Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П р и р о д а б и о л о г и ч е с к а я 2 страница




Что же касается мировоззрения, то Разум, Чувства и Воля, каждый из них, играют в нём свою важнейшую и неповторимую роль. Какую именно? Остановимся на это вкратце.

Разум снабжает духовный мир человека сознанием, представлениями, знаниями, концепциями, - то есть, всем тем, что выражается словом. Особенно важное значение в процессе формирования и функционирования сознания имеют знания мировоззренческие. В них находят своё выражение осознанные человеком свои собственные элементы мировоззрения. Другими словами, разум помогает человеку осознать своё собственное видения мира и своего места в этом мире. Это, во-первых. А во-вторых, только с помощью разума мы можем знакомится с теми мировоззренческими знаниями, которые выработаны всем человечеством, моим народом, моими родственниками, моей семьёй и находить там ответы на вопросы мировоззрения, которые ещё не выработаны моим собственным сознанием. Усвоения таким образом мировоззренческих знаний - наиболее эффективный способ выработки своего собственного мировоззрения. Если эти знания убеждают человека или становятся доказательными для него, то они превращаются в элементы собственного мировоззрения личности. Следует подчеркнуть, что без мировоззренческих знаний нет и цельного, твёрдого мировоззрения.

Но не следует переоценивать роль разума и мировоззренческих знаний. Можно, к примеру, знать марксизм и не быть марксистом, знать религию и не быть верующим. Для того, чтобы разделять то или иное мировоззрение, его надо не только знать. В мире нет таких типов мировоззрения, познакомившись с которым, человек неизбежно принял бы его за своё, стал его сторонником. В отличие от научных знаний, мировоззренческие знания не навязываются человеку силой своей доказательности. Такой научной доказательности мировоззренческие знания не имеют. К примеру, зная географию, геологию и астрономию, то, будь я трижды верующим христианином, я уже не смогу разделять библейские представления о плоской и неподвижной, на столбах, земле, которая покрыта хрустальным куполом ("фирмаментом" как написано в латинском тексте Библии), а вынужден буду согласится с тем, что она, земля, имеет форму шара, висит в безвоздушном пространстве, вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Что же касается мировоззренческих знаний, то они, повторяем, такой принудительной силой убедительности не обладают. Это хорошо просматривается на примере важнейшего исторического события всего 20-го столетия. Вот это событие.

В. И. Ленин сказал: "Учение Маркса всесильно, ибо оно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное мировоззрение". Исходя со слов Ленина о всесилие марксизма в силу своей правдивости, Иосиф Висарионович решил было сделать весь советский народ марксистами. Он по-видимому считал, что для этого будет достаточно ознакомить всех с учением марксизма. Если оно верно, а у Сталина на этот счёт не было ни грана сомнения, то оно, как и научные знания, будет навязываться людям силой научной убедительности. С этой целью была организована сеть марксистского мировоззренческого воспитания, через которую пропустили всё население страны. В школах действовали пионерские организации, которые готовили кандидатов в марксисты. Молодёжь, кроме поголовного вовлечения в комсомол, пропустили через сеть комсомольского образования, где их учили марксизму. На каждом предприятии и в каждом учреждении работали партийный школы, которые обучали марксизму всё трудоспособное население. В старших классах общеобразовательных школ, в техникумах и вузах основным обществоведческим предметом был марксизм-ленинизм. Без знаний марксизма-ленинизма не выдавался документ об окончании средней школы, о получении высшего образования. В результате всё взрослое население СССР хорошо знало марксизм. Несомненно, значительную часть населения страны марксизм убеждал и они разделали принципы марксистского мировоззрения. Но большинство советских людей, зная марксизм, было безразличным или даже враждебным марксистскому мировоззрению. Последнее хорошо засвидетельствовано временем, которое наступило сразу же после горбачевской "перестройки" общественного строя. Марксистские знания и активных деятелей перестройки, и большинства людей страны не мешало им ломать, громить марксизм и всё то общественное строение, которое было воздвигнуто на идейных основах марксизма-ленинизма.

