Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иностранные термины и выражения 2 страница




QUOD ERAT DEMONSTRANDUM (лат.) — что и требовалось доказать.

RATIO (лат.) — разум, рассудок, основа; ratio cognoscendi — основа познания; ratio essendi — основа бытия.

REALREPUGNANZ (от новолат. realis вещественный и лат. repugnans — противодействующий) — реальное противоречие, заключенное в самих вещах, в отличие от логического противоречия, заключенного в понятиях.

REGION (лат.) — область, сфера; региональный — ограниченный определенной сферой, определенной областью.

RES (лат.) — предмет, вещь; в широком смысле — реальность; res cogitans (мыслящая — вещь) и res extensa (протяженная вещь) — понятия философии Декарта, при помощи которых он различает в сущем субстанцию мыслящую (дух, душа) и протяженную (материя, тело). Этот дуализм, согласно учению Декарта и окказионализму, может быть преодолен с помощью Бога, concursus del.

RESERVATIO MENTALIS (лат.) тайные, невысказанные, мысленные оговорки, благодаря которым высказывание, обещание, клятва должны потерять свою нравственную обязательность. Играет особую роль в казуистике.

RESIDUM (лат.) — остаток, пережиток.

REZIPROK (лат.) — взаимнообусловливающийся.

SACRIFICIUM INTELLECTUS (лат. жертвование разумом) — отказ от собственного мышления.

SIC ET NON (лат. – так и не так) да и нет. Обозначение схоластического метода, созданного в основном Абеляром. При решении любого вопроса мы должны сначала выслушать авторитетов, говорящих "за", и авторитетов, выступающих "против", и, наконец, принять решение. Этот метод в последующие эпохи был положен в основу ведения дискуссий в философской, канонистической и гражданскоправовой областях.

SINKRISIS и DIAKRISIS (греч.) соединение и разделение, связывание и обособление, синтез и анализ; выражения, которые встречаются в соч. Платона, откуда их заимствовал Гёте.

SINN (нем.) — в биологии Sinn (чувство) — орган живого существа, воспринимающий раздражения (см. Органы чувств). В философии Sinn (смысл) — ценность и значение (интерес), которые та или иная вещь представляет для меня и для других. В отличие от сущности смысл не принадлежит самой вещи, но он привносится в нее человеком, так что вещь для одного человека может быть полной смысла, для другого — бессмысленной или даже для меня самого она сегодня может быть полной смысла, а годом позже — бессмысленной. Темой исследования становится смысл какого-либо предмета или события, чему молчаливо предпосылается принятие коллективного субъекта (народа, культуры, эпохи и т. д.), для которого смысловое содержание уже когда-то было выяснено или выясняется. Во многих случаях выражение "исследование смысла" означает исследование сущности (напр., в философской антропологии, феноменологии, экзистенциализме). Методом, при помощи которого исследуется смысл, вкладываемый кем-либо в слово, жест, действие, является понимание. Sinn может означать также общее чувство человека, его восприимчивость к чему-либо или понимание чего-либо.

SI TACUISSES, PHILOSOPHUS MANSISSES (лат., из соч. Боэция "Об утешении философией": если бы ты молчал, остался бы философом) — если бы ты не показывал своих слабых сторон, тебя могли бы, пожалуй, принять за философа.

SOPHROSYNE (греч. – умеренность) умеренность в образе жизни (букв, "здоровое состояние диафрагмы", которая, как считают, является седалищем души), в участии в житейских делах; со времен Платона — одна из четырех кардинальных добродетелей. •

SPECIES (лат.) — вид, образ, внешнее явление; в естествознании — вид.

SPIRITUS (лат.) — дух; собственно говоря, движущийся воздух, ветер, дуновение; дуновение жизни, дыхание. Spiritus rector —,господствующий, управляющий дух; согласно представлениям алхимиков, "духовная" субстанция (тончайшая материя), находящаяся в вещах. Spiritus sanctus — Святой Дух.

STATUS (лат.) — положение, состояние; status quo ante — положение, существовавшее до определенного момента; status nascendi — состояние возникновения, зарождения.

STRUGGLE FOR LIFE (англ.) борьба за жизнь; struggle for existence (англ.) — борьба за существование; см. Дарвинизм.

