Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь умозрения и онтологии




Мышление в категориях с неизбежностью расчленяет действительность (мир и самого себя) на отдельные фрагменты (пласты) и устанавливает между ними отношения субординации, иерархии, причинно-следственной или генетической зависимости. В результате появляются гносеологический дуализм, выражающий фундаментальную теоретическую установку на разграничение мнимости и истинности, и онтологический дуализм — действительность также мыслится состоящей из двух неразрывных частей.

В философских учениях античности, в соответствии с этой схемой любая реальность – мыслимая и, особо подчеркнем, само мышление, – выражается через выделяемые мышлением противоположности.

Следует здесь обратить внимание на неразрывность мышления и реальности: то, что не может быть помыслено есть ничто. Способ, каким мыслится бытие, предопределяет позицию мыслителя. В этом способе существенным является процедура объективации. Если то, что мыслится, оказывается только содержанием мышления и оно наделяется статусом самостоятельного существования (это и есть процедура объективации), то такой способ описания и объяснения неизбежно ведет на позиции идеализма. Если же мыслимое содержание выступает как внешняя данность актам мышления и это содержание наделяется самостоятельным существованием (та же процедура объективации), то такой способ объяснения и описания действительности ведет к материализму. Мыслимое в рамках этой схемы бытие оказывалось либо идеальным, либо материальным, что предопределяло философскую позицию мыслителей идеалистов и материалистов. Подробнее этот вопрос рассматривался в теме I, занятие 2. Здесь нам следует уяснить факт связи деятельности мышления и трактовок отношения бытия и существования, что в истории западноевропейской философии представлено под названием «линии Платона» и «линии Демокрита», т.е. идеалистического и материалистического ответов на вопрос об отношении мышления и бытия.

Гносеологической основой и предпосылкой этих ответов является процедурность мышления, акты его самоосуществимости – дихотомичность, лежащая в основе абстрагирования, и объективация, лежащая в основе акта представления. В проработке и осмыслении последнего тезиса попытайтесь в актах своего мышления выделить, «отследить» проявление этих процедур и тем самым «увидеть», что мышление операционно-процедурно.

Мышление в категориях (по оценке К. Ясперса) было крупным изобретением античной культуры. Это означало:

- действенное, активное вторжение человека в мироздание интеллектуально-мыслительными средствами (понятия, категории, принципы, логические законы, теории);

- выход в сферу необходимого и всеобщего, существующего (в объяснительных схемах) на правах определяющего непрерывную, текучую, многоликую действительность повседневной жизни и не менее динамичную, многокрасочную, постоянно качественно изменяющуюся природу;

- переход от восприятий обыденного опыта и «мнения» о нем к размышлению о нем на уровне теоретической рефлексии, что выражало переход от внешнего к внутреннему, от видимости и кажимости к действительности и подлинности;

- возможность (которая вскоре стала превращаться в действительность) обоснования теоретическими средствами (например, процедура доказательства) должного в противоположность непосредственно данному в восприятии в качестве сущего;

- созидание (конструирование) возможных теоретических миров с последующим установлением условий их реализации на уровне социальной прагматики (например, идеальное государство Платона, аристотелевский проект науки, эпикурейская этика и др.).

Задание 4. Объясните, в чем различие и принципиальная связь двух вопросов: «Что есть это?» и «Как мы знаем (узнаем) это?»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.