что хорошее отношение того или иного неверного к каким-либо мусульманам является показателем того, что эти мусульмане в заблуждении.

[21] Это сообщение приводит аль-Байхакъи 9/204. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Альбани назвали иснад достоверным. См. “аль-Икътида” 161 и “Ируауль-гъалиль” 2630.

[22] Так называются колодцы, расположенные в 150 км к юго-западу от Медины, где посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вместе со своими сподвижниками одержал первую крупную победу над многобожниками. Эта битва произошла 15 или 17 марта 624 года.

[23] Среди ученых есть разногласие, можно ли прибегать к помощи неверных не в бытовых вопросах или нет. Большинство ученых, среди которых все четыре имама: Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и и Ахмад (да смилуется над ними Аллах), считают дозволенным в случае необходимости обращаться за помощью к неверным даже во время джихада. См. “аль-Умм” 4/166, “ат-Тамхид” 12/36, “аль-Мугъни” 13/98, “аль-Инджад фи абуабиль-джихад” 1/157, “Найлюль-аутар” 7/263.

Обращаться за помощью к неверным является запретным в том случае, когда в этом нет нужды, а что касается необходимости, то в подобном случае это не порицается и не является запретным, ибо сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не раз пользовался их помощью. Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) в комментарии к хадису: «я не прибегаю за помощью к многобожнику», который привел шейх аль-Фаузан, писал: “Однако в другом хадисе сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибегал к помощи Сафуана ибн Умайи, когда тот еще был неверным. Группа ученых, опираясь на хадис: «я не прибегаю к помощи многобожника» считала обращение к ним в любом случае запретным. Но имам аш-Шафи’и и другие ученые говорили, что если неверный хорошего мнения о мусульманах и есть нужда в нем, то можно к нему обратиться, а если нет в этом нужды, то тогда это порицаемо”. См. “Шарх Сахих Муслим” 12/199.

Также сообщается, что когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал переселение (хиджру) вместе с Абу Бакром, он обратился к мекканскому проводнику ‘Абдуллаху ибн Урайкъиту за помощью и заплатил ему за то, чтобы он довел их до Медины. аль-Бухари 2263.

Также сообщается, что один многобожник по имени Къазман вышел вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в день битвы при Ухуде и убил во время сражения трех многобожников из племени ‘Абду-ддар, а также их знаменосца. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах помогает этой религии (Исламу) даже с помощью нечестивого человека!» аш-Шафи’и в “аль-Умм” 4/89. Хадис достоверный. См. “Раудату-ннадия” 3/224.

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Вы заключите перемирие с византийцами и вместе с ними совершите военный поход на своих врагов». Ахмад 16826, Абу Дауд 2767, Ибн Маджах 4089. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Бусайри, шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут.

Сообщив об этом, пророк (мир ему и благословение Аллаха) не сказал, что данный поступок является порицаемым или же запретным, или же проявлением любви по отношению к неверным. На этот хадис опирались имамы, дозволявшие при необходимости прибегать к помощи неверных. См. “Найлюль-аутар” 7/264, “Раудату-ннадия” 3/244.

Аш-Ша’би (да будет доволен им Аллах) говорил: “Я застал правителей мусульман, среди которых были как факъихи, так и не факъихи, которые совершали военный поход вместе с неверными, выплачивавшими джизию (налог)”. Ибн Хазм в “аль-Мухалля” 7/334.

Шейх Ибн аль-Къайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Во время джихада дозволенно прибегать за помощью к многобожнику, заслуживающему доверия, если в этом есть нужда ”. См. “Задуль-ма’ад” 3/301.

Имам аш-Шаукани (да смилуется над ним Аллах) писал: “Объединив хадисы данной главы, становится ясно, что прибегать к помощи неверных можно, но только при необходимости”. См. “ад-Дураруль-мудыя” 627.

