Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 2. 2 страница




В эпоху раннего средневековья энергично начинает обсуждаться идея Бога-творца. Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего, из хаоса. В этом средневековая философия перекликается с античной философией, где также выдвигались идеи о высшем мастере, творящем мир. Но в эпоху средневековья право творить предписывалось только богу, в то время, как человек не имел на это право, изобретения со стороны человека считались богохульством. Такие представления существенным образом сдерживали становление инженерной мысли.

Начиная с Августина, активно разрабатывается вопрос времени. Платон считал время образом вечности, Аристотель – числом движения, средневековая концепция времени – это переход к линейному времени и к связанному с ним понятию прогресса. Впервые на зданиях городских ратуш появляются часы.

Большое распространение в эпоху средневековья получила наука о символах – символизм, и вытекающая из него наука герменевтика – толкование текстов, ведь слово тоже воспринималось как особый символ. Важнейшее значение придавалось толкованию религиозных текстов, средневековая символика начиналась с текстов Библии. Недаром Библия начинается с фразы: «Вначале было слово». Именно по определению: «что есть слово?» и разгорелся так называемый «спор об универсалиях» между номиналистами и реалистами, позволивший уточнить соотношение общего и единичного. Универсалии – это общие понятия о чем-либо.

Ярким представителем средневекового реализма был Фома Аквинский (1221 -1274), который считал, что общее существует трояко: в Боге, в вещах, в головах (т.е. в мыслях) людей. Слово в таком случае обозначает Общее. Здесь он продолжает линию Платона. Номиналисты же продолжают линию античных софистов, они считают, что общее не существует, есть лишь отдельные понятия, имена.

В споре реалистов и номиналистов особняком держались концептуалисты (Абеляр и др.), кот. как и номиналисты считали, что общие понятия (универсалии) сами по себе не существуют. Есть некие мысленные образования – концепты, которые необходимы для понимания мира.

Спор реалистов, номиналистов и концептуалистов («спор об универсалиях») тянется до наших дней, точка в нем до сих пор не поставлена. Тем не менее были выработаны важнейшие понятия современной философии. Они таковы: «Собственное имя» обозначает один предмет; «Общее имя» обозначает класс предметов, объединенных общим признаком; «Понятие» - есть форма мысли, понятие раскрывает смысл общего имени.

По мере того, как христианство все глубже проникало в сознание человека, человек начинал по-особому строить свои отношения с богом. Информация, исходящая от Бога (Библия, Н. и С. Завет), принималась как откровение, как абсолютный пример человеческого поведения. Человек был обязан верить Богу, иного не дано. Но слепая вера, слепое подчинение религиозным постулатам предполагало отсутствие в человеке разума, что смущало многих философов. Они хотят не просто верить, но и понимать, осмысливать ту информацию, которая, как они считают, идет свыше. Возникает концепция двойственной истины: что есть вера и что есть разум? Фома Аквинский стремится достичь гармонии между верой и разумом, но предпочтение отдает вере.

В средние века эта концепция использовалась для борьбы с религиозными суевериями, в современном мире концепция двойственной истины регулирует отношения между наукой и философией.

В понимании человеческой реальности, внутреннего духовного мира ср. философия была совершенно новаторской и оригинальной. Христианские идеалы, заповеди Христа, такие как: «не убей, не укради, возлюби ближнего своего» средневековый человек воспринимал как руководство к действию или как правила поведения. Все это обусловило развитие таких гуманистических понятий, как любовь, вера, угрызения совести, сострадание – то, чего не было в античной философии.

Итак, основные идеи средневековой философии таковы:

Принцип абсолютной личности, каковой является пока только Бог.

Теоцентризм – Бог является центром всего на земле и в Космосе.

Монотеизм – Бог один.

Креационизм – учение о сотворении мира Богом.

Символизм (мир полон божественных символов) и герменевтика (искусство интерпретации текстов).

6. Концепция линейного времени.

7. Истолкование природы универсалий.

Вопрос № 10.

Философия Возрождения: переходная эпоха в философии. Гуманизм. Натурфилософия. Социальная философия.

