Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иностранные термины и выражения 49 страница




РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – термин, введенный Христианом Вольфом, для обозначения науки о душе, оперирующей, в отличие от эмпирической психологии, понятиями чисто душевных процессов и взаимосвязей. У Канта в «Критике рационального разума» рациональная психология наряду с онтологией, рациональной физикой и рациональной теологией выступает как один из четырех осн. разделов метафизики.

РАЦИОНАЛЬНЫЙ (лат.) – 1) разумный, отправляющийся от разума, осуществляющийся благодаря разуму. Противоположность – иррациональный (см. Иррациональное); 2) соответствующий разуму, целесообразный, практический, вполне осмысленный.

РЕАГИРОВАНИЕ (от лат. reagere противодействовать) – в психологии, в частности в психоанализе, разрядка душевного напряжения в противоположность его умиротворению в самом себе. Так, напр., недовольство по службе может найти разрядку в дурном обращении с женой и ребенком, деловые неприятности – в чрезмерном употреблении алкоголя, неудовлетворенное чувство любви – в творческой деятельности.

РЕАКЦИЯ (от позднелат. re – против и actio – действие) – ответное действие, противодействие; действие раздражения; необходимая составная часть всякого взаимодействия – в этом смысле употребляется особенно в химии и физиологии. В физиологии под временем реакции подразумевают промежуток времени между действием раздражителя и следующей за ним реакцией. В биологии нормой реакции называют способ ответа организма на определенное раздражение. В политической и культурной жизни с 1830 под реакцией понимают стремление препятствовать новым порядкам, а если они уже возникли – противодействовать им, чтобы снова заменить их старыми.

РЕАЛИЗАЦИЯ (от позднелат. realis вещественный, действительный) – переход от полагания реального, т.е. от предположения о том, что предмет, существующий вне мышления, предмет в себе, противостоит или может противостоять нам, к собственному познанию реального (см. Реальность), т.е. к познанию того, что оно существует в себе, без противопоставления акту познания (см. Бытие-в-себе). Реализация, т.е. установление того, что предположение мышления о реальности относится к предмету (установление реальности), может быть проверено опытным путем или при помощи мышления. Реализовать нечто – значит осознать реальность факта.

РЕАЛИЗМ (от. позднелат. realis – вещественный, действительный) – точка зрения реальности. Реализм утверждает наличное бытие действительности, лежащей вне сознания. Эта действительность может пониматься как материальная (напр., у Левкиппа, Лукреция, Геккеля и в современном естествознании) или как идеальная (Аристотель, католич. теология и современная диалектическая протестант, теология). Теоретико-познавательный реализм, в противоположность идеализму, означает принятие мира вещей, существующего независимо от познающего субъекта. Т. н. наивный реализм полагает, что этот мир вещей точно или приблизительно таков, каким мы его воспринимаем. В этом смысле В. Вундт называет реализмом именно то мировоззрение, которое пытается оправдать различные (материальные и идеальные) составные части, на которые, как оказывается, мир расчленяется уже для донаучного мышления и которое пытается сохранить значение, соответствующее влиянию каждой из этих частей на действительность. Трансцендентальный реализм кантианского толка объявляет наш пространственный и временной мир явлений действительностью, существующей независимо от нашей чувственности. Сторонники критического реализма (А. Риль, О. Кюльпе, Ф. Брентано, А. Мейнонг) придерживаются того взгляда, что наше мышление обладает познавательными средствами, настолько способными к приспособлению, что постепенно мы можем достигать все более глубокого, более совершенного и правильного познания реального. Католич. философия, т.е. неосхоластика, под реализмом понимает утверждение о реальности всеобщих понятий (см. Спор об универсалиях); противоположность – номинализм. Современная философия по преимуществу реалистична. Важнейшие направления современного реализма: исторический материализм, неореализм, неотомизм и новая онтология, содержанием которой является метафизический реализм. В центре анализа стоит вопрос о том, каким образом нам дана реальность и до каких пределов она может быть познана. Важнейший вклад в современный реализм вносят феноменология и экзистенциализм.

