Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действуем с помощью языка




Общаясь, действуя с помощью языка, каждый из коммуникативных партнеров осуществляет ту или иную речевую деятельность. Что же можно назвать речевой деятельностью? Это деятельность, орудием которой является язык и у которой есть свой мотив, цель, конечный результат. Человек действует, когда говорит, пишет и читает, когда слушает другого. Таким образом, различают четыре вида речевой деятельности. Два из них производят текст — это говорение письмо, и два из них осуществляют восприятие текста — это слушание и чтение. Как видим, язык здесь воплощается в письменной форме (когда мы пишем и читаем) и в устной (когда мы говорим и слушаем).

Четыре вида речевой деятельности составляют систему нашего "языкового существования", при этом их распределение в потоке жизни неравномерно: как упоминалось, меньше всего мы пишем, если, конечно, не связаны с этой деятельностью профессионально, больше всего слушаем или говорим (это уже может зависеть и от личных свойств человека). Обследования, проведенные в разных странах, показывают, что современный "средний" человек на чтение и письмо затрачивает 20 % времени, а на слушание и говорение — 80 %.

Остановимся подробнее на каждом из видов речевой деятельности.

Написание (письмо). Человек многообразно действует, когда пишет. Многие даже говорят, что это нелегкая работа. Для некоторых и написать письмо — тяжелый труд. Здесь участвуют различные психические функции, а также и мышечная энергия тренированной руки. Ведь каждый из нас знает, как трудно ребенку овладеть карандашом и ручкой, самой техникой письма. А еще надо овладеть правописанием — орфографией и пунктуацией! А еще надо уметь положить свои мысли на бумагу! Ведь писать — это не то же самое, что говорить. Даже в деловой, официальной обстановке, когда произносится заранее подготовленная речь, стенографическая запись ее при расшифровке и переводе в письменный текст неизбежно подвергается серьезному редактированию. Уже проведены исследования, например, устной научной речи и выявлены ее существенные отличия от письменного текста1.

Классифицируют написание обычно следующим образом.

Письмо для собственной тренировки, и с точки зрения графики, и с точки зрения орфографии и пунктуации, а также и так называемого развития речи. Здесь нет адресата, поэтому такая деятельность некоммуникативна.

Коммуникативное написание, если в том или ином тексте передается определенная информация для адресата. В сущности, когда прошел период обучения и мы уже овладели техникой письма, составление любого текста оказывается адресованным. О наличии мысленного адресата говорят нам художники слова, для них всегда реально ощущение будущего читателя, ответственность перед ним, и даже страх быть непонятым, и, разумеется, желание, чтобы он понял и принял... Но конечно, написание художественного текста — это совсем особая деятельность, для нас же, простых смертных, речевая деятельность написания гораздо проще. Хотя как знать! Некоторые частные письма могут служить образцом художественности.

Дневниковые записи, пометки для себя образуют такую разновидность письма, которое адресовано самому себе, значит, совпадают и пишущий, и читающий, но по времени речевая деятельность расходится — всегда сначала пишут, потом читают (а также перечитывают).

Классифицируют написание и по той цели, которую выдвигает на первый план пишущий. Так, пишут для сообщения основной смысловой информации. Это бывает, как правило, в деловых, официальных бумагах. Письменный текст может содержать инструкции, наставления, рекламу — это текст, побуждающий к действию.

Письменный текст, содержащий правила, законы, направлен на разрешения и запреты и определяет нормы нашего поведения в обществе.

В письменном тексте может содержаться запрос информации, ставиться проблема, адресат в таком случае устремляется на поиск истины.

К смысловой информации часто добавляется эмоциональная — о собственных чувствах, оценках, отношениях. Так поступают в частных письмах к близким людям. Нередко этот пласт информации оказывается основным, например в любовном письме.

Жанровых разновидностей письменных текстов множество, и все они связаны с целевой установкой автора, ориентацией на адресата и с другими общими правилами коммуникации.

По способу написания этот вид деятельности обычно классифицируется с учетом графических знаков — печатных и письменных букв, стенографических условных знаков; с точки зрения тщательности написания различают каллиграфию и скоропись. В школах наших детей уже не мучают чистописанием, современный человек довольно быстро переходит к пишущей машинке, а там и компьютер избавляет от прямого написания рукой. Почерк уже не в почете, умели бы мы на клавиши нажимать! Но получить диплом, важный документ, написанный каллиграфическим почерком, все же приятно, в нем что-то личностное, только тебе адресованное... Ведь написанный от руки документ подчеркивает его единичность, уникальную неповторимость.