В 14 веке образ жизни европейцев меняется. Растет число городов, сельскохозяйственный уклад сменяется городским, развивается промышленность. Стала возрастать роль человека, его творческой активности. Появилась потребность в новых философских воззрениях. Эти новые философские воззрения были тесно связаны и со средневековой философией и с философией античности.

Многим мыслителям представлялось, что возрождается античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению. Это представление дало название целой эпохе, эпохе Возрождения, или эпохе Ренессанса (французское выражение). Она длилась примерно с 14 по 16 века. В эпохе Возрождения было выработано новое философское мировоззрение благодаря таким философам и ученым, как Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно, Николай Коперник.

В античной философии исследовался Космос, в средние века – Бог как абсолютная личность, в эпоху Возрождения исследуется человек и его место во Вселенной. Философы Возрождения формально в центр мироздания по-прежнему ставят Бога, но преимущественное внимание уделяли все-таки человеку. Таким образом, основой философии Возрождения является антропоцентризм («антропос» переводится с греческого как «человек»), в отличии от средневекового теоцентризма («теос» - Бог).

В своем интересе к человеку Философы Возрождения стремились максимально использовать достижения античного периода. От него перенимается эстетическое внимание ко всему телесному, восхищение человеческим телом. Но и от средневековой философии было взято понимание того, что человек – это одухотворенная личность, а не просто красивое тело. Мировоззрение эпохи Возрождения выдвигает на первый план прекрасное, т.е. эстетическое, как внутреннее так и внешнее.

В эпоху Возрождения человеческая личность является творческой, она перенимает на себя функцию Бога и способна усовершенствовать и себя и природу. Очень часто художники Возрождения были и творцами в науке и технике, например Л. да Винчи был художником и изобретателем, Микеланджело – живописцем и поэтом, и оба внесли существенный вклад в развитие философии.

В искусстве большинство сюжетов берут из Библии, наиболее излюбленным сюжетом является Богородица с младенцем, который переходит в изображения Мадонн. Также часто используются сюжеты о сотворении мира, изображаются различные баблейские персонажи.

В своих картинах художники эпохи Возрождения используют последние достижения математики (концепция веры и разума), вырабатывается геометрический метод линейной перспективы. Он состоит в том, что предметы изображаются на плоскости так, как их видит человек, параллельные линии кажутся сходящимися в одну точку, отдаленное кажется малым.

Антропоцентризм, возникший в эпоху Ренессанса, способствовал развитию гуманизма - воззрения, признававшего ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие.

Принцип гуманизма знаменует собой переворот во всем мировоззрении человечества. По мнению гуманистов люди должны быть друг для друга источником радости, а это невозможно без того, чтобы основу человеческих отношений составляли любовь и дружба.

Философия Возрождения ориентируется на свободомыслие и справедливое устройство общества, которое предполагается достигать на демократических началах, в рамках республиканского строя. Появляются философы-социалисты, такие как Томас Мор и Кампанелла, которые разрабатывают модели «общества будущего», т.н. «идеального общества», где все основано на равенстве и справедливости. По своей сути это не что иное, как утопия.

Иногда стремление к справедливому устройству общества приводили к принципам, обратным принципам гуманизма. Так, например итальянский мыслитель Николо Макиавелли в своем трактате «Государь» допускал для достижения цели использование варварских способов, что не согласуется с передовыми идеалами эпохи Возрождения.

Наконец, самое главное научное открытие эпохи Возрождения – это то, что Земля движется вокруг Солнца (Коперник), пространство бесконечно, а в Космосе существует бесконечное количество миров.

Основные идеи философии эпохи Возрождения:

Антропоцентризм – человек центр Вселенной.

Гуманизм – признание человека личностью, его права на свободу, творчество и счастье.

Творческая сущность человека.

Доминирование эстетического (прекрасного) в творчестве и науке.

Антисхоластика: стремление развенчать устоявшиеся религиозные догмы. Деятели Реформации – Ян Гус, Мартин Лютер, Т.Мюнцер, Кальвин.

Геометрически-структурное понимание мира.

Философия Эпохи Возрождения имеет самостоятельное начало, но вместе с тем это подход к философии Нового времени, философии развитой индустриализации.

Вопрос № 11.

Философия Нового времени. Эмпиризм и рационализм: философские и методологические идеи. Философия Просвещения.

