Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия и детишки




 

Речь здесь пойдет действительно о детишках, но начать я хочу вроде бы издалека...

Все имеет земные корни

 

Христианство пришло на Русь как-то по-домашнему, очень по-житейски. У отца было три сына. Старший убил среднего, младший убил старшего, а поскольку речь идет о великих князьях, то сделался князь Владимир единовластным правителем всей земли Русской. Разобравшись с властью, решил он прекратить разноголосицу и в религии. Поставил он у себя в Киеве Перуна, Волоса, Вихора, Ладо, Купало и Коляду, а кто не хотел поклоняться этим государственным Идолам, те были убиты.

· Куда бедному крестьянину податься? Все стали поклоняться Перуну.

Но тут, восхитившись умением князя Владимира решать религиозный вопрос, а также размером его державы, на него налетели проповедники со всей поднебесной, каждый хваля свою веру.

· Мусульмане, немцы, римляне, греки, евреи... Многие пришли, только буддисты и вайшнавы до далекой Руси тогда не добрались.

Князь Владимир задумался: мировые религии, широкие между­народные связи... Дело заманчивое, но надо было не прогадать, не ошибиться в выборе. Мусульманство Владимир Красное Солнышко отклонил: о многоженстве слушал с удовольствием, но обрезание и отказ от вина ему не понравились, и он сказал: "Жить без вина мы не можем, ибо на Руси все веселие и удовольствие бывает в подпитии".

· Вот Аллах и пролетел.

Иудеи и разнообразные христиане, как ни расхваливали себя, также на той встрече достаточно заинтересовать его не смогли. Князю в затруднении помогли бояре: посоветовали отправить посланцев, дабы те посмотрели религии на местах. Посланцы вернулись, расхвалили Царьград: прием самый пышный, церкви красивые, одежды священников чудесные, музыка, пение и в целом служба — восхитительны.

· Наверное, и кагор давали.

Князь Владимир заколебался. Бояре добавили: "И бабка твоя Ольга принимала эту веру греческую", и Владимир почти утвердился; но чего-то для окончательного решения все равно не хватало. А тут случилось — захотелось ему к своим многочисленным женам взять еще и Анну, сестру греческих царей. Те не возражали, но поставили условие: прими крещение. Это было последней каплей: князь Владимир решился, крестился сам и стал просвещать Русь.

 

Он не тратил время на идеологическую работу. Своему народу он сообщил, что тот, кто не покрестится, будет великому князю противен. Народу два раза объяснять уже не надо было, киевляне покрестились сразу же и всем скопом. Идолов он сбросил в Днепр, заменив их церквями. Другие города наш будущий святой "заинтересовывал" христианством экономически: обкладывал их повышенной данью до тех пор, пока те не принимали крещение.

· Так славяне убедились в величии христианской веры.

Так вот, мои дети находятся в том же положении, что и великий князь Владимир тысячу лет назад: они как раз выбирают, верить ли им в Бога, а если да, то в какого. И так же хотят не прогадать.

· Верить в мир совсем без Бога им пока не хочется, потому что тогда они лишаются очень многих сказок. А какому ребенку это понравится?

Что же влияет на их выбор? Самые простые житейские обстоятельства, имеющие отношение к чему угодно, только не к сути религии.

 

Когда мой Ваня возвращался из своего первого посещения православной церкви, он сказал, что ему там очень понравилось — потому что там ему дали конфеты. Когда детки слушают яркие и теплые православные сказки нашей верующей мамы Марины, им нравится Бог Христос; когда папа рассказывает им о других религиях и Богах, их симпатии принадлежат другим Богам.

· Симпатии прямо пропорциональны увлекательности истории.

Если сказки подавать не изолированно, а переплетать с театральным действом молитв и ритуалов, эффект будет еще лучше. Дети пойдут за тем проповедником, который будет к ним добрее, чьи игры-ритуалы — занимательнее, истории — увлекательнее.

· Хотя можно и припугнуть. Ад — это детишкам очень понятно, и попасть туда никто из них не хочет.

Все люди — дети. Все идут за тем, кого они больше любят или кого больше испугаются. Бог — это кукла, которая поднимается из-за ширмы кукольного театра после того, как кукловоды, устроив потасовку за право выступить, уступили место сильнейшему.

· Это не обязательно лучшая кукла — это кукла, чей кукловод лучше всех умеет работать локтями. А иногда и бить под дых.