РЕАЛИЗМ ЭМПИРИЧЕСКИЙ – характерное для философии Канта представление о пространстве и времени как эмпирических формах организации вещей, во многом схожее с идеями трансцендентального идеализма, рассматривающего их лишь как формы чувственного сознания, но отличное от воззрений трансцендентального реализма, трактующего пространство и время как «вещи в себе», не поддающиеся чувственному восприятию. Современная философия трактует эмпирический реализм преимущественно как «наивный реализм».

РЕАЛИСТ – в философии последователь реализма. В широком же смысле реалист – деловой человек, который принимает вещи такими, каковы они есть, в противоположность идеалисту, который видит свои желания, идеи и идеалы в сияющем ореоле. Различие между реалистами'и идеалистами, специально на материале поэзии, рассматривает Шиллер в классической статье «Наивная и сентиментальная поэзия», в которой он объясняет различие между жизненными установками идеалиста и реалиста различием между сентиментальным и наивным сознательным поведением.

РЕАЛЬНАЯ ОСНОВА – в противовес познавательной основе, основа реального наличного бытия вещи.

РЕАЛЬНОСТИ УСТАНОВЛЕНИЕ – см. Реализация.

РЕАЛЬНОСТЬ (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – вещественность, онтологическое бытие-в-себе, т.е. в-себе-6ытие, абстрагированное от его рефлектированности, выводимой из познавательной связи (см. Онтология). В отличие от действительности в реальности можно различить возможность и необходимость, в то время как в действительности они совпадают. Реальность (благодаря средству реализации) приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени (см. Необходимость), что существует и является преходящим. Реальность принадлежит последним вещам, которые не нуждаются в доказательстве. Проблема скорее заключается в том, каким образом дана нам реальность, как мы понимаем ее. Проблема эта может быть рассмотрена с различных сторон.

1) Познание направляется на сущее-в-себе, которое, чтобы быть познанным, должно вступить в сознание, но как часть сознания должно сохранить известную самостоятельность по отношению к познавательному акту. Сущее-в-себе, выступающее как преднаходимое, имеет характер «достоверной видимости» (см. Видимость), и, кроме того, оно обладает еще большей значительностью в качестве акта сознания, который находит сущее-в-себе. Поэтому познание не является просто одним из актов сознания; оно является «трансцендентным», «перешагивающим» др. содержания сознания актом, который сообщает сущему-в-себе особый смысл, отличающий его от др. содержаний сознания. Трансцендентный акт отличается от др. актов (напр., от мыслительного акта) также и тем, что он представляет собой схватывающий акт. Человек знает, что предмет, на который направлено его сознание (см. Интенция), является не собственно преднаходимым, а онтологически сущим-в-себе, которое проявляется в преднаходимом. Это знание трансцендирует сферу психического, микрокосмического, и ведет в макрокосмос, физическую действительность (см. Психофизический уровень). Одновременно это знание есть осн. феномен естественного реализма.

2) Наряду с (рациональным) трансцендентным познавательным актом существуют эмоционально-трансцендентные акты, среди которых наиболее важны для проблемы реализма эмоционально-рецептивные: опыт, переживание, страдание, терпение, которые объединяются как «происшествия», как затронутость чем-либо, а именно реальностью происшедшего и жесткостью реальности вообще (напр., в том случае, когда получают болезненный удар или толчок). В этом смысле я «знаю» последствия моего действия, настроение моих ближних и т. д., переживаю успех или неудачу. В каждом эмоционально-рецептивном акте содержится «необходимость перенести что-либо» (см. Фактичность). Из противодействия, которое реальность оказывает желаниям и действиям, вытекает также примитивное знание о реальности, которое становится сознательнее только в результате восприятия реальных предметов и их свойств. Осязание еще раньше всех др. чувств опосредует уверенность в реальности, ее достоверность (см. Труд). Эмоционально-перспективные акты (ожидание, предчувствие, готовность, подготовленность к чему-либо) также свидетельствуют о реальности, т. к. они являются заглядыванием в надвигающееся, в «грядущее» (см. Ситуация), которое, как мы знаем, ограничит свободу наших действий. Ожидание может обманывать, но только в частностях, а не в основном, поскольку грядущее – это будущее, неотвратимо надвигающееся на нас. Эмоционально-проспективные акты содержат реальную самоустановку по отношению к суровости надвигающейся реальности, с которой человек должен каким-либо образом справиться. Наконец, имеются эмоционально-спонтанные акты (влечение, желание, деятельность, действие). В принципе они тоже являются проспективными, т. к. направлены на возможность вмешательства в ход событий, следовательно, на изменение грядущего путем влияния на него. Они непременно порождают уверенность как в реальности грядущего, так и в реальности последствий этих актов. Действие может быть направлено также и на лица. «Затрагивайте» личности моими действиями может иметь своим следствием обратное «затрагивайте» меня самого, на основании чего можно судить о гораздо большем значении реальности личности по сравнению с реальностью вещей. Все эти акты неразрывно связаны. В человеческой повседневной жизни они исчезают в одной структуре актов, которая может быть охарактеризована как свойство целостности бытия. Центром этой структуры является реальная данность; реальная определенность постоянно руководит человеческим существованием.