Эпоха Нового времени – это эпоха буржуазных революций, сотрясавших Европу в период с 17 по 18 века. В это время философия становится все более практичной и все больше опирается на науку. В этом смысле весьма показательна философия Фрэнсиса Бэкона, которого считают философом переходного периода от эпохи Возрождения к эпохе Нового времени.

Бэкон развивает эмпирический (т.е. основанный на опыте) подход к познанию действительности. Ему принадлежат слова: «Знание – сила», а сила выражается прежде всего в стремлении человека к действию. Знание не возникает в голове человека само по себе, его можно получить в результате осмысления данных какого-либо эксперимента, эксперимент «наводит» на знание. В переводе с латинского «наведение» звучит как «индукцио». Бэкон формулирует новые философские методы логических умозаключений – метод индукции (от частного к общему) и метод дедукции (от общего к частному).

В отличии от Бэкона, который считал, что эксперимент достаточен для получения достоверных знаний, французский философ и математик Рене Декарт убежден: к эксперименту обязательно должен прилагаться интеллект. Декарт уже всецело принадлежал философии Нового времени.

Философию Декарта называют картезианством. Знаменитая фраза Декарта: «Я мыслю, следовательно существую», говорит о том, что основанием для достоверности знаний Декарт считает наличие размышляющего субъекта.

По Декарту началом в познании является интеллектуальная интуиция, которая является рациональным постижением сути дела. Далее идет метод научной дедукции (от общего к частному) и использование эксперимента. Метод Декарта включает:

Признание истинным только того, что познается с предельной очевидностью.

Выделение максимально простых элементов знания.

Восхождение от простого к сложному.

Основные черты философии Декарта:

Наличие мыслящего субъекта.

Интеллектуальная интуиция и следующая за ней дедукция.

Деление изучаемого предмета на мельчайшие составные части.

Восхождение от простого к сложному.

Поиск рационального порядка во всем.

Дуалистичность: мир состоит из двух субстанций – материальной и духовной.

Философия эмпиризма (опытное познание мира) нашла свое продолжение в трудах Джона Локка, а затем была развита французами эпохи Просвещения Дени Дидро и Полем Гольбахом.

Философия рационализма, которую проповедовал Декарт, нашла последователей в лице сначала Готфрида Лейбница, а затем Иммануила Канта.

Большой вклад в создание естественно-научной картины мира внесли такие ученые как Галилей и Ньютон. В 17 веке философия была очень тесно связана с физикой, поэтому великие физики как правило были и великими философами.

Галилей открыл принцип относительности. Также он определил, что в научной теории необходима идеализация – т.е. научное обобщение.

Исаак Ньютон в своей книге «Математические начала натуральной философии» отмечает четыре главных аспекта механики:1) метод принципов; 2) математический язык; 3) законы и начальные условия; 4) гипотетико-дедуктивную структуру механики («гипотетико» от слова гипотеза).

Важнейшим достижением философии 17 века является выработка гипотетико-дедуктивного научного метода. Со стороны философии решающий вклад был сделан Декартом, а со стороны физики – Галилеем и Ньютоном. По своей направленности философия 17 века была в-основном рационалистической.

Для передовых философов 17 века опора на понятие прав человека становится нормой. В отличие от античных и средневековых философов, философы Нового времени стремятся защитить права каждой отдельной личности, в юридическом отношении все люди признавались равноправными. Эти идеи нашли свое развитие в трудах англичан Томаса Гоббса и Джона Локка.

Гоббс защищал концепцию общественного договора, без которого люди не способны к мирному сосуществованию.

Локк считал, что личность от рождения обладает тремя основными правами: на жизнь, на свободу, на собственность. Эти права не могут быть обеспечены без терпимости друг к другу. Во главу угла ставится уважение и соблюдение гражданской самостоятельности индивида, уважение к конституции.

Таким образом, новый стиль философского мышления привел к выработке развитого юридического мировоззрения.

Вершиной философских изысканий 17 века стала философия Готфрида Лейбница. Лейбниц следовал рационалистической традиции Декарта, но он углубил и конкретизировал его идеи. Прежде всего он вывел понятие монада – активная сущность любой вещи. Между монадами существует гармония, взаимосвязь. Они непрерывны, монады сотворены Богом.

