Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 15 страница




«Человеку, который долго говорит о себе, трудно избежать тщеславия» (Дэвид Юм).

«Тщеславие и любопытство — вот два бича нашей души. Последнее побуждает нас всюду совать свой нос, первое запрещает оставлять что-либо неоп­ределенным и нерешенным» (Мишель Монтень).

«В основе так называемой щедрости обычно лежит тщеславие, которое нам дороже всего того, что мы дарим» (Франсуа де Ларошфуко).

тщеславие - - свойство натур слабых и пороч­ных, тогда как разумное самолюбие присуще людям вполне порядочным» (Никола Ш'амфор).

«Тщеславие. — Мы представляем из себя как бы витрину, в которой мы сами свои мнимые свойства, приписываемые нам другими, постоянно расставля­ем, прячем, ставим напоказ, и этим обманываем самих себя» (Фридрих Ницше).

Вопросы и задания:

1. В чем проявляется тщеславие?

2. Как оно связано с самолюбием?

3. Разверни образ, придуманный Ф. Ницше, тще­
славие — это витрина...

4. Какие пороки сопутствуют тщеславию?

5. Нарисуй портрет человека, одержимого тще­
славием.

УМ — способность мышления и понимания. В истории философии — то же, что и разум, дух..

Суждения мыслителей:

«Смотри не на вид мой, а на ум» (Эзоп).

«Мудрость — не в одном-единственном,

Но все живые существа обладают умом,

Так, самка куриного племени —

Ты только присмотрись внимательно — не родит детенышей

Живыми, а высиживает и оживляет.

Какова эта мудрость — знает одна только приро­да,

Ибо она обучена сама собой» (Эпихарм).

«Вместе все вещи были. Ум же их отделил и привел в порядок» (Анаксагор).

«Растения имеют ум и знание» (Анаксагор).

Ум — веревка, что в тяжелый час Над пропастью удерживает sac. Мы только с помощью ума и знанья Осуществим заветные желанья.

Юсуф

«Ум не в том, кто говорит, но не делает, а в том, кто говорит и делает» (Мануэль Хуан).

«Человек есть ум» (Амвросий — епископ из Ми­лана).

От знаний пользы нет, ум — тягостное бремя, Неразумен ис доходней в наше время.

Алъ-Маарри.

«Ум всегда в дураках у сердца» (Франсуа де Ла­рошфуко).

«Наши умы не созданы такими же обширными, как истина, и не соответствуют полному объему вещей. Состояние наших умов далеко от того совер­шенства, о котором мы составили себе идею. Тем не менее не следует обескураживаться в наших попыт­ках поиска истины...» (Джон Локк).

«Ум воспринимает истину, как глаз воспринима­ет свет: только благодаря тому, что он на него на­правлен. Таким образом ум воспринимает, что белое не есть черное, что круг не есть треугольник, что три больше двух» (Жан де Лабрюйер).

«Не столько ум, сколько сердце помогает челове­ку сближаться с людьми и быть им приятным» (Жан де Лабрюйер).

«Ум всех людей, вместе взятых, не поможет тому, у кого нет своего: слепому не в пользу чужая зоркость» (Жак де Лабрюйер).

«В приведенных нами случаях расстроенного ума способность рассудка остается, собственно говоря, незатронутой, по крайней мере не обязательно долж­на быть поражена, поскольку недостаток заключает­ся только в понятиях, тогда как сами суждения, если извращенное ощущение принять за истинное, могут быть совершенно правильными и даже чрез­вычайно разумными» (Имхануил Кант).

«Уму только порывами дано взлетать к верши­нам великого» (Люк де Вовенарг).

«Ум человека можно определить по тщательнос­ти, с которой учитывает будущее или исход дела» (Георг Лихтенберг).

Большое множество простых умов Живет постройкой карточных домов, Хотя яри жизни даже самый стойкий Доводит редко до конца постройку.

Иоганн Гёте

«Умственное самоосуждение, несомненно, свой­ственно высшим животным, и если благовоспитан­ная собака так сильно сознает свои промахи, что иногда даже старается скрыть их, то это, конечно, говорит в пользу ее ума, но никакого отношения к совести не представляет» (Владимир Соловьев).

Вопросы и задания:

1. Подбери синонимы к слову «ум».