РЕАЛЬНЫЙ (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – действительный, объективный, существующий не только в мысли. Реальное бытие – см. Бытие. Противоположность – идеальное, фантастическое, воображаемое, ирреальное; см. Интеллигибельный.

РЕВОЛЮЦИЯ (от позднелат. revolutio – поворот, переворот) – 1) переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды; 2) внезапное, насильственное изменение существующего общественно-политического строя – в противоположность эволюции, постепенному изменению.

РЕГРЕСС (от лат. regressus – обратное движение) – движение назад; regressus in infinitum – движение назад (в прослеживании причин или условий), в бесконечное, т.е. не имеющее завершения. Регрессивный – идущий назад (от обусловленного к условию, от действия к причине).

РЕГУЛЯТИВНЫЙ (от лат. regula правило) – у Канта принцип разума, который регулирует только созерцание, мышление и направляет к познанию. Но он не может рассматриваться как объективно существующий, не является конститутивным. Конститутивными, согласно Канту, являются категории; регулятивен, напр., принцип целесообразности.

РЕДУКЦИЯ (от лат. reductio – отодвигать назад, возвращать) – термин, обозначающий действия или процессы, приводящие к упрощению структуры какого-либо объекта, методологический прием сведения данных к исходным началам. Одно из понятий феноменологии. См. Эйдос.

РЕДУКЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ – метод трансцендентальной феноменологии Гуссерля. Его смысл состоит в исключении из сферы предметного рассмотрения всего эмпирического, внешнего по отношению к чистому сознанию. Утверждения, связанные с внешним восприятием, оставляются вне применения (подлежат феноменологической эпохе). В результате завершения трансцендентально-феноменологической редукции остаются лишь имманентные акты чистого сознания, которое и выступает предметом феноменологии. При этом в сферу исследования возвращается все то, что было включено в нее ранее, но уже в своей «чистой сущности».

РЕЗИГНАЦИЯ (от лат.) – отречение, покорность неотвратимому; может основываться или на познании и чувствовании Высшей силы, или на болезненности и бессилии; см. Квиетизм.

РЕЗОНАНС (от лат. resonare – повторять) – колебания одного из колеблющихся тел, «настроенных» на определенное число колебаний (все тела более или менее способны производить их), которые взаимодействуют с колебаниями, производимыми др. телом, колеблющимся с той же или подобной частотой (напр., наложение колебаний звучащих струн, приводимых в движение смычком, на колебания деки скрипки, благодаря чему звучание инструмента усиливается и становится «полнее»). В переносном смысле говорят о резонансе двух душ в сочувствии, сострадании, в симпатии, в коммуникации и т. д.

РЕИНКАРНАЦИЯ (лат.) – перевоплощение (души), возрождение.

РЕЙ (Re) Пауль (род. 21 нояб. 1849, Бартельсгаген, Померания – ум. 28 окт. 1901, Калерина, Энгадин) – нем. философ. Мораль, которая когда-либо имела значение, он выводил из развития культуры народов. Ницше, другом которого был Рей, заимствовал это воззрение для своего учения о генеалогии морали. Осн. произв.: «Der Ursprung der moralischen Empfindung», 1877; «Philosophie», 1903.