Итак, основные идеи философии 17 века, начала эпохи Нового времени:

Принцип мыслящего субъекта.

Принцип интеллектуальной интуиции.

Индуктивно-эмпирический метод (от частного к общему и на основании опыта).

Дедуктивно-рациональный метод (от общего к частному и на основании интеллекта).

Выработка нового юридического мировоззрения.

Философия 18 века, в не меньшей степени, чем философия 17 века была отмечена духом новаторства. Во Франции она получила название философии Просвещение. Знаменитые философы-просветители – Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Поль Гольбах.

Вольтер без устали критикует религиозный фанатизм, он выступает сторонником «естественной религии». Под естественной религией он понимает принципы морали, общие для всего человечества. Главный принцип морали, считает Вольтер, сформулирован уже мудрецами древности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».

Руссо развивает концепцию общественного договора. Руссо видел истоки неравенства в частной собственности, он советовал людям вернуться к природе. Он провозглашает народ суверенным, законодательная власть должна принадлежать народу.

Вольтер и Руссо проявили себя как мастера прикладного использования философии.

Своей вершины французская философия достигла в работах Дени Дидро и Поля Гольбаха. Под руководством Дидро издавалась энциклопедия, состоящая из 35 томов и содержащая достижения во всех областях знания.

Главное произведение Гольбаха «Система природы» была воспринята как «библия материализма». Как последовательный материалист, Гольбах исследует и анализирует материю. Материя есть причина самой себя, она состоит из частиц. Способом существования материи является движение, которое может быть механическим, химическим, биологическим. Природа есть целое, в этом качестве она выступает как цепь причин и следствий. Случайность в природе отсутствует, все имеет причинно-следственную связь.

Гольбах уделяет большое внимание этике и концепции общественного договора. Как и другие французские материалисты 18 века, Гольбах доказывает необходимость коренных социальных преобразований, без которых невозможно утвердить гуманистические отношения между людьми.

Философия Гольбаха, подобно идеям Вольтера и Руссо, подготовила Великую французскую революцию.

Вопрос № 12.

Немецкая классическая философия. Философия Канта: теория познания, трансцендентализм, этика. Философия Фихте и Шеллинга.

Для немецкого философа Иммануила Канта самый главный предмет философии – это человек, ибо он для себя есть своя последняя цель. Кант считает, что духовные интересы человека выражаются такими философскими вопросами:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я смею надеяться?

Что такое человек?

Итак, Кант начинает с вопроса: «что я могу знать?», т.е. с анализа познавательной деятельности человека. Такой подход в философии называется гносеологическим (греч. «гносис» - знание).

Кант делит знание на две рубрики: апостериорное (послеопытное) и априорное (доопытное). Приступающий к познанию индивид располагает сложившимися до него в науке категориями, с другой стороны он имеет эмпирические знания (основанные на опыте). Индивид объединяет то и другое, синтезирует рациональное и чувственное. В этом синтезе и состоит природа науки.

Кант считает, что идеальных пространственных конструкций не существует в природе, нет в природе точек, прямых, плоскостей. Все идеализации (т.е. научные обобщения) являются творением самого человека, они присущи не внешнему, т.е трансцендентному для человека миру, а рассудку человека, его внутреннему, трансцендентальному миру.

Данную философию часто называют трансцендентальным идеализмом, а также критическим идеализмом. По Канту, философия есть форма критики, недаром его основные труды называются: «Критика чистого разума», «Критика способности суждения», «Критика практического разума».

В этих трудах Кант выявляет сущность рассудка, способности суждения, воли. Рассудок выполняет функцию подведения многообразия мира под единство понятия. Ценностное отношение человека к миру осуществляется способностью суждения, направление деятельности человека определяется выработкой цели. Цель нужна для реализации желания и воли.

Кант считает, что безусловными целями являются идея души, идея Космоса, идея Бога. Если человек соответствует этим целям, он по-настоящему свободен. Таким образом Кант формулирует всеобщий нравственный закон, категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу принципа всеобщего законодательства».

Кант систематизировал основные стороны человеческой жизни и вывел концепцию трансцендентального субъекта (основанного на внутреннем рассудке).