STUDIUM GENERALE (лат.) – общеобразовательные занятия. Studium generale — лекции общеобразовательного характера — рекомендуется посещать студентам, всех факультетов, для того чтобы ликвидировать все возрастающую односторонность специального образования (которое противоречит идее университетского образования) и вытекающие из нее вредные последствия (см. Специалист)

SUB SPECIE AETERNI или AETERNITATIS (лат.) — с точки зрения вечности, бесконечности; см. Спиноза.

SUMMUM BONUM (лат.) – высшее благо, добро, Бог.

SYMPOSION (симпозиум) – у древних греков пиршество, во время которого его участники вели беседы. В соч. Платона "Пир" ("Symposion") в форме таких речей излагается учение об эросе. Работу под таким названием написал также Ксенофонт. С тех пор симпозиум является довольно распространенной формой занятия научными, в т. ч. и философскими, проблемами; см. Эрос.

SYNTERESIS – перешедшее из греч. понятие, употребляющееся в средневековых соч. комментатором Эсхила Иеронимом для обозначения совести (conscientia), неугасимые искры которой помогают нам благодаря наличию в нас зла познать добро; вероятно, идет от стоиков (conservatio sui у Сенеки), позднее усвоено (воспринято) философами-схоластами (Фома Аквинский, Бонавентура) и мистиками (Мейстер Экхарт), определяясь по-разному, через отношение к conscientia.

TABULA RASA (лат. — чистая доска) — чистая, неисписанная доска, каковой, по мнению Локка и всех сенсуалистов, является душа до всякого опыта. Это выражение идет от Альберта Великого, но сама проблема была поставлена еще в античной философии.

TAT TV AM ASI (от санскр. – это [ta] есть [asi] ты [tvam] — слова, сказанные Удалакой Ару ни (Чхандогья-упанишада, 6, 12) своему сыну о том, что незримая субстанция, находящаяся в зернышках плодов фигового дерева, является тем творческим первоначалом, из которого вырастает дерево и происходит все другое. Эта последняя сущность, составляющая мир и идентичная также с самостью (атман) всех живых существ, этически объяснялась Шопенгауэром в его работе 4 Об основах морали" (заключение).

TELOS (греч.) – см. Цель.

TERTIUM COMPARATIONIS (лат. третий член сравнения) — критерий сравнения, то, в чем совпадают две сравниваемые вещи. Так, напр., при сравнении двух плоских поверхностей их tertium comparationis является двухмерность.

TERTIUM NON DATUR (лат. третьего не дано) — принцип исключенного третьего.

TRADIEREN, традировать(от лат. tradere — передавать, сообщать) — передавать дальше; содержание сознания, мысли и т. п. становятся традитабельными благодаря тому, что они выражаются в языке, схватываются в слове (см. Язык).

TRANSEUNT (от лат. transire – переходить на ту сторону) — переходящий в др. сферу (напр., из сферы идеального в сферу реального).

ULTRA POSSE NEMO OBLIGATOR (лат.) — никто не может быть обязанным сверх своих возможностей. Выражение восходит к положению юриста Цельса (ок. 100) в "Corpus jurus": "Impossibilium nulla obligatio est" ("Невозможное не может быть долгом").

UNIO MYSTICA (лат.) – мистическое соединение с божеством; эту цель преследовали мистерии. Платон и неоплатонизм, в еще большей степени мистика (особенно во времена средневековья) внесли в unio mystica одухотворенность.

VELLEITAT (от лат. velle – хотеть) бессильное побуждение, нерешительная воля, слабое желание.

VIA (лат. – путь) – метод. Via eminentiae — способ определения с помощью сравнения; via negationis — способ определения через отрицание; via moderna — картезианский, рационалистическо-математический метод.

VOLONTE GENERALE (франц. – совокупная воля) — см. Государство.

