Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема IX




ТЕСТЫ

I. Выберите наиболее емкое определение познания:

1. отражение действительности нашими органами чувств;

2. деятельность человека по освоению мира и самого человека;

3. абстрактно-теоретическое мышление, в ходе которого проводятся новые знания;

4. определение сущности явлений;

5. поиск новых мест пребывания человека в мире.

II. Какой из перечисленных критериев человеческого знания не относится к научному знанию?

1. формализуемость;

2. спонтанность;

3. систематичность;

4. опровергаемость (фальсифицируемость);

5. динамичность.

III. Какие из перечисленных ниже приемов и процедур не применяются в научном исследовании

1. созерцание;

2. медитация;

3. наблюдение;

4. описание исследуемых явлений в символах;

5. доказательство.

IV. Какая модель взаимоотношения философии и науки характерна для современной познавательной ситуации?

1. философия – наука всех наук;

2. философия – одна из наук среди других;

3. философия и наука находятся в отношении дополнительности;

4. наука в принципе решает и философские проблемы;

5. в науке есть философское содержание, а в философии – научное;

V. Мировоззренческая установка, согласно которой естетсвеннонаучные и технические знания и методы обладают наивысшей культурной ценностью, характеризуется как...

1. прагматизм;

2. антисциентизм;

3. детерминизм;

4. техницизм;

5. сциентизм.

VI. Согласно _______________, технические и естественные науки способны лишь негативно влиять на культуру, человека и общество.

1. рационализму;

2. консерватизму;

3. антисциентизму;

4. эмпиризму;

5. либерализму.

VII. Чем представлен социально-гуманитарный аспект познания:

1. направленностью на создание технических объектов;

2. организацией искусственно создаваемой среды – техносферы;

3. поисками новых возможностей для деятельности человека;

4. реализацией человеческих способностей;

5. ускорением темпов технического процесса.

VIII. Укажите нехарактерную роль познания в жизнедеятельности людей?

1. адаптивное средство в борьбе за выживание;

2. стимул для саморазвития человека;

3. способ удовлетворения интереса (любознательности);

4. способ рационализации общественной жизни;

5. ограничение свободы человека.

 

СЛОВАРЬ

 

Агностицизм – гносеологическая позиция, состоящая в отрицании принципиальной познаваемости мира, его сущности.

Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.

Знание – упорядоченная, определенными методами полученная, критериально (нормативно) оформленная информация, обладающая социальным значением и принимаемая сообществом в качестве необходимого компонента человеческой жизнедеятельности.

Истина – адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом; содержание знаний, соответствующее объекту познания.

Когерентности теория – гносеологическая позиция, связывающая истину с согласованием элементов знания, отсутствием противоречия между его элементами.

Конвенционализм – философское воззрение, объявляющее содержание понятий, определений, аксиом, гипотез, истину в целом результатом соглашения научного сообщества.

Критерий – средство проверки, мерило оценки.

Ложь –преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в ранг истины.

Мистика – понятие, обозначающее дар, свойственный избранным и состоящий в стремлении постичь сверхъестественное, трансцендентное, божественное путем ухода от чувственного мира и погружения в глубины собственного бытия посредством особых процедур.

Наука – особая социально организованная сфера человеческой деятельности, которая направлена на выработку системно организованных и обоснованных знаний о действительности.

Научная картина мира – обобщенная форма теоретического знания, посредством которой интегрируются, систематизируются и интерпретируются определенные типы и виды знания, полученные в различных областях научного исследования.

Научно-исследовательская практика – ситуативные состояния активно действующего человека и всей совокупности обстоятельств, в которых (состояниях) имеет место порождение нового (мысли, смысла, понимания, взгляда, открытия, изобретения и т. д.)

Познание – творческая активность человека, реализующая себя в формах и способах духовного освоения человеком действительности, включая самого себя (самопознание), выраженного в тех или иных формах знания. С прагматической точки зрения познание – деятельность, направленная на получение достоверных знаний о явлениях мира, включенных в эту деятельность.

Практика – материальная, предметно-преобразующая деятельность, направленная на изменение внешнего мира и обстоятельств человеческого бытия. Практика – форма активности человека как социального существа, в диалектико-материалистической философии признается первичной по отношению к другим формам активности (духовной, познавательной и т. д.).

Скептицизм – философское воззрение, возникающее в поздней античности и выдвигающее в качестве основного тезиса сомнение в надежности чувств и мышления как источников познания мира, сомнение в возможности достижения истины.

Философия науки – направление в философии (или раздел в рамках различных философских течениях), исследующее особенности и специфику научно-познавательной деятельности, включенной в социокультурный контекст своей осуществимости.

Эпистемология – раздел философии, в котором осмысливаются и исследуются предпосылки и условия познавательного процесса и получаемых в ходе него знаний, изучаются всевозможные связи знания с реальностью, разрабатываются методы и методики преобразования знания и выявляются признаки его истинности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.