Кантовская философия дала мощный импульс развитию немецкой философии. Кант исходил из противопоставления субъекта внешнему миру, объекту. Последующие философы – Иоганн Фихте и Фридрих Шеллинг стремились преодолеть двойственность системы субъект- объект.

Фихте на место трансцендентального субъекта Канта ставит абсолютное Я. Самостоятельность объективного, внешнего мира вне Я ставится под сомнение. Абсолютное Я Фихте – это деятельное Я, реализующее себя в преодолении различных препятствий, в свободном творчестве. Существующий мир берется как деятельность человека.

Фридрих Шеллинг также стремился к преодолению двойственности субъект-объект. Он строит свою систему на базисе философии тождества субъекта и объекта. Философия Фихте и Шеллинга является субъективным идеализмом.

Если французские философы-материалисты добились успеха в объяснении природных явлений, выработали новое юридическое сознание, новые социально-политические взаимоотношения, то немецкие философы Кант, Фихте, Шеллинг существенно продвинули вперед понимание человека, его самосознания, активности, свободы и творческой деятельности.

Вопрос № 13.

Философская система Гегеля: логика и диалектика, философия истории, личность и общество. Антропологический натурализм Фейербаха. Значение немецкой классической философии.

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении и преобразовании.

Гегель стремился приблизить философию к науке и поэтому строил ее в форме взаимосвязанных идей. Идеи существуют на трех уровнях: 1) идеи сами по себе; 2) идеи в природе; 3) идеи в духе. Гегель пишет книгу «Наука логики», в которой саму науку логики делит на три составных части:

Учение о бытии.

Учение о сущности.

Учение о понятии.

Гегель рассматривает в своих трудах «Философия природы» механику, физику, органику; в «Философии духа» - субъективный дух (личность), объективный дух (семью, гражданское общество, государство), абсолютный дух (искусство, религия, философия).

В этих трудах Гегель сформулировал законы и категории диалектики, категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития):

1. Закон перехода количественных отношений в качественные.

2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали.

3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

Философия истории Гегеля.

Гегель представлял историю как 3-и этапа развития идеи свободы:

1. Древние общества или восточные деспотии (свободен только один)

2. Античность (Греция, Рим) - свободны не многие, не свободны рабы. Рим придумывает систему права

3. Характеризуется свободой всех (этап европейской истории)

Гегель выработал особый вариант философского стиля мышления. Он придал философии системный характер, акцентируя свое внимание на процессах изменения и развития.

Людвиг Фейербах – видный немецкий философ, создатель одного из вариантов антропологического материализма. Он ставит в центр мира существующего человека. Среди многих чувств человека определяющим является любовь. Его самая знаменитая книга называется «Сущность христианства». По его мнению религия обладает многими достоинствами – она предписывает благоговейное отношение к человеку и к любви. Однако, в конечном счете, христианская религия есть форма мистификации действительной жизни человека.

Фейербах акцентирует свое внимание на человеке, его чувствах дружбы и любви. Он хотел бы создать справедливое общество. Не случайно за два года до смерти Ф. вступает в ряды социал-демократической партии, проповедует идеалы общественной справедливости.

Выяснение Фейербахом антропологического содержания христианства имело положительное значение.

Основное значение немецкой классической философии заключается в том, что она обозначила магистральные пути к познанию индивидуальности, а так же – заложила основы философской антропологии (науки о человеке) как самостоятельной области философии.

Вопрос № 14.

Современная западная философия. Рационализм: позитивизм и его исторические формы.

Во второй половине 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением западной философии. Позитивизм объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки.

Позитивизм - философия позитивного знания, отвергающая теоретические спекуляции и умозрения как средства получения знания.

Позитивисты говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т.о. если философия научна, то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом. Это реакция на неспособность старой философии решить проблемы, связанные с развитием науки. Философские категории о бытие, сущности и т.д. в силу их высокой абстрактности не могут быть проверены посредством опыта, поэтому позитивизм объявил их ложными и лишенными смысла. Позитивизм предпринял попытку осмысления истины на основе точного экспериментального знания.

Идея позитивистов: «знать - чтобы предвидеть, предвидеть - чтобы обладать силой». Фактически оказалось, что позитивисты отрицали сущностное познание мира, так как ориентировались только на чувственное познание. Причем сами категории позитивизма - отрицание умозрения, феноменализм - оказались слишком умозрительными, метафизическими.