 

А у нас ритуал тоже есть!

 

Лето, деревня, завтрак. Мы хотим садиться есть, но приехавшая к нам мама Марина нас останавливает: надо помолиться. "Отче наш" и "Богородица дева, радуйся", исполняемые хорошо слаженным дуэтом с тихо подпевающим ей сыном, звучат красиво. Мои дети уважительно стоят, слушают. Естественно, им по-хорошему завидно — им тоже хочется так попеть. И не трудно догадаться, что через пару дней они начнут ей подпевать.

· Молитва начинается как развлечение, но она начинается. Дети включаются в религию как в игру, но я вижу, как эта игра будет затягивать.

Запретить? Глупо. Поэтому, если я не хочу, чтобы они участвовали в чужих нашей семье религиозных ритуалах, я должен дать им ритуалы другие, и не хуже.

· И не только поэтому. Только слепой не увидит, насколько молитвенный, медитативный настрой полезен детским душам. Особенно перед едой, чтобы не баловались.

Пришлось мне срочно писать детскую молитву для чтения перед едой. Как только это было сделано, мои дети перестали чувствовать себя обделенными (у них тоже есть Слово!), и интерес к молитвам мамы Марины тихо угас, а атмосфера за столом изменилась чудесным образом. Ведь прочитав Слово, ты берешь обязательство, а после еды будет Отчет: все детки, отвечая на вопросы, будут поднимать руки.

· Чем лучше ты себя вел, тем выше твоя рука. Как хочется ее тянуть до неба!

Возможно, наше Слово пригодится еще кому-нибудь. Главное его достоинство — в его немудрености. Вот оно:

 

СЛОВО

 

Я люблю свою семью
И ее не подведу.
Я поем и суп, и кашу,
Все, что даст нам мама наша.

 

Если мама даст нам рис —
Съем я рису без каприз,
Потому что привереда
Остается без обеда.

 

Я смогу не баловаться,
Не болтать и не смеяться,
Пока ем, молчу как рыба,
А поел — скажу спасибо.

 

Чтоб себя мне уважать —
Буду слово я держать:
Только тот, кто держит слово,
Уважения достоин.

 

Но почему я не хочу, чтобы мои дети становились религиозными? Да очень просто — потому что это вопрос не о вере. Это ВОПРОС О ВЛАСТИ.

 

ВОПРОС О РЕЛИГИИ - ЭТО ВОПРОС О ВЛАСТИ

Молитва Господня и семейные порядки

 

Отче наш, иже еси на небеси, да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный дай нам днесь...

 

Безобидная молитва

 

Что плохого, если дети будут читать такую красивую молитву? В ней не говорится ни о чем дурном, в ней звучат тихие и благородные слова благодарности. Почему же я против?

· Я объясню, но не обзывайте меня буквоедом. Мелочи, усвоенные в детстве, растут и у взрослого становятся уже его жизненными ПРИНЦИПАМИ.

Ребенок произносит: "Отче наш". Это обращение к отцу, но он смотрит мимо меня. " Да святится Имя Твое ": он славит своего Главного Отца, но это — не я. Так кто же отец этих детишек?

· Если Бог создал мир, так и называйте его Создателем, Творцом мира, но не Отцом. Кстати, детский вопрос: а Небесный Отец создавал мир в одиночестве или вместе с Мамой?

Конечно, если какой-то отец сам детишкам ничего дельного предложить не может, то в этом случае на Отца Небесного детишек ориентировать можно. Более того, это разумно: пусть Отец Небесный далеко, но Отец он авторитетный и строгий. Да, все это так, но нашей семье такой заменитель папы не требуется.

 

" Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли ". Чью волю ребенок ставит над собой? Христианские законы изложены в Евангелии, законы нашей семьи до сих пор устанавливали мы с мамой, по своему разумению и своей воле. Так чьи же порядки теперь будут в нашей семье? Порядки, заповеди будут Христовы (а точнее, диктуемые местной церковью) — или те, которые установим мы, родители?

 

Об этом же — мой протест против именования моих детей и меня Рабами Божьими. И суть даже не в том, что быть Рабом, то есть говорящим орудием, у любого хозяина оскорбительно. Суть в том, что если мои дети — рабы Божьи, то в случае моих разногласий с любыми священнослужителями они должны слушаться их.

· Меня это не устраивает. Пусть тогда и кормит, и занимается ими Церковь. А мои дети пусть слушаются меня — чтобы я воспитал их Свободными Людьми.