Таким образом, прибегать к помощи неверных даже во время джихада не порицаемо, если в этом есть необходимость и если эти неверные достойны доверия и не известны своим вероломством. Однако решение о необходимости обращения за помощью к неверным во время сражения принимает только правитель мусульман. См. “аль-Умм” 4/166, “ат-Тальхис аль-хабир” 4/101.

[24] Эти слова следует понимать правильно, поскольку сказанное шейхом относится к мусульманским странам, ибо те, которые проживают в странах неверных, не в силах изменить этого ни в учебных заведениях, ни на работе, ни в обществе, а лишь посеют этим смуту. Более того, даже в исламских странах является дозволенным использовать летоисчисление неверных, если в этом есть необходимость. Спросили шейха Ибн Джибрина: «Дозволенно ли использование христианского летоисчисления при необходимости во взаимоотношениях со странами, которые не используют летоисчисление по хиджре? Такая необходимость связана, например, с авиакомпаниями, вылетом или прибытием самолетов и других транспортов, а также учетных записей фирм или зарплатой работников и т.п.». Он ответил: “Нет ничего страшного в объединении двух летоисчислений, если в этом есть необходимость для мирских дел, однако с учетом того, что летоисчисление по хиджре будет иметь превосходство”. См. “аль-Лу’лу’уль-макин” 53.

[25] Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, у ее жителей было два праздничных дня, которые они отмечали играми и весельем. Он спросил их: «Что эти дни означают?» Они ответили: “Это дни, в которые мы веселимся, празднуя их со времен язычества”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Поистине, Аллах заменил их двумя лучшими праздничными днями: днем Жертвоприношения и днем Разговения»”. Абу Дауд 1134, ан-Насаи 1556, Ахмад 3/178, ‘Абдур-Раззакъ 15566. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

В этом хадисе содержится прямое указание на запрет празднования праздников неверных. Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Из этого хадиса извлекается, что порицается проявлять радость в дни праздников многобожников”. См. “Фатхуль-Бари” 3/166.

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Отдаляйтесь от врагов Аллаха (неверных) во время их праздников”. аль-Байхакъи 18641, иснад достоверный.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Уподобление неверным в каком-либо из их праздников означает, что человек довольствуется их ложными убеждениями и обычаями”. Он также сказал: “Мусульманам не дозволено продавать неверным в дни их праздников что-либо, что они будут использовать именно для этого, будь это еда, одежда, благовония и т.д.”. См. “аль-Икътида” 229.

Шейх Ибн аль-Къайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Поздравление неверных с их праздниками запрещено по единогласному мнению ученых (иджма’)”. Он также сказал: “Это все равно, что поздравить кого-либо с питьем вина, или убийством, или прелюбодеянием”. См. “Ахкаму ахли-ззимма” 1/441.

Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: “Мусульманину запрещено принимать приглашение на празднества неверных, так как это еще хуже, чем поздравлять их, поскольку это означает принимать участие в их праздниках”. См. “Маджму’уль-фатауа уа расаиль” 3/369.

К празднествам неверных также относится и празднование некоторыми мусульманами нового года. Подобных мусульман хочется спросить: «Вы когда-либо видели неверных, которые справляли бы праздники мусульман, как, например, день Жертвоприношения или Разговения?!» Конечно же, нет, и им нет дела до этого, но если мусульманам наших дней сказать, что праздновать новый год запрещено, то можно услышать в ответ: «Нет, вы что! Люди ведь не поймут этого!»

[26] Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди в толковании к этому аяту писал: “То есть: не любуйся земным богатством и людьми, которые наслаждаются им. Прекрасные яства, ароматные напитки, роскошные убранства, восхитительные дома, красивые женщины – все это блеск земной жизни, который восхищает тех, кто обольщен земной жизнью. Они пользуются мирскими благами, но отворачиваются от будущей жизни, потому что являются людьми несправедливыми. Очень скоро эти удовольствия прервутся, а все земные прелести истлеют. И тогда погибнут те, кто был влюблен в мирскую жизнь. Они будут горько сожалеть, но это не принесет им никакой пользы. Когда наступит День воскрешения, они осознают свое бедственное положение и поймут, что мирские блага были всего лишь искушением и испытанием, благодаря которому выяснилось, кто польстился на преходящие удовольствия, а кто предпочел вершить добрые дела. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, все, что есть на земле, Мы сделали украшением для нее, дабы испытать людей и выявить, чьи деяния окажутся лучше. Воистину, все, что есть на земле, Мы обратим в безжизненный песок» (аль-Кахф 18: 7-8)”. См. “Тайсируль-Карими-Ррахман” 249.