РЕЙМАР (Reimarus) Герман Самуэль (род. 22 дек. 1694, Гамбург – ум. 1 марта 1768, там же) – нем. философ и психолог. Будучи последователем школы Вольфа, он, однако, мыслил самостоятельно; Реймар – представитель деизма. С позиций естественной разумной религии он боролся с верой в чудеса, присущей позитивной религии откровения, резко критикуя библейские соч.: единственное чудо – сотворение мира, все остальное происходит по законам природы. Кроме того, Реймар является основателем современной зоопсихологии; он опровергал положение Декарта о том, что животные представляют собой только автоматы.«Осн. произв.: «Die vornehmsten Wahrheiten der natьrlichen Religion», 1754; «Die Triebe der Tiere», 1760.

РЕЙМЕКЕР (De Raeymaeker) Луи де (род. 18 нояб. 1895, Синт-Питерс-Роде) – белы, философ; профессор философии и психологии в Лувенском католич. ун-те; занимался проблемами метафизики. Осн. произв.: «Introduction a la philosophia», 1938; «Philosophie de l'etre», 1946; «La cardinal Mercier et l'institut superieur de philosophic de Louvain», 1952.

РЕЙНГОЛЬД (Reinhold) Карл Леонард (род. 26 окт. 1758, Вена – ум. 10 апр. 1823, Киль) – нем. философ; профессор в Киле с 1794. Сначала защищал критицизм Канта, а позднее все больше и больше склонялся к философии Фихте. Осн. произв.: «Briefe ьber die Kantsche Philosophie», 1786-1787; «Versuch einer neuen Theorie des menschlichen Vors: tellungsvermцgens», 1789; «Briefe ьber das Wesen der Philosophie und das Unwesen der Spekulation», 1804.

РЕЙНИНГЕР (Reininger) Роберт (род. 28 сент. 1869, Линц – ум. 17 июня 1955, Вена) – австр. философ, профессор в Вене с 1913. Создал трансцендентальную теорию познания, примыкавшую к кантовской философии («Kants Lehre vom inneren Sinn», 1900; «Philosophie des Erkennens», 1910; «Das psychophysische Problem», 1910; «Kant, seine Anhдnger und seine Gegner», 1923). В своем произв. «Wertphilosophie und Ethik» (1939) Рейнингер обосновывает субъективистскую этику ценностей: не существует ценностей, независимых от оценивающего субъекта; суждения о ценностях основываются на чувстве ценности; познание ценностей есть познание собственных ценностей, создаваемых личностью; высшая ценность – самоусовершенствование, которое одновременно составляет смысл жизни. В «Metaphysik der Wirklichkeit» (1931) он защищал берклианское положение esse est percipi. «Реальное» заимствует присущий ему характер бытия от осн. первичных переживаний, в которых переживание и переживаемое образуют первоначальное единство. Психофизической проблемы, по мнению Рейнингера, в собственном смысле не существует. Характеристикой истины можно считать только чувство очевидности.

РЕЙНКЕ (Reinke) Иоганн (род. 3 февр. 1849, Цитен, Гольштейн – ум. 25 февр. 1931, Претц, Гольштейн) – нем. ботаник и философ; профессор в Киле (1885 – 1919), один из родоначальников неовитализма (см. Витализм). Защищал теологическое виталистическое мировоззрение. Рейнке утверждал, что в организме существуют духовные силы (доминанты), которые управляют в нем физико-химическими силами и поэтому определяют направление его развития. Рейнке – противник Геккеля. Осн. произв.: «Die Welt als Tat», 1899; «Naturwissenschaft, Weltanschauung, Religion», 1923.

РЕЙНО (Reynaud) Жан (род. 14 февр. 1806, Лион – ум. 28 июня 1863, Париж) – франц. социолог. Пытался соединить католич. философию с социализмом Сен-Симона. Осн. произв.: «Тегге et ciel» (1854), содержащее теорию бесконечного одухотворения человека и общества; «Oeuvres choisies», 1885.

РЕЙСБРУК (Ruysbroek) Иоганн (Ян ван) (род. 1293, Рейсбрук, близ Брюсселя – ум. 2 дек. 1381, Грёнендаль, близ Брюсселя) – нидерл. мистик. Находясь под влиянием Мейстера Экхарта, Рейсбрук, августинский монах, стал реформатором как церковной, так и монастырской жизни. Он выступил против чисто чувственной мистики и погрузился в изучение предметно-иррационального порядка космоса. Осн. произв.- «Buch von den zwцlf Beginnen».