2. Все ли живые существа обладают умом?

3. Что означает мысль Ларошфуко: «Ум всегда в
дураках у сердца»?

4. Может ли сумасшедший рассуждать правиль­
но, как считает Кант?

5. Правда ли, что твой ум занимается постройкой
карточных домиков?

ФИЛОСОФ (от греч. philosopfios) — друг мудрос­ти, человек, посвятивший себя философии. Слово «философ» впервые встречается у древнегреческого мыслителя Гераклита (конец VI — начало V в. до н.э.). Оно переводится как «исследователь природы вещей». Позже появилось другое собирательное слово — «философия», В буквальном смысле оно имело точный смысл — «любовь к мудрости». В этом значении данное слово впервые употреблялось в школе древнегреческого философа Сократа.

Философствовать — это означает, прежде всего, размышлять о природе вещей, добывать глубочай­шее знание, пробиваться к высшей мудрости. Суще­ствует множество определений человека. Он и «ра­зумное животное», и «создатель символов», и «поли­тическое животное». Можно, пожалуй, указать еще на одну черту, без которой человек не был бы сам собой. Он не может не философствовать. Такова его антропологическая, то есть человеческая, природа, если угодно, странность... Он пытается осмыслить вопросы, которые как будто не имеют значения для него лично. Откуда взялся мир? Куда движется ис­тория? Чем вызваны проблески сознания в челове­ке? Каково предназначение человека?

Философ всегда представляет собой значитель­ную личность. Его творчество глубоко индивидуаль­но..,

Суждения мыслителей;

«Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним — умиранием и смертью. Люди, как правило, этого не замечают, но если это все же так, было бы, разумеется, нелепо всю жизнь стремиться к одной цели, а потом, когда она оказы­вается рядом, негодовать на то, в чем так долго и с таким рвением упражнялся!» (Сократ).

«Однажды Сократ встретил на улице юношу Ксе-нофонта, показавшегося ему даровитым, и посохом загородил ему дорогу.

— Скажи мне, — спросил Сократ, — где покупа­
ют муку?

— На рынке, — ответил Ксенофонт.

— А масло?

— Там же.

— А куда надо идти за мудростью и добродете­
лью?

Юноша задумался.

— Иди за мной, я покажу, — сказал Сократ.
Так Ксенофонт стал спутником и участником

бесед Сократа, а после смерти учителя, так же как и Платон, воспроизвел для потомства некоторые из них».

«На вопрос, чем философы превосходят осталь­ных людей, Аристипп ответил: «Если все законы уничтожатся, мы одни будем жить по-прежнему» (Аристипп).

«Занимайтесь философией и более молодых людей побуждайте к тому же» (Платон).

«Увидев однажды, как мальчик пил воду из горсти, Диоген из Синопа выбросил из сумы свою чашку, про­молвив: «Мальчик превзошел меня простотой жизни».

«Кто-то корил Диогена за его изгнание. «Не­счастный, — ответил он, — ведь благодаря изгна­нию я стал философом».

«На вопрос, почему люди подают милостыню нищим и не подают философам, Диоген сказал: «По­тому что они знают: хромыми и слепыми они, может быть, и станут, а вот мудрецами никогда».

«Человеку, сказавшему: «Мне нет дела до фило­софии!*, Диоген возразил: «Зачем же ты живешь, если не заботишься, чтобы хорошо жить?»

«Должен ли человек философствовать? Либо дол­жен, либо не должен. Если должен, то вопросов, как говорится, нет: все и так понятно. Если же человек не должен философствовать, то он должен, хотя бы для обоснования этого положения (то есть того, что «не должен»), пофилософствовать. Вывод прост и непреложен: человек должен философствовать в любом случае» (Аристотель).

«Никто, кроме мудреца, ничего не знает» (Зенон).

«Разве первая забота философа не о том, что всему знать свое время?» (Аркесилай).

«Мне говорят, что моя жизнь не согласна с моим учением. В этом все время попрекали и Платона, и Эпикура, и Зенона. Все философы говорят не о том, как они сами живут, но как надо жить. Я толкую о добродетели, а не о себе, и веду борьбу с пороками, в том числе и со своими собственными: когда смогу, буду жить как должно...» (Сенека).