[27] Этот хадис приводят Абу Дауд 2543, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 814, ан-Насаи 6/218 и др. и этот хадис является достоверным. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1040.

[28] Необходимо отметить, что выбору имени для ребенка в Исламе придается большое значение. Имя должно нести хорошее и достойное похвалы значение. Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, в День воскрешения вы будете призваны по вашим именам и именам ваших отцов. Так выбирайте же хорошие имена!» Абу Дауд 4948, ад-Дарими 2736. В достоверности данного хадиса есть разногласие по причине того, что ‘Абдуллах ибн Абу Закария не застал Абу ад-Дарду. Но имам ан-Науауи и шейх Ибн аль-Къайим считали иснад хадиса хорошим.

Однако неверный, принявший Ислам, не обязан менять свое имя, если его имя не содержит в себе элементов многобожия и не несет в себе плохого смысла или самовосхваления. Когда Мукаукис – правитель Египта подарил посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рабыню по имени Мария, ее не стали именовать Марьям или как-либо по-другому. Она так и осталась Марией.

Но есть разница между тем, кто принял Ислам и остался со своим прежним именем, и тем, чтобы именовать родившегося у мусульман ребенка именем, присущим неверным, и как раз об этом говорит шейх аль-Фаузан. Шейх Ибн аль-Къайим (да смилуется над ним Аллах) писал: “Является обязательным отстраняться от тех имен, которые принадлежат приверженцам различных религий, как например, Георгий, Петр, Иоанн и т.п. Не дозволено именовать подобными именами, поскольку в этом состоит уподобление христианам в том, что является именно их отличием!” См. “Ахкаму ахли-зимма” 2/251.

[29] Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я попросил своего Господа разрешить мне испрашивать прощение для своей матери, и Он запретил мне это! И я попросил у своего Господа разрешение посещать ее могилу, и Он разрешил мне это». Муслим 916.

Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Молитва-джаназа над неверным и мольба о прощении для него запрещены Кораном и единогласным решением общины мусульман (иджма’)”. См. «аль-Маджму'» 5/144.

Что же касается мольбы за неверного об исцелении или о том, чтобы Аллах повел его по прямому пути и т.п., то нет в этом ничего порицаемого. См. “Фатхуль-Бари” 10/604, “аль-Адабу-шшар’ия” 1/368.

Сообщается, что однажды сподвижник пророка (мир ему и благословение Аллаха) ‘Укъба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах), перепутав христианина с мусульманином, поприветствовал его миром. Когда же ему сообщили, что это христианин, он догнал его и сказал: “Что касается милости и благословения Аллаха, то это только по отношению к верующим, однако да продлит Аллах твою жизнь и увеличит твое имущество и потомство”. аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 1112. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Шейх аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) сказал: “В этом сообщении указание от этого благочестивого сподвижника на дозволенность мольбы о продлении жизни, даже в отношении неверного, а что касается мусульманина, то это дозволено тем более. Однако необходимо, чтобы тот, кто обращается с мольбой, знал, что неверный не является врагом мусульман!” См. “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” 431.

[30] Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не прекратится хиджра, пока не перестанет приниматься покаяние, и не перестанет приниматься покаяние, пока солнце не взойдет с места его заката!» Ахмад, Абу Дауд, ад-Дарими. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 7469.

