Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В экстремальных условиях и обеспечению личной профессиональной безопасности 5 страница




Перечень специальных средств, состоящих на воо­ружении милиции, установлен постановлением Совета Министров РСФСР от 21 июня 1991 г. № 345. Поста­новлением Совета Министров РСФСР от 3 сентября 1991 г. Утверждены Правила применения специальных средств № 445.

Специальными средствами сотрудники милиции воо­ружаются не по собственному усмотрению, а по разреше­нию либо дежурного ОВД (резиновые палки, наручники, аэрозольные упаковки слезоточивого газа «Черемуха»), либо начальника ОВД (все остальные средства).

Закон РФ «О милиции» предусматривает возмож­ность и необходимость применения специальных средств. Это означает, что каждый случай их примене­ния должен быть обоснован конкретной ситуацией и может послужить основанием для дальнейшей служеб­ной или прокурорской проверки с точки зрения закон­ности и обоснованности применения тех или иных спе­циальных средств.

Поэтому, как правило, если позволяет возможность, сотрудники ОВО должны с начала предупредить граж­дан о возможности применения специальных средств (если возможно с указанием конкретного их вида) и ис­пользовать их только в случае отказа выполнить закон­ные требования милиции.

Применение специальных средств является допусти­мым только тогда, когда имеет место ненасильственные действия. Пассивное поведение правонарушителя (непо­виновение) не является основанием для применения.

Применение специальных средств, для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции допустимо при том условии, что нападение является реаль­ным, а действия «на упреждение» недопустимы.

Закон говорит о применении специальных средств, для преодоления, оказываемого сотруднику милиции сопротивления. Таким образом, имеется в виду, активны действия правонарушителя, которые следует отграни­чивать от пассивного неповиновения.

Специальные средства могут быть использованы против лица, застигнутого при совершении преступле­ния (подозреваемого в уголовно - процессуальном смысле) только при условии:

- преступление направлено против жизни, здоровья или собственности (совершение всех прочих преступ­лений не дают оснований для их использования);

- лицо, его совершившее, пытается скрыться.

Если этого нет, использование специальных средств недопустимо. Иначе, фактически, будет иметь место акт расправы. Исключения допускаются в отношении применения наручников как превентивной меры.

При задержании лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены (а не просто могут) оказать вооруженное сопротивление, использование, использование специальных средств будет законным и допустимым, если действительно имеются основания предполагать это. Достаточность условий для применения специальных средств - оце­ночное понятие. Конкретное решение должно приме­няться с учетом обстановки задержания и личности правонарушителя. Намерение оказать вооруженное со­противления может быть усмотрено в попытках достать оружие, приискать предметы, которые могут быть ис­пользованы в качестве такового.

 

ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ - это установленные действующим законода­тельством требования к применению специальных средств, обязательные для соблюдения сотрудниками милиции.

Основания применения специальных средств со­трудниками ОВО, предусматривает два основных эле­мента цель и условия.

Цель основания включат в себя:

- отражение;

- пресечение;

- задержание;

- доставление;

- конвоирование и охрана;

- остановить транспортное средство. Условие включает в себя:

- нападение на граждан и сотрудников милиции должно быть наличным;

- сопротивление сотруднику милиции;

- лицо застигнуто при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности;

- пытается скрыться;

- поведение задерживаемого свидетельствует о на­мерении совершить побег;

- причинить вред окружающим или себе;

- поведение задержанных, административно аресто­ванных, заключенных под стражу свидетельствует о намерении совершить побег;

- причинить вред окружающим себе;

- захвачены здания, помещения и т.д.;

- водитель не выполнил требования сотрудника ми­лиции остановиться.

При доставлении в милицию задерживаемых лиц специальные средства могут быть использованы для пресечения побега, противодействия сотруднику мили­ции, предотвращения возможности причинить вред се­бе или посторонним лицам.

К числу допустимых специальных средств Законом РФ «О милиции» относит резиновые палки.