«Про меня говорят: «Зачем, любя философию, остается богатым? Зачем он учит, что следует прези­рать богатство, а сам их накопляет? Презирает жизнь — и живет? Презирает болезни, а между тем очень заботится о сохранении здоровья? Называет изгнание пустяком, однако, если только ему удаст­ся, — состарится и умрет на родине?»

Но я говорю, что все это следует презирать, не с тем, чтобы отказаться от всего этого, но чтобы не беспокоиться об этом. Мудрец не любит богатство, но предпочитает его бедности; он собирает его не в своей душе, но в своем доме...» (Сенека).

«Ни в коем случае не называй себя философом и не рассказывай о правилах и законах философских невежде» (Эпиктет).

«Когда я стремился к философии, я не наткнулся на какого-нибудь софиста, не сидел над сочинения­ми историков, не занимался разбором умозаключе­ний и не предавался изучению небесных явлений» (Марк Аврелий).

«Философы утверждают, что они ищут, стало быть, они еще не нашли» (Тертуллиан).

«Представьте себе, что в доме, в котором нахо­дится полно драгоценностей, многие ищут золото ночью. В такой ситуации каждый думал бы, что нашел золото, но не знал бы этого наверняка, хотя бы и действительно нашел его. Точно так же и фи­лософы вступают в этот мир, как в большой дом, чтобы искать истину; если бы даже они и нашли ее, то они все же не могли знать, достигли ли они ее» (Секст Эмпирик).

«Стремление философов к богатству было вызва­но их сокровенным желанием отомстить несправед­ливой судьбе за то, что она не наградила их по достоинству жизненными благами; оно было тайным средством, спасающим от унижений бедности, и окольным путем к почету, обычно доставляемому богатством» (Франсуа де Ларошфуко).

«Быть философом — хорошо, слыть им — не слишком полезно. Не вздумайте назвать кого-нибудь философом: это слово почитается у нас чуть ли не бранным, и так будет до тех пор, пока люди, переме­нив свои взгляды, не возвратят ему первоначаль­ный, возвышенный смысл и не окружат его долж­ным уважением» (Жан де Лабрюйер).

«Все философы — мудрецы в своих сентенциях и глупцы в своем поведении» (Бенджамин Франклин).

«Будь философом, но, предаваясь философии, ос­тавайся человеком» (Дэвид Юм).

«Великие философы — гении в области разума» (Люк де Вовенарг).

«Что необычно в жизни мыслителя, так это то, что две противоположные склонности заставляют его следовать одновременно по двум разным направ­лениям и держат под своим ярмом: с одной стороны, он хочет знать и, расставаясь неустанно с твердой землей, носящей в себе жизнь человеческую, пуска­ется в неизведанные области, с другой стороны, он хочет жить, не хочет уставать и ищет себе постоян­ную опору» (Фридрих Ницше).

«Хотя совершенно естественно в философе жела­ние, чтобы его мысль сделалась мыслью всех других, чтобы признанная им теоретическая истина стала общепризнанною, но если этого и не случится, то теоретическая истина ничего не теряет..-» (Влади­мир Соловьев).

4Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии и притом с самых разнообразных сторон. Философия есть самая незащищенная сторона культуры...» (Ни­колай Бердяев).

«Контраст между учениями Платона и Сократа еще более отчетлив... Платон, как уже было сказано, следовал Сократу в определении философа. «А кого же ты считаешь подлинными философами? — Тех, кто любит усматривать истину», — читаем в «Госу­дарстве». Однако, утверждая это, Платон не совсем искренен. В действительности, он в это не верит, так как в других местах он открыто заявляет, что лгать и приводить в заблуждение — одна из царских при­вилегий правителя...» (Карл Поппер).

Вопросы и задания:

1. Кого ты считаешь философом?

2. Можно ли научиться мудрости?

3. Следует ли философ собственным заповедям?
Примеры Сократа, Диогена и других.

4. Почему положение философа трагично?

5. Стоит ли философов делать правителями?