[31] Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) говорил: “Для всех мусульман, которые проживают в странах неверных, является обязательным (уаджиб), если они имеют возможность, переселиться в исламские города, в которых придерживаются религиозных обрядов! Если же нет такой возможности, то следует переселиться в тот город, в котором меньше зла, как это сделала группа сподвижников, да будет доволен ими Аллах, по повелению посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Эфиопию. Ведь в то время в Эфиопии было меньше зла для мусульман, чем в Мекке до ее завоевания. Если же мусульмане не могут совершить и этого переселения, тогда им надлежит бояться Аллаха, остерегаться того, что запретил Аллах, и выполнять обязанности, которые на них возложил Всевышний. И нет греха на мусульманах, проживающих в странах неверных, если они пользуются помощью этих государств. Однако они не должны прибегать ко лжи для получения от них материальной помощи! Они обязаны бояться Аллаха во всех делах, остерегаться всего запретного и изучать Коран и Сунну, а также обращаться к обладателям знания в отношении того, что им не ясно, через письма или же по телефону. Да приведет Аллах в порядок положение всех мусульман и да сохранит их религию, поскольку достаточно для них зла от их душ и от их врагов!” См. “Маджму’у фатауа уа макъалят” 28/163.

[32] Совершенно противоположными качествами Всевышний Аллах описал лицемеров: «Лицемеры и лицемерки подобны друг другу. Они велят совершать предосудительное, запрещают одобряемое и сжимают свои руки (скупятся на пожертвования). Они предали забвению Аллаха, и Он предал забвению их. Воистину, лицемеры являются нечестивцами!» (ат-Тауба 9: 67).

[33] Имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби (да смилуется над ним Аллах) в толковании этого аята сказал: “Если вас призовут ваши братья на помощь против врага, то для вас является обязательным им помочь, если только не против народа, с которым у вас заключен мирный договор. И не воюйте тогда за них против тех, с кем договор, пока срок перемирия не закончится или вы не прервете договор”. См. “Ахкамуль-Къуран” 2/887.

Хафиз Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) также сказал: “Это значит: если бедуины, которые не сделали хиджру, попросят у вас помощи против своих врагов, то вам необходимо им помочь, ибо они ваши братья в религии, если только эта помощь не против неверных, с которыми у вас мирный договор, и не нарушайте ваших договоров с теми, с кем вы заключили перемирие”. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/97.

[34] Этот хадис приводят имам Малик 2/953-954, Ахмад 5/233, Ибн Хиббан 575 и др. Имам аль-Хаким, аз-Захаби, аль-Багъауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

[35] Этот хадис приводят Ахмад 2/207, Абу Дауд 4943, ат-Тирмизи 1921. Имам Абу Иса ат-Тирмизи, хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани назвали его достоверным.

[36] Также на великое достоинство испрашивания прощения для верующих указал и пророк (мир ему и благословение Аллаха). От ‘Убады (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто испрашивает прощения для правоверных мужчин и женщин, Аллах запишет за каждого из них благое деяние». ат-Табарани в “аль-Кабир”. Хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим. См. «Сахих аль-джами’» 6026.

[37] Некоторые имамы считали данный аят отмененным. Имам аль-Къуртуби (да смилуется над ним Аллах), приведя мнение имамов, считавших, что данный аят отменен велением сражаться с многобожниками, сказал: “Большинство же толкователей считает, что этот аят не отменен!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 12/321.

Также имам толкователей Корана Ибн Джарир ат-Табари (да смилуется над ним Аллах) сказал, что правильным является мнение тех, кто считает этот аят обобщенным и не отмененным, ибо этот аят сделал недвусмысленное исключение для тех: «кто не сражался с вами из-за вашей религии и не изгонял вас из ваших жилищ». Поэтому к каждому, кто попадает под категорию тех, кто не сражается с мусульманами из-за религии, можно проявлять благо. См. “Тафсир ат-Табари” 10/261.