WESEN (нем.) – 1) существ о, отдельная вещь, предмет, особенно живой или мыслимый живым; 2) сущее, свойство, "природа", "особенное бытие", определенное бытие (см. Наличное бытие) вещи; 3) сущность, действительное, существенное, "собственное бытие" в противоположность явлению; 4) сущность, всеобщее, существенное для целого вида или рода, его значение, его идея. Древнегреч. философы, как правило, не различали в мысли Wesen и бытие. Позднее, особенно с возникновением современного иррационализма (и особенно начиная с Шопенгауэра), они все отчетливее и отчетливее воспринимаются как противоположности (см. Сущность). В современной психологии под Wesen понимается некоторое гештальткачество, т.е. переживаемое свойство предмета, и именно свойство, выражающее содержание. К сущностным свойствам (качествам выражения) относятся, напр., характер, образ мыслей, габитус, настроение, эмоциональная окраска, которые, если они проявляются в вещах, обозначаются более или менее адекватно с помощью таких прилагательных, как: радостный, дружественный, гордый, мрачный, спокойный, тяжелый, изящный, мужественный, женственный, детский, старческий, буйный, скандальный, брюзжащий, ноющий, смеющийся, печальный, грозный, привлекательный, отвергающий и т. п. Следовательно, речь идет об объективной одушевленности предметов (см. Одухотворение). "Существенные свойства в наглядно-данном представляют собой фактически то, что одно только способно производить на нас впечатление, непосредственно затрагивать нашу собственную сущность... Для каждого существенного свойства имеется совершенно определенная структура, в которой оно реализуется наиболее чисто и наиболее принудительным образом; ее называют "отличительной" или "прегнантной"" (W.Metzger. Psychologie, 1941). См. Прегнантность, Прегнантности правило, Смысловое содержание.

WOLLUNGEN (нем.) – иногда так называется сфера психических процессов, для которых характерно наличие духовнодушевного действия, в отличие от чувственного восприятия, которое понимается только как рецептивно-пассивное.

 


 

АББАНЬЯНО (Abbagnano) Никола (род. 15 июля 1901, Салерно – ум. 1977, Турин) – итал. философ, представитель экзистенциализма. Обосновывал оптимистические прогнозы человеческого существования, рассматривая последнее как «поиск сути бытия непосредственно самим человеком». Аббаньяно утверждал, что аутентичный экзистенциальный выбор является не чем иным, как попыткой найти в настоящем некое единство между прошлым и будущим, которое бы исключало невозможность последующего выбора. Осн. труды: «Il principio della metafisica», 1936; «La struttura dell'esistenza», 1939; «Introduzione all'esistenzialismo», 1942; «Esistenzialismo positive», 1948; «Filosofia religione e szienza», 1967; «Storia della Filosofia», 1966; «Problemi di sociologia», 1967.

АБЕЛЯР (Abelard) Пьер-(род. 1079, Пале – ум. 21 апр. 1142, монастырь св. Марселя в Шалоне) – франц. теолог-схоласт и философ. Основатель и главный защитник схоластического метода, о чем свидетельствует в первую очередь его работа по диалектике «Да и нет». В споре универсалистов Абеляр придерживался концептуализма, отходя, т. о., от крайнего универсализма во взглядах его учителя Росцелина. В теологии сделал попытку примирить веру и знание. В своем этическом учении высказывал точку зрения, что главное – это не дела, а убеждения. Известны его несчастная любовь и супружество с Элоизой, племянницей каноника Фульберта в Париже, который из мести велел его кастрировать. Переписка с Элоизой, вероятно, является литературным вымыслом.

АБРАХАМ (Abraham) Карл (род. 3 мая 1877, Бремен, Германия – ум. 25 дек. 1925, Берлин) – нем. психоаналитик. Исследования роли сексуальности в раннем детстве в развитии личности и возникновении психических заболеваний, осуществленные Абрахамом, – одни из самых основополагающих в психоанализе. В 1904 в Бургхольцском психиатрическом госпитале в Цюрихе Абрахам проводит исследования, обогатившие теорию символов, мифов и сновидений, рассматриваемую им как фантазия исполнения желаний. Он был первым, кто попытался лечить на основе идей З. Фрейда маниакально-депрессивный психоз методами психоанализа. Он предположил, что либидо, или сексуальное влечение, проходит шесть стадий развития; раннюю оральную, орально-садистскую, анальную изгоняющую, анальную удерживающую, фаллическую и взрослую генитальную. Если развитие ребенка задерживается на одной из ранних стадий, фиксация либидо на этом уровне, скорее всего, приведет к психическим нарушениям. Его труды более полно были изданы на англ, языке: «A short study of the development of the libido, viewed in the light of mental disorders», 1924; «Character-formation on the genital level of libido-development», 1926.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – см. Истинный.