ФИЛОСОФИЯ (от греч. phileo — люблю, sоphia — мудрость) — любовь к мудрости, к истине, особая гуманитарная дисциплина. Названия имеют судьбу, подмечает немецкий философ Вильгельм Виндельбанд (1848 —1915). Однако редкое из них имело судьбу столь же странную, как слово «фило­софия», В чем трудность истолкования слова? Поче­му едва ли не каждый крупный мыслитель среди своих сочинений непременно имеет работу, специ­ально посвященную тому, как он понимает филосо­фию? Философствовать — это означает, прежде всего, размышлять о природе вещей, добывать глу­бочайшее знание, пробиваться к высшей мудрости. Философия — одна из неотъемлемых форм культур­ного бытия человека. В любую эпоху, на разных материках рождались мудрецы, которые задумыва­лись над тайнами мира. Не было эпохи, когда фило­софия исчезала бы. Она, по-видямому, никогда не прекратит своего существования, покуда жив чело­веческий род. Это глубинная, неискоренимая по­требность человека. Он будет вечно стремиться к постижению секретов природы, собственного духа, божественных таинств..

Философия имеет дело с предельными, вековеч­ными вопросами. Наука, конечно, тоже пытается выстроить относительно целостную картину мира. Но она погружена в конкретности, решает множест­во частных задач. Философия в этом смысле гораздо свободнее. Она задумывается над универсальными, или, как говорят, «конечными», проблемами. Фило­софия совсем иной, нежели наука, весьма эксцент­ричный способ мышления, погружения в тайны мира. Человек философствует, потому что зачарован этой страстью. В ней он выражает самого себя. Че­ловек делает это для собственного удовольствия, для самовыражения, ибо он рожден философом.

Философия — это специфическая, глубоко лич­ностная и уникальная форма постижения мира, ко­торая пытается ответить на коренные вопросы чело­веческого существования, раскрыть общие принци­пы жизни универсума.

 

Суждения мыслителей:

«Философия дарует человеку презрение к смер­ти» (Зенон).

«Философия дала мне умение беседовать с самим собой» (Антисфен).

«Философия приносит ту пользу, что дает способ­ность говорить с кем угодно» (Аристипп).

«Философам свойственно испытывать изумле­ние. Оно и есть начало философии» (Платон).

«Человека, не сроднившегося с философией, ни хорошие способности, ни память о ией сроднить не смогут, ибо в чуждых для себя душах она не пускает корней» (Платон).

«Философия прелестна, если заниматься ею уме­ренно и в молодом возрасте; но стоит задержаться на ней больше, чем следует, и она — погибель для че­ловека. Если ты даже очень даровит, но посвящаешь философии более зрелые свои годы, ты неизбежно останешься без того опыта, какой нужен, чтобы стать человеком достойным и уважаемым. Ты оста­нешься несведущ в законах своего города, в том, как вести с людьми деловые беседы, в радостях и жела­ниях, одним словом, совершенно не сведущ в чело­веческих нравах. И к чему бы тогда ни приступил, чем бы ни занялся — своим делом или государствен­ным, — ты будешь смешон так же, вероятно, как будет смешон государственный муж, если вмешива­ется в философские рассуждения и беседы» (Пла­тон).

«Философия, или любомудрие, включает в себя удовольствия, удивительные по чистоте и неколеби­мости, и, разумеется, обладающим знанием прово­дить время в созерцании доставляет больше удоволь­ствия, нежели тем, кто знания ищет» (Аристотель).

«Философия, или любовь к мудрости, есть уп­ражнение разума; путем размышления и собеседова­ния она раскрывает смысл счастливой жизни и, в свою очередь, пользуется последней как своим ис­точником. Ведь особенность философии по сравне­нию с другими науками состоит в том, что цель она видит в завершении своего труда и этим довольству­ется» (Эпикур).

«Пусть никто не откладывает философию в юнос­ти и пусть не устает от нее в старости. Ведь никто не может быть недозрелым или перезрелым для здоро­вья души. И кто говорит, что час для философии еще не наступил или уже отлетел, уподобляется говоря­щему, что час для счастья еще не пришел или уже не существует. Поэтому философия необходима и старцу, и юноше: первому, чтобы на склоне лет он обновлялся благами, радуясь прошлому; второму, чтобы он был юношей и вместе «пожилым по бес­страшию перед грядущим» (Эпикур).

«Философия похожа на фруктовый сад, полный различных плодов, в котором логика является огра­дой, физика — деревьями, а этика — плодами» (Зенон).

«Культура ума есть философия» (Цицерон).