Мы не касаемся здесь вопроса о мере истинности или ошибочности марксистского мировоззрения. Один из виднейших советских диссидентов, крупнейший знаток марксизма Александр Зиновьев говорил о том, что КППС предлагала массам одно из наиболее мощных и правдивых типов мировоззрения. Но пример "перестройки" и последовавших за ней событий показывает, что нельзя одним изучением (по-нашему, влиянием на разум и через разум) мировоззрения навязать людям это мировоззрение даже в том случае, если оно и будет наиболее верным мировоззрением современности. Мы привели пример с марксистским мировоззрением. Но аналогичные примеры можно привести и по отношению к другим типам мировоззрений. Так, в царской России христианское православное мировоззрение на протяжении столетий навязывалось подданным с большим старанием, чем марксизм в годы советской власти. Но революционные события 1905-1907 и 1917 годов, а ещё в большей мере в последующие годы, показали полную несостоятельность этого мировоззрения среди простых, одурачиваемых религиозным мировоззрением, масс. Ведь на местах сбрасывали колокола, разрушали храмы, издевались над религиозной атрибутикой не командированные в каждый церковный приход комиссары, а местное, некогда православное население. Да и комиссары были не кем иным, как воспитываемые некогда в духе православия людьми. Сталин, Микоян - воспитанники духовных семинарий. Отказавшийся от религии Иллиодор, поп Гапон были за распутинщины известными религиозными мракобесами... Таких же последствий следует ожидать от повсеместно навязываемого сейчас политическими демагогами через все средства массовой пропаганды религии и исключения из них здравого смысла и атеистического мировоззрения.

Мировоззренческие знания имеют принудительную убедительность только в их отрицательном значении. То есть, они не могут только через разум принудительно утверждаться, но могут принудительно (помимо желания самого человека) разрушаться; действием только на разум можно разрушить имеющееся у человека мировоззрение. Если, например, человек узнает или ему докажут, что Бога нет, - он уже не сможет быть верующим человеком; если узнает ошибочность марксизма - не сможет разделять марксистского мировоззрения. Здесь неуклонно действует психологический закон: человек никогда не может разделять взгляды, ошибочность которых ему известна. Галилея, например, принудили публично и в письменной форме отректись от учения об обращения земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Он публично и на коленях прочитал своё отречения, но когда поднялся с колен, то произнёс: "А всё ж таки она вертится!".

Итак, в насаждении мировоззренческих знаний пропаганда этих знаний не всесильна, но в опровержении мировоззренческих знания контрпропаганда всесильна, если она оперирует хотя бы частично правдивыми знаниями. А поскольку в мировоззрении всегда есть недоступный для науки остаток знаний (Мир предположений и Мир должного), то в мире не было и никогда не будет такого мировоззрения, частности которого нельзя было подвергнуть убедительной, разгромной критике. В этом неопровержимая сила контрпропаганды фашизма против антифашизма и антифашизма против фашизма, антикоммунизма против коммунизма и коммунизма против антикоммунизма, верующих против атеистов и атеистов против верующих, оптимистов против пессимистов и пессимистов против оптимистов и так далее. Здесь выигрывает тот, кто сможет, сумеет, удосужится донести свою контрпропаганду по назначению.

Важное место в формировании, функционировании и характере мировоззрения принадлежит чувствам. Чувства более адекватно и более глубоко показывают сущность человека. Личность скорее является не такой, как она мыслит, а такой, как она чувствует. Разум может хитрить: знать и не принимать, знать и искать обходные пути... Не смотря на свою уникальность в животном мире и превосходство над животным миром, разум сплошь и рядом является слугой Фигаро и нашего величия, и нашей низменности. Он служит и нашим возвышенным стремлениям и нашему низменному эгоизму; и нашей храбрости, и нашей трусости... "Фигаро - там, Фигаро - здесь" Не случайно немецкий богослов и реформатор Мартин Лютер говорил: "Разум - это потаскуха Диавола!" Усилия разума нередко направляются на то, чтобы замаскировать личность человека, выдать его не за то, чем он есть на самом деле. А чувства выражают человека наиболее непосредственно и наиболее искренне. И то, что засело в чувствах, сильнее того, что сидит в разуме. Более того, сам разум сплошь и рядом усваивает мировоззренческие - как и всякие! - знания под диктат чувств. Анатоль Франс как-то говорил: "Для того, чтобы знания усваивались, они должны поедаться с аппетитом". Мы, все без исключения, в школе лучше всего знали те предметы, преподавателя которых любили, который нам нравился. Следовательно, и мировоззренческие знания (миропонимание) входят до состава моего мировоззрения тогда, когда они задели мои чувства и осели в них, стали моим мирочувствованием.