Также шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди (да смилуется над ним Аллах) в отношении этого аята сказал: “Аллах не запрещает вам проявлять благочестие, поддерживать родственные связи, быть добрыми и справедливыми по отношению к многобожникам, будь они ваши родственники, или нет, если они не сражаются с вами из-за вашей религии и не изгоняют вас из ваших домов. Вы не совершаете греха, если поддерживаете с ними добрые отношения, и в этом нет ничего плохого. Об этом же сказал Аллах, говоря о том, как мусульманин должен относиться к родителям, которые являются неверными: «А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму» (Лукман 31: 15). Всевышний Аллах сказал: «Аллах запрещает вам это (проявлять благочестие) только с теми, которые сражались с вами из-за веры», т.е. из-за своей враждебности к религии Аллаха и к тем, кто ей верен. «Выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию», т.е. выгоняли вас сами или помогали в этом другим. Всевышний запрещает вам содействовать им, любить их и проявлять к ним теплые чувства как словом, так и делом. А что касается добродетели по отношению к многобожникам, которые не сражаются с вами, то мусульманин может делать им добро, если он при этом не питает любви к их неверию. Более того, подобное отношение к ним является одним из проявлений благопожелания (ихсан) к родственникам, не родственникам и сынам Адама вообще!” См. “Тайсируль-Карими-Ррахман” 773.

В этом аяте указание на то, что не все неверные одинаковые и что они делятся на враждующих и не враждующих, вследствие чего и заслуживают соответствующего отношения. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Многобожники по отношению к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и верующим делились на две категории: те, с которыми они сражались и которые сражались с ними (ахлюль-харб), и те, с которыми они не сражались и которые не сражались с ними (ахлюль-‘ахд)”. аль-Бухари 3/145.

Шейх Ибн аль-Къайим (да смилуется над ним Аллах) говорил: “Неверный бывает либо из числа воюющих против мусульман (харбий), либо из числа тех, с кем заключен договор (му’ахад). Неверные, с кем заключен договор, подразделяются на три категории: тот, кто живет на земле мусульман и выплачивает джизию (зиммий); тот, с кем заключен мирный договор (му’ахад); и тот, кому мусульмане дали гарантию безопасности для въезда на землю мусульман (мустамин)”. См. “Ахкаму ахли-зимма” 2/178.

Именно из-за наличия разницы между мирным неверным и неверным, воюющим с мусульманами, шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) и сказал: “Неверие неверного, который не препятствует мусульманам установить религию Аллаха, не причиняет вред никому, кроме как ему самому!” См. “ас-Сиясату-шшар’ия” 178.

Но несмотря на то, что неверные делятся на мирных и враждующих, мусульманин обязан проявлять ненависть в сердце за их неверие к каждому из них!

[38] Даже в том случае, когда родители изо всех сил стремятся заставить своего ребенка совершить многобожие и отказаться от веры, Аллах велит не подчиняться им в этом великом грехе, но все равно повелевает относиться к ним по-доброму!А что можно сказать о родителях-неверных, которые не заставляют совершать своих детей многобожие, однако их дети порывают с ними родственные связи и даже не считают обязательным их содержание?! Имам аль-Хаттаби (да смилуется над ним Аллах) говорил: “Сын-мусульманин обязан содержать своих родителей, даже если они неверные”. См. “Фатхуль-Бари” 5/234.

[39] Также к тому, о чем говорит шейх, из того, что не относится к любви и почитанию неверных, можно привести историю о том, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) пришел навестить умирающего юношу иудея, который был его слугой, после чего тот принял Ислам. аль-Бухари 1290.

Шейх Ахмад ан-Наджми сказал: “В этом хадисе содержится указание на то, что тот юноша-иудей прислуживал пророку (мир ему и благословение Аллаха), а услужение состоит в помощи хозяину. Это является достаточным доказательством для того, кто желает знать истину, что помощь в мирских делах между мусульманами и неверными дозволена”. См. “аль-Фатауа аль-джалия” 253.

Также от Мусайиба ибн Хазна (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) навестил своего дядю Абу Талиба, когда тот умирал, и предлагал ему принять Ислам. аль-Бухари 1360.