АБСОЛЮТНЫЙ (от лат. absolutus безусловный) – свободный от всех отношений и условий; независимый, совершенный. Противоположность – относительный. В философии наиболее важным является метафизически абсолютное, которое воспринимается, между прочим, как: абсолютное бытие или абсолютная, т.е. конечная, действительность (у Шеллинга), абсолютный дух, т.е. высочайший мировой разум (у Гегеля), абсолютная личность, т.е. Бог (в христианстве), абсолютная ценность (в метафизическом идеализме, начиная с Платона), абсолютная нравственность, т.е. категорический императив, или закон долга (у Канта), абсолютное Я, т.е. сверхиндивидуальная субстанциальная основа отдельного существа (у Фихте), воля (у Шопенгауэра), интуиция (у Бергсона). Абсолютным значением обладает все, что имеет силу независимо от того, познано ли и осознано ли оно. Так, напр., абсолютное значение существует у положения логики: «Если две величины равны третьей, то они также равны и между собой». В некоторых философских учениях «абсолютное» не имеет места, напр. в материализме и основывающихся на нем системах.

АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ – в философской системе Гегеля конечное звено развития духа, проходящего через этапы восхождения к абсолютному знанию. В своем развитии дух постигает абсолютную идею через созерцание и чувства в искусстве, затем через эмоциональное переживание – в религии и, наконец, адекватно формирует идею как мыслящее себя понятие в философии. Актуализированный абсолютный дух, т. о., становится сознательным, свободным и бесконечным самотворчеством, способным к саморазвитию.

АБСТРАКТНЫЙ (от лат. abstractus отвлеченный) – в обычном словоупотреблении означает чисто мысленное, поскольку таковое по отношению к непосредственно переживаемому, наглядному, воспринимаемому, данному в чувствах, т.е. конкретному, выступает как обесцвеченное, не наглядное, опосредованное, данное в понятиях; в отрицательном смысле понимается также как нечто удаленное от жизни, как чуждый действительности интеллектуализм. В философском смысле абстрактным является: 1) реальный результат всякого мышления, результат абстрагирования; 2) все понятийное (см. Понятие) в противоположность всему непонятийному.

АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio отвлечение) – в широком смысле – одна из осн. операций мышления, при которой мысль отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет для себя некую часть, чтобы использовать ее на последующих этапах мышления; напр.: из представления о человеке в целом опускается несущественное для определения основы его сущности. Абстракция в узком смысле означает процесс мышления, в котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного объективного познания. Абстракция является средством образования понятий.

АБСУРДНЫЙ (от лат. absurdus фальшиво звучащий) – нелепый, бессмысленный, неразумный, противоречивый. Довести до абсурда (ad absurdum) означает доказать внутреннее противоречие утверждения. С 40-х годов понятие «абсурдный» часто употребляется для того, чтобы охарактеризовать отношение человека к бытию.

АБТ (Abbt) Томас (род. 25 нояб. 1738, Ульм – ум. 3 нояб. 1766, Бюкенбург) – нем. моралист и популярный философ эпохи Просвещения. Известен своей работой «Vom Tod fьrs Vaterland» (1761). Абт принадлежал к берлинскому кружку, собравшемуся вокруг Фридриха Николаи, который слыл издателем его «Vermischten Schriften» (6 Bde., 1772-1781).

АБУЛИЯ (от греч. а – отрицат. частица и bule – воля) – патологическое нарушение психической регуляции действий; слабоволие, нерешительность. Наблюдается при меланхолии, ипохондрии и неврастении; может быть вызвана также борьбой представлений и чувств; в кажущейся безысходной ситуации ее может породить убеждение о бесполезности всякого действия. Следует отличать от слабоволия как черты характера.