Много мировоззренческих элементов входят в личность человека не через парадную сознания, не через разум, а в обход разума, путём внушения, и только потом, овладев нами, завоёвывают (возможно, - в последнюю очередь) наш разум, внедряются в нём. В детстве львиная часть будущего мировоззрения личности просто внушается нам путём повторения, повышением голоса, интонацией, подражанием. Общество внушает нам свои мировоззренческие принципы своими публичными действиями: митингами, фестивалями, ритуалами, требованием единогласия и так далее. Всё это внешние воздействия на внутренний мир, прежде всего на чувства человека. Иногда эти воздействия на чувства воплощаются в броские и бессмысленные лозунги типа: "Бей жидов, спасай Россию!" (И каким это образом избиение жидов будет спасать России от голода, пьянства, безалаберности, тирании?); "У советских собственная гордость, на буржуем смотрим свысока!" (И в чём содержание этой гордости? И почему именно "свысока"?), "Коммуняку - на гиляку!" (Во имя чего "на гиляку"? А если коммуняка - это мой друг, соратник, родитель? На гиляку и - разговорчики там в строю прекратить!); "Умом Россию не понять!" (А чем ещё можно что-то понимать?)

Кроме внешнего внушения важную роль в укреплении мировоззрение имеет самовнушение. Лучшим примером этому может служить мировоззрение верующих. Религиозное мировоззрение вообще не может удерживаться у верующего без постоянно внушения и самовнушения. Дело в том, что разум даже на уровне здравого смысла опровергает мировоззрение исторически давних (и наиболее массовых) религии, видит их несостоятельность и отбрасывает его. А поэтому религии нужно постоянно ослеплять проблески разума, подчиняя его чувствам. Именно для этого существуют богослужения, которые с точки рассматриваемого нами вопроса есть ни чем иным как коллективным внушением религиозного мировоззрения. Индивидуальные молитвы к которым настойчиво побуждают верующих их пастыри, являются ни чем иным, как самовнушением себе религиозного мировоззрения. Именно результат такого самовнушения через моление говорил поэт:

  М О Л И Т В А В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть.   Есть сила благодатная В созвучьях слов живых, И дышит непонятная Святая прелесть в них.   С души как бремя скатится, Сомненья далеко, - И вериться, и плачется, И так легко, легко. М.Ю. Лермонтов.  

Религиозная практика - это наиболее яркий пример внушения и самовнушения религиозного мировоззрение через чувства человека. Если мировоззрение прочно засело в чувства, его трудно поколебать даже самыми убедительными опровержениями разума. Так, например, как отмечалось в специальном исследования, современные католики знают о темных делах инквизиции, о примитивности библейских сообщений, о порочности пап - наместников Сына божьего на земле, о преследовании церковью науки и учёных... Знают! Но католиками быть не перестают!

Внушение и самовнушение присущи - хотя и в меньшей мере - не только религиозному, но и другим типам мировоззрения, в том числе и атеистическому. Без внушения и самовнушения нет самоутверждения человека, нет взаимопонимания между людьми, нет нормального взаимообщения между ними. А поэтому то, что мы сказали о мировоззрении католиков, примерно то же, хотя и совершенно в другом ракурсе, можно сказать о мировоззрении коммунистов. Современные коммунисты СНГ хорошо знают о преступлениях большевиков, осуждают тоталитаризм коммунистического режима, но коммунистами быть не перестают!

И наконец, несколько слов о волевых моментах в мировоззрении.