Написание может быть полным или сокращенным. Так, например, записывая лекцию, составляя конспект, мы многое сокращаем. Но это все же черновик для нас. А есть и беловик, который удобен для использования. Значит, по степени готовности текста для прочтения различается черновая запись и беловая ее обработка.

Как видим, речевая деятельность под названием "письмо" ("написание") — достаточно разнообразная и сложная работа. Некоторые же люди профессионально специализируются именно в такого рода деятельности: стенографистки, машинистки, типографские и издательские работники, секретари (это главным образом с технической стороны), журналисты, писатели, ученые (это главным образом с творческой стороны).

Чтение — также сложный вид речевой деятельности. И опять-таки здесь есть чисто техническая сторона и сторона творческая. При чтении мы действуем в противоположном направлении: там мы закладываем, кодируем информацию в текст, а здесь — вынимаем, декодируем смысл из текста, хотя и там, и здесь имеем дело с письменной формой существования языка.

Для того, чтобы читать, надо этому научиться. Следовательно, есть чтение тренировочное, для выработки навыка, для скорочтения. Эта деятельность некоммуникативна, безадресна.

Важно заметить, что для другого человека деятельность при чтении минимальна — это чтение вслух в кругу близких людей или с эстрады. В основном же при извлечении информации из текста мы действуем для себя.

Целевая установка на получение информации из текста характерна для чтения научных, деловых произведений. Это зона разума. Чаще всего при этом осуществляются профессиональные обязанности. Но может быть чтение и для общего научного развития, познавательное чтение. Здесь неоценимую услугу читающим оказывает научно-популярная литература.

Чтение художественной литературы преследует другую цель — эстетическое наслаждение, развлечение, отдых. Но при этом, конечно, есть познание. Например, из исторического романа мы узнаем много нового об эпохе, стране, быте людей, их нравах и т.д. Меньше познания в поэзии, но зато несравненно больше эстетического удовлетворения. Это царство чувства.

Чтение классифицируют по скорости, тщательности, степени проникновения в текст, степени понимания всей глубины содержания. Различают чтение для общего впечатления — (просмотр текста), чтение для понимания общего содержания (знакомство с текстом), подробное чтение для извлечения максимума заложенного смысла (изучение текста). Как правило, специалисту в какой-либо области нужное ему произведение приходится читать не один раз. А может быть, и вынести собственное суждение, чтобы потом довести его до сведения других. Так оппонент читает диссертацию, а критик — роман. А к любимому художественному творению мы обращаемся несколько раз в жизни, вскрывая в нем все новые, ранее не понятые, не воспринятые смысловые пласты.

Наконец, к многообразной психической деятельности при чтении подключается и еще одна — запоминание. Так, школьник, студент старается запоминать куски текстов для ответа на уроке, на экзамене. Не забудем и об опасности — бывает бессмысленное запоминание, то, что называют зубрежкой. Однако мы запоминаем афоризмы, пословицы, эссе и т.д., чтобы при случае и к месту воспроизвести их, или постоянно носим в себе богатство — прекрасные стихи.

Типов текстов, которые подлежат прочтению, человечеством создано такое множество, что их трудно перечислить. Это научные произведения, учебники, словари; художественные произведения самых разных жанров; документы; письма, телеграммы; компьютерные программы (не всегда, правда, на естественном языке, но это дело будущего); плакаты, лозунги, афиши, рекламы. И у каждого типа текстов своя цель, свой адресат, способ прочтения, расшифровки, понимания.

До сих пор мы говорили о таких видах речевой деятельности, которые связаны с письменной формой существования языка.

Перейдем теперь к его устной форме. Говорение. Каждый по собственному опыту знает, что можно говорить совершенно по-разному в зависимости от мотива и цели, слушающего (или аудитории слушающих), обстановки, сферы деятельности, общественной, в том числе и профессиональной, среды. А можно говорить для себя, или что-то бормоча, или тренируя дикцию, связки, или вырабатывая красноречие. Это проговаривание чисто техническое, оно не предполагает слушателя, не сообщает ему каких-то сведений. Совсем другое дело, когда человек говорит для своего адресата, который может стать собеседником, партнером в речевых действиях.

Говорящий преследует определенную цель — сообщить новую смысловую, эмоциональную и другую информацию; выразить оценку и отношение к действительности; спросить о чем-либо, побудить собеседника к чему-то, дать руководство к действию, убедить в чем-либо, произвести впечатление на адресата, доставить ему удовольствие (неудовольствие), выразить свое к нему отношение и т.д. В зависимости от этого возникают высказывания-сообщения, высказывания-побуждения, высказывания-вопросы. Строятся многообразные тексты, и в них отражаются самые разные коммуникативные намерения говорящего: согласиться и отказаться, посоветовать, предупредить, потребовать и попросить, разрешить и запретить, усомниться и подтвердить, поблагодарить и пообещать и мн. др.

