Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единство и многообразие мировой истории




Источник и цель истории.

Дальнейшее осмысление исторического процесса ставит проблему глубинного источника развития общества, а также той цели, к которой оно движется.

В XIX и ХХ веках на сей счет сложились по крайней мере три точки зрения.

Г. Гегель полагал, что источником исторического развития выступает Абсолютная Идея, – единственная, вечная реальность. Движение человеческой истории выступает как прогресс в сознании свободы. Сверхзадача человечества – реализоваться в качестве самоосуществляющегося Духа как движения к свободе.

К. Маркс источником и причиной исторического развития считал труд. Найдя в истории развития труда ключ к пониманию всей истории общества, новое направление социологической мысли дало возможность «нарисовать» новую картину истории через диалектическое взаимодействие производительных сил и производственных отношений. В так понятом самодвижении истории есть ее конечный пункт – идеальное общество, коммунизм – начало подлинной истории человечества.

Л. Н. Гумилев рассматривает историю как рождение и гибель этносов, целостных устойчивых коллективов людей, возникающих как биофизическое явление, движимое энергией пассионариев. Нет единой человеческой истории; объективные законы, определяющие рождение и гибель этносов, имеют биосферную и космическую природу.

2.1.3. «Как, каким образом осуществляется ход истории?»

Этот вопрос требует осмысления конкретного механизма, посредством которого идет развертывание событий. В рамках такой постановки вопроса можно выделить две крупные темы:

1. Соотношение стихийного и сознательного в истории.

Как бы ни была велика зависимость людей от объективных обстоятельств, закономерного хода общественного развития, они не являются слепым орудием исторической необходимости. Люди сами творят историю, и как сознательные существа в рамках, предлагаемых объективными обстоятельствами, сами выбирают линию своего поведения. Такой подход к решению проблемы соотношения сознательной деятельности людей и объективной закономерности, субъективного и объективного факторов противоположен и фатализму, изображающего необходимость в виде фатума (роковой, неотвратимой силы) и отрицающему роль субъективного фактора, и волюнтаризму, который абсолютизирует роль этого фактора в истории, превращая волю человека в творца действительности и отрицая общественные закономерности, необходимость в обществе.

Сознательность исторического поведения означает свободу и ответственность, помноженные на понимание законов, которым подчиняется контекст человеческого существования. Покажите, в чем проявляется повышение уровня сознательности в ходе истории, каковы причины этой тенденции?

2. Определение субъекта истории.

Практически все, кто рассуждает об истории, признают, что в ее живом движении участвуют:

-и широкие народные слои, творцы материальных и духовных благ;

- и крупные, знаменитые личности, оказывающие воздействие на судьбы стран и народов;

- и элиты – группы «избранных», влиятельных лиц, непосредственно причастных к власти (именно из их рядов нередко выдвигаются ведущие исторические фигуры).

Итак, историю творят люди. «Кто определяет ее новые пути?» При ответе на вопрос акценты можно поставить по-разному. Приведите примеры, свидетельствующие о различной роли субъектов истории: элит, выдающихся личностей, народных масс в историческом процессе.

Один из фундаментальных вопросов философии истории звучит так: история человечества – это единый взаимосвязанный процесс или просто конгломерат замкнутых цивилизаций, разрозненных культур, государств и народов?

В качестве иллюстрации возможных ответов на него рассмотрите концепции Г. Гегеля, К. Маркса, Р. Арона, представляющие историю как единый, глобальный процесс. Не менее интересные ответы на этот же вопрос Вы найдете в концепциях О. Шпенглера и А. Тойнби, изучавших историю как конгломерат отдельных человеческих культур, самозамкнутых организмов, проживающих свою собственную жизнь, единственную и неповторимую.

Покажите достоинства и недостатки этих воззрений на историю, которой так или иначе мы принадлежим.

Нынешняя эпоха делает все культуры тесно взаимосвязанными, активно взаимодействующими. Современная история – единая и многая, движется уже в новом веке и тысячелетии, ставя новые вопросы: «Какова судьба человечества?», «Как возможно наше будущее?»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.