Мы уже знаем, что мировоззрение является духовной основой волевых мотивов деятельности человека. Социальная ценность мировоззрения заключается именно в том, что оно побуждает человека к социально положительным поступками или воздержанию от социально вредных. Исходя из этого, много философов, педагогов, политических деятелей, учёных утверждают, что действия человека - это выход, материализация мировоззрения человека; что о мировоззрении человека надо судить только по его поступкам, по его делам. И всё это верно. Но верно только с одной стороны. Дело в том, что воля не только даёт выход мировоззрению, материализуется в поступках человека. Но наряду с этим воля выступает также важным - если не важнейшим! - фактором формирования самого мировоззрения, сама есть частью этого мировоззрения.

Мировоззренческие положения стают принадлежностью человека не только и не столько в следствие их изучения или симпатий к ним, а в следствие исполнения в своём собственном поведении требований того или иного мировоззрения. Если я, к примеру, будучи не религиозным человеком, приму приглашение друзей стать крёстным их ребёнка и снести его в церковь для крещения, а потом этого ребёнка подготовлю к принятию первого причастия, начну с этим ребёнком регулярно ходить в церковь, принимать участие в церковных празднествах, исполнять религиозные обряды и всячески демонстрировать - пусть даже лицемерно! - свою приверженность какой-то церкви или секте, начну отмечать религиозные праздники и обряды в своей обыденной жизни, - то со временем я обнаружу себя вполне верующим человеком. Общечеловеческая мудрость говорит: "Примеры учат, а поступки - влекут!"

С психологической точки зрения мировоззренческие принципы легче всего усваиваются волей через подражание, действия, принуждение, а не их изучением или прочувствованием. Конечно, слепое подражание другим у выполнении мировоззренческих требований, как и принудительное навязывание их человеку помимо его сознания и желания, всегда достойно осуждения... Но не скажите, не скажите!.. Нередко только принуждение (Делай, не рассуждая, только так и не делай такого-то!) или слепое подражание (Делай, как я; давай будем делать, как все!) нередко оказывается наиболее эффективным средством воспитания и, особенно, перевоспитания личности человека. Ведь именно такими методами ведётся воспитание и перевоспитания людей в системе пенитенциарных[17] учреждения всего мира. Об этом же свидетельствует анализ духовного единства и возвышенного энтузиазма масс в условиях крестовых походов, публичных сожжений еретиков и ведьм[18], диктаторских режимов Гитлера, Сталина, Ким Ир Сена, Саддама Хусейна...

Или ещё один военно-педагогический пример. В какой-то специализированной воинской части по рекомендации учёных обязательно нужно было включать в рацион питания свиное мясо. Когда эту рекомендацию начали проводить в жизнь, то оказалось, что солдаты из евреев и арабов отказывались есть мясо из-за своих религиозных мировоззренческих убеждениям. Нам, христианизованным славянам, мясо лошадей, деликатесы из змей да лягушек, семечки из кузнечиков тоже отвратительны. Не так ли? А почему? Не трудно выявить в этом влияние иудео-христианского мировоззрения. Но вернёмся к американским солдатам. Их начальство совместно с учёными решило провести эксперимент на тему: "Каким образом легче всего ломать мировоззренческие стереотипы и насаждать другие". Для эксперимента отобрали две группы по 30 подопытных солдат. Одну группу отдали профессорам, которые читали им лекции о незаменимой полезности для человеческого организма свиного мяса и сала. Лучшие профессора лучшим образом читали тематические лекции, проводили с солдатами семинарские занятия. Все 30 человек усвоили материал спецкурса, только на "отлично" и "хорошо" сдали экзамены, но после этого свиное мясо и сало начал есть только два солдата; три-пять из них попробовали свинину во время семинарских занятий. Остальные хорошо знали всё о свинине, но в рот её как до обучения, так и во время семинарских занятий, так и после завершения "образования" свинину есть не стали.

