Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути преодоления глобальных проблем




Многообразие глобальных проблем. Их общие черты и иерархия

Во второй половине XX веке под вопросом оказалось само существование жизни на земле, так как уничтожение биосферы стало технически возможным. Возникшие проблемы получили название «глобальные».

Глобальные проблемы имеют следующие черты:

1) носят общемировой характер;

2) угрожают гибелью цивилизации или серьезным регрессиям в развитии общества;

3) требуют для своего решения коллективных усилий всех государств.

Глобальные проблемы находятся между собой в органической связи и образуют единую целостную систему, характеризуются иерархической соподчиненностью. Данные обстоятельства позволяют классифицировать эти проблемы на основе установления причинно-следственных зависимостей между ними, а также учета степени их остроты и очередности решения.

Существует следующая классификация глобальных проблем:

1) группа актуальных политических проблем, которая включает в себя недопущение военных действий между государствами с применением оружия массового поражения, прекращение производства ядерного и иного смертоносного оружия.

2) экономическая группа, связана с катастрофическим разрушением природной основы существования мировой цивилизации; неумеренное антропогенное воздействие привело к утрате многими природными системами способности к самовосстановлению. Это проявилось в таких явлениях, как загрязнение воздушного бассейна, изменение его базовой структуры, истощение и ухудшение водных ресурсов, уменьшение лесного покрова планеты, и т.д.

3) группа проблем обеспечения ресурсами настоящих и будущих поколений: сюда относят проблемы обеспечения продовольствием и энергией, проблемы экономного использования природных ресурсов.

4) группа актуальных социальных проблем, к которым относятся: демографическая проблема, связанная с чрезмерным перенаселением земли; проблема борьбы с наиболее опасными быстро распространяемыми заболеваниями; проблема предотвращения генетической катастрофы.

5) проблема преодоления отсталости большинства стран третьего мира; устранение существующего разрыва между уровнями технического и экологического развития этих стран.

 

Во второй половине XX в. обострился интерес исследователей к проблемам будущего человечества. В связи с этим возрастающую роль в сфере социальных наук стала играть футурология (наука о будущем), то есть совокупность научных представлений о перспективах развития человеческой цивилизации. С начала семидесятых годов широкую известность получили глобальные прогнозы, оформлявшиеся в виде докладов Римскому клубу. «Римский клуб» - международная общественная организация, созданная в 1968 году. Он поставил цель способствовать пониманию особенностей развития человечества, как глобальной целостности в условие НТР.

Авторы первого глобального прогноза, содержащиеся в докладе «Пределы роста» (1972г.), пришли к выводу, что если не ограничивать пределы роста народонаселения, промышленного производства на душу населения, роста загрязнения окружающей природной среды, увеличение потребления минеральных ресурсов, то они приведут к социально-экологическому краху где-то в середине XXI в.

Спустя два десятилетия этот тревожный прогноз был подтверждён глобальной моделью «Мир-3»., описание которой дано в книге «За пределами». Её авторы предложили три глобальные программы, с помощью которых человечество сможет, по их мнению, предотвратить грядущую катастрофу:

1) в течении XXI в. на протяжении трёх поколений необходимо сократить численность населения стран мира до одного миллиарда человек (для различных стран предусмотрены различные квоты). Для России квота - 50 млн. человек к 2020г.;

2) страны третьего мира не должны развивать промышленность по типу западных держав. Они обязаны ориентироваться на зеленые технологии, которые позволят прокормить население;

3) необходимо повсеместно весьма значительно ограничить материальное потребление. Населению потребуется перейти к жизни со скромным достатком и удовлетворению в первую очередь духовных потребностей.

По подсчётам экспертов ООН необходимо было до 2000 года инвестировать в экологические проекты не менее 600 млрд.$., что бы хоть как-то затормозить разрушение природной среды, однако такие капиталовложения не были сделаны, и состояние природной среды продолжает ухудшаться.

Одна из важнейших задач сегодняшнего дня - устранение противоречий между экономическим развитием общества и потребностью сохранения природных экосистем. Отсюда стремление к созданию принципиально новых ресурсосберегающих и безотходных технологий, поиски путей надёжного захоронения всевозможных смертоносных отходов, разработка эффективных методов предохранения и очистки природной среды от различного вида промышленного загрязнения и т.д.

По мере изучения проблем жизнедеятельности человека явным становится то, что главные трудности связаны не с нашими возможностями понять те ограничения, которые накладывают на человеческую активность глобальные проблемы. Значительно сложнее принять эти данные науки, подчинить свою деятельность и жизнь новым канонам, иным парадигмам своего бытия. Сложно проходит осознание принадлежности себя не только семье, стране, нации, но и всему планетарному сообществу. В современном мире глобальные катастрофы из абстрактной проблемы превращаются к экзистенциальную реальность каждого человека. Осознание важности глобальных проблем и их решений для каждого человека лично играет роль в определении собственного смысла жизни.

В различных подходах, концепциях особое внимание уделяется становлению новой стратегии мышления и действий человека. Интегрируются философские, социологические, технические, естественные науки. Отсюда возникновение биофилософии, философии природы, социобиологии, биополитики, экологической философии, экологической и глобальной этики и т.д.

В мире идет напряженный поиск новых путей развития, новых человеческих ориентиров. Речь идет о фундаментальных основаниях человеческого бытия, признании новых ценностей, которые должны обеспечить стратегию выживания, помочь пересмотреть прежнее отношение, выработать новые идеалы, понять перспективы развития общества. Главная трудность заключается не в том, чтобы сформулировать основополагающие принципы, а в том, что бы они вошли в «плоть и кровь» людей, что бы они действительно стали нормами жизни и изменили внутренний мир человека, сделали его по-новому нравственным, в новом измерении – глобальной ответственности.

Впервые в истории человеческой цивилизации столь остро поставлен вопрос о возможности выживания человечества и сохранения жизни на земле в целом. Обеспечение общих целей и интересов общества требует выявления в векторе действия людей некоторой общей составляющей. Без этических принципов ненасилия, ответственности, справедливости, согласия, солидарности, толерантности обществу в эпоху глобальных проблем трудно рассчитывать даже на оптимизацию своего существования. Необходимость следованию данных принципов во всех сферах жизнедеятельности человека приводит к созданию новой жизненной парадигма. Тысяча лет назад человечество создало монотеизм. Сегодня нужен следующий шаг - создание моноантропизма, осознание единства человечества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.