Они могут быть использованы для:

- отражения нападения на граждан и сотрудников милиции;

- пресечения оказываемого сотруднику милиции со­противления;

- пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи пред­приятий, учреждений и организаций.

Правила применения специальных средств запре­щают сотрудникам милиции наносить удары палками по определенным частям тела человека (голове, живо­ту) вести прицельную стрельбу газовыми гранатами. Установлены правила применения резиновых пуль.

Слезоточивый газ может быть использован со­трудниками ОВО для:

- отражения нападения на граждан и сотрудников милиции;

- пресечения оказываемого сотруднику милиции со­противления;

- задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что намерены оказать вооруженное сопротивления;

- освобождения захваченных зданий, помещений, со­оружений, транспортных средств и земельных участков;

- пресечение массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций.

Правила запрещают вести прицельную (по людям стрельбу газовыми гранатами, применять слезоточивый газ, отдельные его виды в помещениях).

Наручники могут применяться для пресечения ока­зываемого сотруднику милиции сопротивления при:

- задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственно­сти и пытающегося скрыться;

- доставления задерживаемых лиц в милицию;

- конвоирования и охраны, задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заклю­ченных под стражу, если они своим поведением дают основания полагать, что совершить побег, причинить вред окружающим и себе, оказать сопротивление со­труднику милиции;

- освобождения захваченных зданий, помещений, со­оружений, транспортных средств и земельных участков;

- выявления лиц, совершивших преступления.

Для использования наручников сотрудниками ми­лиции требуется - не реже одного раза в два часа про­верять состояние фиксации замков на задержанном.

При отсутствии наручников можно использовать подручные средства связывания. При этом следует иметь в виду возможность нарушения кровообращения в связанных частях тела.

Служебные собаки находят применение при:

- выявлении лиц, совершивших административные правонарушения;

- поиске предметов, имущества, а также трупов.

Светозвуковые средства отвлекающего воздейст­вия могут быть применены для:

- отражения нападения на граждан и сотрудников милиции;

- задержания лиц в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;

- освобождение захваченных зданий, помещений, со­оружений, транспортных средств и земельных участков;

- пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций.

Средства разрушения преград могут включать обычные инструменты (плотницкие, слесарные) и специальные (буль­дозеры, бронемашины, взрывчатые вещества).

Порядок и условия использования последних регу­лируются Правилами применения специальных средств. В частности, должны быть соблюдены опреде­ленные правила безопасности проведения взрывов.

Водометы и бронемашины используют в случаях:

- задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что намерены оказать вооруженное сопротивления;

- освобождения захваченных зданий, помещений, со­оружений, транспортных средств и земельных участков;

- пресечения массовых беспорядков и групповых дей­ствий, нарушающих работу транспорта, связи, предпри­ятий, учреждений и организаций при наличии указания начальника органами милиции или его заместителя.

Использование водометов допускается при условии, что температура наружного воздуха не ниже ноля гра­дусов. Предоставляется, что в струи воды могут быть добавлены окрашивающие вещества.

Специальные окрашивающие средства применя­ются для выявления лиц, совершивших преступления.

Следует признать возможность их использования и для установления лиц, совершивших административ­ные правонарушения.

Окрашивающие вещества на объектах собственно­сти могут использоваться только с согласия собствен­ника или уполномоченного им лица. Предоставляется, что в отдельных случаях при проведении оперативно-розыскных мероприятий такое согласие не обязательно.

 

РАЗДЕЛ IV

 

ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЙ НАРЯДОВ МИЛИЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

 

§1. ЗАДЕРЖАНИЕ И ДОСТАВЛЕНИЕ В МИЛИ­ЦИЮ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРАВОНАРУШЕНИЕ.

 

Обнаружив на осматриваемом объекте граждан, чье поведение или улики дают основание подозревать их в совершении правонарушений, а также при отсутствии у них в этом случае документов, удостоверяющих лич­ность, сотрудники милиции принимают решение о за­держании и доставлении их в орган внутренних дел.

В данном случае речь идет не о задержании в про­цессуальном смысле, а о задержании и доставлении тех или иных лиц в административном порядке в орган внутренних дел, чтобы исключить возможность для правонарушителя совершать преступления и уклонить­ся от ответственности.

Доставление отличается от административного за­держания, предусмотренного ст.240 КоАП РСФСР, ко­торое производится также уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел и не может превышать трех часов.

Принимая решение о задержании, сотрудники ми­лиции должны для себя быстро уяснить ряд вопросов, и, прежде всего - являются ли обнаруженные лица пра­вонарушителями, а не жителями данного дома, зашед­шими, например, на чердак или в подвал по житейским делам. Помимо проверки документов, которые сразу могут прояснить ситуацию, можно провести беглый опрос, если документы отсутствуют, но лица утвер­ждают, что живут в этом доме или в ближайших домах. Нужно спросить номер их дома, на каком этаже нахо­дится квартира, ее номер, какой автобус останавливает­ся поблизости, есть ли рядом с домом магазин и пр. Эти контрольные вопросы быстро проясняют ситуацию и позволяют сотрудникам милиции сделать вывод о правдивости подобных объяснений.

Сотрудники милиции должны помнить, что у них есть право проверять у граждан и должностных лиц до­кументы только в том случае, если имеются достаточ­ные основания подозревать их в совершении преступ­ления или административного правонарушения. Нельзя просто подойти к гражданину и потребовать предъя­вить документы. Он имеет право их не предъявлять, а сотрудники милиции не имеют права даже в случае от­каза доставить его на этом основании в милицию.

Поэтому сотрудникам милиции, принимая такое решение, следует помнить о правомерности своих дей­ствий и только в том случае, если есть достаточные ос­нования, принимать решение о доставлении. Но и в этом случае решение принимается не автоматически, а на основе оценки ситуации. Здесь следует учитывать тяжесть совершенного правонарушения.

Принимая решение о задержании, следует также учитывать:

  1. пол, возраст правонарушителя;
  2. его физическую подготовку, психологическое со­стояние (возбудимость, агрессивность либо, наоборот, спокойствие, апатия); физическое состояние (алкоголь­ное состояние, болезнь и пр.);
  3. опасность для окружающих лица, подлежащего за­держанию, и возможные последствия оставления его на свободе;
  4. проблемы самой процедуры задержания, т.е. уда­стся ли справиться с ним, не окажутся ли поблизости его сообщники, не придут ли ему на помощь посторонние граждане;
  5. вероятность наличия у него оружия, возможность его применения и последствия таких действий;
  6. возможность и необходимость самому применять оружие.

Приступая к задержанию, целесообразно принять меры по проверке наличия оружия у задержанного. Выбрав самый неожиданный момент, сотрудник мили­ции подает команду: «Стой! Руки вверх!» Либо: «Стой! Не двигаться!». Если сотрудник милиции считает, что правонарушитель применит оружие, он имеет обнажить свое табельное оружие и привести его в готовность.

Именно в этот момент нужно произвести наружный осмотр одежды и вещей задержанного с целью изъятия огнестрельного или холодного оружия, ибо в против­ном случае задержанный при доставлении непременно попытается им воспользоваться либо незаметно выбро­сить его.

Если сотрудником милиции подана команда: «Руки вверх!», то необходимо приказать подозреваемому по­вернуться лицом к стене либо дереву, забору и стать таким образом, чтобы он расставил ноги и вытянул ру­ки вперед. После этого с внешней стороны прощупать карманы, рукава, пояс, штанины с целью обнаружения и изъятия огнестрельного или холодного оружия, а также предметов, которые могут быть использованы для нападения.