Другую группу в 30 солдат отдали сержанту для решения той же задачи: приучить своих подчинённых есть свинину. Сержант не читал им никаких лекций о пользе поедания свинины, а в первый же день своего шефства над ними утречком погнал их на усиленные профессиональные занятия: бегать, прыгать, ползать, копать, выжиматься. И везде - до предела. На обед он привёл их в столовую, где им предложили... свинину. Все 30 солдат поголовно отказались есть свинину. "Ах вот как! Так это вы - вот так!" - возмутился до посинения сержант и кликнул со стороны роту солдат. Те набросились на несчастных подопытных коллег и начали насильственно запихивать им в рот свинину. Бедные "кролики" сопротивлялись, падали в обморок, рвали от препротивной, нечистой и гадкой свинины. Как только окончилось отведённое на обед время, сержант скомандовал: "Встать! Обед окончен!" и повёл солдат на очередные военные занятия. На ужин операция со свининой повторилась... Прошло отведенных на эксперимент 30 дней. 26 подопытных сержанту солдат ели свинину, 18 из них - с удовольствием; два - заболели и были помещены в лазарет, а два умудрялись все 30 дней питаться только хлебом и компотом. После завершения эксперимента 18 солдат у сержанта приучились без всяких мировоззренческих помех питаться свининой, 8 могли её есть в случае необходимости и только 4 не изменили своей мировоззренческой установки.

Вот вам эффективность рационального и волевого влияния на формирование и перестройку мировоззренческих ориентиров человека.

Уникально важное значение имеют волевые моменты личности в деле её самовоспитания. Если мы указываем на великих людей, которые прожили осмысленную жизнь, то следует помнить: великие люди - это люди, которые сделали сами себя. В США всех значительных бизнесменов, политических деятелей, спортсменов, артистов называют Selfmaking men, - людьми, которые сделали себя сами. Такими в самом деле есть екс-президент Джордж Буш и его два сына, компьютерный магнат Билл Гейтс, бывший президент Франклин Рузвельт. миллиардер Карнеги, основатель транснациональной компании Форд. Гейтс и Рузвельт, к примеру, не имеют высшего образования; обоим для своей захватывающей жизни хватило 3 курсов Гарвардского Университета.

В процессе формирования мировоззрения личность человека не пассивный, а активный участник этого процесса. Общество и общественное положение, в самом деле, диктуют, навязывают человеку определённые взгляды, но за человеком всегда остаётся право активного выбора и активного непринятия предлагаемого. Видный итальянский гуманист периода Возрождения Эней Пико дела Мирандолла (1463-1494) писал: "Помни, что ты - достойный ваятель самого себя!" Неопровержимый, точный и в тоже время осмотрительный Гегель замечает, что человеку "присуще стремление реализовать самого себя через самого себя, определить свою субъективность в объективном мире и таким образом реализовать себя". К. Маркс и Ф. Энгельс писали: "Призвание, назначение, задача всякого человека - всесторонне развивать свои способности безотносительно к какой бы то ни было заранее установленной мерке". Авторы этой фразы имели в виду, что нет такой границы, дальше которой не должен идти, развиваться, дерзать человек.

 

13.9. Воспитание и самовоспитание.

Без своих собственных волевых усилий человек не может реализовать себя - прожить осмысленную жизнь, быть счастливым. Ибо нет такой педагогики, нет и не было такой школы, вообще - такой науки, которая бы заменила самостоятельную работу человека над сами собой.

Напомним, что природа-матушка щедро одарила нас физическими и духовными данными, для того чтобы мы могли реализовать себя в жизни, прожить жизнью счастливого человека, Человека с большой буквы. Она, природа, дала нам кору головного мозга, благодаря функциям которой мы имеем возможность жить как люди, осознаём себя, обогащаемся духовно, проявляем свои таланты. В коре головного мозга, напомним, имеется 14 миллиардов нейронов, готовых работать на нас. Но на протяжении всей жизни мы используем их в среднем только на 7% (только 1 миллиард из 14), а 93% (все 13! из 14 миллиардов) так и пускаются в дело. Это всё равно, что, имея прекрасно оборудованный дом на 14 комнат, мы за всю свою жизнь обжили только одну комнату в нём, а в остальные 13 даже не заглядывали. 13 миллиардов нейронов мы так и не запустили в движение. А если бы запустили, если бы использовали кроме 1 миллиарда ещё и все 13 миллиардов? Если бы использовали... Если бы использовали, то человек мог бы знать все современные науки; всех людей, которых он в своей жизни хотя бы мельком, на 2-3 секунды, увидел, услышал... Отсюда совет: не экономьте "серое вещество", его в нашей голове огромное излишество.