Существует 3 этапа эволюции позитивизма:

1. Позитивизм.

2. Эмпириокритицизм.

3. Неопозитивизм.

Основатель позитивизма - Огюст Конт, основной его труд - "Курс позитивной философии".

Основная идея этой работы - три закона:

1) закон трех стадий;

2) закон постоянного подчинения воображения наблюдению;

3) энциклопедический закон, классификация наук.

Огюст Конт подразделяет развитие человеческого познания на 3 стадии (закон трех стадий). Это:

Теологическая стадия, когда поведение человека определяется верой в богов.

Метафизическая – доиндустриальное общество, Бог один и он становится отвлеченной субстанцией.

Позитивная стадия – индустриальное общество, стадия становления научного взгляда на вещи.

Эмпириокритицизм - теория критики опыта (состоит из двух слов: «эмпирио» - опыт и «критика»).

Основатели Авенариус и Мах считали основным законом познания - экономию мышления.

Пытались очистить понимание опыта от таких понятий как материя и субстанция. В итоге эмпириокритицизм выдвигает представление о мире как совокупности нейтральных элементов и ничьих ощущений. Эмпириокритики представляли себе мир как единый опыт.

Неопозитивизм, или логический эмпиризм – представители Рассел, Витгенштейн, Франк.

Если позитивисты считали основные вопросы философии неразрешимыми из-за слабости человеческого разума, эмпириокритики - что основной вопрос философии снимается и разрешается учением о нейтральных элементах, неопозитивисты заявляют, что философские проблемы - это мнимые проблемы, которые нужно отбросить как лишенные научного смысла.

Все наше знание о мире дают только конкретные науки. Философия не может высказать о мире ни одного нового положения, не может создать никакой картины мира. Ее задача - логический анализ научного языка.

Сведению философии к логическому анализу неопозитивизм обязан Б. Расселу, который пришел к выводу, что «сущность философии – это логика».

Витгенштейн развил эту идею, указав, что философия заключается в логическом анализе языка.

Отождествляя всю философию с логическим анализом языка, неопозитивисты исключают из сферы философии почти всю философскую проблематику и тем самым практически ликвидируют философию.

Во второй половине 19 века в противовес классической философии возникает философия неклассическая, т.н. «философия жизни». Новое время выдвинуло новые требования, появилась необходимость приблизиться к человеку, рассмотреть все его субъективные и неосознанные проявления. Новые философы в качестве первичной реальности стали представлять не абстрактные понятия «материя», «бытие», а человеческую жизнь (философия жизни), существование человека (экзистенциализм). Новое течение получило общее название – «иррационализм», т.е. не выразимое логическими свойствами.

Иррационализм - философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума и мышления, признающее основным видом познания чувство, интуицию, инстинкт и т. д.

Начало новому, иррациональному типу философствования положил немецкий философ Артур Шопенгауэр. Все, что существует, Шопенгауэр понимает как волю к жизни. Но сознательная воля у него подчинена слепой, неразумной воле. Разум, сознание у Шопенгауэра вторичны по отношению к воле. Воля к жизни является основной движущей силой развития человечества. В противовес рационализму он создает философское течение, которое называется волюнтаризм.

Воля, будучи темной и таинственной силой, крайне эгоцентрична, она означает для людей беспокойство, конфликты.

Шопенгауэр называл существующий мир «наихуд­шим из возможных», а своё учение - «пессимизмом».

Фридрих Ницше – немецкий философ, последователь Шопенгауэра, окончательно разработал концепцию волюнтаризма. Волю к жизни понимал как волю к власти.

Основные положения концепции Ницше:

1) все существующее есть воля к власти и могуществу;

2) перспективизм - сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира (перспектив), исходящих из центров власти (силы).

В основе морали он видит желание (зачастую бессознательное) физиологически слабых индивидов господствовать над сильными и здоровыми. Физическое насилие есть способ одной воли доминировать над другой.

Для человека предрассудки разума являются неизбежными, он не может не следовать им. Отсюда вечное возвращение одних и тех же заблуждений, войн, иллюзий. Противопоставить этому можно только сверхчеловека, который способен будет вести за собой слабовольные массы людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.