" Хлеб наш насущный дай нам днесь ". (После еды будет звучать: " Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ ".) Благодарность — это пре­красно, но тут несколько перепутан порядок. Пусть в первую очередь дети благодарят Маму — готовила она, потом Папу — он зарабатывал деньги, потом можно поблагодарить и всех других многочисленных людей вокруг них, так много для них делающих.

· А если останется время и желание, можно поблагодарить и Творца мира, и Христа, и Богородицу, и богов всех других религий.

И последнее. Я против, чтобы мои дети, проговаривая молитвы, называли себя и сердце свое " окаянным ", ум — " помраченным", помышления свои — "скверными, лукавыми и хульными ". Я буду возражать, чтобы через молитвенное "Господи, спаси и помилуй нас, грешных" в моих детей вкладывались тяжесть вины и ощущение опасности, от которой кто-то их должен спасать. Я буду возражать, чтобы в трудных ситуациях они привыкали полагаться на молитвы — нет, пусть они полагаются на себя, на свои Силы, на свои Знания и свой Разум. Уж как минимум — пусть обращаются за советом и помощью к нам, родителям, а не к Богу.

· Впрочем, эффективность обращения туда и сюда они легко могут проверить экспериментально.

Библия, которую можно читать детям

 

Я уверен: если бы написание Библии доверили Саше Кацу, он бы написал ее гораздо лучше. По крайней мере, та еврейская Библия — Тора, которую он рассказывает детишкам (и не только детишкам) на детской странице Международной еврейской газеты, вызывает у меня только уважение.

· И восхищение ее автором. Если за дело берется умный и талантливый человек, то он из любой истории может сделать что-то красивое и мудрое.

Вот несколько страничек.

Молодое поколение выбирает субботу!

 

Щолом, еладим (Здравствуйте, ребята)! Александр КАЦ снова с вами.

 

Сегодня мы проникаем в самую веселую еврейскую тайну. Но сначала честно ответьте: кто из вас совсем не любит бездельничать?

 

Если таких нет, то скажите, кто из вас не хотел бы хотя бы иногда целый день лакомиться самой вкусной пищей, играть в самые любимые игры, петь во все горло, танцевать до упаду и, конечно, спать сколько хочется.

 

А теперь представьте, что существовал бы Такой Странный День, когда МОЖНО только бездельничать, а работать, заниматься Делами, выполнять уроки в этот день НЕЛЬЗЯ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ.

 

У евреев ЕСТЬ такой Странный День. Этот день для евреев на голову выше всех иных дней: если на субботу попадет какой-нибудь другой праздник или день траура, все равно сначала празднуют субботу, а уже потом, на следующий день, отмечают тот, другой праздник или начинают траур. А в субботу, по еврейскому Закону, нельзя плакать, горевать и даже просто грустить — можно только улыбаться, веселиться и радоваться. Кроме этого, суббота — самый ПРАЗДНЫЙ ПРАЗДНИК на свете.

 

В этот день, по Законам нашей древней Книги Книг — Торы, строго-настрого (под угрозой смертной казни) запрещено совершать ЛЮБУЮ РАБОТУ: даже чистить ботинки, даже мыть посуду, даже писать сочинение, заданное на дом. По Закону, можно делать только полное НИЧЕГО, потому что Тот, Кто Сотворил Вселенную, сотворил ее из НИЧЕГО за шесть дней, а седьмой день, субботу, делал только полное НИЧЕГО.

 

Делать Ничего, — пожалуй, самое необходимое и очень интересное дело. Помните, как однажды в знаменитой сказке медвежонок Винни-Пух спросил своего друга Кристофера Робина, что он любит делать больше всего на свете.

 

– Ничего, — ответил Кристофер Робин.

 

– А как ты это делаешь? — спросил Пух.

 

– Ну, вот спросят, например, тебя: "Ну, что ты собираешься делать?", а ты говоришь: "Да, ничего", а потом идешь и делаешь. Например, просто гуляешь, слушаешь то, чего никто не слышит, и ни о чем не заботишься.

 

Вот такое ничего и делают евреи в субботу. В этот день они надевают самые нарядные одежды, все родные и друзья усаживаются за праздничный стол, зажигают субботние свечи — и... пошло-поехало!!! Поели — поют, попели — танцуют, чуть передохнули, погуляли, побеседовали и опять за празд­ничный стол. И так целый день до темна.