Далее. Современная психология и педагогика установила, что каждый биологически и физиологически здоровый новорождённый приходит в мир с зародышами нескольких талантов (В народе справедливо говорится, что не талантливых людей нет), а каждый десятитысячный - потенциальный гений. К сожалению, преобладающее большинство талантов и гениев так себя и не проявили - прожили блеклую жизнь. Во всей истории человечества, по подсчётам специалистов, было всего-навсего 400 реализованных гениев. Только 400 из почти 100 миллиардов рождённых людей на земле показали нам, на что способен каждый десятитысячный человек. Если бы, к примеру, потенциальные гении населения Украины реализовали себя, то сейчас в ней было бы 5 тысяч гениев, в 12,5 раз больше, чем было гениев во всей истории всего человечества. Но все эти от природы гении и таланты не проявили себя прежде всего из-за социальных условий. И дело здесь не только в отсутствии благоприятных социальных условия для того, чтобы каждый потенциальный гений стал гением реальным. Общество на протяжении веков и не способствовало проявлению всех гениальностей, и душило эти гениальности в зародыше, и - обратите внимание - не нуждалось в таком большом количестве гениев, ибо постоянно было не в состоянии реализовать (понять, воспринять, воплотить в жизнь) все их гениальные прозрения.

Ещё больше гениев и талантов задушено в себе самим человеком. Природа щедро сеет зёрна гениев и талантов, но произрастить их - это дело полностью каждого из нас. Большинство же из нас старается не над тем, чтобы прорастить посеянные в нас природой элитные зёрна, а над тем, чтобы поглубже и понадёжнее утопить их в болоте безделья или тщетных забот. Причём, проращивать в себе имеющиеся в себе от природы семена талантов никогда не поздно. Вот, в Кемерово, например, 40 лет своей жизни честно трудился стрелочником Кондрат Селиванов. В 60 лет вышел на пенсию и попробовал что-то там нарисовать... К 80 годам своей жизни он стал всемирно известным художником так называемого Наиву. Когда ему исполнилось 84 года (это было в 1990 году) журналисты спросили его: "В чём секрет Вашего успеха?" Селиванов ответил: "У каждого человека имеется своё нутро. Оно, как звоночек: если его зацепить, то оно обязательно зазвучит." Мы привели пример из жизни старого человека, а у молодого человека его "Нутро" всегда на поверхности, его и искать не нужно; и звоночек - не один, а несколько звоночков громогласно посылают свои сигналы.

Исключительно важное значение в формировании личности человека имеет период детства. Именно за это время формируется то, что на всю жизнь остаётся тем самым человеком. Все другое в жизни человека будет накладываться на тот фундамент личности, который заложено в детстве. Учёные считают, что личность "кандидата на человека" закладывается на протяжении первых 5-7 лет жизни. После этого личность человека только обогащается, искривляется, исправляется. За всю свою жизнь человек не может качественно обогатится ещё столько, сколько он духовно обогатился за первых 7 лет своей жизни. Л.Н. Толстой как-то говорил: "Между новорождённым и пятилетним ребёнком лежит целая пропасть. А между мной и пятилетним ребёнком - только один шаг."

За первые 5-7 лет жизни ребёнок воспринимает пассивно, через внушение, на веру и путём подражания все элементы духовной жизни человека. И если он за это время успеет стать немцем, украинцем, китайцем, цыганом, то это уже на всю жизнь. Несомненно, после 7 лет личность может до неузнаваемости измениться, обогатится, растерять себе, стать совершенно другой личностью. Но для этого ей придётся пережить ломку уже сформованного стереотипа, как правило, - пережить трагедию.