Если же есть основания подозревать, что у правона­рушителя имеются тщательно замаскированные пред­меты, например стилет - под авторучку, а сейчас под нее изготавливается и огнестрельное оружие, лезвие бритвы - в кольцо и пр., то осмотр производится очень тщательно.

Во время осмотра следует стараться находиться сзади правонарушителя, соблюдать дистанцию, следить за его движениями и быть готовым к оказанию им сопротивления.

Если имеется служебно-розыскная собака, она должна находиться недалеко от правонарушителя. Ей подается команда: «Охраняй!».

Те места, где находится правонарушитель в момент задержания либо в момент, когда он увидел работников милиции, следует также внимательно осмотреть, по­скольку он может выбросить оружие или компромети­рующие его предметы.

Оружие и вещественные доказательства при осмот­ре изымаются и передаются старшему наряда, опера­тивному работнику либо оперативному дежурному по органу внутренних дел. При изъятии нужно макси­мально приложить меры к тому, чтобы это происходи­ло в присутствии понятых, поскольку часто виновные впоследствии или сразу заявляют, что предметы им подложили работники милиции и они не имеют к ним отношения.

Используются и другие тактические приемы задер­жания правонарушителя. В одних случаях задержание рекомендуется производить в отдаленном, пустынном месте, чтобы не допустить случайных жертв. Это в тех случаях, если преступник может оказать вооруженное сопротивление. В других случаях задержание, напро­тив, лучше произвести в многолюдном месте. Это даст возможность незаметно приблизиться к правонаруши­телю и. действуя быстро и решительно, задержать его.

Мотивировка задержания может быть также различ­ной. В одних случаях маскируются истинные мотивы задержания, не акцентируется внимание на совершен­ном правонарушении, а напротив, задержание объясня­ется другими мотивами: нарушение правил дорожного движения, непорядок с документами, алкогольное опь­янение и пр. В других, напротив, подчеркивается ха­рактер совершенного правонарушения, изымаются ве­щественные доказательства. Таким образом, происхо­дит закрепление доказательств с первых минут задер­жания, что должно психологически сломить задержан­ного и не дать ему возможности впоследствии уйти от ответственности.

Приняв решение, сотрудники объявляют правона­рушителю о задержании и доставлении его в орган внутренних дел. При этом доставляют либо на автома­шине, либо пешком. И тот и другой варианты имеют свои недостатки. Даже если правонарушитель достав­ляется на автомобиле, необходимо внимательно наблю­дать за ним. Имели место случаи, когда доставляемые в автозаке правонарушители поджигали его и погибали сами, так как потом не могли открыть дверь. Возможны варианты, когда они наносят себе повреждения или на­брасываются на сотрудников.

При пешем доставлении необходимо исключить возможность побега. Конвой, как правило, должен быть на одного человека больше, чем задержанных. Один из сотрудников обязательно находится впереди, а второй сзади задержанных. Если доставляет один сотрудник одного правонарушителя, то ему лучше идти сзади в двух-трех шагах, подавая ему команды, либо следовать с правой стороны, придерживая ему правую руку и ос­тавляя свою правую руку свободной. Если сотрудник левша, то идти нужно слева.

Эта задача будет облегчена, если сотрудник несет службу со служебно-розыскной собакой. Тогда собака должна быть без намордника, на коротком поводке. Со­труднику нужно следовать за задержанными в трех-четырех метрах сзади и не допускать приближения посторонних к нему. С собакой один сотрудник может конвоировать несколько задержанных.

При доставлении правонарушителей сотрудники милиции могут пользоваться транспортом учреждений, организаций, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащего дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, специального назначения. При этом сотрудники мили­ции должны сделать отметку в путевом листе водителя о продолжительности поездки, пройденном расстоянии, занятом времени, указать свою должность, фамилию, номер служебного телефона.