РЕЙХЕНБАХ (Reichenbach) Ханс (род. 26 сент. 1891, Гамбург – ум. 9 апр. 1953, Лос-Анджелес) – нем.-амер. логик и философ; профессор в Берлине и Стамбуле (1926-1938); с 1938 – в Калифорнийском ун-те в Лос-Анджелесе. Один из основателей Венского кружка и один из главных представителей неопозитивизма. Опираясь на исследования об основах геометрии и логической структуры физики, Рейхенбах пришел к опровержению идеи об априорности пространства и времени. Понятие вероятности Рейхенбах определяет как статистическое; в его вероятностной логике вероятности играют роль истинных ценностей. Положение имеет смысл, если может быть определена степень его вероятности. Осн. произв.: «Axiomatik der relativistischen Raum-Zeit-Lehre», 1920; «Ziele und Wege der heutigen Naturphilosophie», 1931; «Wahrscheinlichkeitslehre», 1935; «Experience and prediction», 1938; «From Copernikus to Einstein», 1942; «Philosophical foundations of quantum mechanics», 1944; «The rise of scientific philosophy», 1951.

РЕЙХЛИН (Reuchlin) Иоганн (род. 22 февр. 1455, Пфорцгейм – ум. 30 июня 1522, Бад-Либенцелл) – нем. гуманист, филолог; наряду с Эразмом Роттердамским – глава нем. гуманизма, противник Лютера. Рейхлин был преподавателем права, поэзии, греч. и древнеевр. языка в Ингольштадтском и Тюбингенском ун-тах. На его философию определяющее влияние оказали Николай Казанский, Рудольф Агрикола. Его «Письма темных людей» («Epistolae obscurorum virorum», 1515 – 1517), написанные на кухонной латыни и направленные против крещеного кёльнского еврея Йог. Пфефферкорна и примыкающих к нему профессоров, привлекли внимание Рубиаиуса, Ульриха фон Гуттена и Гербеля, которые поддерживали Рейхлина в его протесте против намерения Пфефферкорна уничтожить все древнейшие книги, кроме Библии. Это соч. Рейхлина подвергалось преследованиям.

РЕЛИГИЯ (от лат. relegio – благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. Особенности различных религий должны быть выведены из специфических душевных и народно-психологических особенностей исповедующих религию людей; эти особенности наиболее ярко могут обнаруживаться в различных представлениях о божестве, которые они себе составляют. Согласно Канту, религия является познанием наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций, т.е. не в виде произвольных, случайных для самих себя предписаний некой чужой воли, а как существенные законы любой свободной воли, которые, однако, должны рассматриваться как заповеди высшего существа. Шлейермахер основывает религию только на чувстве: «Ощущать, что все тождественно в чувстве Движущего нас в его высшем единстве, опосредовать этим все индивидуальное и особенное, а следовательно, представить нашу жизнь как бытие и жизнь в Боге и через Бога – это и есть религия». Для Гегеля религия является самосознанием абсолютного духа или знанием божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом. Гёте сказал: «Кто овладевает наукой и искусством, имеет также и религию; кто не овладел ни тем, ни другим, также имеет религию». «Если человек мог и должен был оставаться только человеком – как тогда могли появиться боги и творцы этих богов?» (Шиллер). Различают следующие ступени развития религии (однако они не обязательно соответствуют историческому развитию): 1) естественная религия, которая находит своих богов в природных силах; 2) религия закона, требующая повиновения божественным заповедям; она исходит из современного представления о всемогущем «Боге-господине»; она может подняться от генотеизма (см. Бог) к монотеизму, а также и к «религии как простой морали» без Бога; 3) религия искупления, которая возникает из чувства «греховности», не исчезающего даже при великих нравственных стремлениях. Она связана с верой в милосердную любовь и милость оскорбленного Бога, освобождающие от греха (христианство), или (без Бога) она возникает из убеждения в «скорбности» всего бытия и стремления освободиться от этой «скорбности» благодаря отрешению души от скорбного бытия (джайнизм, буддизм); см. Социальная религия.

РЕЛИГИЯ АСТРАЛЬНАЯ – см. Астральная религия.

РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. relativus относительный) – 1) то же самое, что реляционализм; 2) философская, гносеологическая точка зрения, впервые отчетливо представленная софистом Горгием, согласно которой все знания рассматриваются лишь как относительно правильные, ибо они обусловливаются положением, которое в зависимости от обстоятельств занимает познающий, особенно в зависимости от своего индивидуального телесно-душевного состояния. Для этического релятивизма, который в своей крайней форме уничтожает все нравственные мерила, различие между добром и злом становится относительным. В философии культуры и философии истории релятивизм исповедуется довольно часто, ибо в их распоряжении нет математически точного мерила. Физическая теория относительности не имеет ничего общего с релятивизмом в вышеуказанном смысле.

РЕЛЯТИВНЫЙ – относительный; находящийся в отношении, значимый только при определенных отношениях, обусловленный этими отношениями. Противоположность – абсолютный.

РЕЛЯЦИОНАЛИЗМ – философское, точнее, гносеологическое воззрение, согласно которому возможно только познание отношений между вещами и между понятиями (Кант, Бергсон и др.). Более того, действительность ограничена областью логических отношений (марбургская школа). Рассматриваемая с математической точки зрения и, следовательно, в сфере чистых понятий, логистика является чистым реляционализмом.

РЕМКЕ (Rehmke) Йоханнес (род. 1 февр. 1848, Эльмсгорн – ум. 23 дек. 1930, Марбург) – нем. философ; профессор в Грейфсвальде (1885-1921). Его философия («наука об основах вещей») есть объективистский монизм, испытавший сильное влияние В. Шуппе; Ремке пытался изобразить философию не субъективно обусловленной, а такой наукой, которая утверждает объективность и логический приоритет всеобщего и, исходя из всеобщего, понимает отдельное как единство. Значение всегда есть предмет (см. Наука об основах всех вещей); человеческое сознание непространственно и не локализовано и в состоянии познать предметы мира внешнего, не прибегая к посредству внутреннего мира (содержания сознания, представлений). Мышление есть констатация, обладание предметом. Человек – единство действий двух отдельных сущностей (души, тела), а не некая отдельная сущность, имеющая двойственную природу, состоящая из двух сущностей (тела, и души). Осн. произв.: «Philosophie als Grundwissenschaft», 1910; «Die Seele des Menschen», 1902; «Logik oder Philosophie als Wissenslehre», 1918; «Die Willensfreiheit», 1911.

PEHAH (Renan) Жозеф Эрнест (род. 27 февр. 1823, Трегье, Бретань – ум. 2 окт. 1892, Париж) – франц. ориенталист и философ, профессор в Коллеж де Франс, позитивист с идеалистическим уклоном. Подчеркивал относительный характер познания и считал невозможной метафизику. Цель мира – создание более совершенного человека, цель развития – осуществление Бога. Взгляды Ренана изложены в его «La vie de Jesus». На рус. яз. см.: Ренан Э. Собр. соч., т. 1-12, 1902, а его работы «Histoire des origines du christianisme» и «Histoire du peuple d'Israel» могут рассматриваться как продолжение и введение к «Жизни Иисуса». Осн. произв. (кроме указанных): «Averroes et L'Averroisme», 1852; «Histoire generale et Systeme compare des langues semitiques», 1855; «Etudes d'histoire religieuse», 1857; «Souvenirs d'enfance et de jeunesse», 1833.

РЕНЕССАНС (от франц. Renaissance) – Возрождение, а именно эпоха Возрождения классической древности, возникновение нового ощущения, чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от мира, который казался греховным. Из духа Ренессанса в 13 в. в Италии возник подготовленный гуманизмом, интеллектуальный индивидуализм и индивидуализм в искусстве, который ок. 1400 нашел себе выход во Флоренции при дворе разбогатевших вельмож из дома Медичи, а затем через некоторое время достиг полного расцвета, вызвал к жизни грандиозные творения в области изобразительного искусства, литературы, естественных наук и философии (см. Итальянская философия). В 12 в. идеи Ренессанса распространились по всей Италии, с 14 в. – также и во Франции, а в кон. 16 в. он исчерпал себя. В др. странах Ренессанс не достиг расцвета – частично из-за отсутствия духовных предпосылок, частично же потому, что там вся духовная жизнь была проникнута идеями Реформации. Философия Ренессанса характеризуется отказом от авторитетов, обращением к опыту, доверием к собственному разуму, обузданием фантазии при помощи совершенствующегося естествознания, представлением о единой природе и идеей посюсторонности культуры. Важнейшие представители философии эпохи Ренессанса – Помпонацци, Фичино, Пико делла Мирандола, Макиавелли, Монтень, Людовик Вивес, Леонардо да Винчи, Коперник, Галилей и Джордано Бруно. Различают периоды раннего Ренессанса (треченто) – 14 в., расцвета Ренессанса (кватроченто) – 15 b. и позднего Ренессанса (кинквеченто) – 16 в.