Много великих людей оставили нам безграничное число - на выбор каждому из нас - примеров становление их личности как в плане постепенного духовного взросления, так и в плане целенаправленной или трагической ломки своей предыдущей личности. Обобщая эти свидетельства, можно сказать, что из самого начала и до самого конца формирования Человека с большой буквы осуществляется в такой последовательность: от " Хочу ", через " Могу ", до " Должен ". Схематично пройдём по этому пути.

Самовоспитание начинается из всестороннего и чёткого уяснения себе самому: чего я хочу? Но не просто "хочу" (хочу поспать, хочу конфет, хочу автомашину), а хочу значительного, величественного; хочу того, что отвечает моим вкусам и одновременно с этим принесёт мне счастье, сделает мою жизнь осмысленной. Георгий Валентинович Плеханов справедливо говорил, что великие люди сделали много потому, что хотели многого. Никто, нигде и никогда не достиг в жизни больше, чем хотел. Свыше хотения и вопреки ему ничего значительного человеку не даётся. Помимо нашего хотения могут крайне редко осуществляться счастливые случаи. Обыкновенно, без учёта наших хотений нам навязывается тот образ жизни, который не является нашим собственным выбором и который по каким-то внешним нам причинам или соображениям устраивает других, а не меня лично.

В юношеском возрасте это "Хочу", как правило, означает для нас, кем я хочу быть: инженером, рабочим, учителем, политическим деятелем?.. Определение для себя своего "Хочу" требует сосредоточенного самопознания. Вспомним сократовское: "Человек! Познай самого себя и ты будешь счастлив." Ошибка здесь может стоить нам бесконечно дорого, возможно - цены всего смысла нашей жизни.

Понятно, что не всё то, что я хочу, будет осуществлено в моей жизни. Но всё равно будем помнить: без значительного и величественного "Хочу" ничего ни значительного, ни величественного в нашей жизни не состоится!

Но одного хотения для самовоспитания и для достижения осмысленной жизни недостаточно. "Хотеть не вредно", - говорится в народе. Мало ли чего мне может захотеться. Нужно учитывать, что в процессе самопознания мы можем горько ошибиться в определения своего "Хочу" и своего предназначения в мире. Мне, к примеру, захочется быть в будущем папой римским, президентом страны или его женой, гениальным композитором, поэтом, чемпионом из фигурного катания на коньках, космонавтом, новым Эйнштейном...

Тщательно определив, что я хочу, что отвечает моей природе и обстоятельствам, в которых я живу или в которые я попал, мне необходимо убедиться: а смогу ли я быть тем, кем я хочу? Своё "Хочу" надо проверить на практике. Для осуществления "Хочу" (задуманного) мне ещё надо произрастить в себе засеянные самой природы соответствующие моему желанию таланты или гениальность. Надо сосредоточится только на избранном. Великий Гегель справедливо говорил: "Тот ничего и никогда не достигнет, кто не умеет себя ограничивать". Во имя избранной цели надо суметь отрешиться от всего второстепенного и наносного. Надо, как рекомендовал Курчатов, всё время делать самое необходимое. Если на пути к достижения цели нужно поспать, поесть, поразвлечься, - надо лечь спать, надо покушать, надо отвлечься, но постоянно не упускать из виду основного, всё делать во имя этого основного. "Могу" должно быть испробовано, выращено не лёгкими усилиями, только себе в удовольствие, а на пределе всех своих усилий, способностей и выдержки. Ему, этому подвергнутому испытаниям "Могу", надо отдавать, как говорил великий украинский поэт Павло Тычына, "не огрызки души, а всю полноценность жизни и смерти".

Если я точно определился со своим "Хочу" и на практике убедился в своём "Могу", только тогда наступает завершающих и самый ответственный момент - "Должен". Ведь я уже знаю, чего хочу (знаю своё предназначение), я уже знаю, что это я могу (имею данные для выполнения своего предназначения) и я уже нахожусь на месте выполнения своего предназначения. В этом случае мне ничего другого не остаётся, как выполнять свое призвание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.