 

Кажется, что это очень легко. Кажется, что всякий сумеет веселиться и бездельничать до упаду. Но на самом деле ничего не делать каждый седьмой день — совсем ничего! — очень-очень непростое занятие. Для этого надо научиться забывать любую беду, веселиться ВСЕМ СЕРДЦЕМ, петь и танцевать ОТ ДУШИ, САМОЗАБВЕННО играть в самые увлекательные игры — научиться ПРАЗДНОВАТЬ, то есть ПРАЗДНО ПРОВОДИТЬ ВРЕМЯ, делать НИЧЕГО лучше всех на Земле.

 

 

Из чего сделаны девочки?

 

Помните английскую песенку, переведенную С. Маршаком:

 

Но есть и другие версии. Многие считают, что девочки точно так же, как и мальчики, сделаны из миллиардов живых клеточек, а клеточки — из атомов и элементарных частиц.

 

Может быть... Может быть, некоторые девочки сделаны действительно из элементарных частиц. Однако наша древняя Книга Книг, Тора, утверждает, что по крайней мере Первая Девочка — Хава (имя Ева возникло просто в результате неправильного перевода) была сотворена из ребра Адама, первого человека.

 

"Как же это могло быть?" — думаете вы.

 

А вот как. Принято считать, что Творец Вселенной усыпил Адама, под наркозом удалил одно — лишнее — ребро и из этого ребра сделал Хаву. Но старинные еврейские книги сообщают, что на самом деле ВНАЧАЛЕ Адам и Хава были созданы соединенными между собой и составляли одно целостное человеческое существо. Потом уж Творец Вселенной разделил их: сделал самостоятельными.

 

А легенда о том, что Творец Вселенной смастерил Хаву из ребра, возникла только в переводах Торы, потому что еврейское слово ЦЭЛА одновременно означает и "ребро", и "грань", и "сторона". На самом-то деле Хава и Адам появились ОДНОВРЕМЕННО — из двух граней, двух сторон ПЕРВОГО ЧЕЛОВЕКА. А потом, когда они поженились, они снова стали как бы одним человеком, хотя теперь тело было у каждого свое.

 

Поэтому, как говорят старинные еврейские книги, каждый человек и ищет свою недостающую половину, свою вторую "сторону", чтобы образовать семью и снова стать цельным, законченным, единым — как тот, самый первый человек во Вселенной. Когда-нибудь свою половинку, свою недостающую "грань" обязательно найдет и каждый из вас.

Почему мы не живем в раю и сегодня?

 

Тора говорит, что Творец Мира создал Адама и Хаву по Своему образу и подобию, — значит, создал не рабов, не роботов, а свободных людей. Их нельзя было программировать и от них нельзя было что-то прятать на другую планету, они вольны были сами выбирать любой путь так же, как и сам Творец Мира. И поэтому, когда Он предупредил, что запретные плоды отравят первых людей, он имел в виду не обыкновенную смерть, а совсем другую, более страшную ПОГИБЕЛЬ. И действительно, едва Адам и Хава вкусили запретный плод, как вдребезги разлетелся цельный мир, в котором они жили в раю.

 

Прежде, до этого, они просто радовались каждой секунде, они жадно впитывали все, что было вокруг, — они ПРАЗДНОВАЛИ ЖИЗНЬ и поэтому-то БЫЛИ В РАЮ. А теперь, отведав плод от Древа Познания, Хава и Адам узнали, что есть добро и что зло, что такое хорошо и что такое плохо, что ПОРЯДОЧНЫЕ ЛЮДИ делают, а что нет, что такое РАДОСТЬ И ГОРЕ. И они стали все обдумывать, высчитывать и выгадывать — как бы сделать так, чтобы радости было больше, а беды не было, как бы совершать только ДОБРЫЕ ДЕЛА, а от злых уклоняться.

 

И теперь каждое мгновение Хава и Адам беспокоились: хорошо ли делать то или это, можно ли, прилично ли, престижно ли, умно ли? Хава и Адам стали озабоченными и встревоженными — как все взрослые на земле. Праздник кончился: разве можно жить в раю с таким беспокойством? И поэтому они ушли из рая. Их не нужно было выгонять — они просто сами не смогли там оставаться.

 

Между прочим, почти то же самое происходит и сегодня с каждым из нас, когда мы входим в Мир Взрослых. И получается, что Тора говорит не о каких-то допотопных событиях, а о том, что происходит с каждым из нас.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.