«Философия учит делать, а не рассуждать. Она требует, чтобы каждый жил согласно ее закону, чтобы жизнь не расходилась с речью, она не терпит пустоты, расхождения в поведении» (Сенека).

«Философия и целебна и приятна в одно время» (Сенека).

«Первой и важнейшей частью философии явля­ется применение к жизни, например жить без лжи в словах и действиях. Вторая часть содержит доказа­тельства, например, почему человек не должен лгать. Третья часть служит первым двум и состоит в обосновании и исследовании этих доказательств, на­пример, из чего видно, что это есть доказательство; что является вообще доказательством; что такое следствие, что такое противоречие, что является ис­тиной и что ложью. Таким образом, третья часть нужна в силу второй, вторая — в силу первой. Одна­ко необходимейшей остается первая, И о ней нужно непременно заботиться. Но мы обычно делаем обрат­ное. Мы заботимся о третьей части, отдаем ей весь наш пыл и совсем упускаем из виду первую часть. И происходит так, что продолжаем лгать, а между тем всегда можем доказать, что человек не должен лгать» (Эпиктет).

«Но что же может вывести на путь? Ничего, кроме философии...» (Марк Аврелий).

«Нет блаженной жизни, кроме той, которая про­водится в философии» (Августин Блаженный).

«Бегство от зла есть не что иное, как философия» (Давид Анахт).

*Сфера философии вращается вокруг вопросов «откуда?» и «каким образом?» (Алъ-Фаради).

«Основа философии — геометрия и физика. Фи­зические явления могут быть поняты лишь после того, как изучены движения мельчайших частиц тела, а движение последних, в свою очередь, может быть понято только тогда, когда познана сущность того, что производится движением одного тела в дру­гом, и притом только тогда, когда знают, что произ­водится простым движением» (Томас Гоббс).

«Философия — наука о причинах, или о «поче­му?» (Томас Гоббс).

«В философии ох как следует заботиться о сло­вах, именно для того, чтобы не было вечного спора о смысле» (Пьер Гассенди).

«Философия разрабатывалась в течение многих веков превосходнейшими умами и тем не менее не имеет ни одного пункта, который не вызывал бы споров, и, следовательно, не был бы сомнительным» (Цени Дидро).

«Может показаться удивительным, что великие мысли чаще всего встречаются в произведениях поэ­тов, чем в трудах философов. Это потому, что поэты пишут, движимые вдохновением, исходящим от во­ображения. Зародыши знания имеются в нас напо­добие огня в кремне. Философы культивируют их с помощью разума, поэты же разжигают их посредст­вом воображения, так что они воспламеняются ско­рее» (Рене Декарт).

«Философия торжествует над горестями прошло­го и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией* (Франсуа де Ларошфуко).

«Я вовсе не претендую на то, что открыл наилучшую философию, но я знаю, что постигаю истинную.

Если же меня спросят: каким образом я знаю это? -то я отвечу: таким же образом, каким мы знаем, что три угла треугольника равняются двум прямым» (Бенедикт Спиноза).

«Для философии до некоторой степени оскорби­тельна необходимость постоянно извиняться за свои заключения и оправдываться перед каждым отдель­ным искусством, перед каждой отдельной наукой, которые могут считать себя обиженными ею. Это похоже на то, как если бы король обвинялся в госу­дарственной измене» (Дэвид Юм).

«Первый шаг к философии - - неверие» (Дени Дидро).

«Поприще философии в этом отношении можно подвести под следующие вопросы:

1. Что я могу знать?

2. Что я могу делать?

3. На что я могу надеяться?

4. Что такое человек?» (Иммануил Кант).

«Философию вообще нельзя выучить. Математи­ке, истории, физике можно обучиться, а философии нельзя, можно только научиться философствовать. Философии нельзя обучиться уже потому, что она еще не существует в форме готовой, признанной науки. Всякий философ строит свою систему на об­ломках предыдущей, но никогда не была построена еще система, которая сохранилась бы во всех своих частях. Итак, философии нельзя обучиться уже по­тому, что ее еще нет до сих пор» (Иммануил Кант).

«Сочетать снисходительно презрение с сарказмом веселья - вот лучшая философия для этого мира» (Никола Шамфор).

«Выбор философской системы определяется тем, что ты сам за человек, ибо философская система не мертвая утварь, которую можно было бы отклады­вать или брать по желанию; она одушевлена душой человека, обладающего ею» (Иоганн Фихте).