РЕНСИ (Rensi) Джузеппе (род. 31 мая 1871, Виллафранка, близ Вероны – ум. 14 февр. 1941, Генуя) – итал. философ; профессор в Генуе (1917 – 1934), скептик, противник метафизики, представитель позитивистского реализма. Высказывал мысль об антиномичном характере разума, проявляющемся и в познании и в сфере человеческой нравственности. Для него философия гораздо больше является искусством, чем наукой. Осн. произв.: «Le antinomic dello spirito», 1910; «Lineamenti di filosofia scettica», 1919; «La scepsi estetica», 1920; «Realismo», 1925; «Lo scetticismo», 1926; «Apologia dello scetticismo», 1926; «Autorita e liberta», 1926; «Spinoza», 1929; «Le ragioni dell'irrazionalismo», 1933; «Il materialismo critico», 1934; «La filosofia dell'assurdo», 1937. Собр. соч. вышло под назв. «Sali di vita», 1951.

РЕНУВЬЕ (Renouvier) Шарль (род. 1 янв. 1815, Монпелье – ум. 1 сент. 1903, Прад) – франц. философ; основатель франц. неокантианства, отрицавший метафизику. Он предложил диалектическую систему 9 или 36 категорий и обосновывал мораль на чисто рассудочных понятиях. Его учение сливается с этическим персонализмом, базирующимся на трех «практических постулатах» Канта – свободе, Боге и бессмертии. Осн. произв.: «Essais de Critique generale», 1854-1864; «Le Personnalisme», 1901.

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ (от франц. reprsentation) – представление, представительство, изображение; очень часто употребляемое в психологии (особенно со времени Шопенгауэра и В. Вундта) вспомогательное понятие, служащее для выяснения сущности представления. Представление как репрезентацию, как самопредставляемое отличают от непредставляемого.

РЕПРОДУКЦИЯ (от лат re... и prodico – произвожу) – возобновление, возрождение, воспроизведение; репродуцировать – снова оживить в сознании пережитое; см. Память.

РЕССЕНТИМЕНТ (франц.) – новое переживание прежнего чувства и благодаря этому его усиление; в частности (напр., у Ницше, который объяснял христианство из нового переживания уже имевших место переживаний), чувство вражды, возмездия, мести, чувство бессильной злобы, которое человек, стоящий ниже на социальной и духовной лестнице, испытывает по отношению к знатному и власть имущему, доходя в конце концов до ненависти к самому себе.

РЕСТРИКЦИЯ (от позднелат. restrictio – ограничение) – ограничение понятия небольшим объемом, суждения – небольшой сферой, категорий – опытными категориями.

РЕСУБЛИМИРОВАНИЕ – согласно Шелеру, ограничение притока энергии, воспринятой организмом, областью мозга, соответственно интеллекта, в русло которых, как представляется, включена вся духовная деятельность. Современный нам процесс ресублимации существует только в ограниченной сокровищнице духовных ценностей, произведений духа и в сферах, являющихся его носителями (см. Пуерилизм). Этот процесс является приветствуемым Шелером «систематическим страстным бунтом в человеке новой эпохи против преувеличенной интеллектуальности наших отцов и их веками практикуемой аскетичности. Боги т. н. «жизни», очевидно, для некоторых периодов вытесняют богов «духа»; см. Bee-человек. Так же, как и Шелер, мыслит Клагес; он сожалеет «о тысячелетнем дисциплинировании крови».

РЕФЛЕКСИЯ (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения (ср.: Гёте. Максимы и рефлексии). В узком смысле – «новый поворот» духа после совершения познавательного акта к Я (как центру акта) и его микрокосмосу, благодаря чему становится возможным присвоение познанного (см. Внутреннее). См. также Самопознание, Самосознание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.