Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Позднее Возрождение




Если говорить о творениях известных художников второй половины XVI века, то им ещё присущ ренессанский фундамент, но уже с некоторыми изменениями. Канули в лето представления о гармонии мира, правде и всесильности разума. Судьба человека уже не рисовалась столь беззаветной, хотя отголоски темы героической личности, которая готова сражаться со злом и ощущение реальности всё же до сих пор присутствуют. Основы искусства XVII столетия были заложены в творческих поисках этих мастеров, благодаря которым были созданы новые выразительные средства. К данному течению относятся немногие художники, но зато именитые мастера старшего поколения, пойманные кризисом на кульминации их творчества, такие как Тициан и Микеланджело. В Венеции, которая занимала неповторимое положение в художественной культуре Италии XVI века, это направленность присуща и для художников младшего поколения — Тинторетто, Бассано, Веронезе.

 

Представителями второго направления являются совершенно разные мастера. Их объединяет лишь субъективность в восприятии мира. На лицо разлад с манерами Микеланджело, использовавшего всю палитру Ренессанса. Вторые применяли эти средства в своих произведениях отвлечённо, заменяя диалог с реальностью на игру виртуозных форм. Это и повлекло враждебную настроенность к самой сущности ренессансной художественной культуры.

 

Данное направление получает своё распространение во второй половине XVI века и, не ограничиваясь Италией, перетекает и в большинство европейских стран. В искусствоведческой литературе конца прошлого столетия именуясь «маньеризмом».

Маньеристы выражали свою антиренессансную направленность и в теоретических сочинениях. В целом если говорить о второй половине XVI века, то это бесспорно пора оживления литературной деятельности художников и появления любителей и даже знатоков, с большим удовольствием публикующих свои доводы об искусстве, в дальнейшем вытеснявшие художников в сфере теории искусства.

 

Паоло Веронезе (Паоло Калиари, 1528-1588)

Полны оптимизма сочные, живописные полотна Паоло Калиари. Уроженец Вероны, он переселился в 1555 году в Венецию и стал истинным представителем местной школы. Веронезе - автор многочисленных многофигурных монументальных картин, отмеченных печатью светскости и праздничного великолепия. Религиозные сцены (часто изображающие пиры) разворачиваются на фоне сказочных дворцов, а их действующими лицами становятся современники художника, облаченные в разноцветные шелка и бархат, сияющие драгоценностями, окруженные толпой шумных слуг.

 

«Примером таких празднично решенных религиозных сцен может служить маленькое "Поклонение волхвов" - сюжет, к которому Веронезе обращался неоднократно на протяжении всего творчества.

 

Законченность картины и то, что она исполнена на меди, не позволяет согласиться с мнением, что "Поклонение волхвов" было задумано как эскиз к произведению больших размеров, в частности, к плафону на тот же сюжет для венецианской церкви Сан Николо делла Латтуга ди Фрари.

 

Отказываясь от центрического построения сцены, художник помещает мадонну с младенцем в левой части картины, но закрепляет за ней ведущее место, благодаря общей направленности движения всех персонажей и цветовому решению холодного голубого плаща Марии, сразу привлекающего к себе внимание.

 

Типичен для Веронезе и архитектурный фон в виде живописных античных руин. Стройные коринфские колонны, небо в пушистых облаках, зеленые ветви деревьев создают как бы парадную декорацию для первого плана, заполненного фигурами людей и животных. Экзотические верблюды и погонщик в белой чалме призваны напомнить, что действие происходит на Востоке. Сказочным блеском отмечены волхвы и их свита. Существует предположение, что в образе св. Иосифа, приподнявшего прозрачное покрывало с младенца Христа, Веронезе изобразил самого себя.

 

Богатство цветового решения маленькой композиции еще раз подтверждает великолепный дар Веронезе-колориста»1

 

Тинторетто (1518- 1594)

Наряду с Веронезе крупнейшим представителем венецианской живописи второй половины XVI века был Якопо Робусти (1518- 1594), вошедший в историю искусств под прозвищем Тинторетто (Якопо родился в семье красильщика - ремесло отца вызвало к жизни его прозвище. Tintoretto в переводе на русский язык означает "маленький красильщик").

 

Тинторетто начал свою деятельность как ученик Тициана. Правда, в его мастерской он пробыл недолго - между учеником и учителем возникли разногласия. Во время поездки в Рим неизгладимое впечатление на молодого художника произвели творения Микеланджело. И в дальнейшем он говорил, "что учащаяся молодежь никогда не должна удаляться с пути знаменитых мастеров, если желает успеха; особенно - с пути Микеланджело и Тициана: один из них удивителен в рисунке, другой - в колорите..." И девизом Тинторетто стали колорит Тициана, рисунок Микеланджело. Это не помешало ему сделаться самобытнейшим мастером своего времени.

 

«Выходец из ремесленной среды, Тинторетто всю жизнь оставался ей верен. В отличие от Тициана и Веронезе, которые работали для знатных и богатых заказчиков и по образу жизни не отличались от тех, для кого творили, Тинторетто жил скромно, имел восьмерых детей, должен был думать о том, чтобы обеспечить семью, и писал главным образом для религиозных братств, при этом часто с условием оплаты только расходов на краски и холст. В искусстве Тинторетто всегда были сильны демократические тенденции.

 

Занимаясь преимущественно исторической живописью, Тинторетто охотно писал также и портреты, из которых многие поражают превосходной постановкой фигур, выразительностью, силой красок и широким приёмом исполнения. Таковы, например, портреты дожа Николо де Понте (в венской галерее), адмирала Н. Капелло (у герцога Девонширского, в Англии), медика А. Везаля (в мюнхенской пинакотеке), самого художника (в копенгагенском музее) и некоторые другие.» 1

 

Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью.

 

Эпоха Возрождения завершилась. Столетия сменяли друг друга, но Ренессанс продолжал быть школой для многих поколений художников. Возникали новые идеалы, появлялись новые устремления, по итальянское Возрождение навсегда осталось блестящей страницей мировой культуры, не прочитав которую человечество не смогло бы идти дальше по пути прогресса.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.