АВГУСТИН Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий (род. 31 нояб. 354, Тагаст, Нумидия – ум. 28 авг. 430, Гиппон, близ Карфагена) – философ, влиятельнейший проповедник и политик католич. церкви. Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришел к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает (против Пелагия) учение о предопределении (см. Предопределение): человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде божием», «первой мировой истории», в его понимании есть борьба двух враждебных царств – царства приверженцев всего земного, врагов божьих, т.е. светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства божия (civitas dei). При этом он отождествляет царство божие, в соответствии с его земной формой существования, с рим. церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются. Августин явился родоначальником направления неоплатонизма в христ. философии (августинизма), которое господствовало в Западной Европе вплоть до 13 в., когда оно было заменено христ. аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского. Августин написал автобиографию под названием «Исповедь». Она и «О граде божием» вошли в собр. соч., изданное Минье («Patrologia latina», Париж, 1845, т. 32 – 47). На рус. языке см. «Творения Блаженного Августина, епископа Иппонийского», изд. 2-е, Киев, 1901 – 1912.

АВЕНАРИУС (Avenarius) Рихард (род. 19 нояб. 1843, Париж – ум. 18 авг. 1896, Цюрих) – швейц. философ; с 1877 профессор; родоначальник эмпириокритицизма. Главное произв. «Критика чистого опыта» («Kritik der reinen Erfahrung», 2 Bde., 1888-1900).

АВЕРРОИЗМ – философско-теологическое направление эпохи христ. средневековья и Возрождения, восходящее к воззрениям араб, философа 12 в. Аверроэса. Представители аверроизма, выступая с критикой церковного учения, использовали, в частности, ту его часть, в которой утверждается, что представления религии являются лишь аллегорически выраженными чистыми (философскими) истинами. Главными выразителями идей аверроизма в средние века были Сигер Брабантский и Иоанн Жандунский, в период Возрождения – Александр Ахиллини, Августин Ниф, Андреас Цезальпин, Яков Забарелла. В 13 в. аверроизму противостояли традиционное августинианство и христ. аристотелизм (Альберт Великий, Фома Аквинский).

АВЕРРОЭС (лат. от Ибн Рушд, Мухаммед) (род. 1126, Кордова – ум. 12 дек. 1198, Марокко) – ведущий араб, философ на Западе, влиятельный представитель аристотелизма, пытался связать учение Аристотеля с ислам. теологией; существует только один активный разум – божественный разум, который актуализирует потенциальный интеллект (см. Аверроизм). Аверроэсу принадлежит также и учение о вечности сотворенного мира, монопсихизм (существует только одна, общая для всех людей разумная душа, эманация божества, которая является вечной, в то время как индивидуальные души смертны); материя, согласно Аверроэсу, – это принцип индивидуации. Наконец, у него имеется учение о двойственности истины, которое поставило под угрозу в первую очередь понятие Бога, поскольку появилась возможность решения вопроса в пользу пантеизма.

«АВЕСТА» – «основной текст», священный текст персов, в котором изложена религия Заратустры.

АВИЦЕБРОН (Авенцеброль) – см. Габиролъ.

АВИЦЕННА (лат. от Ибн Сина) (род. 980, Авшана, близ Бухары – ум. 18 июня 1037, Хамадан) – араб, врач и философ перс, происхождения. Как и его учитель Фараби, пытался соединить философию Аристотеля с неоплатонизмом; его большая энциклопедическая «Книга исцеления» оказала огромное влияние на христ. Запад, и в частности на Альберта Великого и Фому Аквинского.

АВСЕНЕВ Петр Феофанович, впоследствии архимандрит Феофан (род. 1810 – ум. 1852) – профессор Киевской духовной академии (1836-1850), затем настоятель посольской церкви в Риме, оказал большое влияние на Гогоцкого. Пытался объяснить «сверхъестественное» в его ближайшем соприкосновении с жизнью человека, т.е. в исключительных проявлениях психики (сомнамбулизм, ясновидение и т. д., то, что Шуберт называл «ночной стороной»). В «Записках» рассматривал место человека в ряду земных существ, степени духовного бытия, одушевление растений, животных и человека. Он выработал подробный план истории души, в котором должны были рассматриваться мировая жизнь (солнечная, лунная и земная); частные ее изменения (племенные, народные, половые), индивидуальные изменения (дарования, темперамент, характер); вопросы о происхождении души, ее возрасте и смерти, о состоянии ее после смерти. Под психологией он подразумевал науку, которая может «изъяснить являющееся нам устройство и жизнь души из ее чистого существа, дабы привести человека в истинное самопознание. Источниками психологии служат не только наблюдение, но также умозрение и Откровение. Без психологического изучения философские теории будут шатки и мечтательны». Рус. национальный характер он определяет следующим образом: характер русский есть характер универсальный, сношения с Востоком внесли в него восточный элемент, но он «питается сочувствием к Западу». Можно предположить, считает он, что рус. философия будет иметь характер преимущественно религиозный, ибо религия глубоко укоренилась в рус. духе и вошла в самое его существо. Осн. произв.: «Записки по психологии», 1869; «Общее естествословие души».