По способу осуществления говорение можно рассматривать с точки зрения громкости, быстроты и четкости произношения. Эти признаки устанавливаются не только с позиции индивидуальных особенностей говорящего, но и с позиции национально-специфичных и социально принятых закономерностей. Так, например, русским типичная французская речь воспринимается как слишком быстрая, а итальянская — как слишком громкая. Таким образом, существует "нормальная" для данного языка в данном социуме громкость и быстрота. Мы различаем громкое (с точки зрения нормы) говорение, например при большой аудитории или при удаленности собеседников, нормальное и тихое, в том числе и шепот. Различаем быстрое, нормальное и медленное говорение; четко артикулированное, которым пользуются, например, дикторы и лекторы, нормальное и нечеткое говорение. Заметим, что уместный выбор громкости, темпа и четкости произношения в зависимости от того, с кем и для чего мы говорим, имеет прямое отношение к культуре общения. Где-то неуместно кричать, а где-то шептать, одни условия требуют медленного и четкого проговаривания, другие допускают скороговорку...

Кроме перечисленного, важно иметь в виду, что можно говорить творчески, производя собственный текст, а можно, как упоминалось, воспроизводить в проговаривании чужой текст: выученное стихотворение или прозаическое произведение, цитировать какого-то автора. Произнесение в виде лекции или доклада заранее подготовленного собственного текста лежит посередине между непосредственным созданием текста при говорении и воспроизведением уже написанного. Сюда же относится и пересказ, более или менее "близкий к тексту". Если же лектор, докладчик говорит "по бумажке", не отступая от написанного, это всегда оценивается слушателями отрицательно.

Слушание. Слушать в нашей жизни не менее важно, чем говорить: через слух человек получает примерно 25 % всей информации об окружающем мире.

Люди слушают что-либо с разной целью. Прежде всего они хотят получить новую смысловую информацию. Таково слушание лекции, доклада, информации по радио и телевидению, выслушивание делового партнера и т.д. Нередко слушают и для получения эмоциональной, эстетической информации. Таково слушание стихов, художественных прозаических отрывков и т.д.

По способу осуществления различают сосредоточенное слушание, когда предельно включены механизмы внимания, и несосредоточенное, рассеянное слушание, когда человек чем-либо отвлечен.

Умение слушать — одно из самых сложных коммуникативных умений, непосредственно относящихся к культуре общения, поэтому об умении слушать и понимать партнера, вслушиваться и извлекать ту информацию, которую вложил в текст говорящий, а также правильно себя при этом вести мы еще будем говорить.

Говорение и слушание взаимосвязаны — одного не бывает без другого (за исключением случаев тренировки, о которой мы упоминали). Характер речевого взаимодействия партнеров приводит к разным типам устных текстов. В диалоге собеседников, при смене коммуникативных ролей "говорящий — слушающий", образуется вопросно-ответное взаимодействие, в котором может доминировать согласованность. Так возникает беседа, обсуждение. А может возникнуть и такое взаимодействие, в котором доминирует несогласие. Так возникает дискуссия, спор.

О культуре дискуссии надо говорить особо. Нередко приходится наблюдать такой публичный спор, в котором каждый из говорящих хочет прежде всего высказать, выразить себя, свою точку зрения, совершенно не прислушиваясь к партнеру и не принимая его позиции, при этом доходя и до агрессивных речевых приемов! Между тем дискуссия — это демократический способ соединения знаний в общий фонд, это сотрудничество во время выслушивания и высказывания различных точек зрения. Это прежде всего совместная деятельность для постижения истины! Ведь обсуждение проблемы под разными углами зрения может привести к такому решению, которое не по силам одиночке. Навязывание же большинству только одной точки зрения, одного взгляда противоречит самой природе дискуссии — коллективному (и конечно, уважительному) обсуждению противоположностей и противоречий, приведению в действие множества разумов для получения оптимального результата. Исследователи выделяют разные формы дискуссии: свободное обсуждение, дискуссия после лекции или доклада, общая дискуссия в печати по важным общественным проблемам, научный симпозиум, наконец — всемирный форум.

 

—————————————

 

1 Для интересующихся этим вопросом можно порекомендовать научный труд: Современная русская устная научная речь / Под ред. О.А. Лаптевой. Красноярск, 1985. Т. 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.