*Вся философия не имеет в виду никакой цели, как только ответ на поставленные вопросы, и в осо­бенности на последний, высший: каково предназначение человека вообще и какими средствами он может вернее всего этого достигнуть?» (Иоганн Фихте).

«Всякая философия есть постижение абсолютно­го» (Георг Гегель).

«Ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены» (Георг Гегель).

«Философия есть современная ей эпоха, постиг­нутая в мышлении» (Георг Гегель).

«Когда какая-либо форма жизни стареет, филосо­фия начинает воспроизводить ее седину в серых тонах, и тогда ее уже нельзя помолодить, а можно только познать: сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек» (Георг Гегель).

«История философии должна быть сравниваема в своем результате не с галереей заблуждений челове­ческого духа, а скорее с пантеоном божественных образов, который суть различные ступени идеи, как они выступают друг за другом в диалектическом развитии» (Георг Гегель).

«Философия есть нечто уединенное. Она, конеч­но, не дело улиц или рынков; она также далека от тех дел людей, в которые они вкладывают свои прак­тические интересы, и от такого знания, в котором заключена их суетность» (Георг Гегель).

«Философия не есть мирская премудрость, но по­знание немирского» (Георг Гегель).

«Философия до сих пор терпела неудачи главным образом потому, что ее искали по пути науки, а не искусства. Философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука» (Артур Шопенгауэр).

«Едва ли люди стали бы философствовать, если бы не было смерти» (Артур Шопенгауэр).

«Философ не должен преследовать «почему». Ос­мысленная им «вещь в себе» находится вне пределов закона основания и тем самым вне всякой законо­мерности. Заблуждение всех философов состояло в том, что они считали философию наукой и искали ее, руководствуясь законом основания» (Артур Шо­пенгауэр).

«Мне моя философия ничего не дала, зато многое сохранила» (Артур Шопенгауэр).

«Я никогда не претендовал, чтобы моя филосо­фия все исчерпывала и не оставляла больше вопро­сов. В этом смысле философия действительно невоз­можна, — это была бы наука всезнания» (Артур Шопенгауэр).

«Но в философии, по существу, ее данная дейст­вительность есть именно то, что должно быть объяс­нено или выведено, — задача для разрешения, а никак не предположение» (Владимир Соловьев).

Вопросы и задания:

1. Почему философия не наука?

2. Что общего у философии с искусством?

3. Покажи, как с изумления начинается фило­
софствование?

4. Докажи, что философия есть культура ума.

5. Как связана с происхождением философии ко­
нечность человеческого существования?

 

 

ЦЕЛЬ — представление, которое человек стре­мится осуществить- На пути к тому, чтобы то или иное событие оказалось реальным, используются средства. С их помощью достигается цель. Порою известный мотив или средство превращается в цель. Например, Скупой рыцарь у А. С. Пушкина усмат­ривает в накоплении денег собственную цель. При этом жестокие способы увеличения дохода подчиня­ют его поведение целиком жажде наживы. Возмо­жен и иной вариант. Реализованная цель открывает путь к достижению иной, более высокой цели.

Суждения мыслителей:

«Цель оправдывает средства» (Никколо Макиа­велли).

«Поскольку тому, кому отказывают в праве при­менять нужные средства, бесполезно и право стре­миться к цели, то из этого следует, что, раз всякий имеет право на самосохранение, то всякий имеет право применить все средства и совершить всякое деяние, без коих он не в состоянии охранить себя» (Томас Гоббс).

«Презрения достоин высокий ум, примененный для низких целей» (Бальтасар Грасиан).

«Благая цель может сообщить ценность только таким средствам, которые недостаточны я действи­тельно ведут к цели» (Дэвид Юм).

«Поступай так, чтобы ты всегда относился к че­ловечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» (Иммануил Кант).

«Только через осуществление великих целей че­ловек обнаруживает в себе великий характер, делаю­щий его маяком для других» (Георг Гегель).

«Однако если единственным объектом истории является постепенная реализация правового устрой­ства, то критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода нам может служить только постепенное приближение к этой цели... Эта цель остается вечным символом веры творящего и действующего человека» (Фридрих Шеллинг).