При доставлении задержанного поездом желатель­но, чтобы конвой занимал отдельное купе. Следует предупредить возможность его побега через окно или дверь. Если задержанный просится в туалет, необходи­мо предварительно проверить, закрыто ли там окно, имеется ли на нем решетка. При нахождении в нем за­держанного, дверь туалета должна быть приоткрыта, чтобы ее резко нельзя было закрыть изнутри, в дверной проем вставляется нога конвоира или какой-нибудь предмет типа лома, доски. Но и в этом случае задер­жанный, возможно, попытается резким движением вы­бить ногу или предмет из проема, закрыть дверь и, вы­бив окно, выброситься из вагона. Такие случаи имели место. Поэтому сотрудники милиции должны быть в этот момент особенно бдительны.

Не рекомендуется использовать при доставлении пассажирский автотранспорт. Но если нет другого вы­хода, то нужно встать так, чтобы задержанный оказался между сотрудниками и не смог совершить побег.

Сотрудник милиции, задержавший правонарушите­ля, докладывает об этом рапортом на имя начальника органа внутренних дел, в котором излагаются обстоя­тельства правонарушения, анкетные данные правона­рушителя, адреса и фамилии свидетелей. На задержан­ного должны быть составлены протокол об админист­ративном правонарушении и протокол личного досмот­ра специально уполномоченными на то лицами.

 

§2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРА­ВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ОБЩЕСТ­ВЕННЫЙ ПОРЯДОК.

 

Понятие «предупреждение правонарушений» охва­тывает самые разнообразные виды предупредительной деятельности, включая усилия по профилактике, пре­дупреждению и пресечению правонарушений. Преду­предить - значит помешать чему-либо осуществиться. Предупреждение направлено на выявление и устране­ние причин и условий правонарушений. Предотвраще­ние - это недопущение, а пресечение - прекращение уже начавшегося либо происходящего правонарушения.

Наиболее эффективными формами профилактики правонарушений являются нахождение постовых или патрульных в общественных местах в форменной оде­жде, использование ими методов убеждения, а также умелое и законное применение тактических форм, ме­тодов, способов и приемов обеспечения правопорядка.

Применение мер административного принуждения относится к правам и обязанностям работников мили­ции; оно возможно только в соответствии с законом.

При проверке у граждан и должностных лиц доку­ментов, удостоверяющих личность, если имеются дос­таточные основания подозревать их в совершении пре­ступления или правонарушения, постовой (патрульный) должен быть постоянно готовым к отражению внезап­ного нападения, внимательно наблюдать за поведением подозреваемого лица, попеременно переводя взгляд с документа на проверяемого.

Соблюдая меры предосторожности, милиционер должен стоять вполоборота к проверяемому на опреде­ленном расстоянии, которое исключает внезапное нане­сение удара. Он должен знать способы подделки доку­ментов (фотографии, серии и номера паспорта), выяв­лять эти подделки, а также подчистки, наличие других записей. При каком-либо подозрении необходимо за­дать подозреваемому лицу уточняющие вопросы, ка­сающиеся, например, дня и месяца рождения, имен де­тей, если они записаны в документе, или показать его специалисту.

В целях предупреждения правонарушения, для ока­зания помощи потерпевшим при правонарушении, не­счастном случае, стихийных бедствиях, для доставления в медицинское учреждение лиц, находящихся и общественных местах беспомощном состоянии, и дру­гих установленных нормативными актами МВД России случаях постовой или патрульный может временно ос­тавить свой пост или маршрут, о чем необходимо до­ложить в дежурную часть милиции.

Место несения службы выбирается так, чтобы было удобно вести наблюдение и принимать срочные меры к пре­дупреждению и пресечению правонарушений. При этом не­обходимо обращать внимание на людей, проявляющих бес­покойство и настороженность, одетых не по сезону, с телес­ными повреждениями; на поведение групп граждан (моло­дежи) в общественных местах, которые могут спровоциро­вать конфликтную ситуацию (громкие разговоры, пение, приставание к гражданам и пр.).