Имам Ибн Батталь (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Дозволено навещать неверных с целью призыва их к Исламу, а если же этой цели нет, то навещать их не следует”. Однако Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Цель посещения неверных может различаться в зависимости от намерения, ибо в их посещении может быть и другая польза”. См. “Фатхуль-Бари” 10/119.

Но как говорил шейх аль-Фаузан, нельзя навещать неверных во время их празднеств, принимать в них участие и поздравлять их.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если люди Писания поприветствуют вас миром, отвечайте им: “И вам” (уа ‘алейкум)» аль-Бухари 6258, Муслим 2163.

Опираясь на этот и подобные ему хадисы, большинство ученых считало обязательным отвечать на приветствие людей Писания.

Также сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) подарил рубашку, которую ему дал пророк (мир ему и благословение Аллаха), своему брату-многобожнику. аль-Бухари 2/294, Муслим 2068.

Также ‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах), когда зарезал овцу, повелел начать со своего соседа, который был иудеем, и отправил ему часть этой овцы. Абу Дауд 5152, ат-Тирмизи 1943. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Шейх Салих аль-Фаузан говорил: “Обязательным (уаджиб) является проявлять благо по отношению к соседям, даже если это неверный. Однако нельзя любить неверных, так как они враги Аллаха. А что касается благого отношения к соседу, то это из бытовых вопросов, к которому побуждает Ислам”. См. “Фатауа аль-Фаузан” 1/257.

Шейх Ибн аль-Къайим (да смилуется над ним Аллах), приведя хадис: «Не войдет в Рай порывающий родственные связи», сказал: “Поддерживать родственные связи является обязательным даже с неверными”. См. “Ахкаму ахли-ззимма” 2/317.

[40] Естественная любовь по отношению к неверным, как к родителям или детям, не запрещена, как об этом уже было подробно сказано. Однако шейх аль-Фаузан говорит об открытом проявлении любви к неверным, вследствие чего они не видят даже неодобрения в отношении их неверия. Например, если жена-христианка будет видеть, как её муж-мусульманин явно проявляет к ней свою любовь, то как она может понять, что он недоволен ее неверием? То же самое можно сказать и о родителе-мусульманине, чей сын является неверным.

[41] Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я собирался запретить вам вступать в половую связь с кормящими грудью, но вспомнил, что византийцы и персы совершают это, и это не причиняет их детям никакого вреда». Муслим 1442. Таким образом, неверие персов и византийцев не помешало пророку (мир ему и благословение Аллаха) взять от них эту пользу.

Также, когда арабы-многобожники объединились и решили напасть на Медину, Сальман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) посоветовал вырыть вокруг города большой ров, ибо так поступали персы во время сражений. Арабам не было известно о таком тактическом маневре. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принял этот совет и повелел вырыть ров вокруг Медины, что помогло мусульманам. См. “ар-Рахикъ аль-махтум” 269.

И неверие персов-огнепоклонников не помешало пророку (мир ему и благословение Аллаха) воспользоваться их военным маневром.

Истину и пользу можно принять от любого, будь это мусульманин или же неверный. Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: “То, что совершают враги Аллаха и наши враги, а это неверные, делится на три вида: первое – это поклонение, второе – это обычаи и традиции, третье – это деяния и изобретения. Что касается поклонений неверных, то для каждого мусульманина является запретным уподобляться им в их поклонениях. Тот, кто уподобляется им в поклонении, находится в великой опасности, что даже может привести его к неверию и выходу из Ислама. Что касается их обычаев и традиций, как например, вид их одеяний и тому подобное, то уподобляться им в этом запрещено, на что указывают слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Тот, кто уподобляется какому-либо народу, тот из них». Что же касается их изобретений, то нет ничего плохого в том, чтобы извлекать пользу и обучаться тем из них, в которых содержится польза, и это не имеет отношения к запретному уподоблению”. См. “Маджму’у фатауа” 3/40.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.