АВТАРКИЯ (от греч. autarkeia – самоудовлетворение) – независимость от вещей внешнего мира или др. людей (Платон, Аристотель), жизненный идеал киренаиков и стоиков. Мудрецу-стоику «достаточно самого себя». Автаркия в народном хозяйстве – это экономическая независимость страны, освобождающая ее от ввоза наиболее важных предметов потребления.

АВТОКРАТИЯ (от греч. autokrдreia самодержавие) – единовластие; форма правления с неограниченным бесконтрольным полновластием одного лица.

АВТОМАТИЗМ (от греч. automaton самодвижущееся) – действия, выполняемые без участия бодрствующего сознания (см. также Техника). По Декарту, животные являются бездушными автоматами (см. Машинная теория жизни).

АВТОНОМИЯ (от греч. autos – сам и nomos – закон) – собственная закономерность; так, говорят об автономии органической жизни по отношению к неорганической, мышления по отношению к бытию, об этической автономии, этическом самоопределении на основе собственного разума и собственной силы в соответствии с собственной природой. Кант считал это самоопределение единственно сообразующимся с достоинством морально зрелого человека. Противоположность – гетерономия.

АВТОРИТЕТ (от лат. auctoritas власть) – значение или влияние, которое могут иметь люди, вещи, не нуждаясь в постоянном подтверждении этого значения, в доказательстве его на деле. В зависимости от того, о какой области идет речь, можно говорить об авторитете религиозном, политическом, научном и т. д.

АГАПЕ (греч.) – также любовь к ближнему (лат. caritas). В отличие от эроса, т.е. страстной любви, агапе имела значение деятельной одаряющей любви. Важное понятие в философии Плотина (Эннеады, VI, 6).

АГЕНТ (от лат. agere – приводить в движение) – действующая сущность, движущая сила.

АГНОЗИЯ (от греч. а – отрицательная частица и gnosis – знание) – невежество, незнание; согласно Сократу – начало; согласно стоикам – результат философствования; см. Docta ignorantia.

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. agnostos неизвестный) – учение о непознаваемости истинного бытия, т.е. о трансцендентности божественного (см. Deus absconditus), в более широком смысле – о непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей. Агностицизм отрицает метафизику как науку и поэтому характерен для кантовского критицизма и позитивизма.

АГРЕГАТ (от лат. aggregate – собрать в стадо) – скопление, груда, образовавшаяся путем беспорядочного нагромождения (агрегации) частей друг на друга при отсутствии внутренней связи между ними. Противоположность – организм, система.

АГРИКОЛА (Agricola) Рудольф (род. 23 авг. 1443, Бафло, близ Гронингена – ум. 27 окт. 1485, Гейдельберг) – нем. гуманист. Известен своей острой критикой схоластики, а также тем, что дал образец нового, духовного стиля гуманизма, благодаря чему оказал большое влияние на последующих гуманистов, и в особенности на Меланхтона. Работы Агриколы вышли в свет в 1539 в Кёльне (2 тт., изд. Алардуса).

АГРИППА НЕТТЕСХЕЙМСКИЙ – см. Неттесхейм.

АДАМ КАДМОН – см. Каббала.

АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare приспособлять) – приспособление (см. также Коадаптация).

АДВАЙТА (санскр. – без второго) – отсутствие двойственности, всеединство; адвайта-мата (учение о недвойственности) – монизм, представленный в инд. философии в самых различных формах. См. Веданта, Шанкара.

АДДИТИВНЫЙ (от лат. addere – добавлять) – суммарный, не образующий цельности.