Во время несения службы необходимо проявлять высокую бдительность и меры личной безопасности; в ночное время - продвигаться на некотором расстоянии от домов и иных сооружений, а также граждан и никого оставлять позади себя, для чего отойти в сторону, оста­новиться, пропустить или пойти навстречу прибли­жающемуся лицу.

При получении сведений о готовящемся преступлении наряд милиции немедленно докладывает оперативному дежурному и принимает меры к его предотвращению.

Повышенную опасность имеют групповые наруше­ния общественного порядка. Для их недопущения сле­дует тщательно изучать обстановку, контингент лиц, их настроение и поведение в общественных местах, а так­же обращать внимание на условия, которые могут вы­звать или способствовать групповым нарушениям пра­вопорядка (иногда они возникают при незначительных на первый взгляд поводах, например нарушение поряд­ка продажи билетов на стадионах и зрелищных меро­приятиях, неправильное судейство и пр.).

Патрульные и постовые наряды милиции должны своевременно и решительно пресекать правонарушения и преступные проявления, устанавливать и задерживать лиц, их совершивших. При получении сведений о со­вершении правонарушения наряду необходимо:

3. немедленно прибыть к месту происшествия, а при совершении преступления - доложить об этом опера­тивному дежурному (по радиостанции, телефону или иным способом);

4. выяснить у заявителя обстоятельства, место и время совершения правонарушения (преступления); кто совер­шил и его приметы; свидетелей и потерпевших; данные лица, сообщившего о правонарушении (преступлении);

5. принять меры к выявлению и задержанию лиц, их со­вершивших, оказанию помощи пострадавшим, установле­нию свидетелей, охране и сохранению обстановки, сле­дов, орудий и других вещественных доказательств.

Патрульный или постовой при выявлении подозри­тельных лиц наблюдает за ними, не вызывая насторо­женности у них и граждан. Для обеспечения свидетель­ских показаний милиционер обращает внимание граж­дан на противоправные 'действия и просит их оказать помощь в задержании подозреваемых или совершив­ших правонарушение.

Принимая решение о задержании и доставлении гражданина в милицию, необходимо четко знать пра­вомерность своих действий. Например, при выявлении факта распития спиртного в общественном месте необ­ходимо определить: является ли это место обществен­ным; относятся ли распиваемые напитки к спиртным; с какого момента считать правонарушение оконченным.

Кроме того, нарушитель может быть доставлен в милицию или штаб добровольной народной дружины для:

- составления протокола, если он обязателен и со­ставить его на месте невозможно;

- установления личности;

- пресечения правонарушения.

При задержании правонарушителя необходимо на­метить план своих действий и выбрать наиболее удоб­ный момент, обратить особое внимание на выяснение наличия у него индивидуальных средств защиты (газо­вых пистолетов, револьверов, баллончиков) и оружия.

Патрульный одновременно проверяет готовность своих средств защиты, включая оружие, и создает ус­ловия для немедленного его применения в случае необ­ходимости (расстегивает кобуру, снимает с предохра­нителя курок и пр.).

По общему правилу задержание преступников про­изводится про возможности в малолюдном месте, вдали от проходных дворов и остановок городского транспор­та. Однако для защиты граждан и общественного по­рядка от хулиганства у патрульного, как правило, нет возможности выбирать место и время для ею пресече­ния. При групповом нарушении общественного поряд­ка он должен сообщить оперативному дежурному по органу:

а) место, время и характер конфликта;

б) причину его возникновения;

в) количество участников, их состав;

г) отношение граждан к инциденту и их количество.

Чтобы не вызывать своими действиями осложнения оперативной обстановки, следует проявлять осторож­ность и учитывать возможную реакцию присутствую­щих граждан, целесообразно использовать их и потер­певших для расчленения толпы, изоляции конфлик­тующих сторон друг от друга, оттеснения и их рассеи­вания. Одновременно выявляются зачинщики и актив­ные участники нарушения порядка.

