Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия западников и славянофилов.Еврацийство




Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений «западников» и славянофилов.

Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.

Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию.

По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе.

Благо для России – освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.

Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы.

Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).

По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.

Философия западников и славянофилов

В полемике к. 30-х – 40-x г.г. ХIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество. Наиболее четкое теоретическое и общественно-политическое оформление эти две тенденции получили в 40–60-х гг. ХIХ в. в оформлении идей того и другого направления немалую роль сыграл Чаадаев («Философские письма»). Чаадаев превозносил Католический Запад, ставил его в пример России, а с другой стороны, говорил, что Россия, в отличие от Запада, имеет особую «Вселенскую миссию».

Западничество. А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, Н.Г. Чернышевский, Т.Н. Грановский, тесную связь с ними поддерживали В.Г. Белинский, И.С. Тургенев. Критиковали церковь и тяготели к материализму, из этого течения выросли русские революционные демократы. Идея «европеизации» России.

Славянофильство. А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. Близки к ним по идейным позициям писатели В.И. Даль, А.Н. Островский, В.И. Тютчев. Мессианская роль России в мире. Представители славянофильства были противниками западников и революционных демократов. Из этого направления вышла религиозная русская философия. Западные государства, по их мнению, являются искусственными созданиями. Россия сформировалась органически. Православие породило специфическую социальную организацию – сельскую общину, «мир». Общинное устройство русской жизни – наиболее важный принцип русского народа, определяющий его особый исторический путь. Только Православие гармонично сочетает свободу и необходимость. Решение проблемы сочетания свободы и необходимости у славянофилов – важный принцип для разработки ключевого понятия их философских воззрений – понятие соборности. Разработка этого понятия принадлежит А.С. Хомякову, который был главой и вдохновителем всего течения возрождение на Руси, форм патриархальной жизни, возврата к идеалам «Святой Руси», утверждения православия как высшего начала. Философия Хомякова, включающая «культ общины и соборности», направлена на преодоление как индивидуализма, так и казарменного коллективизма, на утверждение принципов свободы и любви, которые содержатся в русской православной церкви. Соборность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека: в церкви, в семье, в обществе. Она есть итог взаимодействия свободного человеческого начала и божественного начала человека. Идеализация сельскохозяйственной общины. Экономическая деятельность общины представляется как гармоничное сочетание личностных и общественных интересов. Главное достоинство сельской общины – в духовно нравственных принципах, которые она воспитывает у своих членов: готовность постоять за общие интересы, патриотизм. Требовали сделать общинный принцип всеобъемлющим, т.е. перенести его в среду городской жизни, в основу государственной жизни.

Особенности русской философии рубежа XIX–XX вв. заключались в том, что с самого начала она провозглашала идею самобытности развития России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.