АДЕКВАТНЫЙ (от лат. adaequatus – приравненный) – соответствующий, согласующийся, соразмерный. Представление является адекватным, если оно соответствует вещи, к которой относится, если оно «правильно». В этом смысле надо понимать слова Фомы Аквинского о том, что истина есть соответствие (лат. adaequatio) предмета и представления. Противоположность – неадекватный, инадекватный.

АДЕЛАРД ИЗ БАТА (Adelhard of Bath) (род. ок. 1090, Бат, близ Бристоля – ум. после 1160) – англ, схоласт. Пытался примирить позиции Платона и Аристотеля; учил, что общее совпадает с единичным и все зависит от интереса познающего – воспринимает он в вещах особенное или общее. Им написана работа «De eodem et diverse».

АДИАФОРА (греч. Adiaphora) – безразличное, незначительное, лежащее, согласно учению киников и стоиков, между добром и злом, добродетелью и пороком, т.е. то, что с точки зрения морали не имеет значения. Стоик Зенон учит: «Во всем том, что существует, одна часть составляет благо, другая – зло, а третья есть адиафора... это суть жизнь и смерть, честь и бесчестье, удовольствие и боль, бедность и богатство, здоровье и болезнь...» Это воззрение было перенято иезуитами. В 16 в. долгое время шел спор между «адиафористами», сторонниками Меланхтона, и ортодоксальными лютеранами, каким был Флациус, утверждавший, что в делах веры нет никакой адиафоры (середины). В этике, согласно Фихте, нет адиафоры.

АДЛЕР (Adler) Альфред (род. 7 февр. 1870, Вена – ум. 30 мая 1937, Аберден) австр. психиатр, основатель индивидуальной психологии. Главным источником мотивации считал стремление к превосходству при решении тех человеческих проблем, которые целиком и полностью носят общественный характер. Решение проблем зависит от силы воздействующего коллективного чувства.

АДЛЕР (Adler) Макс (род. 15 янв. 1873, Вена – ум. 28 июня 1937, там же) австр. социолог. Наиболее последовательной формой социологии, которую он рассматривал как науку о причинности, Адлер считал марксизм. В теоретико-познавательном отношении пытался критически обосновать ее с помощью размышлений Канта о методе. Наряду с др. работами написал также: «Kausalitдt und Teleologie im Streite um die Wissenschaft», 1904; «Marx als Denker», 1918; «Das Soziologische in Kants Erkenntniskritik», 1925.

АДОРНО (Adorno) Теодор (род. 11 сент. 1903, Франкфурт-на-Майне – ум. 6 авг. 1969, Фисп, Швейцария) – нем. философ и социолог, с 1949 – профессор Франкфуртского ун-та. Исходя из предпосылки о неизбежности упадка первичной философии (prima philosophia) и иррациональности рекультивирования исторически отживших идеологий, занимался проблемами критического осмысливания современной культуры и общества. Осн. труды: «Kierkegaard. Konstruktion des Дstetischen», 1933; «Minima Moralia. Reflexionen aus dem beschдdigten Leben», 1951; «Zur Metaphysik der Erkenntnistheorie», 1956; «Eingriffe. Neue kritische Modelle», 1963; «Negative Dialektik», 1966.

АЗЕИТЕТ (от лат. a se – из самого себя) – совершенное в себе и через себя бытие, абсолютная самостоятельность, независимость Бога (в схоластике), воли (Шопенгауэр), сознания (Э. Гартман).

АЙЕР (Ауег) Альфред Джулс (род. 29 окт. 1910, Лондон – ум. 27 июня 1989, там же) – англ, философ и логик, представитель неопозитивизма. Вопросы философии науки сводит к логическому анализу языка науки с переводом соответствующих понятий в логически ясную терминологию. Исследует с позиций лингвистического анализа проблемы, связанные с теорией познания и ролью языка в процессе познания (достоверность знания, отношение материальных объектов и «чувственных данных» и т. д.). Отмечая разнообразие языковых явлений и способов употребления языковых выражений, выступает против тенденций к унификации (логической формализации) языка. Осн. труды: «Language, truth and logic», 1936; «The foundations of empirical knowledge», 1940; «Thinking and meaning», 1947; «The problem of knowledge», 1956; «Philosophy and language», 1960; «The origins of pragmatism», 1968; «The central questions of philosophy», 1973; «Philosophy in the 20th century», 1982.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.