При участии в проведении операции по пресечению групповых нарушений правопорядка важно обеспечить согласованность действий путем использования услов­ных знаков и сигналов. В таких случаях очень важно некоторые психологические возможности, например, испугать нарушителей свистком, окриком или другим способом обратить на себя внимание и продемонстри­ровать силу и поддержку со стороны граждан и других сотрудников милиции.

В момент задержания или в более удобное время необходимо произвести наружный осмотр одежды и вещей с целью обнаружения и изъятия специальных средств самообороны или оружия. Запрещенные и опасные предметы, оружие и другие вещественные до­казательства изымаются при свидетелях в установлен­ном законом порядке, лучше всего в дежурной части. Поэтому постовой должен внимательно следить за тем, чтобы во время доставления, в дежурной части, сани­тарной комнате или в других местах задержанный не выбросил эти доказательства. Если такое произошло, необходимо обратить на это внимание оперативного дежурного, работника криминальной милиции или дру­гого работника, занимающегося проверкой данного правонарушения, найти свидетелей, которые видели, что правонарушитель выбросил вещи или предметы, имеющие значение для дела; их изъятие производится в установленном законом порядке.

При доставлении лица, подозреваемого в совершении правонарушения, у него предварительно изымаются до­кументы, удостоверяющие личность. Не допускается сле­дование милиционера впереди доставляемого или отвле­чение, так как возможен побег или нападение на сотруд­ника милиции. Наряду с этим целесообразно находиться рядом с доставленным или несколько сзади его.

При отказе правонарушителя следовать в подразде­ление милиции постовой предупреждает его о вынуж­денном применении физической силы и других спец­средств. Ибо в соответствии с Законом «О милиции» сотрудники милиции имеют право применять физиче­скую силу, включая боевые приемы борьбы, для пресе­чения не только преступления, но и:

а) административного правонарушения;

б) для задержания лиц, их совершивших;

в) преодоления противодействия законным требованиям.

Спецсредства применяются в зависимости от раз­личных условий. Так, для доставления задерживаемых лиц в мили­цию могут применяться наручники; для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные осно­вания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление - слезоточивый газ, средства разруше­ния преград, светозвуковые средства отвлекающего воздействия; для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления - наручники, резиновые палки, слезоточивый газ; для пресечения массовых беспоряд­ков и групповых действий, нарушающих работу транс­порта, связи, предприятий, учреждений и организаций -слезоточивый газ, резиновые палки, светозвуковые средства отвлекающего воздействия.

При отсутствии специальных средств или огне­стрельного оружия сотрудник милиции в состоянии не­обходимой обороны или крайней необходимости впра­ве использовать любые подручные средства.

Попытка лица, задерживаемого нарядом милиции с обнаженным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию предоставляет сотруднику милиции право применить огнестрельное оружие для пресечения по­пытки завладения его оружием.

После задержания правонарушителей (преступни­ков) производится тщательный осмотр места происше­ствия, их пребывания, изымаются все вещественные доказательства в присутствии понятых с составлением протокола.

При доставлении задержанного в милицию патруль­ный должен предусмотреть меры предосторожности на случай попытки граждан или его сообщников создать условия для побега, насильственного освобождения, уничтожения следов правонарушения. Поэтому дейст­вия милиционера должны быть законными, решитель­ными и тактически грамотными. Если собралась толпа наблюдающих, от которых можно ожидать препятствия при доставлении, то целесообразно попросить граждан помочь в задержании нарушителя или предложить оче­видцам пройти в милицию для дачи свидетельских по­казаний. Некоторые граждане не имеют желания иметь какие-нибудь отношения с милицией, поэтому они по­пытаются уйти. Другие, наоборот, сочувствуют право­охранительным органам. Их и следует использовать против сообщников правонарушителя и настроенных против милиции лиц. Нецелесообразно для доставления правонарушителей использовать общественный транс­порт.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.