«Но на более высоких ступенях нравственной жизни, какие достигались и в языческом мире, на­пример Сократом... энергия организма служит более духовным, нежели плотским, целям... и усиливает действие духа...» (Владимир Соловьев).

«В известном смысле можно даже сказать, что «средства», которыми пользуется человек, гораздо важнее «целей», которые он преследует, ибо они больше свидетельствуют о духе человека. Бели чело­век стремится к свободе путем насилия, к любви путем ненависти, к братству путем раздора, к истине путем лжи, то возвышенная цель этого человека не может смягчить нравственно неблагоприятной его оценки» (Николай Бердяев).

«Воля сама по себе есть уже акт стремления в качестве реализации цели стремления... Поэтому ей присуще также всестороннее, постоянное, полное ис­следование средств, причин, помех, расчетливая за­мена, обман и маневр, инквизиторская хитрость...» (Мартин Хайдеггер).

«Вопрос о том, оправдывает ли благая цель дур­ные средства, по-видимому, впервые возник в форме вопроса о том, следует ли лгать больному с тем, чтобы его успокоить, или следует ли держать людей в неведении, чтобы они были счастливы, или вопро­са, следует ли начинать длительную и кровавую

гражданскую войну, чтобы установить царство мира и красоты» (Карл Поппер).

Вопросы и задания:

1. Всегда ли цель оправдывает средства?

2. Что означает мысль Канта о том, что нельзя
относиться к человеку как к средству?

3. Назови примеры великих целей.

4. В чем различие целей духовных и плотских?

5. Как соотносятся дурные средства и благая
цель?

ЧЕЛОВЕК — высшая ступень живых организ­мов на Земле, уникальное создание, наделенное те­лесностью, разумом и душой. Человек стал размыш­лять о том, кто он, собственно, такой, едва научив­шись выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов. Он издревле пытался понять самого себя. Вероятно, эта глубинная, трудно насы­щаемая потребность раскрыть собственную тайну и составляет сущность человека.

В XX столетии произошел решительный поворот в постижении человека как живого существа. Дейст­вительно ли человек властелин природы? Можно ли считать его венцом творения? Верно ли, что он воз­вышается над природным царством? Разумеется, первоначальные представления о человеке сложи­лись еще до того, как зародилась религия или воз­никла философия. Но, задумавшись о самом себе, человек уже никогда не оставит эту тему, задавая себе все новые и новые вопросы, на которые пока ни современная наука, ни религия не могут в полной мере дать ответ.

Древние эллины высоко отзывались о духе чело­века. Однако у древних греков, как и у большинства народов Востока, еще не сложилось ощущение лич­ности. Человек воспринимался как песчинка мироздания. Древнейшая мифология не расчленяет кар­тину мира: природа, человек, божество в вей слиты. Античность сделала только шаг на пути обособления человека от целостного космоса. Но шаг весьма зна­чительный.

Еще более глубокое осмысление человека содер­жится в христианстве. Это древнее учение рассмат­ривает человека как храм, как вместилище богатей­ших чувств. Человек несет на себе знак божествен­ного предназначения, ибо на него накладывается от­печаток личности Творца. Человек в христианстве обретает абсолютную самоценность.

В противоположность эллинскому средневековое искусство пыталось всеми средствами указать на по­рочность и телесную извращенность человека. Эл­линское представление о том, что жизнь равноценна человеческой природе, получило признание в куль­туре Возрождения.

Человек безмерно сложен и неисчерпаем. В этой множественности образов заключена трудность рас­шифровки проблемы человека.

Суждения мыслителей:

«Человек есть мера всех вещей...» (Протагор).

«Что человек есть существо общественное в боль­шей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные, ясно из следующего: природа, согласно нашему утверждению, ничего не делает напрасно...» (Аристотель).

«Что я такое? Человек. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует, чтобы я жил долго, чтобы я был богат, счастлив, здоров; но если я посмотрю на себя как на человека, как на часть целого, то может иногда случиться, что по отношению к этому целому я должен подчиниться болезни, нужде или даже погибнуть преждевременной смертью. Какое же право имею я жаловаться в таком случае? Разве мне неизвестно, что, жалуясь, я перестаю быть человеком, как нога перестает быть органом тела, когда она отказывается ходить?» (Эпиктет).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.118 сек.